Файл: Годфруа Ж. - Что такое психология (2 тома)том2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8936

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

www.koob.ru

Hunt M

 Sexual behavior in the 1970's, Chicago, Playboy Press, 1974, 1943

Juncf С,

 1969 L'homme a la decouverle de son ame, Pans, Payot

Jung С,

 1931 Essai de psychology analytique, Pans

Kohiberg L,

 1963 "Moral development and identification", Child

psychology Uni

versity of Chicago Press, p 277 332

Kretsihmer E,

 1925 Physique and

character, London, Keyan Paul

Kubler-Ros4 E

 (1969) Les dermers instants de la

vie, Geneve, Labor Fides, 1975

Lebobici S,

 1983 Le nournsson, la mere et le

psychanalyste Les interactions precoces

Pans, Le Centurion

Mathieu M

 Intelligence sans langage development

cognitif chez le chimpanze (a

paraitre)

Miller W R Lief H 1,

 1976 "Masturbatory attitudes knowledge and

experience Data

from the sex knowledge and attitude test (SKAT)", Archives of Sexual

Behavior,

n 5, p 447 467

Nye F I,

 1876 "School-age parenthood Consequences for

babies, mothers, fathers,

grandparents and others", Extension Bulletin 667, Washington State

University

Pattison E M,

 1977 The experience of dying, Englewood Cliffs (NJ),

Prentice

Hall/Spectrum

Peck R,

 1968 "Psychological development in the second half

of life", in В L Neugarten

(Ed), Middle age and aging, Chicago, University of Chicago Press

Piaget J

(1932) Le jugement moral chez 1'enfant, Pans,

  P  U  F,

 1957

Piaqet J,

 1970

L'epistemologie genetique, Pans, P U F

Riegel К F Riegel R M,

 1972

"Developmental Psychology", n° 6(2), p 306 319

Rogers  С  Kmqel  M,

 1962

Psychotherapie et relations humaines, Louvain, Publications universitdires

Rotter J

В

 (1966) "Generalized expectancies for internal versus external control of

reinforcement", Psychologic Monographs, n° 80

Sheldon W T,

 1954 Alias of

men A guide for somatotypmg the adult man of all ages,

New York, Harper and Row

Sorensen R С,

 1973 Adolescent sexuality in

contemporary America, New York

World

Spitz R

 (1957) De la naissance a la parole, Pans, PUF, 1968

Vygotsk) LS,

1978 Mind in Society, Cambridge (Mass), Harvard University Press

Wallon H,

1968 L'evolution psychologique de I'enfant, Pans, Armand Colm

Wei'i D,

 1983

"Reactions of college women to their first coitus", Medical Aspects of

Human Sexuality, n° 17 (2)

Zazzo R

 Conduites et conscience (2 vol),

Neuchatel Delachaux et Niestle, 1962, 1968

Глава 11 Человек и другие люди

Введение

С  самых  первых  строк  этой  книги,  в  каждой  ее  главе

звучит  следующая  мысль  поведение  человека  не  может  или
почти  не  может  развиваться, проявляться  и  быть  понятым  в
отрыве от других членов группы, к которой он принадлежит,
от всего общества или даже вида в целом

По  всей  видимости, ничто  во  Вселенной  не  может

существовать, так  или  иначе  не  принадлежа  к  какой-нибудь
организованной  системе  Атом, образуемый  связанными
между собой частицами,-это всего лишь один из элементов, из


background image

www.koob.ru

которых  построена  молекула, а  молекула  в  свою  очередь,
взаимодействуя  с  другими  молекулами, участвует  в  органи-
зации  клетки  Специфические  клетки  образуют  ткани  и
органы, которые, координируя свою деятельность, позволяют
живому  организму  занять  свое  место  в  растительной  или
животной  системе, все  время  стремящейся  достичь
равновесия  Сосуществование  этих  систем  в  свою  очередь
обеспечивает  равновесие  планеты  в  Солнечной  системе,
движущейся  наряду  с  сотнями  миллиардов  других  звезд  в
нашей  Галактике, а сама  эта  Галактика - всего лишь один  из
элементов, из которых организована Вселенная (см  документ
111)

Общества

Груп

пы


background image

www.koob.ru

Организмы
Органы

"Gill Согласно 

общей 

теории 

систем, жизнь

организована  в  системы, состоящие  из  взаимосвязанных
элементов  Любая  система  от  атома  до  общества  всегда
представляет  собой  нечто  большее, нежели  простая  сумма
составляющих ее подсистем

Глава 11

Человек  представляет  собой  звено  этого  континуума, и

выживание  его  возможно  только  в  группе, принадлежащей  к
человеческому обществу, которое в свою очередь существует
в  системе  сообществ  других  животных. Безусловно, человек
отличается  от  животных  более  высоким  уровнем  сознания,
позволяющим  ему  воспринимать  себя  во  времени  и
пространстве; вместе  с  тем  эта  способность  человека - хочет
он  того  или  нет-налагает  на  него  ответственность  за  свое
собственное  будущее  и  за  будущее  вида, к  которому  он
принадлежит  и  в  рамках  которого  он  эволюционировал,
непрерывно взаимодействуя с другими видами.

Задача  социальной  психологии  состоит  в  том, чтобы

исследовать 

и 

объяснять, как 

устанавливаются 

и

функционируют  связи  между  индивидуумами  в  группе  и
между группами в обществе.

Жизнь в обществе

У  большинства  животных  существуют «жизненные

правила» и  сигнальные  системы, которые  позволяют  им
создавать  оптимальные  условия  для  размножения  и  для
воспитания  потомства, сохраняя  за  собой  индивидуальный
участок территории.

Территория и индивидуальный участок

Внутри  того  жизненного  пространства, которое  особь

разделяет  с  другими  представителями  вида  и  которое
обеспечивает ей безопасность и пропитание, она, как правило,
выделяет  себе

территорию с

 четко очерченными границами.

Находящиеся  в  глубине  этой  территории  укрытие, нора,
гнездо  или  логово  составляют

индивидуальный  участок,

ожесточенно  защищаемый  животным  от  всякого  вторжения
(не исключая порой и вторжения самца, если спаривание уже
произошло) (рис. 11.2).

О  том, какие  территории  или  индивидуальные  участки

необходимы  отдельным  людям, известно  немного. Размеры
территории и степень ее защиты у разных людей неодинаковы
и  зависят  от  возраста, социального  положения  и  т. д.
Индивидуальный  же  участок  представляет  собой  невидимое
пространство, в котором нуждается каждый человек и внутри
которого он  с  трудом  переносит  присутствие  других  людей

1

.

Меж-

1

  В  комнату  ребенка  входят  иначе, нежели  в  комнату

подростка  или  в  комнату  родителей. В  некоторых  случаях
границы  территории  обозначены  очень  четко (обнесенные
оградой «частные  владения», территории  охотничьих  и


background image

www.koob.ru

рыболовных клубов и т. п.). В других случаях границы более
размыты; таковы, например, границы  территорий  городских
«шаек» или  участков  в  кафетерии, в  котором  группы
студентов, как  правило, занимают  одни  столики, а  препода-
ватели, обслуживающий 

персонал 

и 

представители

администрации-другие. Величина  занимаемого  человеком
пространства зависит от его социального положения; обычно
кабинет  генерального  директора  будет  гораздо  более  внуши-
тельным, чем  кабинеты  преподавателей, не  говоря  уже  о
комнатушках, выделенных для личных вещей студентов.


background image

www.koob.ru

Человек  и

другие 

люди

73

Рис. 11.2.

Жизненное
пространство
представляет
собой
нейтральную
зону, которую  в
отличие 

от

расположенной  в
ее 

пределах

«территории»
животные 

не

защищают
активно.
Территория 

в

отличие 

от

жизненного
пространства
имеет 

четкие

границы,
которые
маркируются
животным 

с

помощью
пахучих  веществ
(секреты  желез,
моча, фекалии)
или зрительных и
слуховых
сигналов.
Помимо
расположенного
в 

центре