Файл: Завалова Н.Д. - Образ в системе психической регуляции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3244
Скачиваний: 34
121
специфичности образа, регулирующего действия летчика в полете.
Таблица 6.6
Количество и характер ошибок операторов в рояльном полете и при
работе не имитаторе,
%
Тип ошибки
Содержание ошибки
Количество ошибок.
%
на имитаторе
в полете
1
А. При
определении курса
и глиссады при на
личин крена
9.2
9.7
Б. При определении
наличия крена при
отклонениях
по
курсу и глиссаде
5,3
0
11
А. В направлении
крена
11,1
18.4*
Б. В направлении
отклонений
по
курсу
6,3
2,6
В. В направлении
отклонений
по
глиссаде
2,4
10.6*
*Число измерений 114. Различия достоверны
Р =•
0.05.
Обратимся к полученным результатам (табл. 6.6). Прежде всего обращает на
себя внимание факт полного отсутствия ошибок у летчиков.
У операторов же число ошибок увеличилось с 34,3% при работе на
имитаторе до 41,3% в реальном полете. При этом весьма характерно, что возросло
число ошибок второго рода — с 19,8 до 31,6%, в том числе ошибок в определении
направления крена с 11,1 до 18,4%. (И это в условиях реального полета, когда
через окно видна не только земля, но и крыло самолета!)
Латентный период времени речевого ответа у летчиков в реальном полете
существенно уменьшился, у операторов увеличился. По субъективным отчетам,
операторы в полете испытывали большие затруднения в определении положения,
но не из–за того, что изменилось изображение, а из–за увеличившейся скорости
перемещения лучей: "Лучи в полете слишком подвижны, не успеваешь за ними
следить". При этом лучи в реальном полете, как и на имитаторе, воспринимались
операторами как перемещающиеся относительно него.
Что касается летчиков, то восприятие ими лучей в полете принципиально
иное по сравнению с восприятием изображения лучей на экране телевизора: в
полете коридор, образуемый лучами, воспринимается как лежащий на земле,
протяженный в пространстве наземный ориентир, неподвижный, подобно самой
земле. И летчик сразу непосредственно воспринимает — видит, где находится его
самолет. Отсюда — быстрота и высокая точность определения пространственного
положения.
В данном случае получены экспериментальные доказательства: а)
122
специфичности образа восприятия, регулирующего действия летчика в полете, в
отличие от образа восприятия нелетчика и б) того, что летчик в визуальном полете
не только представляет, но и воспринимает (видит) землю и земные ориентиры
неподвижными. Специфика содержания оперативного образа, формируемого на
основе концептуальной модели летчика в полете, и обусловливает безошибочность
оценки пространственного положения.
Рассмотрим, есть ли разница в действиях операторов при работе на
имитаторе и в реальном полете.
Судя по количеству и характеру ошибок (табл. 6.6), эта разница чисто
внешняя, определяемая различием "картинок на индикаторах", ибо для оператора
СВП в реальном полете является таким же индикатором, как телевизионное
изображение лучей. Но в связи с тем что в реальном полете лучи (в видимом поле)
перемещаются ("бегают", "скачут") значительно быстрее, чем на экране
телевизора, восприятие и оценка фигуры, образуемой ими, в полете затруднены. С
точки зрения оператора, "индикация" в реальном полете хуже: больше зашумлена,
чем на имитаторе, но различия этих вариантов не являются принципиальными,
они чисто количественные. И в реальном полете, и при работе на имитаторе
оператор использует обыденный образ пространства, который содержит символ–
эталон, сопоставляемый с воспринимаемым символом. Цель его действий и в
полете, и на имитаторе — опознать форму предъявляемой фигуры и отнести ее к
одному из хранящихся в памяти эталонов.
Иначе говоря, внутреннее содержание действий оператора одинаково как
при работе на наземном имитаторе, так и в реальном полете: оперативный образ,
регулирующий действия, содержит только представления о конфигурации лучей
при различных изменениях положения самолета. Поэтому и различия в
показателях эффективности действия оператора определяются только тем, что в
полете индикация несколько хуже, чем на наземном имитаторе, в связи с
зашумленностью, а не их принципиальным различием.
Сравнение действий летчиков в реальном полете и при работе на имитаторе
заставляет предположить, что эти действия различаются принципиально: не
только по эффективности, но и по внутреннему содержанию. Они обусловлены
различием не только воспринимаемой информации, но и внутреннего содержания
оперативных образов, регулирующих действие.
На имитаторе летчик получает от индикатора информацию, которую
приходится преобразовывать, и прилагает умственные усилия для формирования
правильного представления о положении самолета. То, что имитация СВП
построена по принципу "вид с самолета на землю", усугубляет трудности
переработки, увеличивает время и число ошибок. При этом возрастает и латентное
время исправления режима полета: если в полете оно не превышало 2 с, то при
работе на имитаторе за такое время действия выполнялись только в 45% случаев.
Анализ маршрутов перемещения взгляда показал, что если в полете летчик
определял свое положение только по лучам, то при работе на имитаторе более чем
в 50% случаев он обращался к обычным пилотажным приборам — авиагоризонту
и навигационному. Кроме того, на имитаторе первые движения штурвалов в 12%
случаев были ошибочными. Сопоставление эффективности действий летчика на
123
имитаторе и в полете позволяет считать нецелесообразным конструирование
индикаторов пространственного положения путем изображения на его лицевой
части картины, видимой из окна самолета. Летчик, который адекватно
воспринимает землю и земные ориентиры, несмотря на искажение чувственной
основы образа, не может перемещающиеся индексы воспринимать как
неподвижные. Чтобы представить себе подвижные индексы "привязанными" к
земле, он должен приложить умственные усилия для преобразования информации
в образ–представление. Поэтому изображение, в котором в качестве начала
отсчета принят самолет, нельзя приравнивать к действительной визуализации
полета.
Более того, как показали многие эксперименты [76, 80, III, 152], для
повышения надежности ориентировки в пространстве более приемлемо
изображение по типу индикации "вид с земли на самолет". В наших исследованиях
это было подтверждено путем сравнения действий летчиков, использующих при
работе на имитаторе попеременно изображение лучей СВП и обычные
пилотажные приборы с авиагоризонтом, сконструированные по типу "вид с
земли".
Рассмотрим основные результаты экспериментов, в которых принимали
участие 8 летчиков, выполнивших 120 заходов на посадку. Качество управления
практически не зависело от используемого способа передачи информации. При
"пилотировании" по изображению СВП летчики активно использовали
информацию от авиагоризонта — на нем взгляд летчика фиксировался 12,3%
времени полета. Оценка отклонений от заданного положения самолета (по крену,
курсу и глиссаде) осуществлялась по изображению СВП медленнее, чем по
приборам, также медленнее они и исправлялись: по приборам максимальное время
составляет 30 с, по изображению СВП — 50 с. Особенно существенным было
отличие в числе ошибок определения положения: по изображению СВП в 4 раза
больше, чем по обычным приборам. Обращает на себя внимание, что направление
крена определялось неправильно в 34% случаев всех предъявлений крена.
Важный материал дает субъективное мнение летчиков об изображении
лучей СВП. Прежде всего отмечается, что по такому изображению оценка
пространственного положения затруднена при отклонениях от посадочной
траектории. При этом особенно сложно определение положения, когда
индицируется крен самолета. При отклонениях от заданной траектории, отмечали
летчики, наглядность индикации мала, "символ воспринимался абстрактным". По
изображению лучей "трудно ориентироваться, и задача пилотирования сводилась к
удержанию нормальной эталонной формы символа" (Т–образной конфигурации,
образуемой лучами). У летчиков изображение лучей на экране не ассоциировалось
с неподвижной землей, и они воспринимали конфигурацию лучей как
перемещающуюся, "стремились остановить лучи в определенной точке экрана".
Не обладая преимуществом наглядности, изображение СВП, как отметили
летчики, не дает в то же время и количественной информации о параметрах
полета, что, конечно, затрудняет пилотирование.
В наших исследованиях летчики использовали три системы информации:
систему визуального полета (СВП в реальном полете), телевизионное изображение
124
лучей СВП и систему электромеханических пилотажных приборов, выдающих в
основном информацию о параметрах полета и положении самолета в
пространстве.
Материалы экспериментов показали, с одной стороны, явное преимущество
данной системы посадки по сравнению с обычной системой приборной
индикации, с другой — преимущество обычной системы приборной индикации по
сравнению с телевизионным изображением СВП.
Различия в эффективности и надежности действий летчика при
использовании перечисленных систем обусловлены прежде всего психологически:
различиями оперативного образа, формируемого в каждом случае, и его
соотношением с концептуальной моделью.
Особенности формирования оперативного образа в приборном полете
описаны выше. Здесь лишь отметим, что информация, выдаваемая летчику
приборами, ориентирована относительно координат земли, а следовательно,
соответствует концептуальной модели — геоцентрическому образу полета.
Поэтому оперативный образ, формирующийся при восприятии показаний
приборов и регулирующий конкретные действия летчика, адекватен задаче
пилотирования, обеспечивает возможность мысленной антиципации. Но
приборные сигналы адресованы преимущественно вербально–логическому уровню
отражения; на основе их восприятия формируется чувственно–обедненный
оперативный образ, хотя и адекватный. В нормальных условиях это не сказывается
на деятельности летчика, но при их усложнении обнаруживается неполноценность
образа. В этой связи возникает задача его "чувственного насыщения". Она может
решаться путем визуализации полета либо специального обучения летчика,
направленного на формирование у него развитой (богатой) концептуальной
модели; наиболее эффективно, конечно, сочетание обоих путей.
Лучи СВП также ориентированы относительно координат земли и
соответствуют геоцентрической концептуальной модели, сложившейся у летчика в
процессе
его
профессиональной
деятельности. Оперативный
образ,
формирующийся при восприятии этих лучей, не требует специального мысленного
преобразования перцептивного образа. Более того, он подкрепляет, усиливает и в
некотором
отношении
чувственно
обогащает концептуальную модель,
обеспечивая вместе с тем хорошие возможности не только мысленной, но и
перцептивной антиципации. При этом и фактически, и психологически полет по
СВП — это визуальный полет. Этим объясняется легкость, естественность
пространственной ориентировки. Оперативный образ при использовании СВП
адекватен задачам такой ориентировки и пилотирования. При этом задача
пилотирования даже облегчается, поскольку СВП не просто естественный
ориентир, это — искусственно (в соответствии с требованиями управления
летательным аппаратом) построенный в реальном пространстве протяженный
ориентир (коридор), точно указывающий траекторию захода и посадку. Можно
даже сказать, что это — "материализованный образ траектории", который прежде
создавался в голове пилота, требуя значительных умственных .усилий.
Сложнее дело складывается при управлении самолетом по телевизионному
изображению лучей СВП. В этом изображении воспроизводится не реальность, а,
125
говоря словами А.Н. Леонтьева, "чувственная ткань" восприятия. При внешнем
сходстве двух последних систем они принципиально различаются психологически.
Формирующийся при восприятии телевизионного изображения оперативный
образ ориентирован относительно не неподвижных земных координат, а
движущегося самолета (самолет принимается за начало отсчета). Он не
соответствует геоцентрической концептуальной модели, поэтому для того, чтобы
этот образ мог выполнить свою регулирующую функцию, он должен быть
мысленно перестроен, переструктурирован. Сознание летчика в данном случае
направлено на то, чтобы отстроиться от впечатления изображаемых движущихся
лучей и создать образ–представление, противоположный перцептивному образу.
При этом ослабляется возможность антиципации. В результате снижается
надежность и эффективность действий.
Сравнительный анализ оперативных образов, возникающих у летчика при
работе с тремя разными системами (пилотажные приборы, СВП и телевизионное
изображение СВП), приводит к выводу о том, что при проектировании летной
деятельности, прежде всего при разработке технических средств отображения
информации, а также методов и технических средств обучения, необходимо
опираться на знание специфичности концептуальной модели, формирующейся у
летчика в силу требований профессии — геоцентрического образа полета.
Эффективность этих средств и методов в плане их влияния на надежность,
скорость и точность человеческого действия зависит от того, соответствуют ли
они концептуальной модели и способствуют ее подкреплению или, наоборот,
мешают ее реализации. Главный вопрос здесь: на какую точку отсчета
ориентирована система передачи информации (и методы обучения) — на
координаты неподвижной земли или движущегося самолета.
6.3. УЧЕТ СПЕЦИФИКИ ОБРАЗА ПОЛЕТА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ
ИНДИКАЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ САМОЛЕТА
Индикатор пространственного положения — авиагоризонт — используется
в авиации более полувека. Это один из важнейших приборов, занимающих
центральное место на приборной доске. Его функции — обеспечивать не только
пилотирование, но и пространственную ориентировку вне видимости земли.
Основу лицевой части авиагоризонта составляет изображение линии
искусственного горизонта. силуэта самолета и шкалы тангажа.
Существуют два основных типа этого прибора (рис. 1). На первом
представлен подвижный (относительно продольной оси, т.е. по крену) силуэт
самолета. Линия горизонта перемещается только относительно поперечной оси
самолета, вверх и вниз, параллельно самой себе. Она разделяет изображение
"земли" и "неба" на шкале тангажа. При перемещении линии горизонта вниз
силуэт самолета оказывается на фоне голубого поля, и это означает
положительный угол тангажа. Такой
Рис. 1. Схематичное изображение авиагоризонта
1 — вид индикации "с земли на самолет": 1
—
левый крен. 2 — правый
крен; II — вид индикации "с самолета на землю": 1 — левый крен, 2 — правый
крен