Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 11260

Скачиваний: 396

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

281

проведении психологического консультирования по вопросам, касающимся семьи и брака.

ПРИЕМ 

ОВЛАДЕНИЯ 

И 

ПРАКТИЧЕСКОГО 

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 

ПСИХОЛОГОМ-

КОНСУЛЬТАНТОМ  В  БЕСЕДЕ  С  КЛИЕНТОМ  ЕГО  собственного  ЯЗЫКА – прием,
заключающийся  в  том, что, уловив  из  разговора  с  клиентом особенности  его  речи (языка),
психолог-консультант далее начинает вполне сознательно им подражать, пользуясь теми же
самими словами, тем же стилем и тоном разговора, который характерен для клиента.

ПРИЕМ ПОСТАНОВКИ ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ ПЕРЕД

КЛИЕНТОМ - прием  психологического  консультирования, при  котором  психолог-
консультант, слушая исповедь клиента и как бы продолжая его мысль, стимулирует рассказ
клиента  о  своей  проблеме  путем  постановки  перед  ним  вопросов  типа: что? Как? Зачем?
Почему? И т.п.

ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЧЕЛОВЕКА – объективные

психологические и поведенческие признаки, по которым вполне определенно можно судить
об уровне развития у человека организаторских способностей.

ПРИНЦИП «ЗДЕСЬ  И  ТЕПЕРЬ» - правило  проведения  психологического  консультирования,

согласно которому сознание (внимание, память, воображение и мышление) клиента во время
проведения консультирования должно быть сосредоточены на том, что происходит в данный
момент времени, а не на том, что было в прошлом или может произойти в будущем. |

ПРИРОДНЫЙ  И  СОЦИАЛЬНО-ОБУСЛОВЛЕННЫЙ  ТИПЫ  ТЕМПЕРАМЕНТА  ЧЕЛОВЕКА –

два 

основных 

жизненных 

проявления 

темперамента 

человека, определяемые,

соответственно, по  природным  его  данным, свойствам  его  нервной  системы  и  по  внешне
наблюдаемому  поведению (социально-обусловленный  тип  темперамента). Природный  и
социально-обусловленный  типы  темперамента  могут  совпадать  и  расходиться  у  одного  и
того  же  человека  в  зависимости  от  ограничений, накладываемых  культурой, системой
воспитания на внешнее поведение человека в данном обществе.

ПРОБЛЕМА  КОММУНИКАТИВНОГО  свойства (КОММУНИКАТИВНАЯ  ПРОБЛЕМА

ЧЕЛОВЕКА) - социально-психологическая  проблема, возникшая  у  человека  в  его  личном
общении  с  людьми, препятствующая  установлению  с  ними  или  между  ним  и  другими
людьми нормальных личных и деловых взаимоотношений.

ПРОБЛЕМА ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО НЕДОМОГАНИЯ ЧЕ,-ЛОВЕКА – проблема, суть которой

заключается  в  том, что  клиент  часто  чувствует  себя  не  вполне  здоровым  физически  и  не
вполне благополучным в психологическом плане человеком, но точно не знает о подлинных
причинах своего недомогания и не в состоянии от него избавиться. Обращение за помощью к
профессиональным врачам ему, как правило, не помогает.

ПРОБЛЕМНОЕ  ИНФОРМИРОВАНИЕ  КЛИЕНТА (О  СУТИ  ЕГО  ПРОБЛЕМЫ) – объяснение

клиенту  сути  его  проблемы  во  всей  ее  сложности, при  котором  понимание  проблема!
психологом-консультантом и самим клиентом может как совпадать, так и расходиться.

ПРОБЛЕМЫ  МЕЖЛИЧНОСТНОГО  ХАРАКТЕРА - трудности, возникающие  у  человека  в  его

общении  с  людьми  и  касающиеся  установления  с  ними  нормальных  личных  и  деловых
взаимоотношений (то же, что и проблемы коммуникативной свойства).

ПРОБЛЕМЫ  МОТИВАЦИОННОГО  ХАРАКТЕРА - психологические  проблемы  клиента,

связанные  с  отсутствием  у  него  интересов, характерных  для  большинства  людей
соответствующего пола, возраста, социального положения. П.м.х. могут также проявляться в
чрезмерно сильном, необычном развитии у данного человека определенных потребностей и
интересов.

ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ЧЕЛОВЕКА -трудности, с которыми в работе и

в общении с людьми сталкивается человек, обусловленные особенностями его темперамента.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У КЛИЕНТА – программа,

совместно разработанная психологом-консультантом и клиентом и рассчитанная на развитие
у  клиента  организаторских  способностей (в  частности, способности  быть  хорошим
руководителем, организатором).

ПРОГРАММА 

РЕАЛИЗАЦИИ 

КЛИЕНТОМ 

РЕКОМЕНДАЦИЙ 

ПСИХОЛОГА-

КОНСУЛЬТАНТА - программа  самостоятельных  действий  клиента  по  выполнению
рекомендаций, полученных  при  консультировании  и  направленных  на  решение  его
проблемы.


background image

282

ПРОЕКЦИЯ – защитный  психологический  механизм, проявляющийся  в  том, что  человек,

имеющий какие-либо отрицательные качества личности, не признает их у себя и вместе с тем
необоснованно приписывает их другим людям.

ПРОТИВОРЕЧИЯ  В  ФАКТАХ, ПРОЯВЛЯЮЩИЕСЯ  НА  СТАДИИ  ИНТЕРПРЕТАЦИИ

ИСПОВЕДИ - одна  из  логических  ошибок, возникающих  в  процессе  интерпретации
психологом-консультантом  исповеди  клиента. При  этой  ошибке  психолог-консультант  не
замечает  противоречий  в  том, что  о  себе  и  о  своей  проблеме  говорит  клиент. В  итоге  эти
противоречия приводят к действенным, неправильным выводам о сути проблемы клиента и о
способах ее практического решения.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  КОМПЕТЕНТНОСТЬ  ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА – знания  и

практические  умения  психолога-консультанта, благодаря  которым  он  может  оказывать
действенную помощь клиентам в решении их жизненных, психологических проблем.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  ПОДГОТОВКА  ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА – знания, умения  и

навыки, необходимые  профессионально  подготовленному  психологу-консультанту  для
успешного выполнения своей работы.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ 

ПОДДЕРЖКА 

КЛИЕНТА 

СО 

СТОРОНЫ 

ПСИХОЛОГА-

КОНСУЛЬТАНТА - моральная  и  профессионально-психологическая  поддержка,
оказываемая  психологом-консультантом  не  вполне  уверенному  в  себе  клиенту  в  процессе
консультационной работы с ним.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ 

КАЧЕСТВА 

ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА – перечень

индивидуальных  психологических  качеств, которыми  должен  обладать  профессионально
подготовленный психолог-консультант.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ  ТРЕБОВАНИЯ  К  РАБОТЕ  ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА –

основные требования, предъявляемые к профессиональной работе психолога-консультанта.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ  ДОЛГ  ПСИХОЛОГА - обязанности  и  ответственность, которую  берет

на  себя  психолог-консультант  как  специалист  и  персонально  несет  за  принимаемые  им
решения, предпринимаемые действия тогда, когда он консультирует клиентов.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА  ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА  С  КЛИЕНТОМ –

специальная  работа  психолога-консультанта  с  клиентом, проводимая, как  правило, в  конце
психологической  консультации. Эта  работа  заключается  в  том, чтобы  научить  клиента
избегать возникновения новых психологических проблем в его жизни.

ПРОЦЕДУРА  АКТИВИЗАЦИИ  ПАМЯТИ  И  МЫШЛЕНИЯ  КЛИЕНТА – специальные  приемы,

применяемые  психологом-консультантом  во  время  исповеди  клиента, включая  прояснение
его  проблемы, выработку  рекомендаций  по  ее  решению. П.а.п. и  м.к. рассчитана  на
улучшение процессов припоминания и умственных возможностей клиента в то время, когда
он  рассказывает  психологу-консультанту  о  своей  проблеме  и  совместно  с  ним  ищет  ее
практическое решение.

ПРОЦЕДУРА  ВЫРАБОТКИ  У  КЛИЕНТА  УВЕРЕННОСТИ  В  ТОМ, ЧТО  ЕГО  ПРОБЛЕМА

БУДЕТ  УСПЕШНО  РЕШЕНА – процедура  психологического  консультирования, во  время
которой  психолог-консультант  убеждает  клиента  в  том,  что  его  проблема  будет  успешно
решена  при  условии  четкой  и  добросовестной  реализации  клиентом  полученных  от
психолога-консультанта рекомендаций.

ПРОЦЕДУРА  ВСТРЕЧИ  ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА  С  КЛИЕНТОМ – действия,

предпринимаемые психологом-консультантом в момент первой личной встречи с клиентом.

ПРОЦЕДУРА  КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ  -  группа  объединенных  друг  с  другом,  направленных  на

достижение одной, частной цели консультирования и, как правило, применяемых совместно
приемов психологического консультирования.

ПРОЦЕДУРА ОБЩЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНО ПОЛОЖИТЕЛЬНО НАСТРОЯ КЛИЕНТА - система

приемов, при  помощи  которых  психолог-консультант  настраивает  клиента  на  исповедь,
стремясь, в  частности, вызывать  и  поддерживать  у  него  хорошее  настроение  во  время
консультации.

ПРОЦЕДУРА ПОДКРЕПЛЕНИЯ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ) КЛИЕНТА – приемы, при

помощи  которых  психолог-консультант  эмоционально  поддерживает  клиента, особенно  на
стадии исповеди и в процессе ее совместной интерпретации.

ПРОЦЕДУРА ПОИСКА ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ И КЛИЕНТОМ ПРИЕМЛЕМОГО


background image

283

РЕШЕНИЯ  ПРОБЛЕМЫ  КЛИЕНТА  –  специальная  процедура,  при  помощи  которой
психолог-консультант, ведя  конструктивный  диалог  с  клиентом, совместно  с  ним  ищет
взаимно  приемлемое  решение  его  проблемы – такое, которое  устроило  бы  как  психолога-
консультанта, так и клиента.

ПРОЦЕДУРА  ПРОЯСНЕНИЯ  МЫСЛИ  КЛИЕНТА - высказывание  психолога-консультанта  во

время исповеди, в  котором  он своими  словами  повторяет, уточняет, конкретизирует мысль
клиента, помогая и ему самому сформулировать ее более определенно.

ПРОЦЕДУРА  РАЗЪЯСНЕНИЯ  МЫСЛИ  ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА  КЛИЕНТУ –

подробное  изложение  и  детальное  объяснение  психологом-консультантом  клиенту  тех
выводов  и  практических  рекомендаций, которые  он  хочет  предложить  клиенту  в  связи  с
возникшей у него проблемой.

ПРОЦЕДУРА  СНЯТИЯ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  БАРЬЕРА  У  КЛИЕНТА – совокупность

приемов, при помощи которых психолог-консультант в начале работы с клиентом старается
распознать  и  по  возможности  психологически  нейтрализовать  влияние  комплексов, снять
имеющийся у клиента психологический барьер в общении с психологом-консультантом.

ПРОЦЕДУРА  УБЕЖДЕНИЯ  КЛИЕНТА - система  логических  приемов, основанных  на

достоверных фактах и  убедительной логике доказательства, с помощью которых психолог-
консультант  убеждает  клиента  в  правильности  выводов  и  рекомендаций, касающихся
практического решения его проблемы.

ПРОЦЕДУРА  УТОЧНЕНИЯ  ДЕТАЛЕЙ  РЕШЕНИЯ, ПРИНЯТОГО (ПРИНИМАЕМОГО)

ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ  СОВМЕСТНО  С  КЛИЕНТОМ - обсуждение
психологом-консультантом  вместе  с  клиентом  деталей  принимаемого (принятого) решения
по проблеме клиента.

ПРОЦЕДУРА 

ЭМПАТИЧЕСКОГО 

СЛУШАНИЯ 

ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ

КЛИЕНТА - система приемов, при помощи которых психолог-консультант, слушая исповедь
клиента, старается  как  можно  лучше  понять  его  и  его  проблему, пытаясь  сопереживать,
сочувствовать клиенту, ставя себя на его место.

ПРОЦЕДУРА 

ОЦЕНИВАНИЯ 

РЕЗУЛЬТАТОВ 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ - приемы и способы,

при  помощи  которых  обычно  оцениваются  результаты  проведенного  психологического
консультирования  и  успешность  решения  проблемы, с  которой  клиент  обратился  в
психологическую консультацию.

ПРОЯСНЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА - уточнение деталей того, что на самом деле не вполне

благополучно у клиента и что составляет реальную психологическую проблему в его жизни.

ПСИХОГЕННЫЕ  ЗАБОЛЕВАНИЯ - заболевания, имеющие  все  признаки  реальной  болезни, но

вызванные  не  нарушениями  в  работе  организма, а  нарушениями  в  психике  человека, в
частности его взаимоотношений с окружающими людьми.

ПСИХОДИАГНОСТИКА – область  знаний  и  умений, связанных  с  созданием  и  применением  в

практике методов психологической диагностики, в частности психологических тестов.

ПСИХОДРАМА – один из видов группового социально-психологического тренинга, основанный

на  использовании  участниками  психотерапевтической (психокоррекционной) группы
элементов импровизированного спектакля на тему, связанную с психологической проблемой
одного из клиентов.

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ – одно  из  трех  основных  направлений  в  деятельности  практического

психолога (наряду  с  психодиагностикой  и  психологическим  консультированием),
включающее  в  себя  использование  психологических  методов  прямого  воздействия  на
клиента для исправления недостатков в его психологии или поведении.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  АДАПТАЦИЯ  ЧЕЛОВЕКА  В  СЕМЕЙНОЙ  ЖИЗНИ – приспособление

одного или обоих супругов к индивидуальным особенностям друг друга или к сложившимся
условиям семейной жизни.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ - состояние  клиента  и  соответствующая  обстановка,

при  которой  клиент  не  боится  быть  самим  собой, ведет  себя  достаточно  естественно  и
открыто, не опасается того, что его неправильно поймут или будут смеяться над ним.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИСТАНЦИЯ  МЕЖДУ  ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ  И

КЛИЕНТОМ - мера отчуждения друг от друга психолога-консультанта и клиента;


background image

284

своеобразное  психологическое  расстояние, на  котором  они  предпочитают  держаться  в
отношении друг друга в процессе проведения консультации.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  НЕПОДГОТОВЛЕННОСТЬ (НЕГОТОВНОСТЬ) ДЕТЕЙ  К  ОБУЧЕНИЮ

В  ШКОЛЕ - недостаточный  уровень  развития  у  детей  познавательных  процессов,
личностных  качеств  и  форм  межличностного  поведения  не  позволяющий  им  нормально
учиться в школе и успешно осваивать школьную программу.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  СЛУЖБА - общественная  организация, часть  структуры  общества,

сообщество людей, оказывающих профессиональные психологические услуги населению. П.
с. существует  как  официальная  часть  общества  и  включает  в  себя  профессиональных
психологов, оказывающих соответствующие услуги

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  СОВМЕСТИМОСТЬ  ЛЮДЕЙ - способность  двух  или  более  человек

устанавливать, сохранять  и  длительное  время  поддерживать  друг  с  другом  нормальные
личные и деловые взаимоотношения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ТРАВМА - функциональное (временное) нарушение  психики  человека,

вызванное  крайне  неблагоприятными  жизненными  обстоятельствами, которые  человек  с
трудом может пережить. П.т. может иметь для человека весьма далеко идущие последствия,
порождая, например, нервные и иные психогенные заболевания.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ - заметные отклонения в психологии и поведении человека

от  нормы, т.е. от  некоторого  среднего  уровня, характеризующего  многих, вполне
нормальных людей.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  НАГРУЗКИ - интенсивные  воздействия, оказываемые  на  психику

человека  и  вызывающие  у  него  повышенную  нервную  напряженность, а  также  довольно
сильные, трудно переносимые эмоциональные переживания.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ПОДКРЕПЛЕНИЯ (СТИМУЛЫ) - разнообразные  воздействия, как

правило  внешние, оказываемые  на  человека  для  того, что  поддержать  его, побудить  к
активным действиям, направленным на достижение цели.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ПОДКРЕПЛЕНИЯ  В  СИСТЕМЕ  МЕЖЛИЧНОСТНЫХ  ОТНОШЕНИЙ -

разнообразные  положительные  реакции  окружающих  людей  на  действия  данного  человека
при общении с ним. П.п. в с.м.о. могут быть, например, одобрением, поддержкой, оказанием
внимания, доверия к человеку, демонстрацией готовности прийти ему на помощь.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ПРИЧИНЫ  СНИЖЕНИЯ  РАБОТОСПОСОБНОСТИ – причины

понижения  работоспособности  человека, источником  которых  являются  неприятные
психологические  состояния  данного  человека  в  момент  выполнения  им  какой-либо
деятельности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  БАРЬЕР - внутренняя, психологическая  причина, препятствующая

человеку естественно, свободно и

раскованно вести себя на людях, в общении с ними в определенных жизненных ситуациях.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ  КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ - практическое  оказание  действенной

психологической помощи советами и рекомендациями людям, нуждающимся в этой помощи,
со стороны профессионально подготовленных специалистов, психологов-консультантов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ - психологическое состояние человека, проявляющееся в

его  излишней  психологической  напряженности  во  время  разговоров  с  людьми  или  при
выполнении какой-либо деятельности. Состояние п.н. ведет обычно к разного рода ошибкам,
к неправильным действиям, к неточным реакциям на происходящее, порождает неприятные
эмоциональные переживания и неудовлетворенность человека.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ (ПСИХОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ) ИНФОРМИРОВАНИЕ  КЛИЕНТА -

передача  психологом-консультантом  клиенту  полезных  для  его  жизни  психологических
знаний, самостоятельно  пользуясь  которыми, клиент  в  состоянии  оказывать  себе  самому  и
другим людям первичную психологическую помощь.

ПСИХОЛОГИЯ  РАЗВИТИЯ – часть  психологической  науки, касающаяся  законов

психологического, в частности возрастного, развития человека.

ПСИХОЛОГИЯ  СЕМЬИ – система  знаний, включающих  психологию  семейных  отношений, а

также систему методов решения внутрисемейных психологических проблем.

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ - область психологических исследований, связанных с изучением

психологических явлений, возникающих в системах управления организациями и людьми.


background image

285

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ЭКСПЕРТИЗА - процедура  проведения  комплексного,

психолого-педагогического  изучения  какой-либо  проблемы. В  итоге  проведения  п.п.э.
вырабатывается  обычно  квалифицированное  решение  соответствующей  проблемы  с
одновременным участием в его выработке как педагогов, так и психологов.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – разновидность психологического

консультирования, связанная с решением вопросов обучения и воспитания детей.

ПСИХОТЕРАПЕВТ – профессиональный  медицинский  работник, врач, специализирующийся  в

области  диагностики  и  лечения  нервных  и  психических  заболеваний, применяющих  для
этого по преимуществу методы психологии.

ПСИХОТЕРАПИЯ – часть медицинской и одновременно психологической (психокоррекционной)

практики, связанной с применением психологических знаний и методов для диагностики и
лечения разного рода заболеваний.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ – область  науки, пограничная  между  психологией  и  физиологией

организма. В 

п. изучаются 

преимущественно 

связи, существующие 

между

психологическими  явлениями  и  физиологическими  процессами, происходящими  в
организме и в мозге человека.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  ЧЕЛОВЕКА – основные

направления  и  способы  улучшения  умственных  способностей  человека, основанные  на
знании и практическом использовании законов формирования и развития его интеллекта.

РАЗОЧАРОВАНИЕ – неприятное  психологическое  состояние, эмоциональное  переживание

человека, связанное с какой-либо серьезной жизненной неудачей.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ – защитный  психологический  механизм, целенаправленная  попытка

человека  разумно объяснить  и оправдать  какое-либо свое действие, которое на  самом  деле
не поддается вполне разумному объяснению и безусловному оправданию.

РАЦИОНАЛЬНОЕ  РАСПРЕДЕЛЕНИЕ  ОБЯЗАННОСТЕЙ  МЕЖДУ  ЛЮДЬМИ – наиболее

правильное, оптимальное  распределение  обязанностей  между  людьми  в  каком-либо
коллективе, обеспечивающее эффективную совместную деятельность этих людей. Р.р.о.м.л.
основывается  на  соблюдении  принципов  справедливости, равномерности  нагрузки  между
этими людьми.

РЕАЛЬНОСТЬ  ПРОБЛЕМЫ  КЛИЕНТА - соответствие  той  проблемы, о  которой  клиент

рассказывает  психологу-консультанту, действительному  положению  дел. Проблема,
обозначенная  клиентом, считается  реальной, если  она  на  самом  деле  есть  у  него  и  не
является вымышленной.

РЕВНОСТНЫЕ  ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ  ОТНОШЕНИЯ - отношения  между  членами  семьи, при

которых  одни  из  них  требуют  от  других, чтобы  их  личное  отношение  к  кому-либо  было
таким  же, как  и  их  собственное  отношение  или  соответствовало  отношению  со  стороны
других членов семьи.

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ  ЖУРНАЛ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  КОНСУЛЬТАЦИИ – специальный

журнал, имеющийся  в  психологической  консультации, в  который  заносятся  данные  о
клиентах, обратившихся  за  помощью  в  психологическую  консультацию, о  работающих  с
ними  психологах-консультантах, о  месте  и  времени  проведения  психологической
консультации.

РЕГРЕССИВНЫЕ  ИЗМЕНЕНИЯ  В  ЛИЧНОСТИ  И  В  ПОВЕДЕНИИ  ЧЕЛОВЕКА -

неблагоприятные  изменения  в  личности  и  в  поведении  человека, проявляющиеся  в
отставании его развития и в переходе на более низкий уровень психологиче

1

-ского развития.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – конечный  итог

психологического  консультирования, его  практический  результат  в  плане  решения
проблемы, с которой клиент обратился в психологическую консультацию.

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ  ЭТАП  ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ - четвертый

этап  психологического  консультирования, на  котором  психолог-консультант  вместе  с
клиентом находят и уточняют практические рекомендации по решению проблемы клиента.

РЕЛЕВАНТНЫЕ  ОБЩЕНИЮ  С  ЛЮДЬМИ  ЧЕРТЫ  ХАРАКТЕРА  ЧЕЛОВЕКА – такие  черты

характера человека, от которых зависят его успехи и неудачи в практике общения с людьми в
различных жизненных ситуациях.

РЕФЛЕКСИЯ  (В  ПРОЦЕССЕ  ОБЩЕНИЯ  С  ЛЮДЬМИ)  -  осознание  человеком  своих  действий,