ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5491
Скачиваний: 11
Глава 9
331
формируются краевая психопатия и микросоциально-педагогическая
запущенность.
Синдром страхов.
В основе аффекта страха лежит пассивно-оборо-
нительный рефлекс, в детском возрасте он недостаточно заторможен
ввиду малого жизненного опыта и сравнительно легко проявляется.
Признаками патологических страхов являются беспричинность, несо-
ответствие интенсивности страхов силе раздражителя, длительность,
склонность к генерализации, нарушение общего состояния.
Выделяют 5 основных групп страхов в детском возрасте: навязчивые
страхи, страхи со сверхценным содержанием, недифференцированные
страхи, бредовые, ночные.
Навязчивые страхи
отличается конкретностью, простотой содержа-
ния, связаны с психотравмирующей ситуацией. Сопровождаются осоз-
нанием чуждости, болезненности, чувством внутренней несвободы и
желанием их преодолеть. Содержание зависит от возраста (страх ходь-
бы, острых предметов, закрытых помещений, страх покраснеть, страх
речи и т.п.) Встречается при неврозах и шизофрении.
Страхи со сверхценным содержанием
связаны с особым отношени-
ем к определенным объектам или предметам, которые первоначально
вызвали испуг. Они носят характер приступов, сопровождаются трево-
гой, вегетативными расстройствами, успокаивающее действие окружа-
ющих малоэффективно. Переживания страха не осознаются как болез-
ненные, отсутствует стремление к преодолению (страх грозы, одиноче-
ства, привидений, остановки сердца и т.п.). Встречаются при неврозах и
шизофрении.
бессодержательные страхи
— это прис-
тупы страхов с переживанием непреодолимой угрозы для жизни в соче-
тании с двигательным беспокойством и вегетативными расстройствами.
Тематики нет; «боюсь и все». Чаще встречается в младшем возрасте при
неврозах, шизофрении, органическом поражении
Страхи бредового содержания
отличаются переживанием скры-
той угрозы со стороны людей, животных, неодушевленных предметов,
сопровождаются подозрительностью. Тематика зависит от возраста
(обыденные предметы, водопроводные краны, персонажи фильмов,
тени, бандиты, наркоманы, в пубертате — ипохондрические пережива-
ния, негативное отношение к родителям). Встречается при шизофре-
нии.
Ночные страхи
бывают у 2-3 % детей школьного возраста — это ру-
дименты нарушения сознания. Могут иметь сверхценное содержание,
могут носить пароксизмальный характер. Встречаются при неврозах,
истерии, эпилепсии.
332 Психиатрия
Синдром патологического фантазирования
— необычно стойкие,
оторванные от реальности, причудливые по содержанию фантазии, соп-
ровождающиеся нарушением поведения. Содержание фантазий зави-
сит от возраста: 3-5 лет — стойкие игровые перевоплощения, 6-8 лет —
образные патологические фантазии. Образные фантазии активно вызы-
ваются ребенком, а сам процесс вызывает чувство удовольствия. Дети
представляют маленьких человечков, животных, играют с ними, путе-
шествуют, попадают в новые города и страны. В пубертатном возрасте
бывают фантазии в форме самооговоров, нередко носят детективно-
приключенческий характер.
9.3. СИНДРОМЫ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ,
ПРЕИМУЩЕСТВЕННО
В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Гебоидный синдром
характеризуется заострением и искажением
эмоционально-волевых особенностей личности в пубертатном перио-
де. Основной компонент — расторможенность и извращение прими-
тивных влечений, утрата и ослабление высших нравственных устано-
вок (добро и зло, дозволенное и недозволенное), притупление высших
эмоций, например чувства жалости, сострадания и т.п. В поведении от-
мечается склонность к антисоциальным поступкам и особая оппозици-
онностью к общепринятым взглядам и нормам. Развитию гебоидного
синдрома еще в детском возрасте предшествуют расстройства влече-
ний: садистические наклонности в виде желания делать назло близким,
причинять боль окружающим, мучить животных, стремление ко всему,
что вызывает брезгливость или отвращение у большинства людей.
У детей отмечается особое тяготение к эмоционально отрицательным
событиям: ссоры, драки, убийства, пожары. Патология влечений может
проявляться склонностью к воровству и бродяжничеству, прожорли-
востью.
Наиболее развернутым этот синдром наблюдается в пубертатном
возрасте, как правило, при дисгармонически протекающем пубертатном
кризе, особенно при ускоренном половом созревании. Патология влече-
ний выступает в форме повышенной сексуальности. Подростки изводят
и терроризируют членов семьи. Постепенно к расстройству влечений и
инстинктов присоединяются нарушения влечений в форме бродяжни-
чества, воровства, употребления алкоголя и токсикоманических ве-
ществ. Асоциальное поведение способствует снижению нравственных
установок, отказу от работы и учебы.
Глава 9 + 333
Гебоидный синдром может встречаться в рамках психопатии и орга-
нического поражения ЦНС, примерно к 20-25 годам его проявления
сглаживаются. При шизофрении симптоматика более стойкая и наблю-
дается до 30 лет.
Синдром дисморфофобии
— болезненная идея мнимого или необос-
нованного преувеличения имеющегося физического недостатка. Синд-
ром включает также идеи отношения, сниженное или депрессивное
настроение. Этот синдром наиболее характерен для пубертатного воз-
раста, но в ряде случаев может сохраняться до 30 лет. Эпизодические
дисморфофобические идеи, связанные со сверхценным отношением к
реальным недостаткам (невысокий рост, полные бедра), встречаются и
в норме, но они поддаются коррекции и не нарушают адаптацию. Выра-
женный синдром характеризуется неотступностью мыслей и представ-
лений о мнимом уродстве. Подросткам начинает казаться, что окружа-
ющие замечают их недостаток, смеются над ними. Появляются идеи от-
ношения, которые сопровождаются вербальными иллюзиями (в голо-
сах прохожих, в разговорах сверстников слышат насмешливые репли-
ки). Часто возникает
синдром зеркала.
Дисморфофобические проявле-
ния могут возникать в виде мыслей о дефекте отдельных функций: ур-
чание в животе, недержание газов и т.п.
Идеи физического недостатка сопровождаются пониженным и даже
тоскливым настроением, иногда с суицидальными мыслями. Меняется
поведение, подросток избегает людных мест, меняет прическу, чтобы
замаскировать дефект. Нередко обращается к хирургу-косметологу.
У старших подростков дисморфофобические переживания включа-
ют развернутую картину интерпретации характера мнимого дефекта,
его происхождение, влияние на весь организм. Возникновение синдро-
ма может быть постепенным или внезапным по типу озарения. Наблю-
дается у больных шизофренией, при неврозе навязчивости, истеричес-
ком неврозе. Достаточно стойкие расстройства возникают у подростков
с физическими недостатками (заячья губа, карликовый рост).
Синдром односторонних сверхценных интересов и увлечений
оп-
ределяется наличием связанных с болезненно усиленным влечением
сверхценных увлечений. Выделяют два типа синдромов.
Первый вариант.
В основе синдрома — сверхценная идеаторная, ин-
теллектуальная деятельность, например вопросы «о мировом созна-
нии», «вневременной морали». Этим вопросам уделяется большая часть
времени в ущерб досугу и учебе. Интеллектуальная деятельность имеет
непродуктивный характер, «болезненное мудрствование». Подростки
часами предаются размышлениям, однако, не проявляют стремления к
реализации своих мыслей. Характерен контраст между сложностью ув-
334 + Психиатрия
лекающих подростка проблем и детской ограниченностью запаса сведе-
ний, наивной упрощенностью подхода. В литературе это определяется
термином «философская интоксикация» («метафизическая интоксика-
ция»).
Вторая группа
синдромов сверхценных увлечений — те формы, при
которых ведущее значение занимают стремление к той или иной конк-
ретной деятельности «странные увлечения»: усиленные занятия прак-
тически не используемыми в жизни языками, физические упражнения
с целью укрепления связок опорно-двигательного аппарата рук.
Обычно этот синдром возникает в интервале
лет в рамках ши-
зофрении, психопатии шизоидного круга. Динамика различна, но во
всех случаях после 25 лет не встречается.
9.4.
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА.
ВАРИАНТЫ ПСИХООРГАНИЧЕСКОГО СИНДРОМА
У ДЕТЕЙ
Резидуально-органические расстройства представляют группу раз-
нообразных нервно-психических нарушений у детей и подростков, ко-
торые являются следствием закончившегося органического церебраль-
ного заболевания. Органический дефект может возникнуть как при
внутриутробном, перинатальном, так и раннем постнатальном повреж-
дении мозга. Внутриутробным считается поражение, возникшее до мо-
мента рождения ребенка, перинатальным — до 10-го дня после рожде-
ния. Ранний постнатальный период ограничивается одними авторами
первым годом жизни, другие включают сюда все те поражения, которые
возникают до 7-летнего возраста, т.е. до завершения созревания основ-
ных функциональных и морфологических структур мозга. В этиологии
резидуально-органических расстройств основная роль отводится фак-
торам неблагоприятного воздействия на плод в период беременности
(интоксикации, инфекции, гипоксии), родовым травмам черепа, асфик-
сии новорожденного, иммунологической несовместимости матери и
плода, а также постнатальным мозговым инфекциям, травмам и инток-
сикациям. Общим для этой группы расстройств, следует считать и веду-
щую роль «фактора времени» поражения развивающегося головного
мозга. Так, независимо от этиологии неблагоприятное воздействие во
второй половине внутриутробного периода приводит к формированию
грубой патологии, такой как церебральные параличи или осложненная
судорожными приступами олигофрения. Поражение мозга в первые го-
Глава 9
ды жизни сопровождается не столько общим недоразвитием, сколько
парциальными расстройствами некоторых высших свойств личности,
расстройствами побуждений и праксиса. Наконец, повреждение голов-
ного мозга
в младшем школьном и препубертатном возрасте
проявляет-
ся энцефалопатическими, прежде всего церебрастеническими,
подобными и психопатоподобными
Психоорганический (энцефалопатический) синдром.
Общую пси-
хопатологическую основу преимущественно энцефалопатических
форм
расстройств составляет психооргани-
ческий синдром. Он проявляется снижением памяти и интеллектуаль-
ной продуктивности, инертностью психических процессов, особенно
интеллектуальных, трудностью переключения активного внимания и
его узость, а также разнообразными аффективными нарушениями.
В одних случаях это раздражительность, возбудимость, лабильность
эмоций,
фон настроения, чередующийся с дисфориями,
в других — апатия, в третьих — безразличие. Кроме того, часто встреча-
ются расстройства волевой деятельности, усиление примитивных вле-
чений, повышенная психическая истощаемость. Все перечисленные на-
рушения свойственны и детям с психоорганическим синдромом. Одна-
ко в связи с морфологической незрелостью центральной нервной систе-
мы и ее интенсивным развитием, этот синдром у детей имеет ряд осо-
бенностей, свойственных тому или иному « уровню возрастного нерв-
но-психического реагирования». Для его обозначения нередко исполь-
зуют термин «минимальная мозговая дисфункция».
У детей моложе 4-5 лет проявления психоорганического синдрома
атипичны. На первый план выступают невропатические расстройства:
повышенная эмоциональная возбудимость, неустойчивость вегетатив-
ных реакций, нарушения сна нередко с извращением смены периодов
сна и бодрствования, пониженный аппетит, впечатлительность, боязли-
вость. Наблюдают некоторая задержка речевого развития, бедный запас
слов, слабая выраженность интеллектуальных интересов (к чтению ска-
зок, сюжетным играм), затруднения при запоминании детских стихов и
песен. Кроме того, отмечаются рассеянные неврологические симптомы.
Подобное состояние
Ковалев обозначил термином «невропатопо-
добный вариант психоорганического синдрома».
Начиная с 4-5-летнего возраста соматовегетативные расстрой-
ства отступают на второй план, и в структуре психоорганического
синдрома начинают доминировать эмоционально-волевые и двига-
тельные нарушения: раздражительность, импульсивность поведе-
ния, недостаточное чувство дистанции, назойливость, частые смены
настроения.