Файл: Майерс Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 13759

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

По данным немецкого психолога Фрица Штракка и его коллег, люди,

сжимающие авторучку зубами (в данном случае работают мышцы,

«ответственные» за улыбку), находят карикатуры более смешными, чем

люди, сжимающие её губами (при этом работают мышцы,

несовместимые с улыбкой). (

Источник

: Strack et al., 1988)

Этот феномен знаком всем нам. Если в тот момент, когда мы

раздражены, раздается телефонный звонок или кто-то приходит,
наше поведение становится участливым и вежливым: «Ну, как
дела?» – «Все нормально, спасибо. А вы как?» – «Да вроде
ничего…» Если испытываемые нами чувства не очень сильны,
подобное дружелюбие способно в корне изменить всю
установку: трудно одновременно и улыбаться, и чувствовать
раздражение. Не исключено, что когда Мисс Вселенная
ослепляет нас своей улыбкой, она всего лишь хочет поднять
свое собственное настроение. Роджерс и Хаммерштейн считают,
что можно избавиться от чувства страха, если начать
«насвистывать веселую мелодию». Действия способны
«запустить» эмоции.

(– Я пою не потому, что счастлива. Я счастлива потому, что пою.)

Самовосприятие в действии

Иногда эффект самовосприятия проявляется и в

последующем поведении. Люди, которые были вынуждены
вести себя непринужденно и быть разговорчивыми (во время


background image

интервью), впоследствии способны демонстрировать большую
открытость и коммуникабельность (Schlenker et al., 1994; Tice,
1992). Ведите себя, как общительный человек, и вы можете
стать более общительным.

Даже походка может повлиять на самочувствие. Когда вы

дочитаете эту главу, встаньте и походите минуту мелкими,
семенящими шагами, глядя себе под ноги. Это прекрасный
способ вогнать себя в депрессию. «Просидите целый день в
скорбной позе, вздыхая и отвечая на все вопросы мрачным
голосом, и вам станет ещё тоскливее», – писал Уильям Джеймс
(James, 1890, р. 463). Хотите почувствовать себя лучше?
Походите в течение минуты широким шагом, размахивая
руками и глядя вперед. Участникам эксперимента, проведенного
Сарой Содграсс, это удалось (Snodgrass, 1986). А вам?

«Я могу наблюдать за собой и за своими действиями так,

словно речь идет о ком-то другом.

Анна Франк

, Дневник

маленькой девочки, 1947»

Если внешние проявления эмоций влияют на сами эмоции,

можно ли, копируя окружающих, понять, что они чувствуют?
Результаты эксперимента, проведенного Катрин Бернс Вон и
Джоном Ланцеттой, позволяют ответить утвердительно
(Katherine Burns Vaughan & Lanzetta, 1981). Участники этого
эксперимента, студенты Дартмутского колледжа, должны были
наблюдать за человеком, получавшим удары электрическим
током. Некоторых наблюдателей просили в момент удара
изобразить на лице боль. Если правы Фрейд и другие психологи
и если выражение эмоций действительно ведет к освобождению
от них, внешнее проявление боли должно «облегчить душу»
(Cacioppo et al., 1991). На самом же деле наблюдатели,
изображавшие на лицах боль, при каждом ударе током потели
интенсивнее, чем остальные наблюдатели, и частота пульса
была у них выше. Очевидно, что эти наблюдатели, изображая
эмоции другого человека, почувствовали к нему большую
эмпатию. Мораль: если хотите понять, что чувствует другой


background image

человек, пусть ваше лицо, как зеркало, отразит выражение его
лица.

Естественное подражание и «эмоциональное инфицирование».

Синхронизируя свои позы и движения подобно тому, как это делают

участники эксперимента проведенного Фрэнком Берньери и его

коллегами и записанного на видеопленку, люди ощущают большую

взаимную гармонию

Для этого не нужно прилагать никаких специальных усилий.

Наблюдая за лицами окружающих, их позами и голосами, мы
естественно и бессознательно шаг за шагом повторяем их
реакции (Hatfield et al., 1992). Мы синхронизируем свои
движения, позы и интонации с их движениями, позами и
интонациями, что помогает нам «настроиться на волну их
эмоций». Это также способствует «эмоциональному
инфицированию» и помогает понять, почему общение со
счастливыми людьми улучшает настроение, а с несчастными –
ухудшает его (Модуль А).

Выражение лица влияет также и на наши установки. Это

доказали Гэри Уэллс и Ричард Петти, проведя неординарный
эксперимент, участники которого, студенты Университета
Альберты [Альберта – провинция в Канаде. –

Примеч. перев.

],

«проверяли работу наушников»: они слушали передовую статью
из газеты, которую читал диктор радио, и должны были
утвердительно кивать или отрицательно качать головой. Кто
был более других согласен с содержанием статьи? Те, кто кивал
утвердительно. Почему? Уэллс и Петти пришли к выводу о том,
что согласие (позитивные мысли) совместимо с движениями
головы в вертикальной плоскости и несовместимо с движениями
в горизонтальной. Проверьте это на себе, слушая кого-либо.


background image

Когда вы чувствуете большее согласие с говорящим? Когда
киваете головой или когда качаете ею?

«Если в знак согласия вам кивают головой, значит, вы не в

Болгарии, ибо в Болгарии это означает «нет».»

Еще более забавный эксперимент был проведен Джоном

Качоппо и его коллегами (Cacioppo et al., 1993). Они просили
испытуемых оценить китайские иероглифы, одновременно
поднимая руки вверх (словно поднося еду ко рту) или опуская
их вниз (словно отталкивая от себя кого-то или что-то). Как вы
думаете, какие движения «породили» самые высокие рейтинги?
Конечно, первые. (Попробуйте приподнять стол, подложив под
столешницу повернутые вверх ладони, а потом надавите на нее
ладонями. Какое из этих движений вызвало у вас более
положительные чувства? Может быть, именно этот феномен,
заключающийся в том, что движения влияют на чувства, и
объясняет, почему люди лучше чувствуют себя на тех приемах,
где им приходится держать в руках тарелку с закусками или
бокал?) Студенты Вюрцбургского университета – участники
эксперимента, проведенного Роландом Ньюманном и Фрицем
Штракком, – должны были на скорость распознавать разные
слова как негативные или позитивные (Neumann & Strack, 2000).
Каждый студент реагировал на слова, нажимая левую или
правую кнопки (используя два пальца одной руки).
Одновременно вторая рука либо поднималась вверх (работали
мускулы приближения), либо опускалась вниз и отводилась в
сторону. Вы уже догадались, каков был результат? Студенты
быстрее классифицировали позитивные слова, если вторая рука
активировала позитивную мышечную реакцию «приближения».

С

ВЕРХОПРАВДАНИЕ И ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ

Вспомните эффект недостаточного оправдания: наименьший

побудительный стимул, способный заставить людей сделать
что-либо, – как правило, наиболее эффективный способ внушить
им приверженность этим действиям и в дальнейшем. Одно из
возможных объяснений этого феномена предлагает теория


background image

когнитивного диссонанса: если внешней стимуляции
недостаточно для оправдания нашего поведения, мы уменьшаем
диссонанс, находя оправдания внутри самих себя.

Теория самовосприятия предлагает другую трактовку: люди

объясняют свое поведение, замечая те условия, при которых оно
имеет место. Представьте себе, что вы слушаете оратора,
ратующего за повышение платы за обучение после того, как ему
заплатили за выступление $20 долларов. Без сомнения, его слова
покажутся вам менее искренними, чем показались бы, если вы
думали, что он высказывает это мнение бескорыстно. Возможно,
мы делаем аналогичные выводы и тогда, когда наблюдаем за
собой.

«Действия, а не созерцание – вот лучший путь к

самопознанию.

Гёте

(1749-1832)»

Сторонники теории самовосприятия идут даже чуточку

дальше. Вопреки представлению о том, что вознаграждения
всегда усиливают мотивацию, они высказывают предположение,
что ненужные вознаграждения иногда имеют скрытую цену.
Вознаграждения, получаемые людьми за то, что они уже и так
делают с удовольствием, могут привести к тому, что они
припишут свои действия именно вознаграждению, а это может
подорвать их самовосприятие, согласно которому они ведут
себя именно так, поскольку это соответствует их собственному
желанию. Результаты экспериментов, проведенных в
Рочестерском университете Эдвардом Диси и Ричардом
Райаном (Deci & Ryan, 1991, 1997), в Стэнфордском
университете Марком Леппером и Дэвидом Грином (Lepper &
Green, 1979) и в Университете Колорадо Энн Боджиано и её
коллегами (Boggiano et al., 1985, 1987), подтверждают
существование этого

эффекта сверхоправдания

. Платите

людям за игру с головоломками, и они станут интересоваться
ими меньше, чем те, кому не платят за это. Пообещайте детям
вознаграждение за то, что они и так делают с удовольствием
(например, за игру с «волшебными маркерами»), – и они
превратят игру в работу (см. рис. 4.3).