Файл: Майерс Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 13747

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

РЕЗЮМЕ

Улучшают ли материализм и потребление эмоциональное

состояние людей? Если судить по тому, что студенты колледжей
считают нравственными ценностями, и по той «лихорадочной
погоне» за роскошью, которой отмечен конец XX в. в Америке,
американцы – и в меньшей степени граждане других стран
Запада – живут в эпоху материализма.

Правда ли, что благополучие зависит от богатства? Люди,

живущие в богатых странах, действительно более счастливы и
больше удовлетворены своей судьбой, чем люди, живущие в
бедных странах, однако при переходе от относительно богатых
стран к очень богатым корреляция между богатством и
благополучием ослабевает. А как обстоят дела в пределах одной
страны? Можно ли сказать, что богатые счастливее тех, кто
принадлежит к рабочему классу? В известной мере, да, но и в
данном случае наблюдается то же самое: с определенного
момента увеличение доходов перестает приносить дивиденды в
виде высокой удовлетворенности жизнью и большего
благополучия, о чем свидетельствуют результаты опросов очень
богатых людей и тех, кому повезло выиграть крупную сумму
денег в лотерею. Как повлиял на людей экономический рост?
Сделал ли он их более счастливыми? Ничуть. Об этом можно
судить на основании того, что после 1960 г., когда страна
богатела, число людей, считающих себя счастливыми,
несколько уменьшилось, а число страдающих депрессией
возросло.

Два принципа помогают понять, почему материализм не

способен принести удовлетворение: феномен адаптации к
определенному уровню и социальное сравнение. Мы быстро
привыкаем к растущим доходам и к растущему потреблению. И,
сравнивая себя с другими, можем решить, что в нашей
собственной жизни ничего не изменилось.

ПОСТСКРИПТУМ АВТОРА

Послесловие


background image

Если вы прочитали всю эту книгу от начала до конца, значит,

ваше знакомство с социальной психологией состоялось. В
предисловии я выразил надежду на то, что моя книга «будет
одновременно и строго научной и человечной, безупречной с
точки зрения представленного в ней фактического материала и
увлекательной». Вам, а не мне судить о том, смог ли я
реализовать этот замысел. Но я должен признаться, что работа
над книгой доставила мне, её автору, большое наслаждение.
Если и вам, моим читателям, она принесет хотя бы часть того
удовольствия, пользы и удовлетворения, которые принесла мне,
моя радость будет ещё больше.

Я убежден, что знание социальной психологии способно

обуздать интуицию критическим мышлением, иллюзии –
пониманием, а склонность к поспешным суждениям –
сочувствием. В 13 главах этой книги и в модулях изложены
представления социальных психологов об установках и
убеждении, о любви и ненависти, о конформизме и
независимости. Мы попытались ответить на некоторые
увлекательные вопросы. Как установки влияют на поведение и
как они зависят от него? Почему в одних случаях люди
помогают, а в других – вредят друг другу? Что порождает
социальные конфликты и что нужно сделать для того, чтобы
кулак разжался и превратился в ладонь, протянутую для
рукопожатия? Ответы на эти вопросы расширяют наш кругозор.
А как говорил Оливер Уэнделл Холмс, «сознание, обогащенное
какой-то значительной мыслью, больше никогда не
возвращается в исходное состояние». Я сам убедился в этом на
собственном опыте. Возможно, вы согласитесь со мной, когда
станете образованными людьми благодаря этому курсу и
другим.

Дэвид Дж. Майерс

,

davidmyers.org


background image

ГЛОССАРИЙ

Автокинетическое движение

(

Autokinetic phenomenon

).

Самодвижение (от греческих слов

auto –

«само» и

kinçticós –

движение). Кажущееся движение светящейся точки в темноте.
Возможно, вам самим приходилось испытывать нечто подобное:
вы думали, что увидели в небе летящий спутник, но позднее
поняли, что это была просто одинокая звезда.

Агрессия

(

Aggression

). Физическое или вербальное

поведение, цель которого – причинение вреда кому-либо. В
лабораторных экспериментах агрессивность проявляется в
причинении физической боли (удар электрическим током) или в
высказываниях, оскорбительных для того, в чей адрес они
направлены. Согласно этому социально-психологическому
определению, человек может быть социально настойчивым, но
совершенно не агрессивным.

Альтруизм

(

Altruism

). Готовность к оказанию бескорыстной

помощи без оглядки на собственные эгоистические интересы.

Арбитраж

(

Arbitration

). Разрешение конфликта при участии

третьей, нейтральной, стороны, изучающей позиции и интересы
обеих сторон и принимающей решение, которое они обязаны
выполнять.

Аутгруппа

(

Outgroup

). Представители какой-либо чужой

группы («они»), которые воспринимаются как существенно
отличающиеся от «своих».

Бихевиоральная медицина

(

Behavioral medicine

).

Междисциплинарная область науки, интегрирующая и
применяющая на практике бихевиоральные и медицинские
знания о здоровье и болезни.

Бихевиоральное подтверждение

(

Behavioral confirmation

).

Тип самореализующихся прогнозов, отличающийся тем, что
социальные ожидания людей заставляют их вести себя таким
образом, что оправдываются ожидания окружающих, связанные
с ними.


background image

Близость территориальная

(

Proximity

). Территориальная

близость (более точный термин – «функциональное
расстояние») – очень надежный прогностический параметр
взаимной симпатии людей.

Боязнь оценки

(

Evaluation apprehension

). Неравнодушие к

тому, как нас оценивают окружающие.

Бытовой реализм

 (

Mundane realism

). Степень внешнего

соответствия эксперимента реальным житейским ситуациям.

Взаимность самораскрытия

(

Disclosure reciprocity

).

Соответствие искренности и откровенности одного собеседника
искренности и откровенности другого.

Взаимодействие

(

Interaction

). Влияние, которое оказывает

один фактор (например, биологический) на другой (например,
на окружающую среду).

Взаимодополнительность

(

Complementarity

).

Распространенная точка зрения на взаимоотношения двух
людей, согласно которой каждый из них ищет в другом то, чего
нет у него самого. Спорная гипотеза взаимодополнительности
исходит из того, что «противоположности притягиваются» и
дополняют друг друга.

Внутригрупповая пристрастность

(

Ingroup bias

).

Склонность к необъективной оценке собственной группы.

Возврат к среднему

(

Regression toward the average

).

Статистическая тенденция, проявляющаяся в том, что
экстремальное поведение индивидуума или его экстремальные
оценки возвращаются на свойственный ему средний уровень.

Возможные Я

(

Possible selves

). Образы, которым мы хотели

бы или боимся соответствовать в будущем.

Враждебная агрессия

(

Hostile aggression

). Агрессия,

являющаяся следствием злости и совершаемая для её
демонстрации (также называется аффективной агрессией).


background image

Выделение подтипов

(

Subtyping

). Выделение в отдельную

группу индивидов, не соответствующих нашим стереотипным
представлениям о той большой группе, к которой они
принадлежат (например, «чернокожие представители среднего
класса», «женщины-феминистки» и т. д.). Выделяя подтипы, мы
защищаем свои предвзятые мнения.

Гендер

(

Gender

). В психологии – биологические или

социальные характеристики, с помощью которых людей
определяют как мужчин и женщин. Поскольку «пол» является
биологической категорией, социальные психологи иногда
говорят о биологически обусловленных различиях между
мужчинами и женщинами как о «половых различиях».

Гендерная роль

(

Gender role

). Поведенческие ожидания

(нормы), которые окружающие связывают с мужчинами и с
женщинами.

Гипотеза

(

Hypothesis

). Подлежащее экспериментальной

проверке предположение о возможном существовании связи
между разными событиями.

Группа

(

Group

). Два человека (или более), которые

взаимодействуют друг с другом дольше, чем несколько
мгновений, влияют друг на друга и воспринимают себя как
«мы».

Групповая поляризация

(

Group polarization

). Вызванное

группой усиление тенденций, ранее присущих её членам; не
раскол, а усиление

средней

тенденции членов группы.

Двухступенчатый коммуникационный поток

(

Two-step

flow of communication

). Распространенный способ реализации

влияния средств массовой информации, отличающийся тем, что
проводниками этого влияния в массы становятся так
называемые «лидеры мнения», которые в дальнейшем влияют на
остальных.

Двухфакторная теория эмоций

(

Two-factor theory of

emotion

). Теория, согласно которой, если верно, что любовь-