Файл: Лебединская К.С. - Ранний детский аутизм.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 540

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

заглушающих неприятные впечатления извне, стремления к привычному постоянству
окружающей  среды. Они  не  только  бездеятельны, но  и  полностью  беспомощны,
почти или совсем не владеют навыками самообслуживания.

Скорее  всего, здесь  речь  идет  о  раннем  злокачественном  непрерывном  течении
шизофрении ("люцидная 

кататония"), часто 

осложненной 

органическим

повреждением мозга.

Дети  этой  группы  имеют  наихудший  прогноз  развития, нуждаются  в  постоянном
уходе  и  надзоре. Они  остаются  мутичными, полностью  несостоятельными  в
произвольных  действиях. В  условиях  интенсивной  психолого-педагогической
коррекции 

у 

них 

могут 

быть 

сформированы 

элементарные 

навыки

самообслуживания; они могут освоить письмо, элементарный счет и даже чтение про
себя, но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях.

Дети II группы  с  аутистическим  отверженцем  окружающего  характеризуются
определенной  возможностью  активной  борьбы  с  тревогой  и  многочисленными
страхами  за  счет  вышеописанной  аутостимуляции  положительных  ощущений  при
помощи  многочисленных  стереотипий: двигательных (прыжки, взмахи  рук,
перебежки и т. д.), сенсорных (самораздражение зрения, слуха, осязания) и т. д. Такие
аффективно  насыщенные  действия, доставляя  эмоционально  положительно
окрашенные  ощущения  и  повышая  психологический  тонус, заглушают  неприятные
воздействия извне.

Внешний  рисунок  их  поведения - манерность, стереотипность, импульсивность
многочисленных  движений, причудливые  гримасы  и  позы, походка, особые
интонации речи. Эти дети обычно малодоступны контакту, отвечают односложно или
молчат, иногда  что-то  шепчут. С  гримасами  либо  застывшей  мимикой  обычно
диссоциирует  осмысленный  взгляд. Спонтанно  у  них  вырабатываются  лишь  самые
простейшие  стереотипные  реакции  на  окружающее, стереотипные  бытовые  навыки,
односложные  речевые  штампы-команды. У  них  часто  наблюдается  примитивная, но
предельно  тесная "симбиотическая" связь  с  матерью, ежеминутное  присутствие
которой - непреложное условие их существования.

С  точки  зрения  нозологии  и  у  этой  группы  детей  речь, скорее, идет  либо  о
шизофрении, либо, возможно, биохимической, на настоящем уровне диагностики не
определяемой, энзимопатии.

Прогноз  на  будущее  для  детей  данной  группы  лучше. При  адекватной  длительной
коррекции  они  могут  быть  подготовлены  к  обучению  в  школе (чаще - в  массовой,
реже - во вспомогательной).

Дети III группы с аутистическими замещениям окружающего мира характеризуются
большей  произвольностью  в  противостоянии своей  аффективной  патологии, прежде
всего  страхам. Эти  дети  имеют  более  сложные  формы  аффективной  защиты,
проявляющиеся  в  формировании  патологических  влечений, компенсаторных
фантазиях, часто  с  агрессивной  фабулой, спонтанно  разыгрываемой  ребенком  как
стихийная  психодрама, снимающая  пугающие  его  переживания  и  страхи. Внешний
рисунок  их  поведения  ближе  к  психопатоподобному. Характерны  развернутая  речь,


background image

более высокий уровень когнитивного развития. Эти дети менее аффективно зависимы
от  матери, не  нуждаются  в  примитивном  тактильном  контакте  и  опеке. Поэтому  их
эмоциональные связи с близкими недостаточны, низка способность к сопереживанию.
При развернутом монологе очень слаб диалог.

Нозологическая  квалификация  этой  группы  представляет  определенные  трудности.
Здесь нельзя исключить вариант самостоятельной дизонтогении.

Эти  дети  при  активной  медико-психолого-педагогической  коррекции  могут  быть
подготовлены к обучению в массовой школе.

Дети IV группы  характеризуются  сверхтормозимостью. У  них  не  менее  глубок
аутистический  барьер, меньше  патологии  аффективной  и  сенсорной  сфер. В  их
статусе  на  первом  плане - неврозоподобные  расстройства: чрезвычайная
тормозимость, робость, пугливость, особенно  в  контактах, чувство  собственной
несостоятельности, усиливающее  социальную  дезадаптацию. Значительная  часть
защитных 

образований 

носит 

не 

гиперкомпенсаторный, а 

адекватный,

компенсаторный  характер, при  плохом  контакте  со  сверстниками  они  активно  ищет
защиты  у  близких; сохраняют  постоянство  среды  за  счет  активного  усвоения
поведенческих  штампов, формирующих  образцы  правильного  социального
поведения, стараются  быть "хорошими", выполнять  требования  близких. У  них
имеется  большая  зависимость  от  матери, но  это  не  витальный, а  эмоциональный
симбиоз с постоянным аффективным "заражением" от нее.

Их  психический  дизонтогенез  приближается, скорее, к  своеобразной  задержке
развития  с  достаточно  спонтанной, значительно  менее  штампованной  речью. Дети
именно этой группы часто обнаруживают парциальную одаренность.

Нозологически  здесь, очевидно, следует  дифференцировать  между  вариантом
синдрома  Каннер  как  самостоятельной  аномалией  развития, реже - синдром
Аспергера  как  шизоидной  психопатией. Эти  дети  могут  быть  подготовлены  к
обучению  в  массовой  школе, а  в  небольшой  части  случаев - обучаться  в  ней  и  без
предварительной специальной подготовки.

Выделенные  клинико-психологические  варианты  РДА  отражают, очевидно,
различные патогенетические механизмы формирования этой аномалии развития, быть
может, разную степень интенсивности и экстенсивности патогенного фактора (о чем
говорит возможность их перехода друг в друга в сторону ухудшения при эндогенных
колебаниях, экзогенной либо психогенной провокации и, наоборот, улучшения, чаще
при  эффективности  медико-коррекционных  мероприятий, а  иногда  и  спонтанно),
разный  характер  генетического  патогеннного  комплекса, особенности "почвы", как
конституциональной, так и патологической.