Файл: Захаров А.И. - Психотерапия неврозов у детей и подростков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 2690
Скачиваний: 14
11
Наличие при беременности выраженного эмоционального стресса и невротического состояния,
нередко с расстройством сна, констатируется у 68% матерей. Как правило, эмоциональный стресс
обусловлен проблемами взаимоотношений, самим фактом беременности, волнениями в связи с
экзаменами, общей перегрузкой и т. д. Наиболее уязвимыми в отношении патогенного действия
стресса матери на организм ребенка оказываются мальчики, которые впоследствии значительно
чаще (83%), чем девочки (45%), заболевают неврозом (t=3,45; р<0,001).
Угроза самопроизвольного выкидыша имеет место в каждом третьем случае (32%) — мальчики
40%, девочки 21%. При неврозе страха угроза выкидыша отмечается достоверно чаще, чем при
остальных неврозах (t=2,7; р<0,01). В целом угрожающий выкидыш наблюдается несколько чаще у
нежеланных детей. В литературе имеются указания на то, что угроза прерывания беременности в
ранние сроки вызывает состояние гипоксии, нарушение метаболизма и повреждения
функциональных систем плода.
Токсикозы как первой, так и второй половины беременности встречаются в 25% случаев. Более
существенна патология второй половины беременности, которая, по данным литературы, в норме
не превышает 10%. К тому же токсикозы второй половины беременности обладают большим
соматотропным действием на плод и в ряде случаев являются психосоматической реакцией
матери на эмоциональный стресс.
Перина тальные па тогенные факторы.
Преждевременные роды встречаются в 20% случаев. В группе нежеланных детей они
достоверно чаще, чем у желанных (t=2,15; p<0,05). Слабость родовой деятельности и
необходимость в ее стимуляции отмечены в 45% случаев — достоверно чаще (t=2,05; p<0,05) у
мальчиков (55%), чем у девочек (31%). У нежеланных детей она наблюдается несколько чаще, чем
у желанных. При наличии у матери предшествующего эмоционального стресса патология родов
отмечается достоверно чаще (t=2,47; р<0,05). Асфиксия ребенка в родах встречается
относительно редко (13%), но при стрессе матери в период беременности она наблюдается
достоверно чаще (t=3,6; р<0,01). Следовательно, аффективное состояние матери может
неблагоприятно отражаться на отношении к появлению будущего ребенка, на течении
беременности и родовой деятельности.
Постна та льные патогенные факторы.
Те или иные признаки резидуальной церебральной недостаточности в понимании В. В.
Ковалева (1979) у детей первых лет жизни встречаются в 25% случаев (мальчики 36%, девочки
10%). Наиболее часто органическая недостаточность имеет место у детей с истерическим
неврозом, что может быть связано с предшествующими беременности заболеваниями матки и
придатков у матери. Органическая недостаточность создает у таких детей заостренно-
болезненную установку на внимание к себе окружающих и признание их интеллектуальных
достижений и потребностей. Церебральная недостаточность достоверно чаще проявляется у
нежеланных детей (t=2,15; p<0,05), так как женщины при отрицательном отношении к
беременности не стремятся ее сохранять.
Невропатия, в понимании Т. П. Симеон (1958), встречается у 58% детей: у мальчиков — в 62%,
у девочек — в 52% случаев. Она наблюдается несколько чаще при наличии у матерей токсикоза
второй половины беременности. Наиболее существенным источником невропатии являются
эмоциональный стресс и невротическое состояние матери в период беременности, при которых
невропатия у ребенка достоверно чаще (t=2,67; p<0,01).
Таким образом, все рассмотренные неблагоприятные факторы при беременности, и прежде
всего эмоциональный стресс у матери, можно считать первой «психотравмой» у детей,
впоследствии заболевающих неврозами. Биохимически опосредованным следствием стресса
матери является изменение реактивности ребенка и ослабление биотонуса его организма, что
уменьшает толерантность к действию различных постнатальных стрессовых факторов.
Эмоциональный стресс матери в первый год жизни ребенка не уменьшается, а нарастает,
охватывая 82% матерей. Как правило, он сопровождается внутренней неудовлетворенностью,
аффективной напряженностью, беспокойством и вызван в первую очередь эмоционально
неровными отношениями с мужем и родителями, общей неустроенностью, проблемами ухода за
ребенком, возникновением новой беременности. Это оказывает неблагоприятное влияние на
эмоциональное развитие ребенка, так как тревожно-депримированный настрой матери в виде
беспокойства, сниженного настроения, неуверенности, пониженной самооценки, пессимистической
оценки перспективы передается ребенку как диффузное чувство беспокойства и страха. Такая
мать редко улыбается, излишне скованна, напряжена и непоследовательна в обращении с
ребенком. Поскольку мать имеет в лице ребенка наиболее доступный «объект» для проявления
12
своего недовольства, раздражения и беспокойства, ее эмоциональное состояние несколько
компенсируется в течение первых лет жизни ребенка. Но эмоциональное состояние ребенка,
наоборот, все более ухудшается по мере развития в аффективно неспокойной семейной
обстановке, к которой он не может адаптироваться и в которой выполняет роль «козла отпущения»
для родителей, не объединяя семью, как того хотела бы мать, а разъединяя ее.
В этой ситуации и без того беспокойная мать все в большей степени привязывает к себе
ребенка, окружая его тревожными предохранениями и болезненно-заостренным вниманием,
образуя с ним обособленную эмоциональную диаду. Создавая зависимость от своего настроения,
мать непроизвольно передает ребенку свое беспокойство, которое начинает появляться у него
даже при ее кратковременном отсутствии, особенно в период засыпания. Требуя плачем или
беспокойством присутствия рядом матери, ребенок, в свою очередь, аффективно привязывает ее
к себе. Возникает порочный круг, который проявляется общей тревожной зависимостью ребенка и
матери друг от друга, непереносимостью с обеих сторон одиночества и изоляции, возникновением
у ребенка беспокойства при любом реальном или кажущемся эмоциональном отдалении от
матери.
Ранним зарождением беспокойства можно в немалой степени объяснить последующие
волнения ребенка по поводу предстоящих событий и его плохую переносимость ожидания. В
наибольшей степени тревожные реакции на отсутствие матери выражены при неврозах страха и
навязчивых состояний по сравнению с неврастенией и особенно истерическим неврозом. В
последнем случае известным препятствием для возникновения беспокойства является
исключительная ориентация ребенка на себя (эгоцентризм).
Стремление матери как можно раньше выйти на работу и передать ребенка на воспитание
родственникам усиливает его беспокойство, особенно при предшествующем отрицательном
отношении к беременности. Последствиями чрезмерно раннего отрыва тревожно привязанного к
матери и эмоционально ранимого ребенка являются аффективные реакции при помещении в ясли
и затруднения в последующей адаптации в дошкольных учреждениях..
Источниками беспокойства у детей, впоследствии заболевающих неврозом, могут быть в
различном возрасте:
1) индуцирование беспокойства со стороны матери, находящейся в состоянии эмоционального
стресса;
2) эмоциональные потрясения и испуги (опыт ранних разлук и внезапных воздействий,
представляющих угрозу для жизни, в том числе аффективные реакции на помещение в ясли,
больницу, несчастные случаи, резкие болевые ощущения);
3) угроза лишения заботы и эмоционального контакта при наличии невротически
мотивированной гиперопеки со стороны матери и «привязывания» ребенка к себе. В наибольшей
мере это проявляется в раннем анамнезе детей, заболевающих неврозом навязчивых состояний и
неврозом страха;
4) отсутствие безопасности — опоры в ближайшем окружении. Ощущение незащищенности,
ненадежности и непонятности окружения. Невозможность предсказать поведение (реакции)
близких лиц, особенно при их невротическом состоянии и конфликтах в семье, когда имеет место
беспокойство за родителя, к которому привязан ребенок или с которым он себя идентифицирует. В
случае нежеланности ребенка или непринятия его индивидуальных особенностей развития
беспокойство вызвано ощущением ненужности и никчемности прежде всего у детей,
заболевающих неврозом страха и неврастенией;
5) опасения осуждения, наказания и лишения положительного отношения со стороны значимых
для ребенка лиц в том случае, если он связан непомерно большим числом моральных
предписаний и обязательств, которые не в силах оправдать (соответствовать им). Это
иллюстрируется следующими словами матери: «Дочь постоянно находится в напряженном
ожидании, что на нее рассердятся, что она вдруг не так сделает или не так скажет». Подобное
состояние характерно при неврозах страха и навязчивых состояний, являясь в последнем случае
наряду с инертностью и ригидностью мышления предпосылкой развития мнительности;
6) невозможность быть понятым и признанным ближайшим окружением;
7) осознание отличий от сверстников. Чувство личной недостаточности и социально-
психологической изоляции.
Рассмотренные источники беспокойства сопоставимы с главными видами психогений у детей в
дошкольный период их жизни. Беспокойство выражается как в виде внешне непроявляемой и
конкретно несфокусированной тревоги, так и в виде страха по отношению к реальному
угрожающему объекту. У детей первых лет жизни беспокойство нередко проявляется
эмоциональной лабильностью вместе с общим сниженным фоном настроения, плаксивостью,
13
ослаблением аппетита, сосанием пальцев и предметов, грызением ногтей, иногда мастурбациями
перед сном.
Вне зависимости от последующих структурных особенностей беспокойство является отправной
точкой патогенеза невроза и в той или иной степени оказывает воздействие на все
рассматриваемые ниже характеристики раннего развития.
Наиболее выделяющейся особенностью преморбидного развития при неврозах будет
эмоциональная чувствительность, которая является предпосылкой для возникновения чувства
беспокойства в ответ на действие вышерассмотренных факторов. В свою очередь, беспокойство
заостряет эмоциональную чувствительность в виде сензитивности — повышенной эмоциональной
чувствительности, ранимости, запечатлеваемости неприятных событий, обидчивости, в
дальнейшем — склонности «все близко принимать к сердцу», легко расстраиваться и волноваться.
В целом дети, заболевающие неврозом, характеризуются как эмоционально чувствительные и
впечатлительные, доверчивые, добрые, жалостливые и сострадающие. В детском саду и особенно
в школе эти, не сразу адаптирующиеся, тихие дети, обычно держащиеся несколько в стороне, не
только лишены агрессивности, но и беззащитны, не умеют постоять за себя, дать сдачи, найти
сразу нужный ответ при внезапном обращении, легко теряются. Не они дразнят и бьют других, а те
— их; они же обижаются и плачут, переживая унижение и бессилие перед обидчиком. В этом
человеческом качестве они являются объектом для выражения агрессивных тенденций других
детей. Можно отметить несколько источников рассматриваемой беззащитности у детей. В своей
основе она отражает эмоциональную чувствительность, впечатлительность и ранимость. Другим
источником является отсутствие формирования необходимых навыков взаимодействия со
сверстниками. Это общие случаи плохой приспособленности, недостатка практического опыта,
неумения общаться вследствие изоляции от сверстников в первые годы жизни; недостаточного
участия отца в жизни семьи и отсутствия соответствующей модели поведения и обучения с его
стороны; отрицательного воздействия примера конфликтного взаимодействия родителей. Еще
одним источником беззащитности может быть страх, предстающий на осознаваемом уровне как
страх насилия и несчастья, а на неосознаваемом — как страх увечья и смерти. Поэтому в ответ на
неожиданное и агрессивное поведение другого возникает защитная установка типа запредельного
торможения, внешне проявляемого как оцепенение и страх. Если мы вернемся к ранее данному
определению невротического типа реагирования как недостаточно осознаваемой мотивации
защиты «я» от повторения психотравмирующего опыта, то беззащитность также может быть
отнесена к этой категории.
Существенной преморбидной особенностью будет и раннее развитие чувства «я», которое
проявляется подчеркнутым чувством собственного достоинства, повышенной чувствительностью к
порицаниям и похвале, неудачам и ошибкам, насмешкам, несправедливости и обидам.
Одновременно эти дети не лгут, не изворачиваются, а, наоборот, непосредственны, бесхитростны
и несколько прямолинейны в своих суждениях, наивны и доверчивы по отношению к другим. В то
же время наивность может выступать не только как опыт целостного, недискретного «я», но и как
следствие недостаточного опыта социального взаимодействия.
Важной преморбидной особенностью является тенденция к внутреннему способу переработки и
выражения эмоций, сосредоточенности на своих ощущениях при сдерживании внешнего
выражения чувств. Родители обычно говорят об этих детях, что они «все в себе». Действительно,
они больше чувствуют и понимают, чем могут это выразить, что вместе с некоторой
недостаточностью праксиса создает впечатление известной скованности при общей достаточно
выраженной активности и подвижности. Противоречие между внутренним и внешним планом
реагирования может быть вызвано трудностями сочетания контрастных черт темперамента,
например, черт флегматического и холерического темперамента. Внутренний способ выражения
эмоций и переработки переживаний у детей имеет свои обоснования в соответствующем способе
эмоционального реагирования родителей и в их недостаточной общительности.
В динамике психического развития обращает на себя внимание несколько замедленный темп
выявления возможностей и способностей, что обусловлено интенсивно накапливаемым
внутренним и не раскрываемым некоторое время потенциалом развития. Этим детям нужно
больше времени, чтобы их латентные психические свойства проявились внешне, раскрылись.
Поэтому чрезмерно раннее и интенсивное стимулирование их возможностей, как и предъявление
ультиматумов вроде «сейчас же», «немедленно», всегда чревато опасностью перенапряжения.
Поскольку эмоциональная структура таких детей повышенно ранима, они требуют более мягкого,
эмоционально щадящего, теплого и поддерживающего отношения со стороны окружающих лиц.
Только тогда возможно известное дозревание эмоциональных структур, их дальнейшее развитие и
укрепление. В противном случае при действии чрезмерно интенсивных, сильных, запредельных
раздражителей, превышающих порог выносливости нервной системы, возникает защитная
14
реакция в виде тормозимости, доходящая до степени заторможенности, инертности и «копания»
на одном месте.
Общее впечатление о раннем эмоциональном развитии — это впечатление о детях, как бы
родившихся раньше фактического срока, т. е. с недостаточным внутриутробным периодом
развития, эмоционально более ранимых и незащищенных, чем большинство сверстников, что в
немалой степени является следствием воздействия на мозг плода эмоционального стресса
матери в период беременности и родов. Речь идет не о задержке развития, а о его своеобразии,
так как все главные психические функции, включая время появления реакции «эмоционального
оживления», речи и ходьбы, не отличаются от нормы. Подобно этому черты эмоциональной
ранимости, беззащитности и наивности нельзя определить как проявления психического
инфантилизма, поскольку одновременно имеют место опережающее возраст развитие чувства «я»
и формирование нравственно-этических установок долга и обязанности. Более подходящим
определением является неравномерность психического развития.
Другая особенность развития заключается в его противоречивости — наличии
трудносовместимых сочетаний различных характеристик личности, облегчающих появление в
дальнейшем внутреннего конфликта. Мы уже касались противоречия между внутренним способом
выражения эмоций и общей активностью. Другое существенное противоречие выражено словами
матери о раннем психическом развитии своего сына: «Рос подвижным, энергичным, упорным в
достижении цели и одновременно чувствительным, впечатлительным и обидчивым». Это
противоречие между волевой и эмоциональной сторонами психического развития, гармонии
которых можно достичь только при благоприятных, способствующих безопасности и творческому
росту внешних условиях. В рассматриваемых случаях этого не происходит, и нарушение баланса
взаимодействия волевой и эмоциональной сфер выглядит вначале как их заострение в виде
упрямства и сензитивности, а затем под продолжающимся влиянием дисстресса — как
подавление (ингибиция) волевой и компенсаторное заострение эмоциональной стороны
нормирующейся личности. К тому же некоторая недостаточность праксиса приводит к
затруднению перехода мыслительного акта в завершенное действие, что создает дополнительные
препятствия для реализации творческих возможностей личности.
Рассмотренные преморбидные особенности развития можно сгруппировать следующим
образом: 1) сензитивность (эмоциональная чувствительность и ранимость) с выделением из нее
структуры впечатлительности; 2) непосредственность (наивность); 3) выраженность чувства «я»: 4)
импрессивность (внутренний тип переработки эмоций); 5) латентность (потенциальность —
относительно более постепенное раскрытие возможностей личности); 6) противоречивость
развития вследствие трудносовместимой конституциональной констелляции некоторых черт
темперамента и характера; 7) неравномерность психического развития, обусловленная действием
предшествующих факторов.
Описательно ребенок, заболевающий впоследствии неврозом, выглядит повышенно
впечатлительным, эмоционально чувствительным и ранимым, обостренно реагирующим на
отношение окружающих, не сразу раскрывающим себя, подавляющим внешнее выражение чувств
и переживаний, наивным, бесхитростным, непосредственным и доверчивым, добрым, отзывчивым,
с выраженным чувством «я».
Проиллюстрируем некоторые из этих характеристик высказываниями родителей: «нельзя
повысить на него голос», «стоит одну и ту же фразу сказать не тем тоном, как она обижается — не
так сказала»; «так ожидает день рождения, что может даже заболеть от этого»; «его может
обидеть даже малолетний кроха»; «даже муху убитую пожалеет»; «очень добрый, за все
болезненно переживает, если что-либо не получается, не хочет, чтобы ему помогали, и плачет»;
«за всех переживает»; «боится лечь спать, чтобы не проспать целый день»; «тихая в детском
саду, послушная, исполнительная, переживает, если что-либо не так, в занятиях активная,
любознательная, дома же становится чрезмерно шумной и возбужденной»; «стоит его похвалить и
он лезет из кожи вон, чтобы оправдать доверие»; «не просит прощения и не отказывается от своих
убеждений»; «у него всегда было свое мнение»; «все вспомнит потом, вначале ни слова»;
«никогда не жалуется и не рассказывает о том. что происходит с ним в детском саду»: «когда сыну
был один год и он лежал в больнице по поводу пневмонии, то при уколе не кричал и не плакал, а
молчал, сжимая кулачки»: «в 4 года дочери удаляли аденоиды и ее одну вынесли бледной, без
слезинки, но увидев мать, она разрыдалась и покрылась красными пятнами»; «в полтора года
бабушка накричала на внука, который при этом молчал, в 3 года он сказал ей неожиданно:
«Почему ты со мной так громко разговаривала?».
Приведенные характеристики не позволяют сделать вывод о предшествующих неврозу
патологических изменениях характера, скорее речь идет как о некотором своеобразии развития,
подчеркнутая человеческая основа которого несомненна, так и о наличии отдельных преходящих
и незначительно выраженных явлений дизонтогенеза. Знание преморбидных особенностей
15
развития, преморбидной «натуры» позволяет лучше понять патогенез неврозов у детей и
построить на его основе соответствующим образом направленный процесс психотерапии.
Личность родитепей.
Все те дурные наклонности, которые родители стараются уничтожить в своих детях, гнездятся в
них самих.
Г. Спенсер. Воспитание умственное, нравственное и физическое
Описание родителей мы начнем с общей клинико-психологической характеристики, затем
рассмотрим данные личностных опросников, посредством которых уточняется ряд сторон
личности родителей. Кроме того, опросники дают возможность стандартизации и сопоставления
результатов исследования.
По данным обследования 108 семей, мягкость характера у матерей преобладает над
твердостью в соотношении 2:1, у отцов твердость незначительно преобладает над мягкостью. У
отцов это следствие соответствующих мягких черт характера дедушки ребенка по отцовской
линии, недостаточного влияния с его стороны и замещающего воздействия со стороны бабушки по
отцовской линии.
У родителей имеется ряд общих особенностей личности, главным образом в виде
сензитивности и гиперсоциализации. Под сензитивностью подразумеваются повышенная
эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость, обидчивость, выражаемые
склонностью «все близко принимать к сердцу и легко расстраиваться», а под гиперсоциализацией
— заостренное чувство ответственности, долга, обязательности, трудность компромиссов.
Контрастное сочетание сензитивности и гиперсоциализации означает наличие внутреннего
противоречия между чувством и долгом, способствующим возникновению внутреннего
нравственно-этического конфликта.
Другой общей особенностью личности матери и отца является защитный характер поведения,
т. е. отсутствие открытости, непосредственности и непринужденности в общении, что обусловлено
не столько способом выражения эмоций, сколько ранее имевшимся психотравмирующим опытом
межличностных отношений. В связи с этим родители подчеркивают наличие у себя проблем
самовыражения и самоконтроля, указывая, что могли бы быть намного активнее, если бы не
приходились сдерживать себя. Проблемы межличностных отношений не проявляются грубыми
нарушениями социальной адаптации, расторможенными и асоциальными формами поведения.
Немало проблем и в области сексуальных отношений. Часто встречающееся понижение полового
влечения, особенно
со
стороны
женщины, является
индикатором
эмоциональной
неудовлетворенности отношениями в браке, а в более выраженных случаях представляет собой
симптом невротического состояния.
Невроз на момент обследования диагностирован у большинства матерей (62%). Если учесть и
состояние эмоционального стресса, не достигающее степени невроза, то таких матерей
оказывается 78%. Большей частью невроз у них проявляется в виде неврастении и невроза
страха; обычно его клиническая форма соответствует клинической форме невроза у ребенка.
Наиболее часто невротическое состояние матери проявляется при неврозе страха у детей (80%),
несколько реже при неврастении и неврозе навязчивых состояний (63%) и реже всего при
истерическом неврозе (40%).
Невроз у отцов наблюдается в три раза реже, чем у матерей
(21%).
В сочетании с состоянием
эмоционального стресса этот показатель увеличивается до 37%.
Чаще всего (53%) встречаются семьи, в которых один из супругов (преимущественно мать)
болен неврозом или находится в состоянии эмоционального стресса. Реже имеет место наличие
невроза или эмоционального стресса у обоих супругов (29%), и меньше всего семей с отсутствием
этих состояний (18%). В большинстве случаев можно говорить о неврозе семьи, подразумевая под
этим невротическое заболевание по крайней мере у 2 членов семьи — ребенка и одного из
родителей.
И матери и отцы наиболее часто предъявляют жалобы на раздражительность, состояние
внутреннего беспокойства, непереносимость ожидания (симптомы эмоциональной лабильности и
тревожности). Кроме этого, матери жалуются на повышенную утомляемость, головные боли при
напряжении и утомлении, спазмы и боли в области сердца, желудка и кишечника, ощущение комка
в горле, покраснения при волнении, ознобы, повышение артериального давления во время
напряжений и волнений (симптомы вегетососудистой дисфункции). Соматическая патология у
каждой третьей матери представлена не только вегетососудистой дистонией, но и хроническими
тонзиллитами и ринитами. У каждого третьего отца отмечена патология со стороны желудочно-