Файл: Майерс Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 13342

Скачиваний: 40

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

враждебность, чем до них (Arms et al., 1979; Goldstein & Arms;
Russell, 1983). Похоже, что даже война не способствует сбросу
агрессивной энергии: количество убийств в стране, пережившей
войну, возрастает (Archer & Gartner, 1976).

В ходе лабораторной проверки гипотезы катарсиса,

выполненной Джеком Хокансоном и его коллегами, выяснилось:
когда её участникам, студентам Университета штата Флорида,
разрешали ответить на провокацию, их возбуждение (оно
оценивалось по артериальному давлению) действительно
проходило быстрее (артериальное давление быстрее приходило
в норму) (Hokanson et al., 1961; 1962a, b; 1966). Однако это
успокаивающее влияние мести проявлялось только в
определенных условиях: когда им предоставлялась возможность
отомстить именно реальному провокатору, а не просто сорвать
свою злость на ком-либо. Более того, месть должна быть
оправданной, а её объект – не таящим в себе угрозы, чтобы
отомстивший потом не мучился угрызениями совести и не
волновался по поводу возможных последствий.

«Тот, кто позволяет себе агрессивные жесты, усиливает свой

гнев.

Чарльз Дарвин

, Выражение эмоций у человека и

животных, 1872»

Приводят ли подобные «выбросы агрессии» к её снижению в

будущем? Согласно результатам некоторых экспериментов –
нет; возможность освободиться от агрессивных эмоций
приводила к ещё большей агрессивности. Эббе Эббесен и его
коллеги опросили 100 инженеров и техников вскоре после того,
как их предупредили о предстоящем увольнении (Ebbesen et al.,
1975). Некоторым из них были заданы вопросы,
предоставлявшие им возможность выразить негативное
отношение к работодателю или супервизорам, например такой:
«Можете ли вы привести примеры, как вам кажется,
несправедливого отношения компании к вам?» В дальнейшем
респонденты заполняли опросник, предназначенный для оценки
их отношения к компании и к супервизорам. Улучшилось ли оно
благодаря предоставленной им ранее возможности излить свои


background image

негативные чувства к ним? Ничего подобного: их враждебность
усилилась. Выраженная враждебность порождает ещё б

о

льшую

агрессивность.

Проблема крупным планом.

Катарсис: взгляд клинического

психолога

Джон Бредшоу в своем бестселлере «Возвращение в детство:

как нам перевоспитать и победить ребенка, который все ещё
живет в нас» детально описывает несколько своих
воображаемых способов: попросить у него прощения, расстаться
с собственными родителями и найти себе других (как Иисус
Христос), устроить порку этому ребенку, написать рассказ о
своем детстве. Все эти способы, объединенные общим термином
«катарсис», предполагают эмоциональную вовлеченность в
травматичные события, имевшие место в прошлом. Катарсис –
сильное переживание, и наблюдающий за ним способен
пережить потрясение. Слезы, гнев, обращенный на давно
умерших родителей, утешение того травмированного
маленького мальчика, которым ты когда-то был, – все это
волнует. И нужно быть каменным изваянием, чтобы не
растрогаться до слез. Потом в течение многих часов ты
чувствуешь очищение и покой, – возможно, впервые за много
лет. Пробуждение возвращает к реальности, и все начинается
сначала, и маячат новые расставания с детством.

Как терапевтический метод катарсис использовался более 100

лет. Когда-то он был основой психоаналитического лечения, но
это время прошло. Его основное достоинство – приятные
воспоминания о нем. Его основной недостаток – отсутствие
доказательств того, что он «работает». Когда вы пытаетесь
оценить, насколько он нравится людям, вы слышите очень
высокие оценки. Но когда вы пытаетесь понять, изменилось ли
что-нибудь, оказывается, что катарсис – пустое дело.

(

Источник

: Martin E. P. Seligman.

What You Can Change and

What You Can't: The Complete Guide to Successful Self-
improvement

, Alfred A. Knopf, 1994, p. 238-239.)


background image

---

«В США массовые волнения 1967 и 1968 гг. произошли в тот

самый момент, когда стал очевидным разрыв между растущими
ожиданиями и возрастающими, но неадекватными расходами
богатого общества на социальные нужды.

Джесси Джексон

,

1981»

Нечто подобное вам уже приходилось слышать, не так ли?

Вспомните главу 4: проявления жестокости формируют
установки на жестокость. Более того, как нам известно из
анализа экспериментов Стэнли Милгрэма, в которых он изучал
подчинение, незначительные проявления агрессивности
способны порождать самооправдание. Люди умаляют
достоинства своих жертв, оправдывая тем самым дальнейшие
агрессивные действия в отношении них. Даже если иногда месть
(на какое-то короткое время) и снимает напряжение, в конечном
счете она «повышает порог дозволенности». Даже когда люди,
которых провоцируют на агрессию, в ярости молотят
боксерскую грушу,

полагая

, что наступит катарсис, реальный

результат диаметрально противоположен ожидаемому: их
агрессивность возрастает (Bushman et al., 1999, 2000). «На
память приходит старый анекдот, – пишет Бушман (Bushman,
1999). – “Как вам удалось попасть на сцену Карнеги Холла?” –
“Практика, практика, практика”. – “Как вас угораздило стать
таким злюкой?” Ответ точно такой же: “Практика, практика,
практика”«.

Значит ли это, что мы должны копить гнев и подавлять

вспышки агрессивности? Вряд ли, потому что молчаливая
угрюмость неэффективна, ибо она позволяет нам в мыслях
продолжать неприятный для нас разговор и возвращаться к
своим обидам. К счастью, существуют неагрессивные способы
выражения наших чувств и информирования окружающих о
том, как влияет на нас их поведение. Представители разных
культур имеют возможность так выражать свое неудовольствие,
что акцент приходится не на порицание окружающих за их


background image

действие, а на отношение к ним самого говорящего: «Я
сержусь» или «Меня раздражает, что ты оставляешь грязную
посуду». Такой способ информирования о собственных чувствах
лучше, потому что он позволяет тому, кому адресовано
сообщение, позитивно отреагировать на него (Kubany et al.,
1995). Настаивать на своем можно и не прибегая к агрессии.

ПОДХОД, ОСНОВАННЫЙ НА СОЦИАЛЬНОМ НАУЧЕНИИ

Если агрессивное поведение – результат научения, значит,

есть надежда на то, что его можно контролировать. Давайте, не
вдаваясь в подробности, рассмотрим факторы, влияющие на
агрессию, и подумаем о том, можно ли их нейтрализовать.

Такие аверсивные переживания, как фрустрация вследствие

неоправдавшихся ожиданий и личные оскорбления словом или
действием, создают предрасположенность к враждебной
агрессии. Следовательно, мудро поступает тот, кто
воздерживается от внушения людям таких ожиданий, которые,
скорее всего, никогда не реализуются. На инструментальную
агрессию влияют ожидания определенных вознаграждений и
выгод. А это значит, что следует вознаграждать неагрессивное
поведение и сотрудничество. В лабораторных условиях дети
тогда начинают вести себя менее агрессивно, когда
наблюдавшие за ними взрослые игнорировали агрессивные и
подкрепляли неагрессивные поступки (Hamblin et al., 1969).
Наказание агрессоров в большинстве случаев менее эффективно.
Угроза наказания предотвращает агрессию только в идеальных
условиях, когда наказание является сильным, незамедлительным
и соразмерным проступку, когда оно сочетается с
вознаграждением за желательное поведение и когда тот, кого
наказывают, не злится (R. A. Baron, 1977). Если эти условия не
соблюдены, агрессия может проявиться. Это наглядно
проявилось в 1969 г., когда полицейские Монреаля устроили 16-
часовую забастовку, и в 1992 г., когда во время беспорядков в
Лос-Анджелесе телекамеры, установленные на борту вертолета,
показали кварталы, покинутые полицейскими. В обоих случаях


background image

бесчинства продолжались до тех пор, пока полиция не
вернулась к исполнению своих обязанностей.

Однако эффективность наказания небеспредельна. В

большинстве случаев агрессивные действия, которые могут
стоить жизни тому, против кого направлены, импульсивны, это
так называемая «горячая агрессия» – результат ссоры,
оскорбления или нападения. Следовательно, наш долг –

предупредить

агрессивные действия, предотвратить их.

Необходимо учить людей неагрессивным способам разрешения
конфликтных ситуаций. Если бы «смертельная агрессия» была
исключительно спланированной и инструментальной, можно
было бы надеяться на то, что мы избавим себя от повторения
подобных проявлений, сурово наказав совершившего её
преступника. Если бы это было так, то в тех штатах, где
существует смертная казнь, уровень преступности был бы ниже,
чем в штатах, где её нет. Но в нашем мире «горячих» убийств
это не так (Costanzo, 1998).

Родительские наказания тоже могут иметь негативные

побочные эффекты. Наказание – это аверсивная стимуляция, оно
моделирует именно то поведение, которое пытается
предотвратить. Оно также и принудительно по своей сути
(вспомните, что мы редко соглашаемся с навязанными нам
действиями, даже если объективно они вполне оправданны).
Именно поэтому агрессивные подростки и родители, склонные к
жестокому обращению с собственными детьми, так часто
оказываются выходцами из семей, в которых дисциплину
поддерживали с помощью суровых физических наказаний.

Чтобы мир, в котором мы живем, стал добрее, с ранних лет

нужно демонстрировать людям образцы гуманного поведения и
сотрудничества и вознаграждать за подобные проявления, а
начать, возможно, следует с того, чтобы научить родителей
воспитывать дисциплинированность, не прибегая к насилию.
Специальные обучающие программы учат родителей
подкреплять желательные поступки детей и формулировать свои
обращения к ним не в отрицательной, а в утвердительной форме