Файл: Законодательство в области психического здоровья и права человека (ВОЗ).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 1409
Скачиваний: 5
5
Принудительное лечение по месту жительства (районное наблюдение) может быть полезной
альтернативой прохождению лечения в стационаре и может соответствовать принципу
наименее ограничительной альтернативы. Оценка эффективности наблюдения по месту
жительства не представляется возможной, поскольку фактических данных и знаний в этой
области пока недостаточно. Однако для стран, практикующих наблюдение по месту
жительства, очень важно предусматривать достаточные меры защиты прав человека
применительно к этой группе больных, как это происходит на этапе их лечения в других
условиях.
Законодательство должно содержать положения, предписывающие автоматическую
процедуру надзора за всеми случаями принудительной госпитализации и принудительного
лечения. Для этого требуется создание независимого наблюдательного органа,
обладающего юридическим или квазиюридическим статусом и выполняющего контрольные
функции. В законодательстве должны быть заранее оговорены членский состав, полномочия
и обязанности такого органа.
Законодательством должен определяться порядок назначения опекунов для тех лиц,
которые недееспособны в принятии самостоятельных решений и ведении своих дел.
В законодательстве должен быть конкретизирован порядок принятия правомочных
решений, включая адекватные полномочия для принятия таких решений и описание
обязанностей опекунов и механизмы защиты для предупреждения злоупотребления
полномочиями со стороны опекунов.
Компоненты законодательства, регламентирующего деятельность других, не связанных со
здравоохранением секторов, также важны для профилактики психических расстройств и
укрепления психического здоровья. Наличие жилья имеет огромное значение в плане
интеграции в общество лиц с психическими расстройствами. Жилищное законодательство
должно защищать права людей с психическими расстройствами, например, не допуская
географической сегрегации, предоставляя льготы при получении жилья в государственных
квартирах и предоставляя местным органам власти полномочия по созданию жилого
фонда.
Дети, молодежь и взрослые имеют право на адекватное образование и обучение в
соответствующих учебных заведениях. Странам следует позаботиться о том, чтобы
обучение лиц с психическими расстройствами стало неотъемлемой частью систем
образования. Специальным программам охраны психического здоровья в школах
принадлежит определенная роль не только в раннем выявлении эмоциональных и
поведенческих проблем у детей, но и в предупреждении инвалидизации на фоне
психических расстройств. Школьные программы также помогают повысить уровень
осведомленности об эмоциональных и поведенческих расстройствах, а также сформировать
навыки копинга, целью которых является преодоление жизненных невзгод и обстоятельств,
вызывающих стресс.
Наличие занятости представляется ключевой предпосылкой для интеграции человека в
общество. Законодательство должно ограждать лиц с психическими расстройствами от
дискриминации, эксплуатации и несправедливого увольнения с работы по причине
психического расстройства. Кроме того, важно, чтобы законодательство стимулировало
создание программ профессиональной реабилитации и выделение для этого необходимых
средств, включая предоставление льготного финансирования и проведение программ
позитивных действий.
Пенсии и льготы по инвалидности – еще одна область деятельности, в рамках которой
законодательство может содействовать защите и расширению прав лиц с психическими
расстройствами, способствуя становлению практики их интеграции в общество. Гражданское
законодательство должно создавать необходимые условия для лиц с психическими
расстройствами, чтобы они могли осуществлять свои права принимать участие в
голосовании, вступать в брак, иметь детей, владеть собственностью и пользоваться
свободой передвижения и выбора места жительства. К другим сферам действия
законодательных актов можно отнести расширение доступности лечения психотропными
средствами и услуг в области психического здоровья на уровне первичной медико-
санитарной помощи.
Резолютивная часть других законодательных актов, регламентирующих вопросы
охраны психического здоровья
Процессуальные вопросы в законодательстве в области психического здоровья
6
Задача формирования проекта законодательства должна быть поручена специальному
комитету, членский состав которого должен отражать конкурирующие мировоззренческие
концепции. Члены комитета должны привносить в его работу соответствующее
разнообразие профессиональных знаний и навыков. Приобщение потребителей услуг и
лиц, осуществляющих уход за больными, к деятельности комитета имеет важнейшее
значение, но зачастую игнорируется. В составе комитета должны входить представители
государственных министерств и ведомств, законодатели и специалисты по психическому
здоровью, представители организаций потребителей, лиц, осуществляющих уход за
больными, представители организаций, пропагандирующих ценности психического
здоровья, и опытные эксперты по работе с женщинами, детьми, престарелыми и другими
социально уязвимыми группами населения.
Предварительный вариант проекта законодательства должен быть согласован со всеми
основными участниками, задействованными в сфере психического здоровья. Процессу
проведения консультаций принадлежит ключевая роль в выявлении слабых сторон проекта
законодательства, возможных противоречий с действующими законодательными актами,
важнейших аспектов, случайно оставшихся не учтенными в проекте законодательства, и
потенциальных трудностей при его реализации. Благодаря консультациям также создаются
условия для повышения уровня осведомленности населения в вопросах охраны
психического здоровья. И что особенно важно, – систематические консультации могут
оказать положительное влияние на проведение законодательства в жизнь.
Процесс принятия законодательства обычно связан с наибольшими временными затратами.
Другие приоритетные проблемы, особенно возникающие в развивающихся странах, связаны
с тем, что законодательство в области психического здоровья просто игнорируется на уровне
законодательной власти или затягиваются сроки его окончательного одобрения.
Мобилизация общественного мнения и активное лоббирование этих вопросов среди
законодателей представляются вполне приемлемыми для ускорения процедуры
рассмотрения и содействия принятию психиатрического законодательства.
Трудности с реализацией законодательства могут быть выявлены еще на этапе составления
его проекта, что обусловливает необходимость упреждающих корректирующих мер. Во
многих странах недостаточно серьезное внимание вопросам введения в действие принятого
законодательства означает, что реальная действительность не совпадает с тем, что
прописано в законе. Проблемы с осуществлением законодательных норм на практике могут
возникать из-за нехватки финансовых средств, дефицита кадровых ресурсов, а также
недостаточно полной информированности специалистов, лиц, осуществляющих уход за
больными, их семей и населения в целом по вопросам законодательства в области
психического здоровья ввиду несогласованности предпринимаемых усилий, а иногда и
вследствие нерешенных процедурных вопросов.
Несомненно, что для введения в действие нового законодательства в области психического
здоровья нужны финансовые средства. Например, требуется выделение средств на
обеспечение функционирования наблюдательного органа, на обучение специалистов по
психическому здоровью вопросам законоприменения, а также на внесение изменений,
продиктованных новым законодательством, в практику работы служб охраны психического
здоровья. В целях проведения всех этих мероприятий в бюджете должна быть
предусмотрена соответствующая статья расходов. Поскольку во многих странах бюджетные
расходы на психическое здоровье являются составной частью общего бюджета
здравоохранения, важно обеспечить целевое расходование средств, предназначенных для
психического здоровья, исключив вероятность отвлечения этих средств на выполнение
других задач охраны здоровья населения.
В законодательстве могут быть предусмотрены особые положения, нацеленные на защиту
прав таких социально уязвимых групп населения, как женщины, дети, престарелые и
этнические меньшинства. Допускается принятие мер по стимулированию
психоэмоциональной связи между матерью и ребенком за счет предоставления отпуска по
беременности и родам в целях раннего выявления и профилактики случаев жестокого
обращения с ребенком, ограничения доступа к алкогольным напиткам и наркотикам и
создания программ охраны психического здоровья в школах.
7
Работа по проведению в жизнь различных разделов законодательства в области
психического здоровья осуществляется в плановом порядке при содействии
координирующего органа, функции которого может взять на себя министерство
здравоохранения при содействии наблюдательного органа и организаций, отстаивающих
интересы пациентов. В круг обязанностей этого координирующего органа могут входить
такие задачи, как разработка правил и порядка законоприменения, создание механизмов
формирования стандартного набора документов и определение порядка профессиональной
подготовки и аттестации специалистов по психическому здоровью.
Успешному применению законов способствует широкое распространение положений нового
законодательства в области психического здоровья среди специалистов служб охраны
психического здоровья, потребителей услуг, лиц, осуществляющих уход за больными, и
членов их семей, а также среди организаций, отстаивающих интересы пациентов. Более
того, немаловажная роль в решении вопросов законоприменения также принадлежит
устойчиво работающей программе санитарного просвещения и повышения внимания
общественности к этой проблематике.
8
Цели и целевая аудитория
Цели данного модуля заключаются в следующем:
–
сделать обзор законодательства в области психического здоровья и
охарактеризовать ключевые аспекты его содержательной части;
–
наметить основные шаги по формулированию и проведению в жизнь
законодательства в области психического здоровья;
–
выступить в качестве пропагандистского инструмента, способствующего принятию
и внедрению в практику законодательства в области психического здоровья.
Данный модуль представит интерес для:
–
лиц, формирующих политику, законодателей, специалистов по планированию
работы общей лечебной сети и служб охраны психического здоровья;
– групп
пациентов;
–
представителей или ассоциаций членов семей и лиц, осуществляющих уход за
больными с психическими расстройствами;
–
организаций, которые представляют интересы лиц, страдающих психическими
расстройствами, включая их близких и членов их семей;
–
правозащитных групп, работающих с лицами, страдающими психическими
расстройствами, а также от их имени;
–
должностных лиц в министерствах здравоохранения, социального обеспечения и
юстиции.
9
1.
Введение
1.
1
Актуальность законодательства в области психического здоровья
Законодательство в области психического здоровья играет важнейшую роль ввиду
исключительной уязвимости лиц с психическими расстройствами. Они являются уязвимыми
по двум причинам.
Во-первых, психические расстройства могут оказывать влияние на мышление и поведение
людей, на их умение защищать собственные интересы и, что случается редко, на их
способность принимать решения. Во-вторых, в большинстве стран лица с психическими
расстройствами подвергаются стигматизации, дискриминации и маргинализации. На фоне
стигматизации повышается вероятность того, что им могут не предложить пройти
необходимый курс лечения либо предложить низкокачественные услуги или не
соответствующую их потребностям помощь. Процессы вытеснения людей из привычной
социальной и культурной среды и дискриминация также повышают вероятность нарушения
их гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав со стороны
персонала служб охраны психического здоровья и других лиц.
В редких случаях ввиду нарушений поведения и ослабления навыков принятия решений
лица с психическими расстройствами могут быть опасными как для себя, так и для
окружающих. Это обстоятельство имеет определенные последствия для контактирующих с
ними людей, включая членов семьи, соседей, коллег по работе и общество в целом. Риск
проявления актов насилия или причинения вреда на фоне психических расстройств
относительно невелик. Весьма распространенные превратные представления о
потенциальной опасности этих расстройств не должны сказываться на сути
законодательства в области психического здоровья.
Во многих обществах люди с психическими расстройствами вынуждены проживать в
особенно тяжелых бытовых условиях. Они подвергаются изоляции в сфере экономической
деятельности, отчасти вследствие дискриминации и отсутствия юридической защиты от
ненадлежащего и жестокого обращения. Им нередко отказывают в возможности получить
образование, трудоустроиться или воспользоваться услугами государственных учреждений
или предприятий общественного пользования. Есть немало примеров, когда законы
напрямую не дискриминируют лиц с психическими расстройствами, но создают для них
неправомерные или неуместные барьеры или трудности. В некоторых странах люди с
психическими расстройствами подвергаются дискриминации или произволу, т. е. им
отказывают в правах, доступных для всех остальных граждан.
Поэтому действие законодательства в области психического здоровья не распространяется
только лишь на аспекты обеспечения ухода и лечения, т. е. оно не лимитировано
организацией медобслуживания в условиях стационара. Такое законодательство
представляет собой нормативно-правовую базу для решения важнейших вопросов охраны
психического здоровья, в частности таких, как доступность помощи, предоставление
высококачественных услуг, проведение медицинской реабилитации и оказание
постгоспитальной помощи, полная интеграция лиц с психическими расстройствами в
общество, профилактика психических расстройств и укрепление психического здоровья в
различных секторах общества.
Наличие национального законодательства в области психического здоровья не всегда
гарантирует уважение и защиту прав человека, когда речь идет о людях с психическими
расстройствами. В самом деле, в некоторых странах положения законодательства в области
психического здоровья приводят к нарушению прав человека применительно к таким
лицам. В 25% стран, где проживает примерно 31% населения всего мира, нет национального
законодательства в области психического здоровья, хотя страны с федеральной системой
правления могут иметь законы в области психического здоровья, действия которых
распространяются лишь на субъекты федерации. В разных регионах мира наблюдаются
существенные различия в этом плане. Так, в 91,7% стран Европейского региона принято
национальное законодательство в области психического здоровья, тогда как в Регионе
Восточного Средиземноморья такое законодательство принято только в 57% государств.
Если в 50% стран законы в этой области были приняты после 1990 г., то законодательство в
области психического здоровья в 15% стран датируются периодом до начала 1960-х годов,
когда еще не были доступны основные ныне практикуемые методы лечения (Всемирная
организация здравоохранения, 2001 г.).
Лица с психическими
расстройствами
относятся к социально
уязвимой части населения.
В большинстве стран лица
с психическими
расстройствами
подвергаются
стигматизации.
Люди с психическими
расстройствами
подвергаются изоляции и
дискриминации в сфере
экономической
деятельности.
Законодательство в
области психического
здоровья должно быть
всеобъемлющим.
В 25% стран отсутствует
законодательство в
области психического
здоровья.