Файл: Захаров А.И. - Психотерапия неврозов у детей и подростков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 2690

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

11

Наличие при беременности выраженного эмоционального стресса и невротического состояния,

нередко с расстройством сна, констатируется у 68% матерей. Как правило, эмоциональный стресс
обусловлен  проблемами  взаимоотношений, самим  фактом  беременности, волнениями  в  связи  с
экзаменами, общей  перегрузкой  и  т. д. Наиболее  уязвимыми  в  отношении  патогенного  действия
стресса  матери  на  организм  ребенка  оказываются  мальчики, которые  впоследствии  значительно
чаще (83%), чем девочки (45%), заболевают неврозом (t=3,45; р<0,001).

Угроза самопроизвольного выкидыша имеет место в каждом третьем случае (32%) — мальчики

40%, девочки 21%. При  неврозе  страха  угроза  выкидыша  отмечается достоверно  чаще, чем  при
остальных неврозах (t=2,7; р<0,01). В целом угрожающий выкидыш наблюдается несколько чаще у
нежеланных детей. В литературе имеются указания на то, что угроза прерывания беременности в
ранние  сроки  вызывает  состояние  гипоксии, нарушение  метаболизма  и  повреждения
функциональных систем плода.

Токсикозы как первой, так и второй половины беременности встречаются в 25% случаев. Более

существенна патология второй половины беременности, которая, по данным литературы, в норме
не  превышает 10%. К  тому  же  токсикозы  второй  половины  беременности  обладают  большим
соматотропным  действием  на  плод  и  в  ряде  случаев  являются  психосоматической  реакцией
матери на эмоциональный стресс.

Перина тальные па тогенные факторы.

Преждевременные  роды  встречаются  в 20% случаев. В  группе  нежеланных  детей  они

достоверно  чаще, чем  у  желанных (t=2,15; p<0,05). Слабость  родовой  деятельности  и
необходимость  в  ее  стимуляции  отмечены  в 45% случаев — достоверно  чаще (t=2,05; p<0,05) у
мальчиков (55%), чем у девочек (31%). У нежеланных детей она наблюдается несколько чаще, чем
у  желанных. При  наличии  у  матери  предшествующего  эмоционального  стресса  патология  родов
отмечается  достоверно  чаще (t=2,47; р<0,05). Асфиксия  ребенка  в  родах  встречается
относительно  редко (13%), но  при  стрессе  матери  в  период  беременности  она  наблюдается
достоверно  чаще (t=3,6; р<0,01). Следовательно, аффективное  состояние  матери  может
неблагоприятно  отражаться  на  отношении  к  появлению  будущего  ребенка, на  течении
беременности и родовой деятельности.

Постна та льные патогенные факторы.

Те  или  иные  признаки  резидуальной  церебральной  недостаточности  в  понимании  В. В.

Ковалева (1979) у  детей  первых  лет  жизни  встречаются  в 25% случаев (мальчики 36%, девочки
10%). Наиболее  часто  органическая  недостаточность  имеет  место  у  детей  с  истерическим
неврозом, что  может  быть  связано  с  предшествующими  беременности  заболеваниями  матки  и
придатков  у  матери. Органическая  недостаточность  создает  у  таких  детей  заостренно-
болезненную  установку  на  внимание  к  себе  окружающих  и  признание  их  интеллектуальных
достижений  и  потребностей. Церебральная  недостаточность  достоверно  чаще  проявляется  у
нежеланных  детей (t=2,15; p<0,05), так  как  женщины  при  отрицательном  отношении  к
беременности не стремятся ее сохранять.

Невропатия, в понимании Т. П. Симеон (1958), встречается у 58% детей: у мальчиков — в 62%,

у девочек — в 52% случаев. Она наблюдается несколько чаще при  наличии у матерей  токсикоза
второй  половины  беременности. Наиболее  существенным  источником  невропатии  являются
эмоциональный  стресс  и  невротическое  состояние  матери  в  период  беременности, при  которых
невропатия у ребенка достоверно чаще (t=2,67; p<0,01).

Таким  образом, все  рассмотренные  неблагоприятные  факторы  при  беременности, и  прежде

всего  эмоциональный  стресс  у  матери, можно  считать  первой «психотравмой» у  детей,
впоследствии  заболевающих  неврозами. Биохимически  опосредованным  следствием  стресса
матери  является  изменение  реактивности  ребенка  и  ослабление  биотонуса  его  организма, что
уменьшает толерантность к действию различных постнатальных стрессовых факторов.

Эмоциональный  стресс  матери  в  первый  год  жизни  ребенка  не  уменьшается, а  нарастает,

охватывая 82% матерей. Как  правило, он  сопровождается  внутренней  неудовлетворенностью,
аффективной  напряженностью, беспокойством  и  вызван  в  первую  очередь  эмоционально
неровными  отношениями  с  мужем  и  родителями, общей  неустроенностью, проблемами  ухода  за
ребенком, возникновением  новой  беременности. Это  оказывает  неблагоприятное  влияние  на
эмоциональное  развитие  ребенка, так  как  тревожно-депримированный  настрой  матери  в  виде
беспокойства, сниженного настроения, неуверенности, пониженной самооценки, пессимистической
оценки  перспективы  передается  ребенку  как  диффузное  чувство  беспокойства  и  страха. Такая
мать  редко  улыбается, излишне  скованна, напряжена  и  непоследовательна  в  обращении  с
ребенком. Поскольку  мать  имеет  в  лице  ребенка  наиболее  доступный «объект» для  проявления


background image

12

своего  недовольства, раздражения  и  беспокойства, ее  эмоциональное  состояние  несколько
компенсируется  в  течение  первых  лет  жизни  ребенка. Но  эмоциональное  состояние  ребенка,
наоборот, все  более  ухудшается  по  мере  развития  в  аффективно  неспокойной  семейной
обстановке, к которой он не может адаптироваться и в которой выполняет роль «козла отпущения»
для родителей, не объединяя семью, как того хотела бы мать, а разъединяя ее.

В  этой  ситуации  и  без  того  беспокойная  мать  все  в  большей  степени  привязывает  к  себе

ребенка, окружая  его  тревожными  предохранениями  и  болезненно-заостренным  вниманием,
образуя с ним обособленную эмоциональную диаду. Создавая зависимость от своего настроения,
мать  непроизвольно  передает  ребенку  свое  беспокойство, которое  начинает  появляться  у  него
даже  при  ее  кратковременном  отсутствии, особенно  в  период  засыпания. Требуя  плачем  или
беспокойством присутствия рядом матери, ребенок, в свою очередь, аффективно привязывает ее
к себе. Возникает порочный круг, который проявляется общей тревожной зависимостью ребенка и
матери друг от друга, непереносимостью с обеих сторон одиночества и изоляции, возникновением
у  ребенка  беспокойства  при  любом  реальном  или  кажущемся  эмоциональном  отдалении  от
матери.

Ранним  зарождением  беспокойства  можно  в  немалой  степени  объяснить  последующие

волнения  ребенка  по  поводу  предстоящих  событий  и  его  плохую  переносимость  ожидания. В
наибольшей степени тревожные реакции на отсутствие матери  выражены при  неврозах страха и
навязчивых  состояний  по  сравнению  с  неврастенией  и  особенно  истерическим  неврозом. В
последнем  случае  известным  препятствием  для  возникновения  беспокойства  является
исключительная ориентация ребенка на себя (эгоцентризм).

Стремление  матери  как  можно  раньше  выйти  на  работу  и  передать  ребенка  на  воспитание

родственникам  усиливает  его  беспокойство, особенно  при  предшествующем  отрицательном
отношении  к  беременности. Последствиями  чрезмерно  раннего  отрыва  тревожно  привязанного  к
матери и эмоционально ранимого ребенка являются аффективные реакции при помещении в ясли
и затруднения в последующей адаптации в дошкольных учреждениях..

Источниками  беспокойства  у  детей, впоследствии  заболевающих  неврозом, могут  быть  в

различном возрасте:

1) индуцирование беспокойства со стороны матери, находящейся в состоянии эмоционального

стресса;

2) эмоциональные  потрясения  и  испуги (опыт  ранних  разлук  и  внезапных  воздействий,

представляющих  угрозу  для  жизни, в  том  числе  аффективные  реакции  на  помещение  в  ясли,
больницу, несчастные случаи, резкие болевые ощущения);

3) угроза  лишения  заботы  и  эмоционального  контакта  при  наличии  невротически

мотивированной гиперопеки со стороны матери и «привязывания» ребенка к себе. В наибольшей
мере это проявляется в раннем анамнезе детей, заболевающих неврозом навязчивых состояний и
неврозом страха;

4) отсутствие  безопасности — опоры  в  ближайшем  окружении. Ощущение  незащищенности,

ненадежности  и  непонятности  окружения. Невозможность  предсказать  поведение (реакции)
близких лиц, особенно при их невротическом состоянии и конфликтах в семье, когда имеет место
беспокойство за родителя, к которому привязан ребенок или с которым он себя идентифицирует. В
случае  нежеланности  ребенка  или  непринятия  его  индивидуальных  особенностей  развития
беспокойство  вызвано  ощущением  ненужности  и  никчемности  прежде  всего  у  детей,
заболевающих неврозом страха и неврастенией;

5) опасения осуждения, наказания и лишения положительного отношения со стороны значимых

для  ребенка  лиц  в  том  случае, если  он  связан  непомерно  большим  числом  моральных
предписаний  и  обязательств, которые  не  в  силах  оправдать (соответствовать  им). Это
иллюстрируется  следующими  словами  матери: «Дочь  постоянно  находится  в  напряженном
ожидании, что  на  нее  рассердятся, что  она  вдруг  не  так  сделает  или  не  так  скажет». Подобное
состояние характерно при неврозах страха и навязчивых состояний, являясь в последнем случае
наряду с инертностью и ригидностью мышления предпосылкой развития мнительности;

6) невозможность быть понятым и признанным ближайшим окружением;
7) осознание  отличий  от  сверстников. Чувство  личной  недостаточности  и  социально-

психологической изоляции.

Рассмотренные источники беспокойства сопоставимы с главными видами психогений у детей в

дошкольный  период  их  жизни. Беспокойство  выражается  как  в  виде  внешне  непроявляемой  и
конкретно  несфокусированной  тревоги, так  и  в  виде  страха  по  отношению  к  реальному
угрожающему  объекту. У  детей  первых  лет  жизни  беспокойство  нередко  проявляется
эмоциональной  лабильностью  вместе  с  общим  сниженным  фоном  настроения, плаксивостью,


background image

13

ослаблением аппетита, сосанием пальцев и предметов, грызением ногтей, иногда мастурбациями
перед сном.

Вне зависимости от последующих структурных особенностей беспокойство является отправной

точкой  патогенеза  невроза  и  в  той  или  иной  степени  оказывает  воздействие  на  все
рассматриваемые ниже характеристики раннего развития.

Наиболее  выделяющейся  особенностью  преморбидного  развития  при  неврозах  будет

эмоциональная  чувствительность, которая  является  предпосылкой  для  возникновения  чувства
беспокойства в ответ на действие  вышерассмотренных факторов. В свою очередь, беспокойство
заостряет эмоциональную чувствительность в виде сензитивности — повышенной эмоциональной
чувствительности, ранимости, запечатлеваемости  неприятных  событий, обидчивости, в
дальнейшем — склонности «все близко принимать к сердцу», легко расстраиваться и волноваться.

В целом дети, заболевающие неврозом, характеризуются как эмоционально чувствительные и

впечатлительные, доверчивые, добрые, жалостливые и сострадающие. В детском саду и особенно
в школе эти, не сразу адаптирующиеся, тихие дети, обычно держащиеся несколько в стороне, не
только  лишены  агрессивности, но  и  беззащитны, не  умеют  постоять  за  себя, дать  сдачи, найти
сразу нужный ответ при внезапном обращении, легко теряются. Не они дразнят и бьют других, а те
— их; они  же  обижаются  и  плачут, переживая  унижение  и  бессилие  перед  обидчиком. В  этом
человеческом  качестве  они  являются  объектом  для  выражения  агрессивных  тенденций  других
детей. Можно  отметить  несколько  источников  рассматриваемой  беззащитности  у  детей. В  своей
основе  она  отражает  эмоциональную  чувствительность, впечатлительность  и  ранимость. Другим
источником  является  отсутствие  формирования  необходимых  навыков  взаимодействия  со
сверстниками. Это  общие  случаи  плохой  приспособленности, недостатка  практического  опыта,
неумения  общаться  вследствие  изоляции  от  сверстников  в  первые  годы  жизни; недостаточного
участия  отца  в  жизни  семьи  и  отсутствия  соответствующей  модели  поведения  и  обучения  с  его
стороны; отрицательного  воздействия  примера  конфликтного  взаимодействия  родителей. Еще
одним  источником  беззащитности  может  быть  страх, предстающий  на  осознаваемом  уровне  как
страх насилия и несчастья, а на неосознаваемом — как страх увечья и смерти. Поэтому в ответ на
неожиданное и агрессивное поведение другого возникает защитная установка типа запредельного
торможения, внешне  проявляемого  как  оцепенение  и  страх. Если  мы  вернемся  к  ранее  данному
определению  невротического  типа  реагирования  как  недостаточно  осознаваемой  мотивации
защиты «я» от  повторения  психотравмирующего  опыта, то  беззащитность  также  может  быть
отнесена к этой категории.

Существенной  преморбидной  особенностью  будет  и  раннее  развитие  чувства «я», которое

проявляется подчеркнутым чувством собственного достоинства, повышенной чувствительностью к
порицаниям  и  похвале, неудачам  и  ошибкам, насмешкам, несправедливости  и  обидам.
Одновременно эти дети не лгут, не изворачиваются, а, наоборот, непосредственны, бесхитростны
и несколько прямолинейны в своих суждениях, наивны и доверчивы по отношению к другим. В то
же время наивность может выступать не только как опыт целостного, недискретного «я», но и как
следствие недостаточного опыта социального взаимодействия.

Важной преморбидной особенностью является тенденция к внутреннему способу переработки и

выражения  эмоций, сосредоточенности  на  своих  ощущениях  при  сдерживании  внешнего
выражения чувств. Родители обычно говорят об этих детях, что они «все в себе». Действительно,
они  больше  чувствуют  и  понимают, чем  могут  это  выразить, что  вместе  с  некоторой
недостаточностью  праксиса  создает  впечатление  известной  скованности  при  общей  достаточно
выраженной  активности  и  подвижности. Противоречие  между  внутренним  и  внешним  планом
реагирования  может  быть  вызвано  трудностями  сочетания  контрастных  черт  темперамента,
например, черт  флегматического  и  холерического  темперамента. Внутренний  способ  выражения
эмоций и переработки переживаний у детей имеет свои обоснования в соответствующем способе
эмоционального реагирования родителей и в их недостаточной общительности.

В  динамике  психического  развития  обращает  на  себя  внимание  несколько  замедленный  темп

выявления  возможностей  и  способностей, что  обусловлено  интенсивно  накапливаемым
внутренним  и  не  раскрываемым  некоторое  время  потенциалом  развития. Этим  детям  нужно
больше  времени, чтобы  их  латентные  психические  свойства  проявились  внешне, раскрылись.
Поэтому чрезмерно раннее и интенсивное стимулирование их возможностей, как и предъявление
ультиматумов  вроде «сейчас  же», «немедленно», всегда  чревато  опасностью  перенапряжения.
Поскольку эмоциональная структура таких детей повышенно ранима, они требуют более мягкого,
эмоционально  щадящего, теплого  и  поддерживающего  отношения  со  стороны  окружающих  лиц.
Только тогда возможно известное дозревание эмоциональных структур, их дальнейшее развитие и
укрепление. В  противном  случае  при  действии  чрезмерно  интенсивных, сильных, запредельных
раздражителей, превышающих  порог  выносливости  нервной  системы, возникает  защитная


background image

14

реакция  в  виде  тормозимости, доходящая до  степени  заторможенности, инертности  и «копания»
на одном месте.

Общее  впечатление  о  раннем  эмоциональном  развитии — это  впечатление  о  детях, как  бы

родившихся  раньше  фактического  срока, т. е. с  недостаточным  внутриутробным  периодом
развития, эмоционально  более  ранимых  и  незащищенных, чем  большинство  сверстников, что  в
немалой  степени  является  следствием  воздействия  на  мозг  плода  эмоционального  стресса
матери в период беременности и родов. Речь идет не о задержке развития, а о его своеобразии,
так  как  все  главные  психические  функции, включая  время  появления  реакции «эмоционального
оживления», речи  и  ходьбы, не  отличаются  от  нормы. Подобно  этому  черты  эмоциональной
ранимости, беззащитности  и  наивности  нельзя  определить  как  проявления  психического
инфантилизма, поскольку одновременно имеют место опережающее возраст развитие чувства «я»
и  формирование  нравственно-этических  установок  долга  и  обязанности. Более  подходящим
определением является неравномерность психического развития.

Другая  особенность  развития  заключается  в  его  противоречивости — наличии

трудносовместимых  сочетаний  различных  характеристик  личности, облегчающих  появление  в
дальнейшем внутреннего конфликта. Мы уже касались противоречия между внутренним способом
выражения эмоций и общей активностью. Другое существенное противоречие выражено словами
матери  о  раннем  психическом  развитии  своего  сына: «Рос  подвижным, энергичным, упорным  в
достижении  цели  и  одновременно  чувствительным, впечатлительным  и  обидчивым». Это
противоречие  между  волевой  и  эмоциональной  сторонами  психического  развития, гармонии
которых можно достичь  только при  благоприятных, способствующих безопасности и творческому
росту внешних условиях. В рассматриваемых случаях этого не происходит, и нарушение баланса
взаимодействия  волевой  и  эмоциональной  сфер  выглядит  вначале  как  их  заострение  в  виде
упрямства  и  сензитивности, а  затем  под  продолжающимся  влиянием  дисстресса — как
подавление (ингибиция) волевой  и  компенсаторное  заострение  эмоциональной  стороны
нормирующейся  личности. К  тому  же  некоторая  недостаточность  праксиса  приводит  к
затруднению перехода мыслительного акта в завершенное действие, что создает дополнительные
препятствия для реализации творческих возможностей личности.

Рассмотренные  преморбидные  особенности  развития  можно  сгруппировать  следующим

образом: 1) сензитивность (эмоциональная  чувствительность  и  ранимость) с  выделением  из  нее
структуры впечатлительности; 2) непосредственность (наивность); 3) выраженность чувства «я»: 4)
импрессивность (внутренний  тип  переработки  эмоций); 5) латентность (потенциальность —
относительно  более  постепенное  раскрытие  возможностей  личности); 6) противоречивость
развития  вследствие  трудносовместимой  конституциональной  констелляции  некоторых  черт
темперамента и характера; 7) неравномерность психического развития, обусловленная действием
предшествующих факторов.

Описательно  ребенок, заболевающий  впоследствии  неврозом, выглядит  повышенно

впечатлительным, эмоционально  чувствительным  и  ранимым, обостренно  реагирующим  на
отношение окружающих, не сразу раскрывающим себя, подавляющим внешнее выражение чувств
и переживаний, наивным, бесхитростным, непосредственным и доверчивым, добрым, отзывчивым,
с выраженным чувством «я».

Проиллюстрируем  некоторые  из  этих  характеристик  высказываниями  родителей: «нельзя

повысить на него голос», «стоит одну и ту же фразу сказать не тем тоном, как она обижается — не
так  сказала»; «так  ожидает  день  рождения, что  может  даже  заболеть  от  этого»; «его  может
обидеть  даже  малолетний  кроха»; «даже  муху  убитую  пожалеет»; «очень  добрый, за  все
болезненно  переживает, если что-либо не получается, не хочет, чтобы ему помогали, и плачет»;
«за  всех  переживает»; «боится  лечь  спать, чтобы  не  проспать  целый  день»; «тихая  в  детском
саду, послушная, исполнительная, переживает, если  что-либо  не  так, в  занятиях  активная,
любознательная, дома же становится чрезмерно шумной и возбужденной»; «стоит его похвалить и
он лезет из кожи вон, чтобы оправдать доверие»; «не просит прощения и не отказывается от своих
убеждений»; «у  него  всегда  было  свое  мнение»; «все  вспомнит  потом, вначале  ни  слова»;
«никогда не жалуется и не рассказывает о том. что происходит с ним в детском саду»: «когда сыну
был один год и он лежал в больнице по поводу пневмонии, то при уколе не кричал и не плакал, а
молчал, сжимая  кулачки»: «в 4 года  дочери  удаляли  аденоиды  и  ее  одну  вынесли  бледной, без
слезинки, но  увидев  мать, она  разрыдалась  и  покрылась  красными  пятнами»; «в  полтора  года
бабушка  накричала  на  внука, который  при  этом  молчал, в 3 года  он  сказал  ей  неожиданно:
«Почему ты со мной так громко разговаривала?».

Приведенные  характеристики  не  позволяют  сделать  вывод  о  предшествующих  неврозу

патологических  изменениях характера, скорее  речь  идет  как  о  некотором  своеобразии  развития,
подчеркнутая человеческая основа которого несомненна, так и о наличии отдельных преходящих
и  незначительно  выраженных  явлений  дизонтогенеза. Знание  преморбидных  особенностей


background image

15

развития, преморбидной «натуры» позволяет  лучше  понять  патогенез  неврозов  у  детей  и
построить на его основе соответствующим образом направленный процесс психотерапии.

Личность родитепей.

Все те дурные наклонности, которые родители стараются уничтожить в своих детях, гнездятся в

них самих.

Г. Спенсер. Воспитание умственное, нравственное и физическое

Описание  родителей  мы  начнем  с  общей  клинико-психологической  характеристики, затем

рассмотрим  данные  личностных  опросников, посредством  которых  уточняется  ряд  сторон
личности  родителей. Кроме  того, опросники  дают  возможность  стандартизации  и  сопоставления
результатов исследования.

По  данным  обследования 108 семей, мягкость  характера  у  матерей  преобладает  над

твердостью  в  соотношении 2:1, у  отцов  твердость  незначительно  преобладает  над  мягкостью. У
отцов  это  следствие  соответствующих  мягких  черт  характера  дедушки  ребенка  по  отцовской
линии, недостаточного влияния с его стороны и замещающего воздействия со стороны бабушки по
отцовской линии.

У  родителей  имеется  ряд  общих  особенностей  личности, главным  образом  в  виде

сензитивности  и  гиперсоциализации. Под  сензитивностью  подразумеваются  повышенная
эмоциональная  чувствительность, впечатлительность, ранимость, обидчивость, выражаемые
склонностью «все близко принимать к сердцу и легко расстраиваться», а под гиперсоциализацией
— заостренное  чувство  ответственности, долга, обязательности, трудность  компромиссов.
Контрастное  сочетание  сензитивности  и  гиперсоциализации  означает  наличие  внутреннего
противоречия  между  чувством  и  долгом, способствующим  возникновению  внутреннего
нравственно-этического конфликта.

Другой общей особенностью личности матери  и отца является защитный характер поведения,

т. е. отсутствие открытости, непосредственности и непринужденности в общении, что обусловлено
не столько способом выражения эмоций, сколько ранее имевшимся  психотравмирующим опытом
межличностных  отношений. В  связи  с  этим  родители  подчеркивают  наличие  у  себя  проблем
самовыражения  и  самоконтроля, указывая, что  могли  бы  быть  намного  активнее, если  бы  не
приходились  сдерживать  себя. Проблемы  межличностных  отношений  не  проявляются  грубыми
нарушениями  социальной  адаптации, расторможенными  и  асоциальными  формами  поведения.
Немало проблем и в области сексуальных отношений. Часто встречающееся понижение полового
влечения, особенно 

со 

стороны 

женщины, является 

индикатором 

эмоциональной

неудовлетворенности отношениями в браке, а в более выраженных случаях представляет собой
симптом невротического состояния.

Невроз на момент обследования диагностирован у большинства матерей (62%). Если учесть и

состояние  эмоционального  стресса, не  достигающее  степени  невроза, то  таких  матерей
оказывается 78%. Большей  частью  невроз  у  них  проявляется  в  виде  неврастении  и  невроза
страха; обычно  его  клиническая  форма  соответствует  клинической  форме  невроза  у  ребенка.
Наиболее часто невротическое состояние матери проявляется при неврозе страха у детей (80%),
несколько  реже  при  неврастении  и  неврозе  навязчивых  состояний (63%) и  реже  всего  при
истерическом неврозе (40%).

Невроз у отцов наблюдается в три раза реже, чем у матерей

(21%).

В сочетании с состоянием

эмоционального стресса этот показатель увеличивается до 37%.

Чаще  всего (53%) встречаются  семьи, в  которых  один  из  супругов (преимущественно  мать)

болен неврозом или находится в состоянии эмоционального стресса. Реже  имеет  место наличие
невроза или эмоционального стресса у обоих супругов (29%), и меньше всего семей с отсутствием
этих состояний (18%). В большинстве случаев можно говорить о неврозе семьи, подразумевая под
этим  невротическое  заболевание  по  крайней  мере  у 2 членов  семьи — ребенка  и  одного  из
родителей.

И  матери  и  отцы  наиболее  часто  предъявляют  жалобы  на  раздражительность, состояние

внутреннего беспокойства, непереносимость ожидания (симптомы эмоциональной лабильности и
тревожности). Кроме  этого, матери  жалуются  на  повышенную  утомляемость, головные  боли  при
напряжении и утомлении, спазмы и боли в области сердца, желудка и кишечника, ощущение комка
в  горле, покраснения  при  волнении, ознобы, повышение  артериального  давления  во  время
напряжений  и  волнений (симптомы  вегетососудистой  дисфункции). Соматическая  патология  у
каждой третьей матери представлена не только вегетососудистой дистонией, но и хроническими
тонзиллитами  и  ринитами. У  каждого  третьего  отца  отмечена  патология  со  стороны  желудочно-