ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 554
Скачиваний: 12
заглушающих неприятные впечатления извне, стремления к привычному постоянству
окружающей среды. Они не только бездеятельны, но и полностью беспомощны,
почти или совсем не владеют навыками самообслуживания.
Скорее всего, здесь речь идет о раннем злокачественном непрерывном течении
шизофрении ("люцидная
кататония"), часто
осложненной
органическим
повреждением мозга.
Дети этой группы имеют наихудший прогноз развития, нуждаются в постоянном
уходе и надзоре. Они остаются мутичными, полностью несостоятельными в
произвольных действиях. В условиях интенсивной психолого-педагогической
коррекции
у
них
могут
быть
сформированы
элементарные
навыки
самообслуживания; они могут освоить письмо, элементарный счет и даже чтение про
себя, но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях.
Дети II группы с аутистическим отверженцем окружающего характеризуются
определенной возможностью активной борьбы с тревогой и многочисленными
страхами за счет вышеописанной аутостимуляции положительных ощущений при
помощи многочисленных стереотипий: двигательных (прыжки, взмахи рук,
перебежки и т. д.), сенсорных (самораздражение зрения, слуха, осязания) и т. д. Такие
аффективно насыщенные действия, доставляя эмоционально положительно
окрашенные ощущения и повышая психологический тонус, заглушают неприятные
воздействия извне.
Внешний рисунок их поведения - манерность, стереотипность, импульсивность
многочисленных движений, причудливые гримасы и позы, походка, особые
интонации речи. Эти дети обычно малодоступны контакту, отвечают односложно или
молчат, иногда что-то шепчут. С гримасами либо застывшей мимикой обычно
диссоциирует осмысленный взгляд. Спонтанно у них вырабатываются лишь самые
простейшие стереотипные реакции на окружающее, стереотипные бытовые навыки,
односложные речевые штампы-команды. У них часто наблюдается примитивная, но
предельно тесная "симбиотическая" связь с матерью, ежеминутное присутствие
которой - непреложное условие их существования.
С точки зрения нозологии и у этой группы детей речь, скорее, идет либо о
шизофрении, либо, возможно, биохимической, на настоящем уровне диагностики не
определяемой, энзимопатии.
Прогноз на будущее для детей данной группы лучше. При адекватной длительной
коррекции они могут быть подготовлены к обучению в школе (чаще - в массовой,
реже - во вспомогательной).
Дети III группы с аутистическими замещениям окружающего мира характеризуются
большей произвольностью в противостоянии своей аффективной патологии, прежде
всего страхам. Эти дети имеют более сложные формы аффективной защиты,
проявляющиеся в формировании патологических влечений, компенсаторных
фантазиях, часто с агрессивной фабулой, спонтанно разыгрываемой ребенком как
стихийная психодрама, снимающая пугающие его переживания и страхи. Внешний
рисунок их поведения ближе к психопатоподобному. Характерны развернутая речь,
более высокий уровень когнитивного развития. Эти дети менее аффективно зависимы
от матери, не нуждаются в примитивном тактильном контакте и опеке. Поэтому их
эмоциональные связи с близкими недостаточны, низка способность к сопереживанию.
При развернутом монологе очень слаб диалог.
Нозологическая квалификация этой группы представляет определенные трудности.
Здесь нельзя исключить вариант самостоятельной дизонтогении.
Эти дети при активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть
подготовлены к обучению в массовой школе.
Дети IV группы характеризуются сверхтормозимостью. У них не менее глубок
аутистический барьер, меньше патологии аффективной и сенсорной сфер. В их
статусе на первом плане - неврозоподобные расстройства: чрезвычайная
тормозимость, робость, пугливость, особенно в контактах, чувство собственной
несостоятельности, усиливающее социальную дезадаптацию. Значительная часть
защитных
образований
носит
не
гиперкомпенсаторный, а
адекватный,
компенсаторный характер, при плохом контакте со сверстниками они активно ищет
защиты у близких; сохраняют постоянство среды за счет активного усвоения
поведенческих штампов, формирующих образцы правильного социального
поведения, стараются быть "хорошими", выполнять требования близких. У них
имеется большая зависимость от матери, но это не витальный, а эмоциональный
симбиоз с постоянным аффективным "заражением" от нее.
Их психический дизонтогенез приближается, скорее, к своеобразной задержке
развития с достаточно спонтанной, значительно менее штампованной речью. Дети
именно этой группы часто обнаруживают парциальную одаренность.
Нозологически здесь, очевидно, следует дифференцировать между вариантом
синдрома Каннер как самостоятельной аномалией развития, реже - синдром
Аспергера как шизоидной психопатией. Эти дети могут быть подготовлены к
обучению в массовой школе, а в небольшой части случаев - обучаться в ней и без
предварительной специальной подготовки.
Выделенные клинико-психологические варианты РДА отражают, очевидно,
различные патогенетические механизмы формирования этой аномалии развития, быть
может, разную степень интенсивности и экстенсивности патогенного фактора (о чем
говорит возможность их перехода друг в друга в сторону ухудшения при эндогенных
колебаниях, экзогенной либо психогенной провокации и, наоборот, улучшения, чаще
при эффективности медико-коррекционных мероприятий, а иногда и спонтанно),
разный характер генетического патогеннного комплекса, особенности "почвы", как
конституциональной, так и патологической.