ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 9784
Скачиваний: 28
Hunt M
Sexual behavior in the 1970's, Chicago, Playboy Press, 1974, 1943
Juncf С,
1969 L'homme a la decouverle de son ame, Pans, Payot
Jung С,
1931 Essai de psychology analytique, Pans
Kohiberg L,
1963 "Moral development and identification", Child
psychology Uni
versity of Chicago Press, p 277 332
Kretsihmer E,
1925 Physique and
character, London, Keyan Paul
Kubler-Ros4 E
(1969) Les dermers instants de la
vie, Geneve, Labor Fides, 1975
Lebobici S,
1983 Le nournsson, la mere et le
psychanalyste Les interactions precoces
Pans, Le Centurion
Mathieu M
Intelligence sans langage development
cognitif chez le chimpanze (a
paraitre)
Miller W R Lief H 1,
1976 "Masturbatory attitudes knowledge and
experience Data
from the sex knowledge and attitude test (SKAT)", Archives of Sexual
Behavior,
n 5, p 447 467
Nye F I,
1876 "School-age parenthood Consequences for
babies, mothers, fathers,
grandparents and others", Extension Bulletin 667, Washington State
University
Pattison E M,
1977 The experience of dying, Englewood Cliffs (NJ),
Prentice
Hall/Spectrum
Peck R,
1968 "Psychological development in the second half
of life", in В L Neugarten
(Ed), Middle age and aging, Chicago, University of Chicago Press
Piaget J
(1932) Le jugement moral chez 1'enfant, Pans,
P U F,
1957
Piaqet J,
1970
L'epistemologie genetique, Pans, P U F
Riegel К F Riegel R M,
1972
"Developmental Psychology", n° 6(2), p 306 319
Rogers С Kmqel M,
1962
Psychotherapie et relations humaines, Louvain, Publications universitdires
Rotter J
В
(1966) "Generalized expectancies for internal versus external control of
reinforcement", Psychologic Monographs, n° 80
Sheldon W T,
1954 Alias of
men A guide for somatotypmg the adult man of all ages,
New York, Harper and Row
Sorensen R С,
1973 Adolescent sexuality in
contemporary America, New York
World
Spitz R
(1957) De la naissance a la parole, Pans, PUF, 1968
Vygotsk) LS,
1978 Mind in Society, Cambridge (Mass), Harvard University Press
Wallon H,
1968 L'evolution psychologique de I'enfant, Pans, Armand Colm
Wei'i D,
1983
"Reactions of college women to their first coitus", Medical Aspects of
Human Sexuality, n° 17 (2)
Zazzo R
Conduites et conscience (2 vol),
Neuchatel Delachaux et Niestle, 1962, 1968
Глава 11 Человек и другие люди
Введение
С самых первых строк этой книги, в каждой ее главе
звучит следующая мысль поведение человека не может или
почти не может развиваться, проявляться и быть понятым в
отрыве от других членов группы, к которой он принадлежит,
от всего общества или даже вида в целом
По всей видимости, ничто во Вселенной не может
существовать, так или иначе не принадлежа к какой-нибудь
организованной системе Атом, образуемый связанными
между собой частицами,-это всего лишь один из элементов, из
которых построена молекула, а молекула в свою очередь,
взаимодействуя с другими молекулами, участвует в органи-
зации клетки Специфические клетки образуют ткани и
органы, которые, координируя свою деятельность, позволяют
живому организму занять свое место в растительной или
животной системе, все время стремящейся достичь
равновесия Сосуществование этих систем в свою очередь
обеспечивает равновесие планеты в Солнечной системе,
движущейся наряду с сотнями миллиардов других звезд в
нашей Галактике, а сама эта Галактика - всего лишь один из
элементов, из которых организована Вселенная (см документ
111)
Общества
Груп
пы
Организмы
Органы
"Gill Согласно
общей
теории
систем, жизнь
организована в системы, состоящие из взаимосвязанных
элементов Любая система от атома до общества всегда
представляет собой нечто большее, нежели простая сумма
составляющих ее подсистем
Глава 11
Человек представляет собой звено этого континуума, и
выживание его возможно только в группе, принадлежащей к
человеческому обществу, которое в свою очередь существует
в системе сообществ других животных. Безусловно, человек
отличается от животных более высоким уровнем сознания,
позволяющим ему воспринимать себя во времени и
пространстве; вместе с тем эта способность человека - хочет
он того или нет-налагает на него ответственность за свое
собственное будущее и за будущее вида, к которому он
принадлежит и в рамках которого он эволюционировал,
непрерывно взаимодействуя с другими видами.
Задача социальной психологии состоит в том, чтобы
исследовать
и
объяснять, как
устанавливаются
и
функционируют связи между индивидуумами в группе и
между группами в обществе.
Жизнь в обществе
У большинства животных существуют «жизненные
правила» и сигнальные системы, которые позволяют им
создавать оптимальные условия для размножения и для
воспитания потомства, сохраняя за собой индивидуальный
участок территории.
Территория и индивидуальный участок
Внутри того жизненного пространства, которое особь
разделяет с другими представителями вида и которое
обеспечивает ей безопасность и пропитание, она, как правило,
выделяет себе
территорию с
четко очерченными границами.
Находящиеся в глубине этой территории укрытие, нора,
гнездо или логово составляют
индивидуальный участок,
ожесточенно защищаемый животным от всякого вторжения
(не исключая порой и вторжения самца, если спаривание уже
произошло) (рис. 11.2).
О том, какие территории или индивидуальные участки
необходимы отдельным людям, известно немного. Размеры
территории и степень ее защиты у разных людей неодинаковы
и зависят от возраста, социального положения и т. д.
Индивидуальный же участок представляет собой невидимое
пространство, в котором нуждается каждый человек и внутри
которого он с трудом переносит присутствие других людей
1
.
Меж-
1
В комнату ребенка входят иначе, нежели в комнату
подростка или в комнату родителей. В некоторых случаях
границы территории обозначены очень четко (обнесенные
оградой «частные владения», территории охотничьих и
рыболовных клубов и т. п.). В других случаях границы более
размыты; таковы, например, границы территорий городских
«шаек» или участков в кафетерии, в котором группы
студентов, как правило, занимают одни столики, а препода-
ватели, обслуживающий
персонал
и
представители
администрации-другие. Величина занимаемого человеком
пространства зависит от его социального положения; обычно
кабинет генерального директора будет гораздо более внуши-
тельным, чем кабинеты преподавателей, не говоря уже о
комнатушках, выделенных для личных вещей студентов.
Человек и
другие
люди
73
Рис. 11.2.
Жизненное
пространство
представляет
собой
нейтральную
зону, которую в
отличие
от
расположенной в
ее
пределах
«территории»
животные
не
защищают
активно.
Территория
в
отличие
от
жизненного
пространства
имеет
четкие
границы,
которые
маркируются
животным
с
помощью
пахучих веществ
(секреты желез,
моча, фекалии)
или зрительных и
слуховых
сигналов.
Помимо
расположенного
в
центре