Файл: Крюкова Т.Л. - Психология семьи. Жизненные трудности и совладание с ними.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 3193

Скачиваний: 49

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В.
К

85 Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. — СПб., Речь,

2005. — 240 с.

ISBN 5-9268-0382-9
Учебное  пособие  посвящено  проблемам  психологии  семьи  совлада-ющего

поведения в семейном контексте. Авторы пособия обобщают новые научно-практические
разработки  в  этой  области. Предназначается  для  студентов, аспирантов, преподавателей
факультетов психологии и социальной работы университетов.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................................................................................3

Глава I. ЖИЗНЕННЫЕ ТРУДНОСТИ СЕМЬИ
И СОВЛАДАНИЕ С НИМИ

...............................................................................5

Семейный стресс и его последствия..................................................„........................... 5
Семейные стрессоры, критерии их оценки, классификация                                        8
Феноменология семейного стресса................................                                 .10
Совладающее со стрессом поведение в семье...................................                13
Эффективность совладающего со стрессом поведения:
кратковременные и долговременные последствия                       ................

14

Совладание со стрессом в семьях разного типа...»..........................16
Совладающее и защитное поведение семьи при стрессе                            ..17
Факторы устойчивости семьи к стрессу............................                      18
Зарубежная психология о жизненных событиях как источниках семейного стресса и

совладающего поведения супругов                                      ................„......21

Семейные трудности на разных этапах жизненного цикла семьи                    32
Структура семьи и ее совладающее поведение                                                   40
Анализ трудностей в неполных и полных семьях                                           42
Анализ различий в способах совладания с трудностями
в неполной и полной семьях............................„........„................ 47
Анализ особенностей воспитания в неполной семье..........................49
Сравнение совладающего поведения в неполной


background image

и полной семьях........................................................................................„................51
Социальная власть и лидерство как факторы совладания в семье...... 56
Тендерные исследования лидерства..........................................................................58
Семейные отношения с точки зрения проблем социальной
власти и лидерства..........................................................................................„...............60
Ролевая структура семьи.............................................................................62
Феномен семейной власти.....................................................................„.....................

66

Контрольные вопросы................................................................................................70
Задания для самостоятельной работы.....................................................................

71

Литература...................................................................„.................................71
Глава 2.

ПСИХОЛОГИЯ РОДИТЕЛЬСТВА

.........................................................74

Теории родительства в истории, культуре и психологии...........................74
Культурные детерминанты родительского отношения.....................

76

Супружеские 

отношения 

как 

фактор 

родительского

повеления...........................................................................78

Влияние личностных особенностей родителей на отношение
к ребенку                                                                                                                        79
Типология родительского отношения....................................................................82
Стрессы родительства..........................................................................................86
Детско-родительские отношения: результаты исследований...............93
Контрольные вопросы........................................................................................103
Задания для самостоятельной работы.................................................................104
Литература............................................................................................................104

Глава 3. МОЛОДАЯ СЕМЬЯ: СУПРУГИ И РОДИТЕЛИ

........................107

Социально-психологический портрет современной
молодой семьи............................................„......................................................107
Первый ребенок и его родители........................................................................114
Принятие роли матери: трудности и совладание с ними..............114
Стрессы мужчин, впервые ставших отцами.................................................128
Феномен отцовства. Ролевой конфликт в жизни мужчины
(мужа и отца) на этапе триангуляции семейной структуры.....129
«Новое отцовство» — новые перспективы развития.........................132
Исследования переживания стрессов отцовства
и совладания с ними......................................................................................„. 133
Контрольные вопросы.......................................................................................141
Задания для самостоятельной работы.................................................................142
Литература.........................................................................................................142

Глава 4. СЕМЬЯ С «ОСОБЫМИ» ТРУДНОСТЯМИ

.....................................145

Матери недоношенных детей..............................................................................145
Особенности психического развития недоношенного
младенца...................................................................................................................146
Послеродовая депрессия...........................................................................148
Преждевременные 

роды 

и 

женщина: социально-психологическое

исследование.....................................................150

Социальный кризис семьи: девиантные матери и их дети....................155
Переживание родителями ситуации рождения ребенка
с сенсорными нарушениями...............................................................................164
Родительские переживания ситуации рождения ребенка
с отклонениями в развитии.............................................................................................167
Стратегии совладающего и защитного поведения родителей........176
Ресурсы совладаюшего поведения родителей,
воспитывающих детей с сенсорными нарушениями........................179


background image

Совладающее поведение родителей, воспитывающих детей
с задержкой психического развития...............................................................................182
Насилие в семье и семейные нарушения...................................................................188
Проблемы семейных отношений и совладающее
поведение участников военных действий................................................................193
Одиночество в семье............................................................................................2ОО
Контрольные вопросы...........................................................................................209
Задания для самостоятельной работы................................................................209
Литература..............................................................................................................2IO

Глава 5. ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ КУРСОВ
ПО ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ

..............................................................................213

Основы психологии семьи и семейного консультирования................213
Содержание учебной дисциплины...........................................................................215
Планы семинарских занятий..........................................................................................218
Вопросы к экзамену................................................................................................220
Обязательная литература........................................................................................222
Дополнительная литература...........................................................................................223
Агрессия и насилие в семейных отношениях
Психологическая помощь в кризисной ситуации (спецкурс).........226
Содержание учебной дисциплины..........................................................................228
Вопросы к зачету.......................................................................................................229
Основная литература.................................................................................................229
Дополнительная литература...........................................................................................230
Особенности совладания с трудностями детско-родительского
взаимодействия (спецкурс)......................................................................................231
Содержание учебной дисциплины..........................................................................232
Основная литература................................................................................................234
Дополнительная литература............................................................................................235
ВВЕДЕНИЕ

Однажды, когда  Муми-троллъ  был  совсем  маленький, его  папа  в  самый  разгар

жаркого  лета  умудрился  простудиться. Он  не  пожелал  пить  горячее  молоко  с  луком  и
сахаром, он не захотел даже лечь в постель... Он никогда раньше не болел и теперь был
очень встревожен... My ми-мама поглядела на мужа и вдруг сказала:

— Знаешь, я сегодня убирала на чердаке и нашла большую тетрадь. Что если тебе

написать книгу о своей молодости ?.. А потом ты бы читал нам вслух то, что написал.

В ответ папа перестал кашлять:
— Так  быстро  книгу  не  напишешь... Не  думай, что  это  так  про -сто: взял  и

написал,

проворчал папа и высунулся из-под одеяла.

Да, пожалуй, ты  прав,

согласилась  Муми-мама, ...которая  в  самой  трудной

ситуации обязательно что -нибудь при

-

думает, и пошла на чердак за тетрадью*.

Вот  так  сказочные  герои  выдуманного мира  финской  писатель -ницы Туве  Янссон

общаются, взаимодействуют, то  есть  живут  в  сво -ей  семье. Выдуманная  семья  муми-
троллей — это семья, по которой в глубине души тоскует каждый из нас, потому что «все
они славные и добрые — одним словом, семья». Они любят и заботятся друг о друге и обо
всех, кому  плохо  и  трудно  живется. Они  легко  решают  проблемы  любого  уровня
сложности — от  мелких  семейных  недоразумений  до  природных  бедствий. Один  из
секретов успеха их семьи в том, что они

всегда

вместе, даже если на время расстаются, и

никогда

не  унывают, даже  в  дождливые  осенние  вечера, когда  к  некоторым  незаметно

подкрадывается плохое настроение.

Авторы  данного  учебного  пособия  предлагают  свой  взгляд  на  важные  проблемы

психологии семьи — семейные трудности и со-владание с ними. Трудно найти тему, так
сильно затрагивающую людей, как переживания, связанные с семьей, и их преодоление.


background image

Книга  предназначена  для  студентов, изучающих  курс  семейной  психологии  в

университете. В ней впервые изложены новые матери-

*  Янссон  Т.  Все  о  муми-троллях:  Повести-сказки  /  Пер.  со  швед.  СПб.:  Азбука-

классика, 2004. С. 247-248.

4
алы, ранее  не  представленные  в  отечественной  психологии  исследования  семьи,

много материалов из иностранных источников, ранее недоступных читателю, знакомому
лишь  с  русскоязычной  литературой. Пособие  содержит  обобщенный  опыт
исследовательской  группы, работающей  в  Костромском  государственном  университете
им. Н. А. Некрасова  в  рамках  проекта  РГНФ  № 03-06-00143а (руководитель  Т. Л.
Крюкова), посвященного  российской  семье  переходного  периода, ее  совладающему
поведению и развитию.

В пособии приводятся программы учебных курсов по психологии семьи, созданные

и реализуемые авторами как преподавателями университета.

Авторы  пытаются  отразить  неоднозначную  оценку  состояния  современной  семьи,

которая, с одной стороны, вполне справляется с трудностями и невзгодами, но с другой,
требует внимания и поддержки общества из-за неспособности находить решения проблем
самостоятельно (социальное сиротство, девиантное материнство и т. д.).

Предлагаем вам, уважаемые читатели, задуматься и вместе с нами поискать ответы

на  вопросы  о  том, что  делает  семью  жизнестойкой, что  у  нее «болит» и  почему  часть
семей не выдерживает даже слабых испытаний. Пособие раскрывает современное состоя-
ние представлений о семейной динамике: влияние этапа развития и структуры семьи на ее
жизнестойкость, своеобразный  вклад  родителей  и  детей  в  семейную  устойчивость  к
социальным  стрессам, показывает  специфические  семьи, «сражающиеся» с  драматичес-
кими  обстоятельствами  своей  жизни (больной  ребенок, посттравматическое  стрессовое
расстройство мужа, побывавшего в «горячих» точках, и т. д.). Особое значение придается
раскрытию  образов  матери  и  отца, называемых «архитекторами» семейных  отношений.
Поиск  семьей, находящейся  в  трудной  ситуации, ресурсов  совла-дания, креативность  в
нахождении путей дальнейшего развития должны, по мнению авторов, помочь студентам
лучше  осознать  свой  профессиональный  путь  в  направлении  изучения  семейной  психо-
логии и помощи семье.

Выражаем  искреннюю  благодарность  и  признательность  нашим  аспирантам  и

студентам, внесшим  своими  исследованиями  вклад  в  изучение  семьи, семейных
отношений и совладеющего поведения.

В  написании  главы I принимала  участие  Н.О. Белорукова, главы III — О. Б.

Подобина, главы IV — Т. В. Гущина, М. С. Голубева и А. Ю. Василенко.

Глава I
ЖИЗНЕННЫЕ ТРУДНОСТИ СЕМЬИ И СОВЛАДАНИЕ С НИМИ

СЕМЕЙНЫЙ СТРЕСС И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

«Ах, эти бури! Они нужны, верно, для
того, чтобы после них всходило солнце», ~
подумал Муми-папа, допивая кофе.

Супружеству и семье посвящены тысячи книг и научных исследований. Счастливая

или  хотя  бы  психологически  комфортная  семейная  жизнь  помогает  человеку  в
достижении личного счастья и самых нелегких жизненных целей. Успешный брак нередко
сравнивают  с  выигрышем  в  лотерее, «счастливым  билетом», он  имеет  несомненную
ценность  в  общественном  мнении. Можно  сказать, что  большинство  людей  стремятся  к
идеальному  браку и  хотят иметь  счастливую  семью. Тем не  менее нередко кажется, что
счастливые  браки  и  семьи  редки — мы  ежедневно  сталкиваемся  с  супружески -ми
конфликтами, непониманием и враждой ближайших родственников. Еще в начале XX в.


background image

много  писали  и  говорили  о  кризисе  семьи  и  брака. Моногамный  идеал, по  мнению  К.
Хорни, постоянно  развенчивается, но  для  общественного  института  семьи  адекватной
замены  пока  не  найдено. Долгая  и  однообразная  жизнь  с  одним  и  тем  же  человеком
нередко делает скучными и утомительными отношения в целом и особенно сексуальные.
Однако  это  лишь  один  из  поверхностных  симптомов  трудностей  совместной  жизни  в
семье, считают  исследователи-психоаналитики (К. Юнг, К. Хорни, А. Миллер, Р.
Скиннер). В трудных и напряженных ситуациях, при столкновении с драматическими, по-
настоящему серьезными и невыносимыми событиями как в частной и профессиональной
жизни, так и в жизни общества, нередко именно семья и близкие

6
отношения  становятся  той  единственной  сферой, поддерживающей  человека,

дающей  ему  силы  для  преобразования  ситуации, выбора «варианта  жизни» (В. Н.
Дружинин, 2000).

Все  это  побуждает  исследователей  семьи  изучать  факторы, способствующие  или

препятствующие  удовлетворенности  взаимоотно -шениями  и  взаимодействием  у  членов
семьи  во  всех  сферах  жизни. Действительно, почему-то  некоторых  людей  и  семей
житейские  катастрофы «едва  касаются... оставляя  целыми  и  невредимыми, а  на  других,
слабых, незакаленных  сваливаются  как  большие  снеговые  глыбы, сдавливая  их», — так
описывает  А.  П.  Чехов  членов  семьи  профессора  N.  в  «Скучной  истории».  В  случае,
«когда  в  человеке  нет  того, что  выше  и  сильнее  всех  влияний... достаточно  хорошего
насморка, чтобы потерять равновесие» (А. П. Чехов, 1979. С. 401). Знаменитый писатель
называет  это «богом  живого  человека», современные  психологи  говорят  о  силе  Я,
самоэффективности, устойчивости человека и семьи к стрессу, способности к совладанию
с ним.

Исследователям  семьи  как  целостности (группы, общности) пока  многое

представляется  неясным, например, как  влияют  факторы  риска  или  неблагоприятные
события  на  уязвимость  к  стрессу  отдельных  индивидов  и  семьи  в  целом; что  защищает
семью от  стресса; что такое жизнестойкая  или  выносливая  семья (Е. A. Blechman, Е. М.
Hetherington, 1996). Эти проблемы рассматриваются в западной психологии, прежде всего,
в  рамках  теории  семейных  систем  Мюррея  Боуэна, согласно  которой «семья  является
системой, так как изменения в одной части ведут к компенсаторным изменениям в других
частях  семьи». Именно поэтому трудно представить, что  в  супружестве или в  семейных
отношениях  может  быть  счаст -ливым  кто-то  один. Чаще  супруги  и  семьи  или  вместе
счастливы («Все  счастливые  семьи  похожи  друг  на  друга...» уЛ. Н. Толстого), или
несчастливы. Данный  подход  связывает  научные  исследования  семейных  трудностей  с
оказанием практической помощи семье — семейной психотерапией (А. Я. Варга, 2001; А.
Миллер, 2001; И. Ю. Хамитова, 2001; Э. Г. Эйдемиллер, 2001; В. Юстицкис, 1999). Другое
важное  социально-психологическое  направление  изучает

динамические  процессы

и

явления  в  семье  как

малой

или

первичной

группе, а  также

динамику

семьи  как  смену

стадий, фаз  совместной  жизнедеятельности  и  смену  одних  семейных  событий  другими.
Первичная группа отличается интенсивным взаимодей-

              7
ствием  и  общением «лицом  к  лицу», близкими  отношениями, означающими

приоритетность «своих» перед «чужими». Семья как малая социальная группа имеет свою
историю, протяженность  во  времени, обладает  семейной  динамикой, то  есть
закономерной сме -ной различных этапов и состояний.

На  протяжении  своей  жизни  семья  сталкивается  с  самыми  разнообразными

событиями, некоторые  из  них  представляют  собой  трудности  и  стрессы. Они  имеют
разное  происхождение  и  последствия  для  семьи  как  целого. Огромное  количество
разнообразных событий нашей жизни мы называем стрессовыми: навязчивый телефонный