ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 9780
Скачиваний: 28
Развитие «Я»
59
Рис. 10.26. Подобного рода пятна используются в тесте Роршаха. Испытуемый волен сообщать все, что он
видит в этой фигуре.
белых и серых тонах, к пятнам на двух других листках добавляется красный цвет, а пятна на трех остальных
помимо черного, белого и серого окрашены еще и в пастельные тона. Как полагал Роршах, «шок» при виде цветного
пятна отражает эмоциональную жизнь испытуемого, а также дает представление о степени его самоконтроля. Что
касается формы пятен и их образного описания испытуемым, то их интерпретация и оценка зависят от их
расположения на листе бумаги, специфических особенностей и «оригинальности». Учитывают и то обстоятельство,
описывает ли испытуемый все пятно или лишь отдельные его детали, что позволяет говорить о его способности или
неспособности к синтезу и к абстрактному и теоретическому восприятию действительности.
Хотя Роршах и разработал систему оценок, позволяющую систематизировать интерпретации психологов,
сами эти интерпретации основываются главным образом на совокупности получаемых сведений и их взаимной
организации. Поэтому они в значительной мере зависят от интуиции и клинического опыта исследователя.
ТТА.
Этот тест разработал в конце 30-х годов Маррей (Murray). Он состоит из 30 рисунков, каждый из
которых изображает неоднозначную сценку с людьми. Испытуемому предлагают рассказать, основывайб^ь на этой
сценке, первую пришедшую ему в голову историю.
Таким образом, и здесь в последующей интерпретации рассказа предполагается, что испытуемый проецирует
на одного или нескольких персонажей свои собственные потребности, тревоги или ожидания, доставляя тем самым
информацию об окружающем его мире и конфликтах, которые он в нем переживает.
Выявив темы, которые чаще всего встречаются в описаниях испытуемым разных картинок, исследователь
должен суметь уловить глубинные аспекты личности данного человека, касающиеся, в частности, его
озабоченности, идентификаций, сознательных и подсознательных
60
Глава 10
Рис. 10.27 Одна из картинок, используемых в ТТА Испытуемого просят рассказать какую-нибудь историю на
основании тех впечатлений, которые вызывает у него рисунок.
желаний, а также ориентации, которые он хотел бы придать своей жизни.
Оценка проективных
тестов. Говорить о надежности и точности проективных методов приходится еще
меньше, чем о надежности и точности личностных опросников. Интерпретация материала, сообщаемого
испытуемым, столь же сильно зависит от культуры исследователя и его социокультурной среды, как и от его
личности и опыта. Вероятно, интерпретаций одного и того же рассказа испытуемого может быть столько же,
сколько исследователей его будет истолковывать; иногда, впрочем, появляется возможность сравнить
интерпретации разных психологов.
Цель этих иследований, однако, состоит не столько в получении точного и надежного портрета личности
испытуемого, сколько в оценке динамики, лежащей в основе его поведения. Проективные тесты, таким образом,
служат инструментом, позволяющим получить полезную информацию о тех движущих силах поступков, о
существовании которых человек сам не подозревает.
Документ 10.5. Кто такие были Эдип и Электра?
Эдип
Эдип-персонаж греческой мифологии. Он был сыном Лая, царя города Фивы, и его супруги Иокасты. Когда
Эдип появился на свет, оракул потребовал от царя уничтожить ребенка, ибо судьбой ему было предначертано убить
Лая и взять в супруш собственную мать.
Тогда новорожденного со связанными ногами оставили на горе на растерзание диким зверям. Ребенка,
однако, подобрали пастухи, назвавшие его Эдипом (это и значит «тот, у кого связаны ноги»).
Развитие «Я»
61
и передали царю города Коринфа, у которого он и рос, не подозревая о своем происхождении. Но вот Эдип
узнает о висящем над ним ужасном пророчестве, и, думая, что царь Коринфа и есть его настоящий отец, он убегает,
пытаясь спастись от судьбы.
По дороге он ссорится с одним стариком и убивает его: он не знает, что старик этот и есть его родной отец.
Лай. Подходя к Фивам, он сталкивается со Сфинксом, который терроризирует всю страну тем. что загадывает
загадки и под угрозой смерти требует их разгадать. Эдип должен разгадать такую загадку: «Какое животное утром
передвигается на четырех ногах, днем-на двух, а вечером-на трех?» Отвегив, что речь идет о человеке и трех
главных этапах его жизни, Эдип освобождает город от напасти. Жители Фив с триумфом вносят его на руках в
город, избирают своим царем, и он женится на царице Иокасте. У них родятся два сына и две дочери, и они
совершенно счастливы, пока оракул как-то не открывает Эдипу совершенный им двойной грех отцеубийство и
кровосмешение. Обезумевшая от горя Иокаста вешается, а Эдип выкалывает себе глаза. Его изгоняют из Фив, и он
со своей дочерью Антигоной скитается по стране, пока не умирает недалеко от Афин.
Согласно Фрейду, эта трагедия должна иллюстрировать то, что в психологическом плане движет развитием
мальчика во второй период его детства.
Электра
Отцом Электры был Агамемнон - легендарный царь Микен и Аргоса, в Троянской войне вставший во главе
греков. Клитемнестра, его супруга, за время долгого отсутствия мужа завела себе любовника Эгиста, с которым
сговорилась погубить Агамемнона по его возвращении из похода и занять трон.
У Агамемнона и Клитемнестры был сын Орест и две дочери, Ифигения (которую Агамемнон принес в
жертву бошне Артемиде) и Электра. Узнав о преступных замыслах своей матери, Электра ничего не смогла сделать,
чтобы воспрепятствовать драме. Тогда она решила от омстить за смерть отца, убедив брата убить свою мать
Клитемнестру и ее сообщника Эгиста.
Подобная склонность к образу отца, доходящая до символического уничтожения матери, по мнению
психоаналитиков, должна драматически переживаться большинсгвом маленьких девочек.
Резюме
1.
Жизненный цикл
человека можно произвольным образом разделить на четыре больших периода:
пренатальный период, детство, отрочество и зрелость; каждый из этих периодов состоит из нескольких стадий.
2. Жизнь человека ограничена понижающейся способностью клеток Размножаться путем деления. В
западных странах средняя продолжи-
62
Глава 10
тельность жизни женщин в настоящее время составляет 80 лет, мужчин 72 года.
3. В детстве развитие организма происходит в направлении двух осей:
цефалокаудальной (от головы к ногам) и проксимодистальной (от центра к периферии). В период полового
созревания направление этих осей изменяется на противоположное.
4. Развитие
нервной системы
начинается на 4-й неделе внутриутробной жизни. К моменту рождения мозг
ребенка весит в 5 раз меньше мозга взрослого человека, а полной функциональной зрелости он достигает к концу
отрочества.
5.
Физическое развитие
человека начинается с первых мгновений жизни и достигает расцвета между 20 и 30
годами. Половые признаки формируются в период полового созревания, так же как и репродуктивная функция.
Сенсорные функции достигают максимального развития к 20 годам, а моторные-к 25-30 годам. Их заметное
ослабление отмечается лишь после 60 лет.
6. Первые признаки
половой активности
отмечаются уже у плода и сохраняются до конца жизни.
Сексуальные интересы нарастают на протяжении детства и в отрочестве проявляются в виде резко усиливающихся
мастурбации, эротических ласк и половых связей, в которые очень многие девушки и юноши вступают в возрасте
между 18 и 24 годами. Похоже, что взрослым людям супружеские половые отношения стали приносить в настоящее
время больше удовлетворения, чем прежде, что можно объяснить усилением заинтересованности в них партнеров,
разнообразием поз во время полового акта и возросшей практикой мастурбации, обеспечивающей тому или иному
партнеру дополнительную сексуальную активность. Хотя половые способности сохраняются вплоть до преклонного
возраста, после 70 лет сексуально активными остаются лишь немногие.
7. Согласно Пиаже,
когнитивное развитие
ребенка и подростка проходит три нерезко разграниченные
стадии, следующие друг за другом в неизменном порядке. Речь идет о сенсомоторной стадии, включающей шесть
подстадий, стадии конкретных операций с тремя уровнями и стадии формальных операций. Баллон говорит о
существовании семи стадий, представляющих собой прерывистую последовательность реорганизаций и
прогрессивных сдвигов. О том, как изменяется мышление в зрелом возрасте, известно очень немногое. Похоже.
однако, что интеллектуальная продуктивность остается стабильной вплоть до преклонного возраста.
8. В процессе
нравственного развития
человек проходит несколько стадий. По мнению Пиаже, в детстве
совершается переход от гетерономной нравственности к автономной. Работы Кольберга, однако, указывают на то,
что нравственные суждения изменяются в зависимости от возраста и внешних обстоятельств. В свою очередь
Гиллиган делает попытку выявить различия в нравственном развитии мужчин и женщин.
9. Развитие личности пытались объяснить с помощью многочисленных теорий. Среди описательных
подходов выделяются
типологии,
Ртичтие «Я»
63
объясняющие свойства личности биологическими особенностями, и
теории личностных черт,
связывающие
их главным образом с функциональными свойствами нервной системы. По мнению
бихевиористов,
личность скорее
является результатом взаимодействий человека с окружением, приводящих к вознаграждению или наказанию.
Когнитивный подход
стремится показать, что формирование личности определяется тем какую роль при восприятии
внешних событий человек отводит своему контролю над ними.
Психодинамический подход
акцентирует роль
бессознательных сил, находящихся в постоянном конфликте с внешней реальностью.
Гуманистические теории
подчеркивают то, что в основе человеческой природы лежит склонность к самореализации или стремление к
самовыражению на протяжении всей жизни через совершаемые человеком выборы.
10. Связи человека с окружением, обусловливающие его
социальное развитие,
устанавливаются с первых
мгновений жизни. С развитием ребенка они непрерывно усиливаются и начинают играть особенно важную роль при
освоении им незнакомых мест и образовании новых социальных связей. Социальные связи в детстве и отрочестве
имеют важное значение для развития идентификаций и установок. Место, которое занимает в жизни человека
дружба, зависит от возраста.
11. Теория
психосоциального развития
рассматривает это развитие как последовательность восьми кризисов,
которые должен преодолеть человек, чтобы к концу жизни достичь цельности своей личности и спокойно встретить
смерть.
12. Приближаясь к смерти, умирающий проходит ряд стадий и постепенно приходит к принятию мысли о
смерти. Смерть представляет собой поэтапный процесс, в котором выделяют четыре ступени-от социальной смерти
до физиологической.
Материал для самопроверки
Заполнить пробелы
1. В пренатальном периоде развития выделяют три стадии: ..... стадию, ..... стадию и стадию ......
2. Юности свойственно чувство психологической ...... хотя никаких .....
обязательств человек еще не взял на себя.
3. В настоящее время средняя продолжительность жизни женщин составляет ..... лет, а мужчин-. .... года.
4. В ранние периоды развития ..... части тела развиваются быстрее ......
5. Развитие мозга, который у новорожденного весит в ..... раз меньше, чем у взрослого человека,
заканчивается к ..... годам.
6. Физическое развитие человека достигает вершины в возрасте между ..... и ..... годами; вплоть до ..... лет
физические способности снижаются лишь незначительно, а их заметное ослабление начинается в ..... лет.
7. Менопауза у женщин приводит к прекращению ..... функции, но не ..... активности.
8 На протяжении третьего детства 1етеросексуальные игры отмечаются сравни гсльно , а масгурбация и
гомосексуатьные игры-довольно
9 По-видимому, брачные половые отношения в настоящее время доставляют больше , чем прежде, что
связано в особенности с увеличением продолжительности и самого и с большим разнообразием и
10 На стадии конкретных операций у ребенка прежде всего происходит развитие
мышления, позволяющего ему представлять объекты с помощью мысленных образов, затем, с
формированием представления о вещества, , и объема, а также представления об измерении с помощью
развиваются и способности предметы и их в порядке
11 Формальное мышление есть мышление, использующее и де дукции и позволяющее совершать
операции без опоры на конкретные
12 По Ва шону, стадия жизни ребенка между 3 и 6 годами характеризуется развитием и «Я»
13 Похоже, что умственные способности человека не обнаруживают сколько-нибудь значительного снижения
до лет, после этого возраста они могут даже
14 Кольберг называет уровнем такой уровень нравственного развития, на котором люди
приспосабливаются к правилам и принципам, выработанным другими
15 По Гиллиган, на третьем уровне нравственного развития женщина достигает , которое открывает путь к
16 Среди попыток описать личность выделяются , связывающие поведение человека с его физическими
, и теории , связывающие эти особенности с типом деятельности
17 По мнению бихевиористов, личность представляет собой результат
между , и индивидуума, с одной стороны, и окружающей средой с другой
18 По мнению , личность человека в значительной мере определяет его
той или иной ситуации, а также то, откуда исходит за его поступками
19 Как утверждает теория Фрейда, развитие происходит в соответствии со способом удовлетворения
через зоны, специфические для каждого возраста
20 Если либидо на данной стадии не удовлетворяется или удовлетворяется
, не исключено, что у человека произойдет на этой стадии, приводящая к развитию определенных
21 По Адлеру, чувство , развивающееся у ребенка в результате осознания собственных недостатков, может
привести к выработке , позволяющего успешно противостоять жизненным невзгодам
22 Согласно гуманистическим теориям, природу человека можно постичь только благодаря опыту, через
который она выражается «в данном и в данное »
23 По Роджерсу, расцвет личности человека будет тем полнее, чем больше будет соответствие между его
«Я» и его чувствами, мыслями и поведением, а это даст человеку возможность приблизиться к «Я», что
составляет суть
24 Согласно Бюлер и теории , зачастую лишь один раз в жизни, в самом ее конце, человек способен
осознать глубинную своих и оценить, насколько они
Развитие «Я»
65
75 Процесс социализации, лежащий в основе между индивидуумами и приобретения социальных ,
начинается в первые же мгновения жизни до , ив особенности ребенка
76 По Эриксону, в своем развитии человек проходит через
кризисов, или , разрешение которых определяет возможность
последующего личности 27 Приближение к смерти приводит умирающего, миновавшего период кризиса,
к фазе и подготовительной , позволяющей ему подготовиться