Файл: Леонова А.Б. - Психодиагностика функциональных состояний человека.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3276
Скачиваний: 75
Koob.ru
мысленного вращения. Так, например, особенности конфигурации объекта могут ускорять выполнение
умственного поворота, задавая ориентиры для определения направления его осуществления [272]. С другой
стороны, идентификация разноориентированных объектов, относящихся к классу хорошо знакомых
стимулов (буквы и цифры), не требует мысленного вращения. В данном случае знание об ориентации
объекта является скорее предпосылкой, чем следствием умственного поворота [241]. Однако для самого
разнообразного материала: сложных геометрических форм, различных объемных фигур, плоскостных
изображений предметов, поворот образа является необходимой операцией в задачах узнавания, различения,
идентификации и др.
Сложность структуры данного вида активных преобразований образной информации позволяет
выдвинуть предположение о их чувствительности к воздействию неблагоприятных, факторов, в частности к
влиянию утомления. С этой целью нами была разработана методика для оценки эффективности
манипулирования образами разноориентированных объектов. Отдельно апробировались два варианта этой
методики применительно к задачам определения ориентации тестовой фигуры и идентификации
разноориентированных фигур. В обоих случаях экспериментальная ситуация была одинаковой.
На двух расположенных рядом индикаторах испытуемым для сравнения последовательно
предъявлялись пары абстрактных зрительных форм. Первая фигура каждой пары служила
72
эталоном, а вторая (тестовая) соответствовала одной из ее возможных ориентации. В экспериментах
использовались четыре типа ориентации тестовой фигуры — идентичной эталону, зеркальной, перевернутой
и зеркально-перевернутой. В качестве экспериментального материала использовались два набора
зрительных форм разной сложности. В набор I входили фигуры с незамкнутыми контурами, состоящие из
6—7 элементов, в набор II./— замкнутые формы, состоящие из 9—10 элементов.
Рис. 15. Примеры абстрактных зрительных форм, используемых в качестве стимульного
материала в наборах а) меньшей и б) большей сложности
1 — идентичные нормально-ориентирован-
ные фигуры.
2 — зеркальные фигуры (поворот на
180° вокруг оси О У).
3 — идентичные перевернутые фигуры
(поворот на 180° вокруг оси ОХ).
4 — зеркальные перевернутые фигуры (поворот на 180° вокруг оси ОУ и поворот на
180° вокруг оси ОХ).
Все использованные фигуры были асимметричными. В состав каждого набора было включено по
десять эталонных фигур в четырех возможных модификациях. Таким образом, опыт состоял из
предъявления 40 пар фигур. Примеры использованного стимульного материала и типы ориентации форм
представлены на рис. 15.
Различия между разрабатываемыми вариантами методики определялись задачей, стоящей перед
испытуемым. В первом случае он должен был дать развернутую словесную характеристику тестового
стимула («идентичный», «зеркальный», «перевернутый», «зеркально-перевернутый»). Во втором случае —
просто установить идентичность пары стимулов, т. е. дать ответ по типу «да» — «нет». Несмотря на
возможные различия в
73
Koob.ru
Рис. 16. Модель операциональных преобразований в задачах определения ориентации и
идентификации разноориен-
тированных объектов Характер мысленных манипуляций определяется содержанием задачи.
числе осуществляемых мысленных трансформаций образа, количестве используемых критериев при
принятии решения и подготовке ответа, принципиальной разницы в характере актуализируемых при
выполнении обоих вариантов методики психологических операций нет. Процесс решения этих задач в
общем виде можно описать в виде блок-схемы, представленной на рис. 16. Апробация разных вариантов
рассматривалась на-ми в качестве последовательных этапов подготовки диагностической методики.
Эксперименты проводились с помощью портативной установки (аналогичной описанной в [112]),
позволяющей предъявлять испытуемому зрительную информацию указанного типа в определенных
временных режимах. Предъявление зрительных форм осуществлялось путем высвечивания элементов на 18-
сегментных
электролюминесцентных
индикаторах. Параметры
предъявления "задавались
экспериментатором с помощью специального управляющего блока. Речевые ответы испытуемых
фиксировались в протоколе. Для оценки эффективности выполнения заданий использовался показатель
правильности ответов.
Определение ориентации тестовой фигуры
Использование данного варианта методики позво-яет получить детализированную оценку каждого
типа умственного поворота. Это наряду с установлением общей тенденции влияния утомления на
соответствующие процессы активных преобразований информации являлось начальным этапом подготовки
методики.
В эксперименте приняли участие 12 испытуемых, мужчин и женщин в возрасте 20—27 лет,
работающих лаборантами в одном из московских НИИ. Тестирование проводилось дважды в день: в начале
и конце работы. Каждый испытуемый выполнял задание с обоими наборами стимульного материала. В те-
чение одного экспериментального дня испытуемый работал с одним из наборов.
Предварительно с каждым испытуемым проводилась тренировочная серия опытов, в ходе которых
были подобраны временные параметры предъявления информации: время экспозиции каждой из фигур — 50
мс; межстимульный интервал — 100 мс.
Koob.ru
При анализе данных подсчитывался процент ошибок в среднем по каждому набору и отдельно для
каждого типа ориентации. Для оценки достоверности различий использовался ^-критерий Стьюдента.
Процент ошибок, допускаемых испытуемыми при манипулировании образами фигур замкнутого вида,
значимо больше, чем в случае незамкнутых форм (p<0.01). Кроме того, успешность выполнения находится в
прямой зависимости от сложно-
75
сти осуществляемого вращения. Задача выполняется практц. чески безошибочно при нормальной
ориентации объектов ц максимально затруднена при осуществлении «двойного пово. рота» (табл. 3).
Таблица 3
Эффективность определения ориентации фигуры в утренних и вечерних опытах и результаты
статистического анализа данных
Процент ошибок
омер
набо
ра
Показатели
выполнения
с
редний
И
3
и
п
З
П
Утро Вечер
Разница
1
0,6
1
2,3 2,3
0
0 0
2,
5 5,8
3,3
1
6,7 20
3,3
2
3,3
2
3,3 0
Достовернос
ть сдвига
p
<0.05
—
—
р
<0,05
—
Утро Вечер
Разница
1
2,5 23,1
10,6
0
1,7
1
,7
1,
7 18,0
16,3
1
8,3 38,3
20
3
0,0 37,5
7,5
Достовернос
ть сдвига
р
< 0,01
—
p
< 0,01
p
< 0,001
p
< 0,05
Типы фигур: И — идентичные, 3 — зеркальные, ИП — идентичные перевернутые, ЗП —
зеркальные перевернутые.
Утомление оказывает выраженное отрицательное воздействие на эффективность выполнения задания.
Для обоих наборов стимульного материала наблюдается значимое нарастание числа ошибочных ответов в
вечерних опытах (см. табл. 3).
Рис. 17. Нарастание ошибок в задаче определения ориентации фигур под влиянием утомления по
усредненным данным и отдельно для каждого типа фигур
И — идентичные фигуры, 3 — зеркальные фигуры, ИП — идентичные' перевернутые фигуры, ЗП —
зеркальные перевернутые фигуры, 1 — усредненные данные по набору I стимульного материала, 2 —■
усредненные данные по набору II стимульного материала.
Однако в большей степени это проявляется при работе со сложным стимульным материалом (набор II).
Отмеченная тенденция отчетливо проявляется в данных, отражающих разницу в процентах ошибок между
вечерними и утренними за-
76
дерами (рис. 17). Полученный факт косвенно свидетельствует о преимущественном влиянии
утомления на операции умственного поворота: чем сложнее условия для осуществления трансформации
образа, тем ярче выражен негативный эффект.
Высказанное предположение подтверждается данными, полученными при анализе эффективности
выполнения каждого типа поворота. Минимальное число ошибок, допускаемых при сравнении идентичных
фигур, свидетельствует об относительной устойчивости к воздействию утомления других элементов функ-
циональной структуры, обеспечивающей решение задачи6. Для остальных типов ориентации наблюдается
выраженное увеличение ошибочности ответов, особенно при работе с набором II. Наибольшие
отрицательные сдвиги происходят при определении ориентации перевернутых и зеркальных фигур (см. рис.
Koob.ru
17). Отметим, что поворот в плоскости вокруг оси ОХ субъективно намного труднее для испытуемых, чем
зеркальный. Это проявляется в значительной разнице абсолютных значений процента ошибок между
указанными типами ориентации (см. табл. 3). Вероятно, объяснением этому служит наличие
сформированных в раннем онтогенезе перцептивных схем работы с «право-левым» направлением
субъективного пространства [77], облегчающим зеркальный поворот. Интересно, что утомление приводит к
выраженному затруднению выполнения и этих манипуляций.
В рамках предложенного объяснения не вполне понятным остается факт относительно небольшого
прироста ошибок в вечерних опытах при осуществлении наиболее сложного «двойного» поворота. Мы
считаем это следствием наибольшей трудности выполнения данного типа мысленного вращения (процент
ошибок высок уже в утренних опытах), что маскирует проявление эффекта утомления.
Таким образом, полученные результаты подтверждают гипотезу о чувствительности операций
мысленного вращения к влиянию утомления. Отчетливее всего это проявляется при работе с перевернутыми
фигурами, которые требуют осуществления субъективно более трудного поворота в плоскости вокруг оси
ОХ. В диагностическом плане большей информативностью обладает стимульный материал, состоящий из
замкнутых фигур усложненной конфигурации. Возможно, что структурная сложность объекта способствует
увеличению количества возникающих при умственном повороте искажений вследствие трудности
выделения отдельных элементов фигур и удержания их в памяти. Однако общая тенденция влияния
утомления на процессы мысленного манипулирования образом одинакова для обоих наборов зрительных
форм.
6 Мысленное вращение образа при сравнении идентичных фигур не производится.
77
Идентификация разноориентированных фигур
При подготовке диагностической методики немаловажной является задача упрощения
экспериментальной ситуации при сохранении возможности полноценного анализа интересующих
исследователя процессов. В задаче идентификации разноориентированных фигур снимается необходимость
развернутой вербальной характеристики обнаруженных изменений в ориентации фигуры, снижается число
используемых при принятии решения классификационных признаков. Испытуемый должен просто
определить, одинаковые или разные (зеркальные) фигуры ему предъявлялись. Для успешного решения за-
дачи в половине проб надо было осуществить мысленное вращение образа, так как в этих случаях тестовая
фигура предъявлялась в перевернутом виде. Причем его характер соответ-* ствовал более сложному типу
мысленного вращения — повороту в плоскости вокруг оси ОХ на 180°.
Эксперименты реализовались на базе описанного выше портативного стенда. Ответы испытуемого:
«да» (одинаковые фигуры) и «нет» (зеркальные фигуры) заносились в протокол. Использовались оба набора
стимульного материала.
Исследование проводилось в условиях реального производства с рабочими, занятыми изготовлением
интегральных схем. Процессы манипулирования зрительным образом объекта играют существенную роль в
данном виде деятельности (см. раздел 5.2). В этом отношении описанная методика адекватна содержанию
труда. Особенности сменной динамики работоспособности операторов-микроскопистов достаточно хорошо
изучены. При интерпретации результатов это послужило для нас основанием для непосредственного
соотнесения изменений в успешности выполнения апробируемого варианта методики с изменением
функционального состояния работающего.
В экспериментах приняло участие 19 человек, женщины и мужчины в возрасте от 18 до 30 лет. Они
были разделены на две группы (9 и 10 человек), каждая из которых работала с одним из наборов
стимульного материала. В течение одного рабочего дня с испытуемыми проводилось по четыре замера:
через час после начала работы (замер I), за час до обеденного перерыва (замер II), через час после
обеденного перерыва (замер III), за час до окончания работы (замер IV). Предварительно каждый
испытуемый участвовал в тренировочных опытах, в ходе которых подбирался и временной режим предъ-
явления информации. В основных опытах время экспозиции каждой фигуры составляло 100 мс,
межстимульный интервал равнялся 200 мс.
При обработке результатов отдельно для каждой группы испытуемых подсчитывался процент
ошибочных ответов в целом по всей методике и отдельно для нормально ориентирован-
78
пых и перевернутых фигур. Достоверность различий между замерами определялась с помощью ^-
критерия Стьюдента.
Полученные данные о динамике успешности выполнения методики соответствуют типичной кривой
работоспособности операторов-микроскопистов. Для нее характерно наличие продолжительной фазы
врабатывания, периода оптимальной работоспособности в предобеденное время и прогрессирующего на-
Koob.ru
растания утомления в течение всей второй половины смены
Рис. 18. Динамика ошибок в задаче идентификации фигур в зависимости от номера замера по а)
усредненным показателям и б) отдельно для нормально-ориентированных и перевернутых
фигур
1 — данные I группы испытуемых, 2 — данные II группы испытуемых-
[116; 152]. В соответствии с этой закономерностью меняется и количество ошибочных ответов в задаче
идентификации (рис. 18, а): минимальное число ошибок приходится на замер II, а максимальное — на
начальный период врабатывания (замер I) и период некомпенсируемого утомления в конце смены (замер
IV). Различия между замерами I—II и II—IV значимы для обеих групп испытуемых (табл. 4).
В целом ошибки при идентификации перевернутых фигур (как одинаковых, так и зеркальных)
встречаются значительно чаще, чем при работе с нормально ориентированными фигурами. Для первых
значительно ярче обозначены и описанные выше сдвиги между отдельными замерами (рис. 18,6). Динамика
успешности идентификации нормально ориентированных фигур в течение рабочего дня представлена либо в
стертой форме (2-я группа испытуемых), либо практически не выражена (1-я группа испытуемых). Это
подтверждает предположение о влиянии утомления непосредственно на процессы манипулирования образом
и согласуется с данными, полученными в предыдущем эксперименте.
Для перевернутых фигур не обнаружено принципиальных различий в успешности идентификации
одинаковых и зеркальных фигур. Можно только отметить, что абсолютная величина ошибочности ответов
несколько больше при идентификации перевернутых зеркальных фигур. Эта тенденция четче прояв-
79
ляется в последние часы работы (замеры III и IV), осуществляющейся на фоне развивающегося
утомления.
Ошибки, возникающие при умственном повороте образа, могут возникать как вследствие выбора
неправильной оси вращения, так и в результате искажения структуры целостного образа на промежуточных
стадиях вращения. В первом случае следует ожидать одинакового ухудшения идентификации обоих типов
перевернутых фигур, так как выбор оси вращения не определяется различиями в их форме. Во втором случае
утомление в первую очередь должно повлиять на осуществле-
Таблица 4
Достоверность изменения успешности идентификации разноориентированных зрительных форм в
течение рабочего дня
Ошибки идентификации
Сра
вниваемы
е замеры
Гру
ппы
испытуем
ых
Сре
днее
количеств
о ошибок
ип +
зп
ип
зп
I —
II
1 2
p<
0,05 р <
0,01
р <
0,05
р <
0,05
p<
0,1 р <
0,05
p<0.
1
II —
IV
1 2
p<0.
05
р <
0,05
p<
0,05
p<
0,05
p<
0,05
p<0.05
р <
0,05
p<0.05
ИП — идентичные перевернутые фигуры, ЗП — зеркальные перевернутые фигуры.
ние более сложного преобразования. Потенциально вращение зеркальных перевернутых фигур
труднее, поскольку при сличении зеркальных фигур испытуемый может осуществлять дополнительный
поворот вокруг оси OY. Полученные результаты свидетельствуют о том, что при утомлении имеют место
нарушения обоих типов.