Файл: Кохут Х. - Анализ самости. Лечение нарушений личности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3929
Скачиваний: 154
Вначале я хотел бы обратиться к весьма деликатной
проблеме и ответить на вопрос, следует ли научную и ху-
дожественную деятельность рассматривать как творче-
скую, по какой бы причине человек к ней ни обращался —
спонтанно или вследствие психоэкономических, динами-
ческих и структурных изменений, возникающих в процес-
се анализа. Мы должны рассмотреть этот теоретический
вопрос, поскольку художественная и научная деятельность
возникает и прекращается в процессе анализа нарцис-
сических нарушений личности в одном и том же важней-
шем контексте, то есть та и другая представляют собой
трансформации архаичного нарциссизма анализанда.
Если рассматривать объективно, то строгое разграни-
чение науки и искусства
prima facie
1
является оправданным.
Оно основывается на представлении о том, что целью
науки является открытие
уже существующего,
тогда как
искусство привносит в мир нечто
новое
(Eissler, 1961,
р. 245-246). Но даже в объективном смысле (то есть без
учета психологических процессов, происходящих при
совершении научного открытия и создании художест-
венного произведения) это принципиальное разграни-
чение не является таким четким, как кажется на первый
взгляд. Великие научные открытия не просто описывают
уже существующие феномены, но и дают миру новый
способ видения их значения или их взаимосвязи с другими
явлениями. Великий ученый, совершивший фундамен-
тальное открытие, может направить развитие науки в осо-
бое русло, точно так же как гениальный художник, со-
здающий новый стиль, может определить направление,
в котором будет развиваться данная область искусства.
Вера в то, что наука может идти только в том направлении,
в котором она до сих пор развивалась, пожалуй, является
следствием завышенной оценки актуального состояния
научного мировоззрения
3
. С другой стороны, мы также
2
На первый взгляд
(лат.).
—
Примечание переводчика.
3
Детальное обсуждение квазихудожественных процессов при
совершении некоторых великих открытий в физике см. в работах
Александра Койра, в частности л его эссе «Метафизика и изме
рение: очерки о научной революции XVII века» (Коугё, 1968).
не должны забывать, что некоторые из величайших худо-
жественных произведений являются не созданием чего-то
нового, а отражением уже существующего и становятся
бессмертными благодаря (творчески избирательному)
использованию художником красок на полотне или слов
на печатной странице. И тем не менее если мы будем
оценивать и сравнивать научные и художественные рабо-
ты в объективных, непсихологических рамках, мы будем
склонны закрепить атрибут креативности за последними
и почувствуем, что говорим метафорически, относя его
к первым.
Если от объективной оценки мы перейдем к сравне-
нию личности ученого и художника и к исследованию
психологического отношения ученого и художника к сво-
ей деятельности (в частности, к рассмотрению проявле-
ний нарциссического катексиса в специфическом кон-
тексте данной работы), то мы сможем увидеть нечто новое
в данном проблемном поле и провести дальнейшую диф-
ференциацию.
Вообще говоря, нарциссические катексисы художника,
как правило, менее нейтрализованы, чем нарциссические
катексисы ученого, а его эксгибиционистское либидо, по-
видимому, более плавно, чем у ученого, перемещается
между ним самим и его нарциссически катектированным
произведением. Выражаясь иначе — и опять-таки пол-
ностью отдавая себе отчет в том, что существуют много-
численные исключения, — можно сказать, что, с одной
стороны, слишком строгий контроль над эксгибициониз-
мом художника, как правило, препятствует его продуктив-
ности, тогда как, с другой стороны, вторжения не подверг-
шихся изменению грандиозных и эксгибиционистских
требований архаичной грандиозной самости являются
помехой для эффективной научной деятельности.
Сравнение восхитительной самонадеянности и эксги-
биционизма молодого Фрейда в письмах к Гизеле Флюсе
4
с его все более усиливавшимся контролем над всяким
1
Эти письма написаны в 1872-1874 годах (см. Freud, 1969).
См. также проницательное обсуждение этой переписки в работе
Гедо и Вольфа (Gedo, Wolf, 1970).
потворством своим эксгибиционистским желаниям (его
настороженность по поводу смеси лицемерия и прояв-
лений магического мышления в адресованных ему поздра-
вительных посланиях, его отказ от участия в торжествах,
организованных с целью его публичного чествования)
является прекрасной иллюстрацией типичной жизненной
кривой в развитии личности ученого. Другими словами,
великий ученый, пример которого являет собой Фрейд,
с течением времени становится все менее терпимым к не-
посредственной стимуляции своего подавляемого эксги-
биционизма и ограничивается проявлением сдержанных
в отношении цели и нейтрализованных нарциссических
катексисов в своей работе.
Таким образом, в целом можно сказать, что работа
ученого обычно включает в себя гораздо более нейтрали-
зованные нарциссические катексисы и бульшую примесь
объектных катексисов, чем создание произведений искус-
ства. Это различие становится особенно очевидным, если
обратить внимание на тот факт, что законченное произве-
дение искусства (созданное композитором, скульптором,
живописцем, поэтом или романистом) становится не-
прикосновенным и в принципе не может быть изменено
кем-то другим, какие бы несовершенства и какие бы потен-
циальные возможности улучшения оно ни имело. Худо-
жественное произведение бессознательно воспринима-
ется как неразрывно связанное с личностью его создателя,
и в него не позволено вмешиваться другому. Отличие
научного творчества в этом смысле очевидно. Если один
ученый сформулировал новую теорию, а другой ученый
обнаруживает в ней слабые места и изменяет предыдущую
формулировку, то он не оскорбляет этим предшествующую
работу. На самом деле он с благодарностью признает,
что новое открытие или усовершенствование было бы
невозможно без предыдущей работы, какой бы неполной
и несовершенной она ни была. Другими словами, работа
ученого более отдалена от его личности и касается более
независимого объекта, нежели работа художника.
Хотя приведенные выше общие положения, возможно,
нуждаются в небольших изменениях, я полагаю, что они
верно выражают основную тенденцию. Я оставляю в сто-
роне исключительные случаи, когда открытие ученого
появляется на свет в форме, напоминающей произведение
искусства, и поэтому мы реагируем на него так, словно оно
представляет собой продукт художественного творчества.
Однако необходимо добавить, что в сфере искусства на са-
мом деле существуют великие произведения, которые
созданы неизвестными мастерами (или группой, или поко-
лениями художников), что, казалось бы, противоречит
принципу внутренней неотъемлемой связи произведения
искусства с его создателем. Соответствующими примера-
ми являются скульптуры и средневековые соборы, в част-
ности относящиеся к раннему готическому периоду, созда-
тели которых нам не известны. Что касается скульптур,
то легко увидеть, что мы все равно реагируем на творение
неизвестного автора как на не подлежащее изменениям
выражение его творческого акта: никому, например,
не приходит в голову мысль заменить несовершенное
по форме ухо или нос средневековой мадонны на достав-
ляющее большее эстетическое удовольствие. Что же каса-
ется поколений строителей великих готических соборов,
то здесь ситуация более сложная. Действительно ли они
представляют собой художественные творения, в которых
нарциссические катексисы творца являются нейтрали-
зованными, а конечный продукт не зависит от творца,
как в случае научной работы? Или, быть может, величие
задачи, которая
ab initio'
зависит от самозабвенных усилий
нескольких поколений строителей, создает здесь исключи-
тельные условия, не позволяющие провести сравнение
с другими художественными стремлениями человека?
Однако мы не можем здесь подробно останавливаться
па этих вопросах. Достаточно будет сказать, что по сравне-
нию с ученым художник в целом вкладывает в свой труд
менее нейтрализованное нарциссическое либидо и в боль-
шей степени идентифицируется со своим произведением.
Тем не менее не стоит придавать чрезмерное значение этим
различиям. Они основаны не на качественных критериях,
а на оценке степени нейтрализации нарциссических энер-
гий и степени нарциссического инвестирования работы.
Изначально
(лат.). - Примечание, переводчика.
Кроме того, как уже отмечалось, нет сомнений в том,
что научная и художественная деятельности, возникающие
на определенных стадиях анализа нарциссических наруше-
ний личности, являются сходными феноменами и занимают
аналогичные позиции в аналитическом процессе. Поэтому
в дальнейшем клиническом обсуждении эти два вида деятель-
ности будут рассматриваться не отдельно, а вместе — как
важнейший способ проявления нарциссических катексисов,
возникающий благодаря их трансформации в процессе
терапевтического психоанализа нарциссических личностей.
Активизация художественной и научной деятельности,
нередко встречающаяся в качестве вспомогательной меры
на стадиях процесса переработки при анализе нарцисси-
ческих личностей, когда относительно неподготовленное
Эго пациента сталкивается с внезапным наплывом ранее
вытесненного нарциссического либидо, как правило, явля-
ется кратковременной. Если процесс переработки осущест-
вляется последовательно, грандиозно-эксгибиционистское
или идеализирующее либидо обычно инвестируется в раз-
ного рода новые устойчивые образования (например,
в повышение самооценки или в формирование идеалов),
которые уже нами упоминались, а обращающая на себя
внимание временно мобилизованная художественная и на-
учная деятельность постепенно сходит на нет (см., напри-
мер, кратковременное увлечение танцами мисс Е.).
Разумеется, ситуация совершенно иная, когда сублими-
рованная деятельность не возникает
de novo
b
в процессе
анализа нарциссического нарушения личности, а высвобо-
жденное нарциссическое либидо перетекает в уже заранее
сформированные паттерны научной или художественной
деятельности. В определенной степени такие заранее
сформированные паттерны имеются у всех пациентов,
которые используют эту отдушину для проявления своей
нарциссической энергии, поскольку, наверное, каждый
человек в подростковом возрасте испытывает свои твор-
ческие способности. Однако между теми, кто перестал
заниматься творческой деятельностью по прошествии
подросткового возраста, и теми, кто продолжил эти заня-
f>
Внове, впервые
(лат.). — Примечание переводчика.
тия, имеется существенное количественное различие,
независимо от того, в чем состоят их эмоциональные
проблемы и торможения. В этих случаях часто можно
отчетливо наблюдать, как реактивированные нарцис-
сические катексисы постепенно начинают усиливать едва
поддерживавшийся прежде сублимированный интерес
и как несущественное на первый взгляд хобби превраща-
ется в приносящую глубокое удовлетворение деятель -
ность, которая — словно неожиданная, но желанная на-
града — может даже усилить извне самооценку пациента
благодаря общественному признанию его достижений.
К сожалению, обязанность сохранять инкогнито пациен-
тов не позволяет нам продемонстрировать на конкретных
примерах то, как прежде асоциальная нарциссическая
конфигурация в конечном счете может трансформиро-
ваться в значительные художественные и научные до-
стижения.
Например, художественное творчество мистера Д.
поначалу казалось лишь вспомогательным средством,
позволявшим ему поддерживать себя во время мучитель-
ного расставания с аналитиком на выходные (см. главу 5).
Но в процессе анализа этот пациент все более увлеченно
и успешно стал заниматься творческой деятельностью —
она выполняла функцию вышеупомянутого вспомогатель-
ного средства, но не была ему идентична, — несомненно,
представлявшей собой реорганизацию тех же самых нар-
циссических катексисов, которые ранее побуждали его
совершать опасные вуайеристские действия. Эта первер-
сия выражала потребность в архаичном слиянии, впервые
проявившуюся у него в позднем детстве в связи с фрустри-
рованными эксгибиционистскими побуждениями (см. гла-
ву 5). Сублимированные действия, в которые он все боль-
ше вкладывал свои силы, дали приемлемый выход его
потребности в контактах, интенсивность которой легко
понять, если взглянуть на историю его жизни. Он родился
недоношенным ребенком и какое-то время провел в инку-
баторе. Даже после того как его привезли домой, родители
почти никогда к нему не прикасались. В позднем детстве
его мать тяжело заболела и стала для него недоступной;
в конце концов, когда ему было шестнадцать лет.
мнстера Д. впервые появились в позднем детстве, когда его
мать была неспособна должным образом отвечать на
эксгибиционистские желания мальчика. Когда она не
проявила никакого интереса к его желанию показать, как
он ловко умеет раскачиваться на качелях, он обратился к
подглядыванию в мужских туалетах. Эта же последова-
тельность в течение долгого времени воспроизводилась в
процессе анализа. Каждый раз, когда аналитик не понимал
потребности пациента в отклике иэмпатическом |
одобрении или фрустрировал эту потребность каким-либо
иным образом, сублимированная деятельность пациента
прекращалась, и он пытался вернуться к своей перверсии.
Тесную связь между фрустрированными потребностями в
контакте и стойким желанием слияния, которое, однако,
постепенно трансформируется в сублимированное эмпати-
ческое слияние с окружающим миром и в конечном счете
приводит к возникновению необычайно сенситивного
отношения к миру, можно наблюдать у некоторых худож-
ников, особенно у поэтов. Например, склонность Джона
Китса идентифицироваться с наблюдаемыми объектами
(далее с неодушевленными предметами — например, с бил-
лиардным шаром) могла бы показаться патологической,
если бы она не сочеталась с удивительной способностью
передавать свое чувственное понимание, которая сохраня-
лась у него, пока он ощущал поддержку благодаря прояв-
лению внимания и одобрения со стороны своих друзей).
Когда поэт заявляет, что идентифицируется с биллиардным
шаром, он приводит свидетельства нарциссического, ' по
существу, характера отношения творческого человека к
соответствующему аспекту окружающего его мира. Однако нет
надобности опираться исключительно на такие явные
примеры, чтобы найти доказательства нарциссической
природы творческого акта. Часть творческого потенциала —
каким бы узким ни был его диапазон — относится к сфере
переживаний многих людей, и нарциссическую природу
творческого акта (а именно то, что предмет интереса твор-
ческой личности катектирован нарциссическим либидо)
можно выявить с помощью обычного самонаблюдения и
эмпатии. Например, нерешенные интеллектуальные
она умерла. Художественное творчество, которому он
посвятил себя на поздних стадиях анализа, не только
позволило ему сублимировать и разрядить свои потреб-
ности в слиянии и контакте, но и стало важным источ-
ником внешнего одобрения и даже финансового успеха.
Было весьма поучительно — и для аналитика, и для па-
циента — наблюдать и понимать на фоне трансформаций
зеркального переноса постоянные колебания между (а) ар-
хаичным выражением потребности пациента в слиянии
в виде временных регрессий к извращенным импульсам
(и даже к кратковременным галлюцинаторным пережива-
ниям слияния с умершей матерью) и (б) утонченным худо-
жественным творчеством, к которому он стал способен.
В ранних фазах анализа он не мог заниматься творческой
деятельностью, если оказывался разлученным с анали-
тиком во времени и пространстве или когда не чувствовал
его (эмпатического) понимания. Позднее он научился
гораздо лучше переносить разлуку и мог продолжать свою
работу даже тогда, когда аналитик его неправильно пони-
мал или когда ощущал эмоциональную отстраненность
аналитика, поскольку теперь он мог предвосхищать после-
дующее возвращение к эмпатической близости.
Способность мистера Д. к надежной сублимации в твор-
ческой деятельности не является исключением, но и не яв-
ляется правилом. Несомненно, он мог с пользой для себя
обратиться к художественному творчеству, поскольку имел
такой опыт еще до того, как начал проводиться анализ.
Большинство сублимаций этого рода (например, увлечение
танцами мисс Е.) появляются лишь ненадолго и прекра-
щаются, как только высвободившееся нарциссическое '
либидо находит иное применение.
Изменения в творческой деятельности мистера Д.,
особенно в переходный период, то есть до того, как она
достигла действительно надежной степени автономии,
свидетельствуют о том, что для сдержанного в отношении
цели удовлетворения архаичных нарциссических потреб-
ностей посредством сублимированной художественной
или научной деятельности необходима хотя бы частичная
их переработка (в процессе развития и созревания или
позднее в процессе анализа). Вуайеристские симптомы
и эстетические проблемы создают нарциссический дис-
баланс, который в свою очередь подталкивает человека
к нахождению решения, будь то разгадывание кроссворда
или поиск в комнате наилучшего места, чтобы разместить
новый диван (ср. Zeigarnik, 1927). Вместе с тем решение
интеллектуальной или эстетической проблемы, особенно
если правильный ответ находится за сравнительно короткое
время, всегда ведет к возникновению чувства нарцисси-
ческого удовольствия, которым сопровождается внезапно
восстановленное нарциссическое равновесие
7
.
Феномен, отдаленно связанный с тем, что для сохране-
ния новоприобретенной способности к художественной
сублимации необходим эмпатический контакт с аналити-
ком, можно также наблюдать — вне сферы патологии — у не-
которых творческих личностей, которые, по-видимому,
нуждаются в особого рода отношениях (подобных нар-
циссическому переносу) в периоды интенсивной творче-
ской деятельности. Эта потребность особенно выражена,
когда открытия приводят творческий ум в уединенные
области, которые до этого не были исследованы
8
. Чувство
изоляции творческого человека и возбуждает, и пугает его
— пугает потому, что это переживание травматическим
образом повторяет ранний детский страх одиночества,
отвержения, отсутствия поддержки. В такой ситуации даже
гений пытается выбрать человека из окружения, которого
он может расценивать как всемогущего, как фигуру, с кото-
рой он может временно слиться. Некоторые нарцисси-
чески фиксированные личности определенного типа (даже
граничащие с паранойей), внешне абсолютно уверенные
и себе и ни в чем не сомневающиеся, особенно подходят для
этой роли
9
. Такие переносы, устанавливаемые творческими
людьми в периоды их интенсивной творческой деятель-
ности, имеют гораздо более тесную связь с переносами,
возникающими при анализе нарциссических личностей,
чем с переносами, возникающими при анализе неврозов
переноса. Другими словами, мы имеем дело либо с экспан-
сией активной творческой самости (напоминающей одну
ил разновидностей зеркального переноса), либо — что
бывает значительно чаще — с желанием получить силу
от идеализированного объекта (идеализирующий перенос),
а не с оживлением фигуры из прошлого, которая катектиро-
вана объектным либидо. Воплощением такого нарцисси-
ческого переноса для Фрейда в наиболее важный период
творческой деятельности стал Флисс; и Фрейд вполне мог
обходиться без иллюзорного чувства величия Флисса и, сле-
довательно, без нарциссических отношений — в отличие
от устранения переноса посредством инсайта — когда он вы-
полнил свою великую творческую задачу.
Разумеется, отношения, подобные только что описан-
ным, могут развиваться не только у ученого в критические
моменты на его пути к новаторскому открытию, но и у худож-
ника в наиболее важные периоды его творчества. Напри-
мер, в письме Мелвилла Хоуторну
10
сам выбор метафоры
свидетельствует о сильнейшей потребности в одобрении
со стороны идеализированной фигуры и о нарциссическом
слиянии с ней: Хоуторн, — говорит он, — пьет из чаши его
жизни. «И когда я подношу эту чашу к своим i-убам, — продол-
жает Мелвилл, — о чудо, я чувствую, что это ваши губы,
а не мои. Я чувствую, что Тело Господне разламывается,
7
Аналогичное «Ahal-Erlebnis» [«Ага-переживание»
(нем.).
—
Приме
чание переводчика.}
, описанное гештальт-психологами (см. Buhler,
1908; Maier, 1931; Duncker, 1945), вполне можно интерпрети
ровать в соответствии с предыдущими рассуждениями. См. так
же противоположный подход Хендрика (Hendrick, 1942), кото
рый при объяснении ряда сходных переживаний постулирует
наличие у человека «инстинкта преодоления».
8
См. в этой связи глубокие по своему содержанию работы Шекели
(Szekely, 1968, 1970), в которых рассматривается боязнь нового
и неизвестного у ученых.
См. в этой связи примечания в главе 9 по поводу мессианской харизмы
отца Шребсра и других мессианских лидеров, таких, как Гитлер. "' На
этот документ обратил мое внимание доктор Чарльз Клигер-ман,
который, рассуждая о «нарциссическом переносе-слиянии»,
процитировал его в своем выступлении во время дискуссии, посвя-
щенной нарциссическому сопротивлению (Kligerman, 1969, р.
943).Более подробное обсуждение нарциссических отношений
между Мелвиллом и Хоуторном и их влияния на творчество
Мелвилла см.: Kligerman, 1953.