Файл: Законодательство в области психического здоровья и права человека (ВОЗ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 1411

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

background image

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 

В ОБЛАСТИ 

ПСИХИЧЕСКОГО 

ЗДОРОВЬЯ И 

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА


background image

Краткое резюме

Контекст законодательства в области психического здоровья 

2

Законодательство в области психического здоровья представляется неотъемлемым 

условием для защиты прав граждан, страдающих психическими расстройствами и 

составляющих социально уязвимую часть общества. Они подвержены стигматизации, 

дискриминации и изоляции в любом социальном окружении, и это обстоятельство повышает 

вероятность нарушения прав человека. Психические расстройства у таких лиц иногда могут 

оказывать неблагоприятное влияние на их дееспособность в плане принятия решений, и они 

не всегда будут стремиться или давать согласие пройти курс лечения по поводу своих 

проблем. В редких случаях из-за сниженной функциональной способности принимать 

решения люди с психическими расстройствами могут представлять опасность для себя и 

для окружающих. Риск проявления насилия или причинения вреда вследствие психических 

расстройств относительно мал. Распространенные ошибочные представления на этот счет 

не должны сказываться на сути законодательства в области психического здоровья. 
Законодательство в области психического здоровья может служить правовой основой для 

рассмотрения таких важнейших вопросов, как интеграция в общество лиц с психическими 

расстройствами, предоставление высококачественной помощи, расширение доступности 

услуг, защита гражданских прав, а также гарантия и содействие реализации прав в других 

ключевых сферах жизнедеятельности, включая жилье, образование и трудоустройство. 

Кроме того, законодательство может играть немаловажную роль в укреплении психического 

здоровья и профилактике психических расстройств. Таким образом, законодательство в 

области психического здоровья выходит за рамки законов, регламентирующих вопросы 

организации ухода и лечения при проведении главным образом лечебных мероприятий в 

период пребывания в стационаре.
В 25% стран, где проживает примерно 31% населения мира, не существует 

общенационального законодательства в области психического здоровья, хотя в странах с 

федеральной системой правления на уровне субъектов федерации могут быть приняты 

законы по охране психического здоровья. В странах с действующим законодательством в 

области психического здоровья отечественные законодательные акты в случае половины 

таких стран приняты после 1990 года. Примерно в 15% стран соответствующее 

законодательство вступило в силу до 1960 г., т. е. до того, как стали доступны основные ныне 

практикуемые методы лечения (Всемирная организация здравоохранения, 2001 г.). Наличие 

действующего законодательства в области психического здоровья автоматически не 

гарантирует защиту прав человека применительно к лицам с психическими расстройствами. 

На самом деле в законодательстве в области психического здоровья отдельных стран 

содержатся положения, ведущие к нарушению прав человека.
Законодательство, призванное обеспечивать охрану прав людей с психическими 

расстройствами, может быть либо консолидированным, либо рассредоточенным. 

Большинство стран располагают сводным законодательством в области психического 

здоровья, в котором все соответствующие вопросы объединены в один нормативный акт. 

Благодаря этому создаются определенные удобства для принятия такого закона и его 

вступления в силу. Более того, сам процесс составления, принятия и проведения в жизнь 

такого законопроекта создает благоприятную среду для повышения осведомленности 

общественности и проведения разъяснительной работы среди лиц, формирующих 

политику, и общества в целом. Допускается вариант включения положений, касающихся 

психических расстройств, в другие законодательные акты. К примеру, законоположения по 

охране прав психически больных на трудоустройство могут войти в соответствующее 

законодательство о занятости. Данный подход может расширить возможности для 

реализации законоположений во благо лиц с психическими расстройствами, поскольку эти 

статьи являются составной частью законодательства, под действие которого подпадает 

значительно более многочисленная категория лиц. Вместе с тем, в силу наличия 

рассредоточенного законодательства возникают трудности с его реализацией, так как оно 

предполагает внесение поправок и изменений во многие законодательные акты. Помимо 

этого, не исключена вероятность того, что важные аспекты, таким образом, могут быть 

упущены.
Комбинированный подход, по всей вероятности, позволяет охватить весь комплекс 

потребностей лиц с психическими расстройствами, т. е. в дополнение к законодательству в 

области психического здоровья может действовать законодательство более общего 

характера, в котором регламентируются вопросы охраны психического здоровья.


background image

3

Мероприятия, предшествующие формулированию законодательства

Законодательство в области психического здоровья скорее следует рассматривать как 

процесс, а не как разовое событие, случающееся один раз за многие десятилетия. Такой 

подход позволяет вносить в него необходимые поправки по мере того, как появляются новые 

методы лечения психических расстройств и пересматриваются принципы организации 

специализированной помощи. Тем не менее, частое внесение поправок в законодательство 

нецелесообразно по причине дополнительных временных и финансовых затрат и 

необходимости проведения консультаций со всеми заинтересованными сторонами. 

Возможным вариантом решения этой проблемы может быть формирование нормативных 

актов отдельно от законодательства, но проведение их в жизнь должно осуществляться в 

рамках последнего. В тексте законодательства может быть оговорена процедура принятия 

нормативных положений, включая внесение в них необходимых поправок. Самым главным 

достоинством нормативных актов является то, что законодателям не нужно несколько раз 

проводить эти поправки через процедуру голосования. В некоторых странах в качестве 

альтернативы нормативным актам используются такие механизмы, как постановления 

исполнительных органов власти и ведомственные приказы.
Законодательство в области психического здоровья не только дополняет и подкрепляет 

политику в области охраны психического здоровья, но и создает юридическую основу для 

достижения поставленных в связи с этим целей. Такое законодательство способно 

обеспечить защиту прав человека и повышение качества работы служб охраны психического 

здоровья, а также содействовать интеграции в общество лиц с психическими 

расстройствами. Эти цели являются составной частью государственной политики охраны 

психического здоровья. 

Страны, которые приняли решение разработать и принять новое законодательство в области 

охраны психического здоровья, должны провести определенную предварительную работу, 

чтобы получить полезную информацию об этом процессе. Во-первых, важно определить 

главные проблемы в области психического здоровья и преграды на пути проведения в жизнь 

политики и планов по охране психического здоровья. Следующая задача состоит в 

критическом осмыслении действующего законодательства в целях уточнения возможных 

пробелов и трудностей, которые можно будет устранить посредством принятия нового 

законодательства.
Важной составной частью такой предварительной работы является изучение 

международного законодательства по правам человека, включая соответствующие 

конвенции и нормативные акты. Страны, подписавшиеся под такими конвенциями, обязаны 

соблюдать и обеспечивать охрану и реализацию гарантированных этими документами прав. 

Содержательная составляющая законодательства в области психического здоровья 

определяется такими международными стандартами по правам человека, как Принципы 

защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (Принципы ПБ), 

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов 

(Стандартные правила), Каракасская декларация, Мадридская декларация и другие 

нормативные акты, например Законодательство ВОЗ по охране психического здоровья – 

десять важнейших принципов. Хотя вышеперечисленные акты по правам человека и не 

являются юридически обязательными для стран, они, тем не менее, отражают суть 

международных договоренностей относительно надлежащей практики охраны психического 

здоровья.
Наряду с этим следует также провести критический обзор действующего законодательства в 

области психического здоровья, принятого другими странами, в частности государствами с 

аналогичными социальными условиями и культурными традициями. Такой обзор позволяет 

получить ясное представление о нормативных положениях, которые обычно предусмотрены 

законодательствами разных стран. В ходе обзора можно вычленить те положения, которые 

ограничивают или нарушают права человека применительно к лицам с психическими 

расстройствами и которых в силу этого следует избегать при работе над законопроектом. 

Проводимый обзор также дает возможность уточнить недоработки, препятствующие 

проведению в жизнь законодательства в области психического здоровья.
Завершающий этап предварительной работы связан с вовлечением всех заинтересованных 

сторон в процесс консультаций и переговоров относительно возможных составляющих 

законодательства в области психического здоровья. Участие в консультациях и переговорах 

в целях реформирования системы важно не только при работе над законопроектом, но и в 

процессе использования на практике его окончательного варианта.


background image

Содержание законодательства в области психического здоровья

Резолютивная часть законодательства в области психического здоровья 

4

Принцип наименее ограничительной альтернативы требует, чтобы всем людям всегда 

давалась возможность проходить лечение в условиях, в наименьшей мере стесняющих 

личную свободу, их статус и льготы в обществе, включая возможность продолжать свою 

трудовую деятельность, менять местожительство и заниматься повседневными делами. На 

практике это означает содействие в проведении лечения по месту жительства, а решения о 

направлении на лечение в стационар должны приниматься лишь в редких случаях. Если 

стационарное лечение необходимо, то законодательство должно поощрять добровольное 

поступление на лечение, а также допускать вероятность направления на принудительное 

поступление и лечение лишь в исключительных обстоятельствах. Развитие сети 

внебольничных учреждений для лечения по месту жительства служит предпосылкой для 

осуществления названного принципа на практике.
Законодательство должно гарантировать лицам с психическими расстройствами 

соблюдение требований конфиденциальности в отношении любой информации, полученной 

во время их лечения. Законы со всей очевидностью должны препятствовать разглашению 

информации, ознакомлению с содержанием медицинской документации психически 

больных или передаче ее другим лицам без их согласия.
Принцип добровольного и информированного согласия на прохождение курса лечения 

должен быть закреплен законодательно. Лечение без предварительного согласия 

(принудительное лечение) допускается лишь при исключительном стечении обстоятельств 

(которые следует конкретизировать особо). В законодательстве должны быть 

предусмотрены адекватные процедурные механизмы, защищающие права тех людей с 

психическими расстройствами, которые проходят принудительное лечение, а также 

оговорены условия, допускающие проведение клинических и научных испытаний только при 

добровольном и информированном согласии. Эти принципы в одинаковой мере 

распространяются как на пациентов, направленных на принудительное лечение в 

психиатрические больницы, так и на больных, обслуживаемых на добровольной основе. 
Принудительная госпитализация должна быть исключением и иметь место только при 

чрезвычайных обстоятельствах. В законодательстве должны быть оговорены 

исключительные ситуации такого рода и изложены формальные процедуры для 

направления на принудительное лечение. Законодательство  должно предоставить 

недобровольно госпитализированным больным право на обжалование принятого решения 

их госпитализации через наблюдательный орган.
Добровольное лечение связано с вопросом об информированном согласии. 

Законодательством должно быть предписано проведение любого лечебного вмешательства 

на основании добровольного и информированного согласия, за исключением редко 

возникающих обстоятельств. Согласие не может считаться законным, если оно получено под 

давлением явной или подразумеваемой угрозы принуждения или если не были выдвинуты 

для рассмотрения альтернативные предложения по поводу курса лечения. 
В законодательстве должно быть предусмотрено  добровольное лечение (т. е. при условии 

получения информированного согласия) тех больных, которые были добровольно 

госпитализированы. Принудительно поступившие пациенты также должны проходить 

лечение на добровольной основе, за исключением редких конкретных случаев, например, 

когда, к примеру, такие больные оказываются недееспособными выразить свое согласие и 

когда их лечение необходимо для улучшения психического здоровья и/или для 

предупреждения значительного ухудшения психического состояния, и/или для 

предупреждения опасных действий в отношении окружающих. В законодательстве должен 

быть определен порядок защиты прав человека для тех, кто проходит принудительное 

лечение, а также должна быть предусмотрена их защита от причинения вреда и случаев 

злоупотребления полномочиями, о которых сказано выше. Эти процедуры определяют 

порядок получения независимого второго мнения, порядок получения разрешения от 

независимого органа с учетом рекомендаций специалистов, порядок обжалования 

пациентами решения об их принудительном лечении, а также порядок работы периодически 

функционирующего наблюдательного механизма.

Ниже рассмотрены ключевые составляющие законодательства в области психического 

здоровья. Они не являются ни исключительными, ни исчерпывающими, но в любом случае 

представляют собой важнейшие аспекты, которые должны быть адекватно отражены в 

законодательстве.