Файл: Захаров А.И. - Психотерапия неврозов у детей и подростков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 2698
Скачиваний: 14
21
Ме тодика незаконченных предложений.
Посредством этой методики удается определить сравнительную значимость конфликтных
отношений к матери, отцу, семье, половой жизни, товарищам и знакомым, вышестоящим лицам,
подчиненным и товарищам по работе; конфликтных отношений к себе, прошлому и будущему, а
также к жизненным целям, страхам и опасениям, чувству вины. Полученные данные представляют
результат обработки ответов 68 матерей и 50 отцов детей с неврозами.
Наиболее конфликтно воспринимаемыми сферами отношений у обоих родителей являются
страхи и опасения (94% матерей и 92% отцов) и чувство вины (91% матерей и 88% отцов). Из
других конфликтных сфер выделяются: отношение к прошлому (65% матерей и 68% отцов), к себе
(56% матерей и 62% отцов), к половой жизни (71% матерей и 58% отцов), а также отношения
матерей к вышестоящим лицам (56%), отцов к подчиненным (48%). Заслуживают внимания и
конфликтные отношения в прародительской семье: у матери ребенка чаще конфликтные
отношения со своей матерью в детстве (44%), чем у отца (30%), и более значимо конфликтное
отношение к прошлому, что подтверждает ранее сделанные нами выводы.
Невротическая структура личности родителей находит свое отражение прежде всего в сфере
восприятия себя, т. е. в существовании постоянных страхов и опасений, чувства вины,
недовольства собой и непринятия себя, выражаемых в итоге лабильной и пониженной личностной
самооценкой. Те же данные получаются из анализа профиля MMPI (частый подъем по шкале
«депрессия»), дополнительных шкал MMPI, опросников Кеттэла и Лири.
Ме тодика Розенцвейга.
Мы использовали ее у 59 матерей, включая 12 матерей из неполных семей, и у 44 отцов детей
с неврозами. Контрольная группа состояла из 48 матерей и 44 отцов. Проективная основа метода
заключается в выявлении реакций (ответов) испытуемых на месте того или иного персонажа,
изображенного в ситуации фрустрации. На содержании ответов может сказываться социальная
установка типа «я должен поступить так, как принято, и дать соответствующий ответ на месте
этого персонажа». В наибольшей мере это относится к родителям детей с неврозами, которые
придерживаются социальных стандартов и испытывают чувство вины и беспокойства при
кажущемся или реальном отклонении от них. Ввиду этого у матерей и отцов детей с неврозами нет
значительных различий с контрольной группой, особенно в плане общего преобладания
самозащитных реакций над препятственно-доминантными и упорствующими (ЕД>ОД>NP). Тем не
менее можно выделить ряд оттеняющих норму особенностей.
У матерей детей с неврозами по сравнению с контрольной группой несколько чаще
проявляется интропунитивная (т. е. самообвиняющая) и импунитивная (уклоняющая или
примиряющая) направленность ответов и соответственно менее часто звучит их экстрапунитивная
(внешнеобвиняющая) направленность. У отцов детей с неврозами по сравнению с контрольной
группой отмечается значительное преобладание экстрапунитивной направленности ответов, т. е.
они ищут источник конфликта вне себя; несколько чаще, чем в норме, ответы импунитивной
направленности и несколько реже — интропунитивные ответы.
По типу реакций и матери и отцы несколько реже обнаруживают самозащитный и
упорствующий тип реакций и чаще — препятственно-доминантный. В последнем случае они или
застревают на конфликтной ситуации, или считают ее само собой разумеющейся, или отрицают
факт ее существования. В этом заложены предпосылки семейного конфликта, что подтверждается
при разделении семей на неконфликтные и конфликтные (по оценке обоих родителей). В
последних у матерей чаще встречаются ответы препятственно-доминантного типа и
увеличивается их импунитивная направленность. В отдельно рассматриваемых неполных семьях,
где произошел разрыв брачных отношений, у матерей реже, чем в полных семьях (конфликтных и
бесконфликтных) и в норме, наблюдается интропунитивная (самообвиняющая) и чаще
экстрапунитивная (внешнеобвиняющая) направленность ответов. В этом проявляются личностные
особенности матери, способствующие разводу.
У отцов в конфликтных семьях более выражена, чем в бесконфликтных семьях и тем более в
контрольной группе, экстрапунитивная (внешнеобвиняющая) направленность ответов, т. е. они не
рассматривают себя как источник конфликта. Одновременно у них реже проявляется
импунитивная (уклоняющая или примиряющая) направленность ответов.
Коэффициент социальной адаптации (GCR) у родителей детей с неврозами достоверно
меньше, чем у родителей контрольной группы. Это обусловлено неблагоприятными личностными
особенностями родителей детей с неврозами, в том числе их внутренней конфликтностью.
Коэффициент социальной адаптации у них (по совпадающей оценке обоих родителей)
значительно менее выражен в конфликтных семьях. Наиболее низкие показатели GCR у матерей,
считающих в отличие от отцов свои отношения в семье бесконфликтными. В отличие от матерей у
22
отцов в этих же семьях коэффициент социальной адаптации максимален. Минимален он у отцов,
которые по сравнению с матерями считают свои отношения бесконфликтными. Следовательно, в
семьях с односторонним конфликтом менее социально адаптирован тот из родителей, который
оценивает свои отношения в отличие от другого родителя как бесконфликтные.
Цве товая ме тодика Люшера.
В отличие от методики Розенцвейга цветовая методика Люшера более информативна и
чувствительна, особенно в отношении выявления стрессовых состояний, но ее интерпретация
должна проводиться с еще большим сопоставлением с данными клиники. Сущность методики
состоит в анализе характера выбора цветов в порядке предпочтения из 8-цветового набора.
Методика применялась на первом этапе в 90 парах «мать — ребенок с неврозом» и 70
контрольных парах «мать — ребенок без невроза и нарушений поведения», на втором этапе — у
50 родителей детей с неврозами.
Матери детей с неврозами предпочитают зелено-синие и коричнево-серые цвета, отвергают
красный. Это свидетельствует о потребности в расслаблении, покое, восстановлении сил. Они
действуют больше через напряжение, отгораживаются и защищают себя от конфликтов. В
контрольной группе матери больше предпочитают красные и синие цвета, которые говорят о
большей активности и силе «я». Кроме напряженности, защитности и упрямства, у матерей детей
с неврозами выявляются и такие стороны стресса, как неудовлетворенность эмоциональными
отношениями, разочарование и безнадежность положения, боязнь предпринимать что-то новое.
Значительные отличия от контрольной группы наблюдаются в отношении выраженной
тревожности как у матери, так и у ребенка с неврозом. Причем имеет место прямое соотношение
между тревожностью матери и тревожностью у ребенка. Это — существенный факт,
подчеркивающий тревожность матери как главный источник тревоги ребенка. Поэтому
эффективность психотерапевтических усилий может быть сведена на нет при сохранении
тревожного состояния матери. Максимум тревожности в паре «мать — ребенок» встречается при
неврозе страха и неврозе навязчивых состояний, менее часто при неврастении и меньше всего
при истерическом неврозе.
Отдельно был проанализирован выбор цветов у матерей и отцов при неврозах у детей.
Согласно интерпретации, источники стресса и тревоги у обоих родителей близки между собой. В
основном это неудовлетворенные эмоциональные потребности и заостренное желание
независимости, которое сочетается с нежеланием идти на риск потерять все, сопровождаясь
внутренней конфликтностью, чувством напряжения и беспокойства. В существующем положении у
матерей проявляются раздражительность и импульсивность, когда они односторонне выделяют
свои желания и действия без учета последствий (эгоцентризм и прямолинейность). У отцов
потребность избавиться от переживаний питается иллюзорными надеждами на идеализированную
близость, основанную на обаянии обеих сторон. Матери требовательны в обращении, но избегают
открытых конфликтов, которые могли бы помешать свершению надежд и замыслов. У них
выражена потребность в поддержке и подбадривании со стороны других, их участии в разрешении
проблем. Отцы более болезненно воспринимают непонимание окружающими их нужд и желаний.
При этом у них часто появляются чувство одиночества, мысли о том, что им не к кому обратиться и
не на кого положиться.
Оба родителя хотят преодолеть трудности и упрочить свое положение, для чего им необходимо
признание в сочетании с чувством безопасности и избавлением хотя бы от части проблем. Однако
реально это неосуществимо из-за чувства усталости, душевного надлома, непомерности
требований к себе, неадекватных способов утверждения своей самостоятельности и
независимости. Поиск спасения от проблем видится в безопасной, свободной от конфликтов
ситуации, но это, по существу, бегство от себя, отказ от реалистического разрешения личностных
конфликтов, что подтверждается и частым непризнанием самого факта наличия эмоциональной
неудовлетворенности. Вместо этого, как мы увидим далее, родители разрешают свои проблемы за
счет ребенка, идеальный образ которого и выступает вначале для них в качестве очага
безопасности и эмоционального принятия, но затем под влиянием действительности перестает
играть эту роль, вызывая конфликтную диспозицию по отношению к ребенку и заостряя отношения
между самими родителями.
Отношения в семье.
Выявленные характерологические и невротические изменения у родителей являются большей
частью следствием неблагоприятных условий формирования их личности в прародительской
семье в детском и подростковом периоде жизни. Личностные изменения родителей отражаются на
23
их отношениях в браке и на воспитании детей, создавая характерологически и невротически
мотивированные проблемы семейных отношений. Поэтому мнение о том, что ребенок, к примеру,
может длительно болеть неврозом под воздействием только одного испуга, не соответствует
действительности, так как испуг является выражением беспокойства ребенка как одного из многих
проявлений его невротического типа реагирования, обусловленного, в свою очередь, личностными
особенностями родителей и нарушенными отношениями в семье.
В данном разделе остановимся на некоторых наиболее актуальных для психотерапии сторонах
семейного конфликта, выражающих особую структуру межличностных отношений в семье. Речь
пойдет не только о внешней стороне конфликта, но и о проявлении постоянного внутреннего
недовольства, раздражения и обиды, имеющих своим источником столкновение несовместимых
желаний, установок и потребностей в отношении того или иного конкретного лица в семье.
Конфликт может создавать постоянное и неразрешимое состояние внутреннего
эмоционального напряжения типа дисстресса, ослабляющего биотонус, реактивность и чувство
психического единства. Наиболее часто можно говорить о наличии невротического, субъективного
конфликта, опосредованного невротической структурой личности и диспозицией в системе
отношений.
У родителей это выглядит как основанное на личностном, во многом неудачном, опыте
отношений в прародительской семье построение в браке идеализированных концепций «образа
матери» у мужа и «образа отца» у жены. Эти повышенные, нередко болезненно заостренные,
ролевые ожидания супругов по механизму невротической зависимости в начале брака облегчают
взаимопонимание между ними, нередко приводя к обоюдной или односторонней идеализации
образа партнера и самих брачных отношений. Но в дальнейшей супружеской жизни повышенные
ролевые ожидания вступают в противоречие с реальными жизненными ситуациями, невротически
заостряя их, особенно в кризисные периоды жизни семьи, связанные с отделением от родителей,
вмешательством с их стороны, рождением ребенка, его болезнями и т. д. В эти периоды чаще
возникают напряженные отношения между супругами из-за проблем доминирования в семье и
воспитания детей. В ряде случаев эти проблемы не могут быть разрешены усилиями самих
супругов, и развод в таких случаях указывает на неподготовленность к восприятию реальных
проблем семейной жизни. Чаще всего развод происходит в первые годы жизни ребенка, так как его
отец не может перенести безоговорочное переключение внимания супруги на ребенка.
Аффективно-болезненно и ревниво реагируя на это, он воспринимает себя как «третьего
лишнего» и уходит обычно к своей матери, где получает недостающие, с его точки зрения, заботу,
внимание и любовь.
В сохранившихся семьях идущие от прародителей персонификации постепенно замещаются
взаимной проекцией супругов, когда каждый из них видит в другом прежде всего самого себя,
идеализируя этот образ и аффективно реагируя на несоответствие его своим ожиданиям.
Неосознанное восприятие другого как подобного себе, односторонние требования отзывчивости,
понимания и любви вступают в противоречие с реальным контрастом черт характера супругов,
порождая у них чувство неудовлетворенности и внутренний, долгое время не раскрываемый
внешне конфликт. В этой ситуации на появившегося ребенка аффективно переносятся
нереализованные ожидания супругов, и тогда он вынужден выполнять противоречивые роли или
функции, превышающие предел его адаптационных возможностей. Концентрируя на себе
эмоциональное напряжение родителей, ребенок в то же время усиливает их неотреагированный и
большей частью латентный конфликт, который в полной мере проявляется в сфере его
воспитания в виде противоположных тактик отношения родителей.
В изучаемых семьях каждая вторая мать и каждый третий отец считают отношения между
собой конфликтными. В то же время конфликт, признаваемый или матерью, или отцом,
встречается в 57,5%, а признаваемый обоими в 34% случаев. В последнем случае можно говорить
о выраженной степени конфликта, обычно затрагивающего все сферы семейных отношений и
проявляющегося чаще в семьях девочек, где отец оказывается в эмоциональной изоляции и
аффективно-ранимо реагирует на отдаление от него супруги и дочери.
Гораздо чаще, чем в контрольных группах, конфликт проявляется также в сфере отношений
родителей к детям. У матери конфликт, как по ее оценке, так и по оценке отца, отмечается в 69%
случаев и чаще звучит в отношениях матери с мальчиками (72,5%), чем с девочками (64%). В
семьях мальчиков часто встречается ситуация, когда у матери нет конфликта с отцом, но он
максимально выражен в отношениях с сыном. При этом мать аффективно-нетерпимо относится
прежде всего к тем чертам мальчиков, которые напоминают нежелательные, с ее точки зрения,
черты характера отца, т. е. здесь проявляется не выражаемый внешне конфликт с отцом ребенка.
Мальчик при этом является «козлом отпущения» для матери, и пара «мать — сын» предстает как
наиболее частое конфликтное сочетание в рассматриваемых семьях. У девочек, в отличие от
24
мальчиков, чаще имеет место открытый конфликт матери и отца, т. е. родители в большей степени
«разряжают» нервное напряжение друг на друге, чем на дочери.
Конфликт отца с детьми, как по его оценке, так и по оценке матери, наблюдается значительно
реже — в 34% случаев, наиболее редко с дочерьми, но в последнем случае отец чаще всего
конфликтует с матерью, компенсируя таким образом в отношениях с ней свое напряжение.
Если учесть все виды конфликтов в семье, то они встречаются в 92,5% семей мальчиков и в
76% семей девочек. Следовательно, конфликтная структура отношений более присуща семьям
мальчиков, в которых излишне принципиальная и требовательная мать аффективно реагирует на
реальное несоответствие ею же созданного образа сына как контраста упрямому и
несговорчивому, по ее мнению, отцу ребенка, способному оказывать на него только
неблагоприятное воздействие. Подобное отношение матери является отражением ее
гиперсоциализированных и нередко паранойяльных черт характера. Эта же мать упорно защищает
мальчиков от образования эмоционального союза с отцом, при котором она оказывалась бы в
состоянии эмоциональной и половой изоляции в семье. Субъективно воспринимаемая матерью
угроза эмоционального одиночества обусловлена травмирующим опытом ее взаимоотношений в
прародительской семье. Не допускаясь в сознание, эта угроза способствует образованию
аффективно-защитного реагирования по отношению к сыну, который, к тому же, больше устраивал
мать, если бы был девочкой. Таким образом, отношение матери невротически мотивировано.
Принимая во внимание, что при наличии в семье мальчика конфликт чаще всего проявляется в
отношениях матери с ним, а при наличии девочки — между отцом и матерью, следует сделать
вывод о большей конфликтной диспозиции у родителя противоположного с ребенком пола,
обусловленной непереносимостью эмоциональной и половой изоляции в семье и ревностью к
образованию разнополого союза другого родителя и ребенка. Так создается препятствие для
идентификации детей с родителями того же пола — у мальчиков с отцом, ввиду отрицательного
отношения матери к их сближению, а у девочек с матерью, ввиду отрицательного отношения отца.
В более неблагоприятной ситуации оказываются мальчики, так как практически во всех случаях их
отцы не доминируют в семейных отношениях и воспитании. В этих условиях затрудняется и
эмоциональный контакт девочек с отцами, что впоследствии неблагоприятно отражается на их
отношениях с противоположным полом.
Вне зависимости от пола детей конфликтное противопоставление родителями точек зрения на
воспитание служит для них своеобразной разрядкой напряжения и предотвращает в известной
мере некоторые крайности отношения к детям, прежде всего чрезмерный уровень заботы,
аффективность, физические наказания. Но это «позитивное» значение родительского конфликта
сопряжено с уменьшением индивидуализации и повышением тревожности в отношениях с детьми,
непоследовательностью и различиями в родительской заботе и контроле, что способствует
нарастанию возбудимости детей. Вместе с ранее рассмотренными нарушениями процесса
идентификации это обусловливает повышенную внушаемость детей в общении с посторонними
лицами. Появление второго ребенка уменьшает конфликты родителей между собой и с
первенцем. Наименее конфликтна для отца ситуация в семье, когда в ней два мальчика, так как в
этом случае он имеет возможность чаще доминировать в семье, т. е. с его мнением больше
считаются. Конфликт родителей с первым ребенком уменьшается при появлении сибса другого
пола, особенно у матери при рождении девочки, когда она образует с ней эмоциональную диаду и
перестает ранимо реагировать на сближение мальчика с отцом. Но при появлении второго
ребенка возникает конфликт между детьми, когда они начинают ревниво воспринимать отношение
родителей к себе, заменяя этим теперь не проявляемый внешне конфликт родителей.
Если в семье проживает бабушка, то она, как и мать, ревниво относится к отцу, считая, что он
оказывает отрицательное влияние на ребенка. Незримо конфликтуя с матерью ребенка (своей
дочерью) и его отцом, бабушка, по существу, вытесняет дочь из ее материнской роли, относясь
тем самым к внуку, как к своему ребенку. Дочь же, в свою очередь, вытесняет отца ребенка. Тогда
создается парадоксальная ситуация, когда отец, оказавшись в роли «третьего лишнего», не
принимает участия в жизни семьи или уходит из нее. В наиболее травмирующей ситуации в
данном случае оказываются мальчики, у которых бабушка в роли «матери» и мать в роли «отца»
создают «псевдосемью», разрушающую саму возможность идентификации мальчиков с отцом.
Во всех случаях доминирование матери в изучаемых семьях, в отличие от контрольных, носит
менее гибкий и ситуативный характер, отец же доминирует реже, особенно при наличии
конфликтной ситуации в семье. При этом мать иной раз не хочет, но вынуждена доминировать в
семье, чтобы сохранить влияние на ребенка, в то время как отец хочет доминировать, но не может
из-за своего мягкого характера и эмоциональной изоляции в семье. Ребенок в этих условиях
становится центром родительского конфликта, а его невроз — клиническим выражением
личностных проблем родителей в аффективном фокусе их взаимоотношений.
25
Как уже отмечалось, родители в изучаемых семьях невротически зависят друг от друга.
Поэтому трудно сделать категорический вывод об ответственности одного из них за
возникновение конфликтной ситуации в семье. К примеру, излишняя принципиальность,
требовательность, вынужденное доминирование матери могут быть ответной реакцией на
излишнюю мягкость и несамостоятельность отца, его недостаточно включенную позицию в жизни
семьи.
Основная проблема родителей состоит в неумении обеспечить эмоционально ровные,
взаимоприемлемые, гибкие и непосредственные отношения вследствие неблагоприятных
изменений их личности, главным образом низкой степени самопринятия и тесно связанного с этим
чувства взаимного недоверия. Часто имеющее место аффективно-настороженное восприятие
действий партнера в браке неосознанно мотивировано избеганием травмирующих переживаний, в
еще большей степени понижающих чувство собственного достоинства и самопринятия. Таким
образом, аффективная, нередко тревожно проявляемая, настороженность лежит в основе чувства
недоверия родителей друг к другу, являясь одним из выражений их невротического типа
реагирования. В ряде случаев недоверие обусловлено гиперсоциализированными и
паранойяльными чертами личности родителей, когда они поступают излишне формально и
принципиально, не учитывают требования момента, слишком нетерпимы к слабостям и ошибкам
друг друга.
Недоверие родителей, как сплав аффекта, характера и ситуации, распространяется на
отношения с детьми, вступая в противоречие с формирующимся у них чувством собственного
достоинства и самоуважения, что способствует возникновению ответных напряженных отношений.
Таким образом, конфликт родителей с детьми в первую очередь обусловлен неблагоприятными
изменениями личности самих родителей и их невротическим состоянием, скрытыми или явными
разногласиями между ними. Конфликтные ситуации нередко драматически представлены в
неполных семьях, где мать не принимает мальчиков из-за нежелательных, с ее точки зрения,
общих черт с отцом. Все помыслы таких матерей направлены на недопущение встреч ребенка и
отца. Одна мать так высказалась про своего сына: «Я имею вечный портрет бывшего мужа перед
собой».
Вследствие своих разногласий и личностных особенностей родители также не могут вовремя и
согласованно адаптироваться к ребенку, требующему индивидуального, эмоционально щадящего,
терпеливого и доверительного отношения. В результате у ребенка возникают эмоциональные
нарушения, создающие определенные препятствия для последующей адаптации в отношениях с
родителями, которые реагируют на это аффективным и противоречивым образом, еще более
расходясь во мнении друг с другом. Так возникает патологический круг нарушенных семейных
отношений.
Другим немаловажным обстоятельством появления аффективного отклика детей на
характерологически и невротически спровоцированные требования является их несоответствие
фактическому поведению родителей. Это иллюстрируется примерами, когда аффективно-
неустойчивые и эгоцентричные родители сами устраивают истерики при неудовлетворении
ребенком их капризов и в то же время требуют от него послушания и умеренности в желаниях;
когда они пугают детей всяческими последствиями невыполнения их требований и в то же время
ожидают от них уверенности в себе; когда родители постоянно опаздывают на прием, но требуют
от ребенка педантичного соблюдения режима дня; когда мать жалуется на несдержанность сына и
постоянно перебивает врача; когда родители глухи к просьбам детей, но нетерпимы к их
упрямству и т. д. Во всех этих случаях родители «не замечают» у себя тех особенностей характера
и поведения, на появление которых у ребенка реагируют аффективно-болезненно. Более того, они
проецируют на детей свои проблемы и переживают их впоследствии вместе с ними. Некоторых
родителей, особенно матерей, пугает в ребенке не столько отличие от других детей, сколько то,
что он воспроизводит их собственные проблемы детства, с которыми они сами не справились в
свое время. Осознание подобной взаимосвязи и появление чувства вины являются не только
мотивом обращения за помощью к врачу, но и причиной перехода родителей в другую крайность,
когда они идут во всем навстречу ребенку. Последний при этом своим аффектом страха держит
родителей в качестве своеобразных «заложников», компенсируя многие из крайностей их
предшествующего подхода. Подобная неустойчивость и непоследовательность родителей
типичны для изучаемых семей детей с неврозами.
Следует также отметить патогенную значимость не выражаемых внешне раздражения и
недовольства родителей, которые иной раз больше гнетут и волнуют детей, чем если бы родители
выразили внешне и определенно свои, пусть даже и отрицательные, чувства. Основным
психотравмирующим моментом здесь является развитие у детей состояния неопределенности и
тревожного ожидания, ведущего к появлению диффузного чувства беспокойства. Патогенность
этой ситуации усиливается негласным родительским запретом на любые выражения