Файл: Законодательство в области психического здоровья и права человека (ВОЗ).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 1380
Скачиваний: 5
Содержание
Предисловие
x
Краткое резюме
2
Цели и целевая аудитория
8
1. Введение
9
1.
1 Актуальность законодательства в области психического здоровья
9
1.
2 Подходы к разработке законодательства в области психического здоровья
10
1.
3 Взаимодействие политики и законодательства в области психического здоровья
11
2. Предварительные мероприятия для стран, ставящих перед собой
задачу разработки законодательства в области психического здоровья
13
2.
1 Определение в странах перечня основных психических расстройств и факторов,
препятствующих проведению в жизнь политики и программ
13
2.
2 Инвентаризация законодательных актов, касающихся психического здоровья
15
2.
3 Анализ международных конвенций и стандартов
15
2.
4 Обзор законодательства других стран в области психического здоровья
18
2.
5 Проведение консультаций и переговоров в связи с процессом реформирования
19
3. Важнейшие составляющие законодательства в области
психического
здоровья
21
3.
1 Резолютивная часть законодательства в области психического здоровья
21
3.
2 Резолютивная часть других законодательных актов, регламентирующих
вопросы охраны психического здоровья
27
4. Ключевые вопросы и конкретные действия при проведении
редакционной
работы
31
5. Основные вопросы и конкретные действия при принятии
законодательства
34
6. Препятствия и пути их преодоления на этапе внедрения
законодательства
36
6.
1 Препятствия
36
6.
2 Стратегии решения проблем, возникающих в процессе внедрения
37
7. Рекомендации и выводы
40
7.
1 Рекомендации для стран, не имеющих законодательства в области
психического
здоровья
40
7.
2 Рекомендации для стран, имеющих ограниченный свод законодательных
актов об охране психического здоровья
40
7.
3 Рекомендации для стран, сформировавших, но не принявших свое
законодательство в области психического здоровья
41
7.
4 Рекомендации для стран, имеющих законодательство в области психического
здоровья, но не обеспечивших его проведение в жизнь должным образом
41
8. Конкретные примеры действующих в странах законодательств
в области психического здоровья
42
Основные определения
47
Библиография
47
ix
Предисловие
С какой целью разработан Свод методических рекомендаций?
Что входит в предлагаемый Свод методических рекомендаций?
>
Контекст психического здоровья
>
Политика, планы и программы в области психического здоровья
>
Финансирование охраны психического здоровья
>
Законодательство в области психического здоровья и права человека
>
Пропаганда актуальности охраны психического здоровья
>
Организация служб охраны психического здоровья
>
Повышение качества охраны психического здоровья
>
Планирование и бюджетирование услуг в области психического здоровья
x
Данный модуль является составной частью рекомендуемого ВОЗ Свода методических
рекомендаций по вопросам политики и оказания услуг в области психического здоровья, в
котором представлена полезная информация для стран в целях улучшения охраны
психического здоровья своего населения.
Цель составления Свода методических рекомендаций заключается в оказании помощи
лицам, формирующим политику, и специалистам по планированию при выполнении ими
следующих задач:
–
разработка политики и всеобъемлющих стратегий по укреплению психического
здоровья разных групп населения;
–
использование существующих ресурсов для достижения наиболее оптимальных
результатов;
–
повышение эффективности услуг всем нуждающимся в помощи;
–
оказание помощи людям с психическими расстройствами при их реинтеграции во
все сферы жизни общества и содействие тем самым всестороннему улучшению
качества жизни таких групп населения.
Свод методических рекомендаций состоит из нескольких тематически связанных и удобных
для пользователя модулей для решения широкого спектра задач и приоритетных проблем,
возникающих при формировании политики и планировании услуг в области психического
здоровья. Тематика каждого модуля представляет собой один из ключевых аспектов охраны
психического здоровья. В вводном модуле под названием «
Контекст психического
здоровья
» дается описание глобального контекста психического здоровья и краткое
содержание всех остальных модулей. Этот модуль должен не только дать читателям общее
представление о глобальном контексте психического здоровья, но и оказать им помощь в
выборе наиболее подходящих модулей с учетом сложившейся на местах ситуации. Модуль
«
Политика, планы и программы в области психического здоровья
» является основным, и в
нем представлена подробная информация о процессе разработки политики и методах ее
реализации посредством соответствующих планов и программ. После ознакомления с этим
модулем специалисты в странах могут обратиться к конкретным аспектам психического
здоровья, о которых говорится в других модулях.
Свод практических рекомендаций включает в себя следующие модули:
xi
подлежат разработке в дальнейшем
Контекст
психического
здоровья
Законода-
тельство
и права
человека
Финанси-
рование
Организация
служб
Пропаган-
дистская
деятельность
Повышение
качества
Политика и
программы
охраны психи-
ческого здоровья
на рабочем
месте
Психотропные
средства
Информа-
ционные
системы
Людские
ресурсы и
подготовка
кадров
Охрана
психического
здоровья детей
и подростков
Научные
исследования
и оценка
Планирование и
бюджетирование
услуг
Политика,
планы и
программы
Предисловие
>
Расширение доступности психотропных средств и улучшение практики их использования
>
Информационные системы по психическому здоровью
>
Людские ресурсы и подготовка кадров в области психического здоровья
>
Охрана психического здоровья детей и подростков
>
Научные исследования и оценка политики и системы оказания услуг в области
психического здоровья
>
Политика и программы охраны психического здоровья на рабочем месте
Для кого предназначен Свод методических рекомендаций?
Вышеперечисленные модули могут представлять интерес для:
Как пользоваться данными модулями на практике?
xii
Работа над представленными ниже модулями еще не завершена, однако они будут
включены в Свод методических рекомендаций по мере его окончательного формирования:
–
лиц, формирующих политику, и специалистов по планированию здравоохранения;
–
органов государственной власти на федеральном, областном/региональном и
местном
уровнях;
–
специалистов по лечению психических заболеваний;
–
групп, представляющих интересы людей с психическими расстройствами;
–
представителей или ассоциаций семей и лиц, оказывающих помощь людям с
психическими
расстройствами;
–
организаций, отстаивающих интересы и права лиц, страдающих психическими
расстройствами, их близких и членов их семей;
–
неправительственных организаций, вовлеченных в процесс оказания услуг в
области психического здоровья или заинтересованных в проведении такой работы.
– Любой
модуль
можно
использовать
отдельно или вместе с другими модулями
.
Для удобства пользователей в модулях приводятся перекрестные ссылки. Специалисты в
странах могут приступить к систематическому изучению всех модулей или выбрать для себя
определенный модуль, если есть необходимость в более пристальном изучении конкретной
тематики в области психического здоровья. Например, страны, для которых актуальны
вопросы законодательства по охране психического здоровья, могут начать работу с
модулем «
Законодательство в области психического здоровья и права человека
».
–
Модули могут использоваться в качестве
набора учебно-методических
материалов
лицами, формирующими политику в области психического здоровья,
специалистами по планированию, организации, оказанию и финансированию служб охраны
психического здоровья. Представленные материалы можно использовать как учебные
пособия в университетах или колледжах. Профессиональные ассоциации могут
воспользоваться данным Сводом методических рекомендаций в качестве вспомогательного
материала для подготовки специалистов, работающих в системе охраны психического
здоровья.
– Модули
могут
быть
положены
в
основу
технических консультаций
,
осуществляемых различными международными и национальными организациями при
оказании помощи странам, которые ставят перед собой задачу реформирования
существующей политики и/или системы оказания услуг в области психического здоровья.
–
Модули могут стать
инструментом пропаганды
при проведении разъяснительной
работы с потребителями услуг, членами семей и организациями, пропагандирующими
ценности психического здоровья. Они содержат полезную информацию для сети
санитарного просвещения и более широкого ознакомления политиков, лиц, формирующих
общественное мнение, других категорий медработников и населения в целом с проблемой
психических расстройств и работой служб охраны психического здоровья.
Формат модулей
xiii
В каждом модуле четко изложены его цели и обозначена целевая аудитория, для которой он
предназначен. Для удобства использования и внедрения в странах методических
рекомендаций формат любого модуля предполагает поэтапное описание действий.
Названные рекомендации не являются обязательными к исполнению, и их не следует
истолковывать однозначно, поэтому странам рекомендуется адаптировать предлагаемый
материал в зависимости от собственных потребностей и обстоятельств. С этой целью во
всех модулях приводятся примеры практического применения изложенного материала.
Каждый модуль содержит большое количество перекрестных ссылок. В ходе ознакомления
с одним модулем может возникнуть потребность (при наличии ссылок на другие модули) в
получении дополнительной информации.
Все модули необходимо рассматривать в свете политики ВОЗ, направленной на
предоставление основной части услуг в области психического здоровья в учреждениях
общей лечебной сети и по месту жительства. Охрана психического здоровья населения,
несомненно, является межотраслевой проблемой и предполагает коллективные усилия со
стороны органов образования и обеспечения занятости населения, жилищного сектора, а
также четкую работу социальных служб и системы уголовного судопроизводства. При
разработке политики в области охраны психического здоровья и организации работы
соответствующих служб необходимо самым серьезным образом прислушиваться к мнению
организаций потребителей услуг психиатрии и членов их семей.
Д-р Michelle Funk
Д-р Benedetto Saraceno