Файл: Лежбин В. - История и теория психоанализа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 1539

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

1

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА
В. Лейбин

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПСИХОАНАЛИЗА
Программа курса лекций
Рекомендовано  Министерством  общего  и  профессионального  образования  РФ  к

использованию  в  вузах  и  школах  РФ  в  качестве  необходимой  учебно-методической
литературы

Москва
Московский психолого-социальный институт
Издательство «Флинта»
2000
ББК 88.1
Л 42

Библиотека школьного психолога

Главный редактор

Д. И. Фельдштейн

Заместитель главного редактора С.

К. Бондырева

Члены  редакционной коллегии:

Ш. А. Амонашвили, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, В. П.

Борчсенков, Г. Н. Волков, И. В. Дубровина, Л. П. Кезина, М. И. Кондаков, М. Ю. Кондратьев,
Г. Б. Корнетов, Л. Е. Курнешова, М. Н. Лазутова, В. И. Лубовский, В. Я. Ляудис, Н. Н.
Малафеев, З. А. Малькова, В. А. Михайлов, А. И. Подольский, В. В. Рубцов, В. А. Сластенин,
В. С. Собкин, Л. С. Цветкова, Б. Ю. Шапиро

Лейбин В.

История  и  теория  психоанализа: Программа  курса  лекций. — М.: Московский

психолого-социальный институт: Флинта, 2000. — 128 с.

ISBN 5-89502-116-6 (МПСИ)
ISBN 5-89349-239-0 (Флинта)
В  работу  включены  программы  курса  лекций  по  истории  и  теории  психоанализа,

ориентированные  на  институциональное  или  самостоятельного  изучение  классического
психоанализа (З. Фрейд), его  модификаций, представленных  различными  направлениями  в
психологии и психотерапии (А. Адлер, К. Юнг, В. Райх, К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм, Л.
Бинсвангер, М. Босс, Ж. Лакан, Р. Лэйнг и др.), и истории развития психоанализа в России.

Для  студентов  различных  уровней  обучения, а  также  для  всех  тех, кто  интересуется

проблемами  человека, психологических  механизмов  его  функционирования  в  семье  и
обществе, взаимосвязей  между  психологическими  и  социальными  процессами, про-
текающими на бессознательном уровне и связанными с внутриличностными конфликтами и
возможностями их разрешения.

ISBN 5-89502-116-6 (МПСЮ)
ISBN 5-89349-239-0 (Флинтa)
© МПСИ, 2000

ВВЕДЕНИЕ

Психоанализ возник на рубеже XIX—XX столетий. За вековую историю своего развития

он  пережил  взлеты  и  падения, запрещение  и  возрождение  в  ряде  стран  мира. В  настоящее
время, несмотря  на  продолжающиеся  дискуссии  и  споры  о  психоанализе, его  влияние  на
индивидуальное  и  общественное  сознание, различные  направления  естественнонаучных  и
гуманитарных  наук, философию  и  религию, медицину  и  искусство  оказалось  столь
значительным, что  он  стал  неотъемлемым  элементом  современной  культуры. Поэтому  для
любого  образованного  человека  важно  и  необходимо  знать  основные  идеи  и  концепции,
составляющие  психоаналитическое  учение  о  психической  реальности, бессознательных
влечениях  индивида, его  внутриличностных  конфликтах, ошибочных  действиях  и
сновидениях, неврозах  и  возможностях  их  исцеления, взаимосвязях  между  личностью  и


background image

2

культурой, сексуальностью  и  нравственностью, филогенетическим  и  онтогенетическим
развитием.

Предлагаемая  программа  курса  лекций  как  раз  и  предполагает  освещение  наиболее

важных  понятий, гипотез, идей  и  концепций, выдвинутых  в  рамках  классического  и
современного  психоанализа. Их  обсуждение  ведется  не  столько  в  клиническом  и
терапевтическом плане, сколько в контексте концептуального осмысления психоанализа как
специфического  явления  культуры, предопределившего  нетрадиционное  видение  мотивов
мышления и действия, поведения и образа жизни человека в современном мире.

Программа курса лекций состоит из трех подпрограмм, каждая из которых может быть

рассмотрена в качестве самостоятельного лекционного курса.

Первая  программа «Классический  психоанализ» посвящена  определению  места

психоанализа в культуре XX столетия, рассмотрению исследовательской и терапевтической
деятельности  З. Фрейда  как  человека  и  основателя  нового  подхода  к  изучению
бессознательных  процессов, этиологии  неврозов, социокультурных  явлений. Важное
внимание  уделено  раскрытию  естественнонаучных, философских, литературных  истоков
возникновения  психоанализа  и  содержательному  осмыслению  представлений  З. Фрейда  о
человеке и культуре. В контексте становления и эволюции психоаналитических концепций
освещены  взгляды  З. Фрейда  на  природу  и  смысл  ошибочных  действий, сновидений  и
неврозов. Раскрыта 

специфика 

психоаналитического 

понимания 

инфантильной

сексуальности  и  Эдипова  комплекса, страха  и  агрессивности, Эроса  и  Танатоса, нравст-
венных  норм  и  религиозных  верований. Выявлены  особенности  психоаналитического
подхода к исследованию внутриличностных конфликтов и художественного творчества.

Вторая  программа «Современный  психоанализ» ориентирована  на  рассмотрение

истории  развития  психоаналитического  движения. Основное  внимание  сосредоточено  на
раскрытии  различных  направлений  в  зарубежной  психологической, психиатрической  и
философской  мысли, включая  индивидуальную  психологию  А. Адлера, аналитическую
психологию К. Г. Юнга, характер-анализ В. Райха, культурно-философскую психопатологию
К. Хорни, межличностную  психиатрию  Г.С. Салливэна, гуманистический  психоанализ  Э.
Фромма, философский  психоанализ  Г. Маркузе, структурный  психоанализ  Ж. Лакана,
эгопсихологию  А. Фрейд, экзистенциальный психоанализ  Ж.-П. Сартра, экзистенциальный
анализ Л. Бинсвангера, дазайн-анализ М. Босса, антипсихиатрию Р. Лэйнга, шизоанализ Ж.
Делеза и Ф. Гваттари, психотерапию Р. Мэя, логотерапию В. Франкла, психоаналитическую
герменевтику А. Лоренцера и П. Рикера.

Третья  программа «Фрейд  и  Россия» посвящена  рассмотрению  русскости  З. Фрейда  и

судьбы психоанализа в России. На основе исторического материала, связанного с русскими
пациентами З. Фрейда, включая С. Панкеева и философа И. Ильина, а также литературных
произведений Мережковского и Достоевского выявлены русские истоки возникновения ряда
психоаналитических  идей. Исследованы  процессы  идеологизации  и  политизации  науки  в
постреволюционной  России, подавления  инакомыслия  и  запрета  на  развитие  теории  и
практики  психоанализа  на  протяжении  нескольких  десятилетий  российской  истории.
Рассмотрены вопросы, связанные с возрождением психоанализа в России и возможностями
осуществления прикладных психоаналитических исследований.

Наряду  с  перечнем  лекционных  тем, контрольных  вопросов, литературы  и  рефератов,

программа курса включает в себя выдержки из работ зарубежных и отечественных ученых.
Это дает возможность лучше ориентироваться в изучаемом материале.

Программа  курса  лекций «История  и  теория  психоанализа» рассчитана  на  студентов  и

аспирантов  различных  уровней  обучения, а  также  всех  тех, кто  интересуется  проблемами
человека, психологических  механизмов  его  функционирования  в  обществе, взаимосвязей
между 

индивидуально-личностными 

и 

культурно-цивилизованными 

процессами,

протекающими  на  бессознательном  уровне  и  включающими  в  себя  элементы  сексуальных
переживаний, сновидений, символики, мифологии.


background image

3

КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Тема 1

      Место психоанализа в культуре XX столетия

Многозначность  понятий «психоанализ» и «культура». Различные  трактовки

психоанализа. Определение психоанализа З. Фрейдом.

Дискуссии по поводу того, является ли психоанализ наукой или герменевтикой.
Психоаналитическая  теория  и  терапия. Расхождения  между  теорией  и  практикой.

Кризис  теории. Нововведения  в  теории  и  практике  психоанализа. Классический  и
современный психоанализ.

Психоаналитическая сексология. Переоценка ценностей. Сексуальная революция.
Психоаналитический  стиль  мышления. Психоаналитический  подход  к  исследованию

проблем человека и культуры.

Влияние  психоаналитических  идей  на  различные  области  естественнонаучного  и

гуманитарного знания.

Двойственное  отношение  к  психоанализу. Позитивные  и  негативные  оценки

психоаналитического учения З. Фрейда.

Психоанализ в контексте общечеловеческих ценностей жизни и современной культуры.

Изречения
Фрейд З.:

 «О психоанализе можно было бы сказать: кто дает ему палец, того он держит

уже за всю руку».

«...психоанализ  начал  как терапия, но я  хотел бы  вам его рекомендовать  не  в  качестве

терапии, а из-за содержания в нем истины, из-за разъяснений, которые он нам дает о том, что
касается  человека  ближе  всего, его  собственной  сущности, и  из-за  связей, которые  он
вскрывает в самых различных областях его деятельности».

«...психоанализ — особая отрасль знания, очень трудная для понимания и обсуждения».
«...позволю  себе  высказать  надежду, что  я  открыл  дорогу  важному  прогрессу  нашего

познания».

«Еще  несколько  слов  о  судьбах  психоанализа  в  нашем  столетии. Уже  не  подлежит

сомнению,  что он  будет  существовать,  он  доказал  свою  жизнеспособность  к  развитию  как
отрасль науки и как терапевтический прием».

Бердяев Н.:

 «У Фрейда нет обычной психиатрической затхлости, у него есть свобода и

дерзновение  мысли. Фрейд  научно  обосновывает  ту  истину, что  сексуальность  разлита  по
всему человеческому существу и присуща даже младенцам. Он колеблет обычные границы
нормально-естественной  сексуальности. <...> Но  склонность  школы  Фрейда  объяснять все,
вплоть  до  религиозной  жизни, неосознанной  сексуальностью  принимает  формы
маниакальной идеи, характерной для психиатров».

Медавар  П.:

 «Начинает  распространяться  мнение, что  психоаналитическая  догма

является самым замечательным заблуждением интеллектуального сознания XX века, а также
явлением без будущего, представляющим  собой в истории идей нечто подобное динозавру
или цеппелину: огромную структуру, основанную на абсолютно ложной концепции, которая
не будет иметь продолжений».

Цвейг  С.:

 «Этот  новый, навстречу  жизни  идущий  метод  Фрейда  не  только  изменил

взгляд  на  психику  индивидуума, но  дал  другое  направление  всем  основным  вопросам
культуры и ее генеалогии».

Эйнштейн А

.: «Я рад, что это поколение имеет счастливую возможность выразить Вам,

одному  из  величайших  учителей, свое  уважение  и  свою  благодарность. <...> До  самого
последнего времени я мог только чувствовать умозрительную мощь Вашего хода мыслей, с
его огромным воздействием на мировоззрение нашей эры, но не был в состоянии составить
определенное  мнение  о  том, сколько  оно  содержит  истины. <...> ...всегда  радостно, когда
большая и прекрасная концепция оказывается совпадающей с реальностью».

Рикёр  П.:

 «...психоанализ  принимает  участие  в  современном  культурном  движении,

функционируя как герменевтика культуры».

Контрольные вопросы


background image

4

1. Что такое психоанализ?
2. Что представляет собой психоанализ с точки зрения З. Фрейда?
3. Каково отношение ученых и философов к психоаналитическому учению З. Фрейда?
4. Каково влияние психоанализа на развитие науки, философии, медицины, искусства?
5. Каково место психоанализа в культуре XX века?

Литература

1. Автономова Н.С. К спорам о научности психоанализа // Вопросы философии. — 1991.

— № 4. — С. 58-75.

2. Аграчев  С.Г. К  вопросу  о  месте  и  роли  психоанализа  в  современной  культуре //

Московский психотерапевтический журнал. — 1996. — № 2.

3. Грюнбаум А. Теория Фрейда и философия науки // Вопросы философии. - 1991. - № 4.

- С. 90-106.

4. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М., 1990.
5. Лейбин В.М. Психоанализ и бессознательное уточнение понятий // Психологический

журнал. — 1989. — Т. 10. — №3. — С. 17—22.

6. Соколов Э.В. Введение в психоанализ. Социокультурный аспект. - СПб., 1998.
7. Романов  И.Ю. Психоанализ: культурная  практика  и  терапевтический  смысл. — М.,

1994.

8. Руткевич  А.М. Современное  состояние  психоанализа // Дж. Браун. Психология

Фрейда и постфрейдисты. — М.;Киев, 1997. — С. 283-238.

9. Томэ X., Кэхеле X. Современный психоанализ. — Т. 1. Теория. - М., 1996.
10. Фрейд З. Интерес к психоанализу. — Ростов-на-Дону, 1998.
11. Ярошевский  М.Г. Психоанализ  как  культурно-исторический  феномен // В.М.

Лейбин, В.И. Овчаренко. Психоналитическая

Литература

 в России. - М., 1998. - С. 3-29.

Тема 2

         Фрейд: человек и основатель психоанализа

Канонические и альтернативные исследования жизненного пути З. Фрейда. «Толкование

сновидений» как биографический источник.

Биография  З. Фрейда. Детские  годы. Отношения  в  семье. Интеллектуальные

способности. Личные качества. Выбор профессии.

Обучение в Венском университете. Работа в физиологическом институте. Стажировка во

Франции. Эксперименты с кокаином.

Первые  шаги  в  клинической  практике. Семейная  жизнь. Знакомство  и  переписка  с  В.

Флиссом.

Развитие психоаналитических идей до Первой мировой войны. Выход психоанализа на

международную арену.

Профессиональная  и  интеллектуальная  деятельность  З. Фрейда  в 20-е  годы. Удары

судьбы и стойкость характера.

Последние годы жизни З. Фрейда. Международный авторитет и признание.

Изречения
Фрейд  З.:

  «Что  касается  моих  биографов,  то  пусть  они  помучаются,  мы  не  будем

облегчать им задачу. Каждый сможет по-своему представить «эволюцию героя», и все будут
правы; меня уже веселят их ошибки».

Джонс Э.:

 «Всю свою жизнь Зигмунд Фрейд решительно возражал против каких бы то

ни было попыток описания его личной жизни, ссылаясь на то, что не он сам, а лишь его идеи
имеют  важное  значение. Он  говорил, что  его  личная  жизнь  не  может  представлять  ни
малейшего  интереса  для  мира. Однако  мировое  сообщество  не  согласилось  с  его  точкой
зрения. Фрейд  как  личность  предстает  перед  нами  обладающим  исключительно  яркой
индивидуальностью  и громадной значимостью, можно сказать, что в наше время  нет более
величественной фигуры, которая вызывала бы такой большой интерес».

Виттельс Ф.:

 «Маленький Зигмунд родился дядей. Его племянник, по имени Джон, был

на  год  старше  своего  дяди.  Так  как  борьба  между  обоими  детьми обусловила  характерные


background image

5

черты позднейшего развития Фрейда, совершенно нелишне уже с самого начала упомянуть
об этих обстоятельствах».

Кларк Р.:

 «Нет оснований полагать, что Зигмунд Фрейд был менее сложной личностью,

чем большинство людей. Но известные обстоятельства его жизни <...> подтверждают, что те,
кто  видит  в  его  теориях  скрытую  личностную  сексуальность  или  кто  соотносит  его  с
сенсационной тайной любовной жизнью, надевают на овцу волчью шкуру».

Цвейг С.:

 «Как и  у Генделя, у Рубенса, и  у Бальзака, столь же непрестанно творящих,

духовный переизбыток имеет у Фрейда источником в корне здоровую натуру. Этот великий
врач  никогда  не  болел  сколько-нибудь  серьезно  до  семидесяти  лет, этот  тончайший
наблюдатель игры человеческих нервов никогда не  страдал  нервами, этот проникновенный
знаток ненормальной психики, этот прошумевший сексуалист был на протяжении всей своей
жизни до жути прямолинеен и здоров во всем, что казалось его личных переживаний».

Фромм Э.:

 «Вначале Фрейд думал, что занимается некоторыми формами болезни и их

лечением, однако постепенно осознал, что вышел далеко за пределы медицины, возобновил
традицию, согласно  которой  психология, как  изучение  человеческой  души, является
теоретической основой для искусства жизни и достижения счастья».

Контрольные вопросы

1. Какие  автобиографические  данные  содержатся  в «Толковании  сновидений» З.

Фрейда?

2. Какие  семейные  обстоятельства  жизни  могли  оказать  воздействие  на  становление

психоаналитического мышления З. Фрейда?

3. Каковы этапы жизненного пути основателя психоанализа?
4. Какие основные работы были написаны З. Фрейдом?

Литература

1. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение, школа. — Л., 1991.
2. Дадун Р. Фрейд. — М., 1994.
3. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. — М., 1997.
4. Зигмунд Фрейд. Хроника-хрестоматия. — М., 1999.
5. Стоун И. Страсти ума, или жизнь Фрейда. — М., 1994.
6. Цвейг С. Врачевание и психика. — М., 1992.
7. Фрейд З. Толкование сновидений. — Киев, 1991.
8. Фрейд З. Письма к невесте. — М., 1994.
9. Фрейд З. Автобиография // З. Фрейд. По ту сторону принципа  удовольствия. — М.,

1992. — С. 91-148.

10.  Фрейд  З.  К  истории  психоаналитического  движения  //  З.  Фрейд.  По  ту  сторону

принципа удовольствия. — М., 1992. — С. 149-200.

11. Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. Анализ его личности и влияния. — М., 1997.
12. Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. Фрейд. Жизнь. Работа. Наследие. — М.,

1998.

Тема 3

     Истоки возникновения психоанализа

Естественнонаучные  истоки  возникновения  психоанализа. Гипноз  и  внушение. Ж.

Шарко  и  И. Бернгейм. В. Флисс  и  его  влияние  на  З. Фрейда. Катарсический  метод  Й.
Брейера. От гипноза к психоанализу. Метод свободных ассоциаций.

Философские истоки возникновения психоанализа. Влияние Ф. Брентано на З. Фрейда.

Роль  философии  Аристотеля, Платона  и  Л. Фейербаха  в  университетском  образовании  З.
Фрейда. Влияние идей А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. фон Гартмана, И. Канта, Т. Липпса и
других философов на мышление З. Фрейда.

Литературные  истоки  возникновения  психоаналитических  концепций. «Царь  Эдип»

Софокла. Творчество У. Шекспира и Ф. Достоевского в контексте психоаналитических идей.
В. Иенсен, С. Мережковский и З. Фрейд.

Самоанализ. Самый важный и интересный пациент. Анализ собственных переживаний.

Толкование сновидений. Интерес к детской сексуальности. Подступы к психоанализу.