Файл: Леонова А.Б. - Психодиагностика функциональных состояний человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 3281

Скачиваний: 75

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Koob.ru

интерференция  с  информацией, поступающей  из  долговременной  памяти. Наложение  этих  эффектов
приводит  к  увеличению  количества  ошибочно  образованных  или  несоставленных  слов  по  сравнению  с
другими типами ошибок (критерий U, p<0.01).

В целом результаты экспериментов по трем методикам достаточно хорошо согласуются между собой.

Различная  сложность  экспериментальных  заданий  определяется  характером  семантических  операций,
реализуемых  в  процессе  их  выполнения. В  простейшем  случае (распознавание  букв  и  опознание  слов)
механизмом  их  осуществления  является  однократное  обращение  к  соответствующим  отделам
долговременной  памяти. При  этом  актуализируемая  информация  имеет  разную  степень  готовности  к
извлечению (например, высоко- и  низкочастотные  слова). Кроме  того, на  эффективность  решения  задачи
оказывает  влияние  и  нагруженность  кратковременной  памяти, разная  в  задачах  воспроизведения
последовательности букв и целостного слова. При более сложных преобразованиях — в задаче составления
слов — происходит осмысленное переструктурирование информации на уровне кратковременного хранения
и  постоянное  взаимодействие  с  различными  отделами  долговременной  памяти. Анализ  эффективности
выполнения задач в зависимости от скорости предъявления информации показывает, что наиболее отчетливо
специфика работы описанных механиз-

88
мов  проявляется  при  небольших  значениях    ежстимупкн^, тервалов (50 и 100 мс).

У      Ых ин"

На следующем этапе исследования была проведена arm бация разработанного комплекса методик для

диагностики утомления в условиях реального производства. Эксперименты проводились с телеграфистками,
работающими в международном цехе Центрального телеграфа г. Москвы. Развитие выраженного утомления
к концу рабочего  дня  у телеграфисток показано в  целом ряде исследований [69; 154; 261]. Это послужило
основанием  для  предположения, что  в  случае  чувствительности  каждой  из  методик  к  утомлению  будет
наблюдаться значимое падение эффективности ее выполнения.

В экспериментах приняла участие группа телеграфисток (15 человек), женщины в возрасте от 18 до 30

лет. График работы телеграфисток трехсменный. Для проведения исследований были выбраны две наиболее
загруженные  смены — утренняя  и вечерняя. В  течение  смены  с  каждым  испытуемым проводилось  по  два
замера, в начале и конце рабочего дня. Все испытуемые прошли тестирование по каждой из трех методик.

Опыты  проводились  с  помощью  описанной  выше  портативной  установки. Содержание  методик  и

предъявляемый  вербальный  материал  были  полностью  аналогичны  использованным  в  предыдущем
эксперименте. Ответы испытуемых фиксировались экспериментатором в заранее подготовленном протоколе.
Временные  параметры  предъявления  информации  составляли: время  экспозиции  одной  буквы — 50 мс,
межстимульный  интервал—100 мс. Предварительно  с  испытуемыми  проводилось  по  одному
тренировочному опыту по каждой методике.

Результаты  выполнения  методик  оценивались  по  показателю  правильности  ответов. Достоверность

различий  между  уровнем  выполнения  в  начале  и  конце  смены  определялась  с  помощью ^-критерия
Стьюдента. Данные по разным сменам анализировались отдельно.

Полученные  результаты  в  общем  виде  подтверждают  установленные  в  ходе  предварительного

исследования  закономерности. Успешность  опознания  осмысленных  слов  существенно  выше
воспроизведения  бессмысленных  буквосочетаний (критерий t, p<0.01). Несколько  неожиданным  является
сравнительно  высокий  уровень  выполнения  задачи «составление  слов», соответствующий  успешности
опознания  низкочастотных  слов. Возможно, это  совязано  с  существованием  специфических  про-
фессиональных  навыков  у  телеграфисток — постоянно  работая  с  текстами  на  малознакомых  или
неизвестных языках, им приходится вырабатывать индивидуальные внутренние приемы по  организации из
бессмысленных наборов букв целостных паттернов, несущих определенную смысловую окраску. Вследствие
этого  комбинаторные  операции  и  навыки  обращения  к  различным  отделам  долговременной  памяти  у  них
могут быть развиты  в  большей  степени. Во  всех  случаях  хуже  всего  телегра-

89
фистками выполняется задача на воспроизведение бессмысленных буквосочетаний.
Влияние  утомления,  развивающееся  в  конце        смены,  сказывается  на  выполнении        всех  методик

(рис. 21).  Наблюдаются

Рис. 21. Динамика  успешности  выполнения  методик:  а)   «воспроизведение  букв», б)  «называние

слов», в)  «составление слов» и д) их усредненных показателей от начала к концу смены

ППО —  процент правильных ответов.
значимые сдвиги успешности решения задач между замерами, проведенными в начале и конце каждой

из смен (табл. 6). Особенно  сильно  страдает выполнение  методик «воспроизведение  букв» и «составление
слов» (рис. 21,г).


background image

Koob.ru

90

Таблица   6
Результаты  статистического  анализа  сдвигов  правильности  ответов  в  методиках  на  семантическую

обработку вербальной информации под влиянием утомления

«Воспроизведен

ие  буквосочетаний»
(m = 15)

«Называние

слов» (m= 15)

«Со

ставлени
е

Сме

на

сл

ова

буквос

очетания

низк

очастот-
ные

выс

окочастот
ные

(т  =

15)

Утр

енняя
Вечерняя

p<0.00

1 р < 0,001

р  <

0,01
p<0.01

p<0.

01

р  <

0,01

p<0

.001
p<0.01

т — число испытуемых.
В  задаче «воспроизведение  букв» утомление  ухудшает  сохранность  предъявленного  набора  букв  в

кратковременной  памяти. Это  проявляется  в  значительном  снижении (от 17 до 27%) правильности
воспроизведения бессмысленных буквосочетаний (рис. 21, а). Успешность работы с осмысленными словами,
включенными в состав списков по этой методике, остается практически неизменной. Можно предположить,
что доступ к долговременной памяти на начальных этапах обработки информации не затруднен. Правда, при
воспроизведении бессмысленных буквосочетаний в конце смены резко возрастает число ошибок, связанных
с  заменой  одной  буквы  на  другую  и  пропуском  букв,  что  может  быть  следствием  неадекватного  рас-
познавания. Однако  с  большей  вероятностью  это  свидетельствует  о  нарушении  операции  повторения,
обеспечивающей удержание буквенной информации в кратковременной памяти. Об этом говорит тот факт,
что среди ошибок замены букв значительное  число  приходится  на ошибки  акустического  сходства.

Отметим также, что при утомлении более «ригидной» становится общая стратегия решения задачи —

испытуемые  чаще  не  замечают  появления  осмысленных  слов, воспроизводя  их  побуквенно, как  и
бессмысленные буквосочетания. Подобный эффект сужения числа используемых альтернатив при решении


background image

Koob.ru

задачи, типичный  для  неблагоприятных  состояний [126; 129], отражает  тенденцию  к  деавтоматизации
когнитивных навыков— в данном случае высокоавтоматизированного навыка узнавания слов [27]. Следует
отметить, что  в  количественном  отношении  описанная  тенденция  выражена  слабо, так  как  число
неправильно воспроизводимых слов невелико.

Результаты  выполнения методики «называние  слов» достоверно  ухудшаются  к  концу  рабочей  смены

(см. табл. 6, рис. 21,6), однако в абсолютных значениях величина сдвигов меньше, чем в других задачах, и
составляет 10—12%. Отметим, что  происходит равномерное  снижение  правильности называния высоко- и
низкочастотных слов, т.  е. эффект утомле-

91
ния  неспецифичен  по  отношению  к  связям  с  разными  отделами «внутреннего  лексикона». По-

видимому, в данном случае утомление воздействует на один и тот же механизм — извлечение информации
из долговременной памяти. При этом наибольшее  количество неправильных ответов связано с искажением
смысла  слова: испытуемые  называют  похожие  по  звучанию, но  нетождественные  по  значению  слова. В
данном  случае  в  процессе  актуализации  информации  из  долговременной  памяти  снижается  качество
контроля за соответствием воспринятого материала смысловому содержанию извлекаемого эталона.

Выполнение  методики «составление  слов» существенным  образом страдает под  влиянием утомления

(см. табл. 6, рис. 21, в). В  абсолютных  значениях  правильность  ответов  снижается  на 14—19%.
Увеличивается  количество  как  неправильно  составленных, так  и  вообще  несоставленных  слов. Возник-
новение  подобных  ошибок  может  быть  обусловлено  тремя  причинами: неадекватным  распознаванием
отдельных  букв; нарушениями  процессов  активного  удержания  информации  в  кратковременной  памяти  и
переструктурирования  материала; искажениями  вследствие  интерференции  информации, хранящейся
кратковременно и поступающей из долговременной памяти.

Для того чтобы определить, зависит ли ухудшение результатов от неадекватного распознавания букв,

при отказе составить слово мы просили испытуемых воспроизвести все предъявленные буквы. Как правило,
такая  задача  решалась  ими  правильно. Это  позволяет  предположить, что  в  увеличении  числа  ошибок  под
влиянием утомления главную роль играют две последние причины.

При сопоставлении результатов выполнения трех методик выделяются два типа локализации эффектов

утомления. Во-первых, страдает  эффективность  сохранения  информации  в  кратковременной  памяти. При
обработке  вербального  материала  она  обеспечивается  главным  образом  за  счет  использования  разных
стратегий проговаривания, в ходе которого возможно и осуществление комбинаторных преобразований. Это
хорошо  согласуется  с  полученными  ранее  данными  об  изменениях  в  микроструктуре  кратковременного
запоминания цифрового материала (см. раздел 3.1). Во-вторых, нарушаются процессы извлечения материала
из  долговременной  памяти  и  контроль  за  адекватностью  устанавливаемых  смысловых  связей. При  этом
затрудняется  не  столько  доступ  и  активизация  различных  отделов  внутреннего  лексикона, сколько
селективность  отбора  релевантных  ситуации  эталонов. Указанные  причины  затрудняют  эффективное
взаимодействие  между  разными  системами  хранения  информации, лежащее  в  основе  семантических
преобразований. Для  развернутого  анализа  этих  нарушений  было  бы  полезно  обратиться  к  исследованию
внутренних способов выполнения подобных операций, например, с точки зрения индивидуальных стратегий
восстановления [297; 332]. Для реализа-

92
 этого подхода  необходимо  привлечение  хронометрических данных.
В  целом  результаты  апробации  разработанного  комплекса  методик  свидетельствуют  о  его

диагностической  информативности. Выраженный  характер  отрицательных  сдвигов  успешности  решения
задач  в  конце  рабочего  дня  соответствует  данным  о  развитии  острого  утомления  у  телеграфисток.
Качественная  однородность  исследуемого  вида  профессионального  утомления  проявилась  в  отсутствии
принципиальных  различий  между  результатами экспериментов, проведенных  в разные  смены. Кроме  того,
полученные  данные  отражают  специфику  труда  телеграфисток. При  работе  с  текстом  на  незнакомом
иностранном языке одним из важнейших моментов является сохранение и упорядочение больших массивов
семантически  не  оформленной  буквенной  информации. Наибольшая  выраженность  эффектов  утомления  в
задаче  воспроизведения  бессмысленных  буквосочетаний  согласуется  с  отмеченной  особенностью  дея-
тельности— максимальной  загруженностью  системы  кратковременного  хранения. В  то  же  время
достаточная  степень  чувствительности  каждой  из  рассмотренных  методик  позволяет  проанализировать
динамику состояния и по показателям других профессионально-важных когнитивных функций.

Описанные  в  настоящей  главе  циклы  экспериментальных  исследований  объединены  общей  задачей

анализа изменений, происходящих  под  влиянием неблагоприятных состояний в  микроструктуре  процессов
приема и переработки информации. Полученные результаты демонстрируют принципиальную возможность
разработки диагностических методик такого типа. Отрицательные воздействия утомления трансформируют


background image

Koob.ru

внутренние  способы  выполнения  заданий. Это  наиболее  отчетливо  проявилось  в  данных  экспериментов,
проведенных  по  методике  С. Стернберга. Косвенные  подтверждения  этому  можно  найти  в  результатах  и
других методик. Подобные изменения раскрывают содержание процесса деавтоматизации когнитивных на-
выков  при  утомлении  как  нарушения  координирующих  работу  всей  системы  операций. Анализ
наблюдаемых  изменений  служит  основанием  для  разработки  качественных  критериев  оценки  успешности
выполнения тестовых заданий, что существенно повышает информативность методик.

Локализация  неблагоприятных  эффектов  в  значительной  мере  определяется  характером

воздействующей  нагрузки. Это  проявляется  в  том, что  наиболее  выраженные  сдвиги  успешности
выполнения тестовых заданий наблюдались при их соответствии содержанию исследуемого вида труда. Так,
например, комплекс  методик  на  семантические  преобразования  вербальной  информации  оказался  весьма
информативным для оценки

93
утомления  телеграфисток, причем  наиболее  отчетливо  наруща. лось  протекание «профессионально

утомляемых» функций -^ кратковременного  сохранения  бессмысленного  буквенного  материала  и
актуализации  хранящейся  в  долговременной  памяти  информации. Аналогичным  образом  методика
идентификации  разноориентированных  зрительных  форм  адекватно  диагносци-ровала  смену  фаз
работоспособности в течение рабочего дня у операторов-микроскопистов. Интересно, что последняя методи-
ка  оказалась  неинформативной  при  попытке  использовать  ее  для  оценки  утомления  в  деятельности
телеграфисток. В этом случае были обнаружены лишь индивидуальные различия, выявляемые и с помощью
других  похожих  тестов [347]. Приведенные  данные  еще  раз  подчеркивают  значимость  основного  для  нас
тезиса  о  необходимости  подбора  используемых  диагностических  средств  в  соответствии  с  особенностями
трудовой деятельности.

Развитие  предлагаемого  диагностического  подхода  ставит  задачу  расширения  номенклатуры

пригодных  для  использования  диагностических  методик  и  выхода  за  пределы  достаточно  узкого  круга
когнитивных  задач, связанных  с  обработкой  зрительной  информации. В  этом  отношении  теоретически
оправданным является обращение к методологии микроструктурного анализа исполнительной деятельности
[52; 53].

В  нашем  исследовании [96] была  предпринята  попытка  на  лабораторной  модели  утомления

проанализировать  изменения  в  макро- и  микроструктуре  достаточно  простого  сенсомоторно-го  навыка —
совмещения  двух  световых  пятен  на  экране  телевизора  с  помощью  ручки-манипулятора. Внешними
показателями  успешности  действия  служили  длительность  выполнения  и  точность  совмещений.
Пространственно-временная  развертка  движения  позволяет  выделить  три  основные  стадии  в  процессе  его
осуществления: стадии  латенции, реализации  и  контроля [52]. На  базе  данных  о  продолжительности  этих
стадий  был  разработан  комплекс  количественных  показателей, характеризующих  микроструктуру
исполнительного  действия при изменении условий деятельности [96]. В результатах исследования не было
обнаружено  стойких  изменений  общей  продолжительности  движения  и  отдельных  стадий  по  абсолютным
значениям. Утомление  приводило  к  появлению  определенного  типа  корреляционных  зависимостей,
отражающих  процессы  изменения  и  перераспределения  функций  между  основными  структур-' ными
единицами двигательного акта. В фоновых опытах существовала значимая корреляция между относительной
продолжительностью  стадий  латенции  и  контроля, реализации  и  контроля, тормозной  части  движения  и
контроля. Развитие  утомления  приводило  к  нарушению  устойчивых  соотношений  между  временными
характеристиками  стадий латенции  и  контроля, одновременно  с  этим  возникала  отрицательная корреляци-
онная зависимость между   стадиями    латенции    и реализации.

94
С  содержательной  точки  зрения  описанные  количественные  закономерности  отражают  процесс

деавтоматизации  двигательного  навыка — когнитивные  компоненты  действия (подготовка  программы,
контроль за точностью и коррекция движений) включаются в процесс его непосредственной реализации. За
счет этого страдает качество выполнения двигательной задачи л снижается точность совмещения.

Описанное  исследование  является  одним  из  примеров  возможного  расширения  класса

психометрических  методик, строящихся  на  основе  теоретических  представлений  о  микроструктуре
различных видов психической деятельности. Оно, так же как и другие, представленные в настоящей главе
экспериментальные разработки, соответствует уровню качественной оценки пригодности подготавливаемого
методического  приема  для  решения диагностических  задач. Создание  полноценных  психодиагностических
процедур  предполагает  продолжение  работы, направленной  на  стандартизацию  экспериментальных
ситуаций  тестирования, используемых  показателей  и  получаемых  с  их  помощью  оценок  применительно  к
разнообразным  ситуациям  трудовой  деятельности. Не  менее  важно  и  интересно  проанализировать
возможности  применения  подобных  психометрических  методик  для  оценки  более  широкого  спектра


background image

Koob.ru

функциональных состояний человека.

ГЛАВА   IV
МЕТОДИЧЕСКИЕ  ПРОБЛЕМЫ  РАЗРАБОТКИ  СУБЪЕКТИВНЫХ  ТЕСТОВ  ДИАГНОСТИКИ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Несмотря на то что дискуссия о возможности использования субъективных данных в диагностических

целях еще не закончена, она живет скорее на страницах научных журналов, нежели в реальной практике. В
прикладных  исследованиях, выполняемых  не  только  психологами, но  и  физиологами, эргономистами,
специалистами по  научной  организации  труда, обращение  к  этому  классу  психодиагностических процедур
чрезвычайно  распространено. Такое  внимание  определено  как  чисто  прагматическими, так  и  более
глубокими — теоретическими— основаниями. Действительно, методики  субъективной  оценки  часто
выглядят доступным, легким в применении, не требующим больших временных затрат и громоздкой аппара-
туры  инструментом  для  проведения  диагностических  испытаний. Однако  гораздо  важнее  то, что  для
большинства современных исследователей анализ субъективных факторов является непременным условием
полноценной качественной характеристики функционального состояния. Без обращения к этому материалу
затруднительной  становится  интерпретация  получаемых  результатов  и  строящаяся  на  их  основании  диаг-
ностика. В  связи  с  этим  задача  создания  и  грамотного  использования  надежных  субъективных  методик
оценки функциональных состояний чрезвычайно актуальна.

Имеется  немного  конкретных  методик, являющихся  субъективными  диагностическими  тестами  в

собственном  смысле  слова. Так, фактически  единственной  разработанной  и  апробированной  методикой
многофакторного  субъективного  шкалирования  утомления  для  русского  языка  является  тест  САН [66].
Поэтому  неудивительно, что  исследователи  вынуждены  самостоятельно  подготавливать  необходимый
методический материал— переводить и адаптировать зарубежные тесты, модифицировать используемые для
других целей  методики  или разрабатывать свои  собственные, нередко  действуя на  свой «страх-и  риск». В
процессе такой работы возникает множество проблем методического порядка, на некоторых из которых мы
остановимся в данной главе.

4.1. ПРОБЛЕМА СПЕЦИФИЧНОСТИ ТЕСТА
В настоящее время работа по созданию методик субъективной диагностики ведется главным образом в

плане  разработки  усложненных  вариантов  универсальных  тестов, направленных  на  выявление  комплексов
неспецифических прояв-

96
пений  различных  видов  функциональных  состояний. Использование  достаточно  сложных

математических  моделей  и  средств  статистического  анализа  результатов, усовершенствование  процедуры
тестирования, способов  регистрации  и  обработки  дан-Hbix нередко  затушевывают  отсутствие  ответа  на
главный вопрос— для каких целей и в каких ситуациях возможно применение разрабатываемой методики. В
лучшем случае авторы задают ориентацию теста на анализ определенного вида функционального состояния:
общего  или  физического  утомления, монотонии, стресса, ситуационной  тревожности  и  др. Проблема
адекватности  подготавливаемой  методики  содержанию  конкретной  профессиональной  деятельности,
определяющей  специфику  формируемого  состояния, как  правило, остается  без  внимания. Как  отмечают
авторы  одного  обзора, посвященного  теоретическим  проблемам  разработки  опросников [335], бросается  в
глаза несоответствие между широтой применения опросников и методической небрежностью, которая имеет
место  при  их  построении. Одним  из  главных  недостатков  при  этом  является  отсутствие  анализа  того
объекта, исследование которого ведется с помощью опросника.

При  разработке  субъективных        методик  на    первом        плане  стоит  задача  адекватного  подбора  и

группировки информативных признаков. Субъективная симптоматика   каждого    состояния многообразна.
Условно  можно    выделить  неспецифические,  «общие  для  многих  видов        труда      симптомы        и
специфические, ■обусловленные особенностями   конкретной    деятельности. Так, после продолжительного
рабочего дня каждый из нас испытывает чувства усталости, вялости,    сонливости    и пр.  С другой стороны,
рези  в  глазах, боли  в  области  висков  и  надбровных  дуг  с  большей  вероятностью  появятся  в  результате
выполнения  напряженной  зрительной  работы, нежели  в  других  ситуациях. Кроме  того, в  одних и  тех  же
неспецифических  симптомах  может  находить  отражение  качественно  различное  содержание — так,
например, далеко не тождественны ощущения    усталости, возникающие вследствие длительного ожидания
или    изнурительного  физического  напряжения. Для  субъективных  методик, строящихся  на  основе
использования словесных формулировок внутренних переживаний, последнее обстоятельство имеет особое
значение. Выбор  одного  из  множества  возможных  смысловых  оттенков   вербализованного    симптома
определяется    не только индивидуальным    опытом    испытуемого, но    и   контек-"Стом — содержанием
актуальной  трудовой  ситуации.  Адекват-«ая  формулировка  симптомов  и  интерпретация  получаемых  ре-
зультатов  с  необходимостью  требуют  проведения  соответствующего  анализа. Состав «универсальных»