Файл: Годфруа Ж. - Что такое психология (2 тома)том2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8960

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

www.koob.ru

Эта  способность  влиять  на  других  людей  проявляется

однако, лищь в том случае, если члены группы или общества
готовы  допустить,  что  кто-то  из  них  получит  власть  и  будет
удерживать  ее  в  своих  руках. Такая  способность
вырабатывается  в  результате  длительного  процесса  со-
циализации, который, подвергая ребенка, подростка, а затем и
молодого взрослого человека влиянию семьи, школы, религии
и трудового коллектива, узакониваег право некоторых людей
управлять другими во имя общего блага.

Однако  в  масштабе  общества  и  нации  власть, основана

ли  она  на  законе  или на  силе, будет  оправдана  лишь  с точки
зрения 

сохранения 

системы, защищающей 

интересы

определенной  части  населения, которая  считает  себя  элитой,
призванной  стоять  на  страже  всеобщего  благосостояния.
Поэтому  маловероятно, чтобы  в  таких  условиях  коридоры
власти  легко  смогли  занять  представители  других  слоев
населения

1

.

Чаще  всего  их  занимает  политический  класс,

сформированный  данной  системой  и  более  или  менее
сознательно  стремящийся  удержаться  у  власти  как  можно
дольше.

Чтобы  понять, на  чем  основано  лидерство, полезно

рассмотреть, каким  образом  оно  устанавливается  и
функционирует  в  ограниченных  группах, все  члены  которых
преследуют  общие  цели, но  одни  оказывают  влияние  на
других, а другие готовы находиться под этим влиянием.

Социопсихологи  выделили  ряд  факторов, от  которых

зависит  то,  что  у  одного  человека  больше  шансов  быть
выбранным  в  лидеры  группы  и  оказаться  при  этом
эффективным лидером, чем у другого. Группа ждет от своего
вожака, что  он  сумеет  скоординировать  ее  активность,
обеспечит безопасность  ее членов  и  даст им веру в  будущее.
Поэтому  можно  думать, что  лидером  группы  в  большинстве
случаев окажется человек, обладающий качествами, нужными
для данной должности, умеющий управлять другими и прежде
всего способный удовлетворять потребности группы. Отметим
также, что  всегда, по-видимому, легче  направлять  группу  в
русло  четко  определенной  активности, когда  лидерство
покоится на законной основе, а цели ясно обозначены.

Различают  два  типа  лидеров. Первый-это  тип

функционального, компетентного  лидера,

сосредоточенного

на  поставленной  задаче;

  именно  такой  лидер  неустанно

борется за достижение группой поставленных целей. Второй-
тип  аффективного, всеми  любимого  лидера, сконцент-
рированного

на  взаимоотношениях

  между  членами  группы.

Как показали исследования, «функциональный» лидер  все1да
легче  добивается  лидирующего  положения  в  очень
благоприятных  или  очень  неблагоприятных  ситуациях, в  то
время  как «аффективный» лидер  легче  достигает  этого  в
промежуточных случаях. Кроме того, было установлено,

102

Глава 11


background image

www.koob.ru

' Достаточно  вспомнить, какое  незначительное  место

занимают  в  политическом  руководстве  демократических
государств женщины, рабочие, негры (в США), иммигранты и
т. д.


background image

www.koob.ru

Человек  и

другие поди

что, если в группе примерно равное соотношение полов,

функциональным  лидером  чаще  всего становится  мужчина, а
аффективным - женщина '.

Документ 11.5. Приказы и жизнь других людей

В  экспериментах  Милгрэма. изучавшего  повиновение

авторитету (см. документ 2.14), более 65% «порядочных
граждан», служивших  испытуемыми, оказались  способными
наносить мнимые электрические  удары такой силы, что, будь
они подлинными, они могли бы привести к смерти тех людей,
которых эти испытуемые должны были «воспитывать».

В  адрес  Милгрэма  был  высказан  ряд  критических

замечаний. Прежде  всего  ему  возражали, что  обыватель,
привыкший  подчинягься  власти  авторитета, естественно,
будет также легко повиноваться и приказам ученого, который
должен  знать, что  делает. Однако, когда  затем  в  опыте  в
качестве испытуемых были использованы студенты Йельского
университета, предположительно 

настроенные 

более

критично 

и 

потому 

менее 

склонные 

поддаваться

«манипуляциям», процент «покорных» испытуемых  оказался
тем  же  самым. Такую  же  степень  покорности  обнаружили  и
женщины, от  которых  можно  было  ожидать  меньшей
агрессивности.

Чтобы  выяснить, в  какой  степени  испытуемые

принимали  во  внимание  и  другие - помимо  престижа
экспериментатора - факторы, опыт  повторили  в  деловом
учреждении  одного  из  городов  штата  Коннектикут. На  этот
раз  исследование  проводил  экспериментатор, который  ничем
не мог бы внушить к себе особого уважения. Было выявлено
48% «покорных» испытуемых, что  хотя  и  меньше  цифры,
полученной ранее, но очень близко к ней.

Опыт  был  повторен  на  Среднем  Востоке  учеными  из

Форданского университета, изучавшими испытуемых-детей от
6 до 16 лет  и  студентов. Оказалось, что  независимо  от
культурных  особенностей  испытуемых  доля «покорных»
людей  составляет  здесь, как  и  в  Йеле, 65%. Таким  образом,
следует  признать: видимо, из  каждых  троих  почти  двое,
непосредственно  столкнувшись  с  авторитетом, готовы  слепо
ему повиноваться.

Что, однако, происходит  в  том  случае, если  приказ

передается  испытуемому  не  прямо, а  с  помощью, например,
переговорного  устройства  или  же  опыт  происходит  в
отсутствие экспериментатора? Оказывается, в таких условиях
доля «покорных» испытуемых  падает  и  составляет  чуть
больше 20%. Таким образом, можно думать, что условия

Это, по-видимому, подтверждают  и  наблюдения  над

террористическими 

РУппами 

в 

западных 

странах.

Идеологическую  и  объединяющую  функцию  идерд  в  дц^
обычно  выполняют  женщины, в  то  время  как  задача
организации  действии  чаще  всего  лежит  на  мужчинах,

03


background image

www.koob.ru

которые благодаря  этому получают  возможность реализовать
свою склонность к насилию.


background image

www.koob.ru

104

Глава II

Рис 11 20 В

учреждениях  с  жесткими
принципами 

управления

подчинение 

авторитету

сильно  подавляет  свободу
воли в ситуациях, когда речь
идет  о  жизни  и  смерти
других людей

подчинения  изменяются, когда  человек  получает

возможность проявить собственную волю.

Как в этом плане обстоит дело с людьми, работающими

в  учреждениях  с  жесткими  принципами  управления  и
вынужденными  подчиняться  почти  абсолютной  власти
меньшинства «экспертов»? Исследователи (Hoffing et al.,
1966)' попытались ответить на этот вопрос, изучив поведение
медицинских сестер, каждая из которых работала в одном из
22 отделений  двух  больниц-одной  частной  и  одной
государственной. Дежурной сестре звонил по телефону врач,
имя  которого  она  знала,  но  с  которым  никогда  прежде  не
имела личного контакта. Врач говорил сестре: «Звонит доктор
Дюбуа  из  психиатрического  отделения. Сегодня  утром  я
должен  обследовать  одного  из  ваших  пациентов, господина
Дюфура. Мне  бы  хотелось, чтобы  он  принял  лекарства,
которые  к  моему  приходу  должны  начать  действовать. Не
могли бы вы проверить, есть ли в шкафу «Астротен»? (Врач
произносит по буквам (а, эс, тэ, эр...). Сестра направлялась к
шкафу  и  действительно  находила  там  коробку, на  которой
было написано:

Астроген
Капсулы по 5 мг
Обычная лоза. 5 мг
Максимальная cyiочная доза' 10

 мг

После того как сестра подтверждала наличие лекарства,

врач  продолжал.  «Хорошо,  мне  бы  хотелось,  чтобы  вы  дали
господину ДюфурУ 20 мг «Астро1ена» Я приду минут через
10 и тогда письменно оформлю распоряжение.»

Распоряжение  доктора  Дюбуа  нарушало  многие

служебные правила.