ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 9802
Скачиваний: 28
Эта способность влиять на других людей проявляется
однако, лищь в том случае, если члены группы или общества
готовы допустить, что кто-то из них получит власть и будет
удерживать ее в своих руках. Такая способность
вырабатывается в результате длительного процесса со-
циализации, который, подвергая ребенка, подростка, а затем и
молодого взрослого человека влиянию семьи, школы, религии
и трудового коллектива, узакониваег право некоторых людей
управлять другими во имя общего блага.
Однако в масштабе общества и нации власть, основана
ли она на законе или на силе, будет оправдана лишь с точки
зрения
сохранения
системы, защищающей
интересы
определенной части населения, которая считает себя элитой,
призванной стоять на страже всеобщего благосостояния.
Поэтому маловероятно, чтобы в таких условиях коридоры
власти легко смогли занять представители других слоев
населения
1
.
Чаще всего их занимает политический класс,
сформированный данной системой и более или менее
сознательно стремящийся удержаться у власти как можно
дольше.
Чтобы понять, на чем основано лидерство, полезно
рассмотреть, каким образом оно устанавливается и
функционирует в ограниченных группах, все члены которых
преследуют общие цели, но одни оказывают влияние на
других, а другие готовы находиться под этим влиянием.
Социопсихологи выделили ряд факторов, от которых
зависит то, что у одного человека больше шансов быть
выбранным в лидеры группы и оказаться при этом
эффективным лидером, чем у другого. Группа ждет от своего
вожака, что он сумеет скоординировать ее активность,
обеспечит безопасность ее членов и даст им веру в будущее.
Поэтому можно думать, что лидером группы в большинстве
случаев окажется человек, обладающий качествами, нужными
для данной должности, умеющий управлять другими и прежде
всего способный удовлетворять потребности группы. Отметим
также, что всегда, по-видимому, легче направлять группу в
русло четко определенной активности, когда лидерство
покоится на законной основе, а цели ясно обозначены.
Различают два типа лидеров. Первый-это тип
функционального, компетентного лидера,
сосредоточенного
на поставленной задаче;
именно такой лидер неустанно
борется за достижение группой поставленных целей. Второй-
тип аффективного, всеми любимого лидера, сконцент-
рированного
на взаимоотношениях
между членами группы.
Как показали исследования, «функциональный» лидер все1да
легче добивается лидирующего положения в очень
благоприятных или очень неблагоприятных ситуациях, в то
время как «аффективный» лидер легче достигает этого в
промежуточных случаях. Кроме того, было установлено,
102
Глава 11
' Достаточно вспомнить, какое незначительное место
занимают в политическом руководстве демократических
государств женщины, рабочие, негры (в США), иммигранты и
т. д.
Человек и
другие поди
что, если в группе примерно равное соотношение полов,
функциональным лидером чаще всего становится мужчина, а
аффективным - женщина '.
Документ 11.5. Приказы и жизнь других людей
В экспериментах Милгрэма. изучавшего повиновение
авторитету (см. документ 2.14), более 65% «порядочных
граждан», служивших испытуемыми, оказались способными
наносить мнимые электрические удары такой силы, что, будь
они подлинными, они могли бы привести к смерти тех людей,
которых эти испытуемые должны были «воспитывать».
В адрес Милгрэма был высказан ряд критических
замечаний. Прежде всего ему возражали, что обыватель,
привыкший подчинягься власти авторитета, естественно,
будет также легко повиноваться и приказам ученого, который
должен знать, что делает. Однако, когда затем в опыте в
качестве испытуемых были использованы студенты Йельского
университета, предположительно
настроенные
более
критично
и
потому
менее
склонные
поддаваться
«манипуляциям», процент «покорных» испытуемых оказался
тем же самым. Такую же степень покорности обнаружили и
женщины, от которых можно было ожидать меньшей
агрессивности.
Чтобы выяснить, в какой степени испытуемые
принимали во внимание и другие - помимо престижа
экспериментатора - факторы, опыт повторили в деловом
учреждении одного из городов штата Коннектикут. На этот
раз исследование проводил экспериментатор, который ничем
не мог бы внушить к себе особого уважения. Было выявлено
48% «покорных» испытуемых, что хотя и меньше цифры,
полученной ранее, но очень близко к ней.
Опыт был повторен на Среднем Востоке учеными из
Форданского университета, изучавшими испытуемых-детей от
6 до 16 лет и студентов. Оказалось, что независимо от
культурных особенностей испытуемых доля «покорных»
людей составляет здесь, как и в Йеле, 65%. Таким образом,
следует признать: видимо, из каждых троих почти двое,
непосредственно столкнувшись с авторитетом, готовы слепо
ему повиноваться.
Что, однако, происходит в том случае, если приказ
передается испытуемому не прямо, а с помощью, например,
переговорного устройства или же опыт происходит в
отсутствие экспериментатора? Оказывается, в таких условиях
доля «покорных» испытуемых падает и составляет чуть
больше 20%. Таким образом, можно думать, что условия
Это, по-видимому, подтверждают и наблюдения над
террористическими
РУппами
в
западных
странах.
Идеологическую и объединяющую функцию идерд в дц^
обычно выполняют женщины, в то время как задача
организации действии чаще всего лежит на мужчинах,
03
которые благодаря этому получают возможность реализовать
свою склонность к насилию.
104
Глава II
Рис 11 20 В
учреждениях с жесткими
принципами
управления
подчинение
авторитету
сильно подавляет свободу
воли в ситуациях, когда речь
идет о жизни и смерти
других людей
подчинения изменяются, когда человек получает
возможность проявить собственную волю.
Как в этом плане обстоит дело с людьми, работающими
в учреждениях с жесткими принципами управления и
вынужденными подчиняться почти абсолютной власти
меньшинства «экспертов»? Исследователи (Hoffing et al.,
1966)' попытались ответить на этот вопрос, изучив поведение
медицинских сестер, каждая из которых работала в одном из
22 отделений двух больниц-одной частной и одной
государственной. Дежурной сестре звонил по телефону врач,
имя которого она знала, но с которым никогда прежде не
имела личного контакта. Врач говорил сестре: «Звонит доктор
Дюбуа из психиатрического отделения. Сегодня утром я
должен обследовать одного из ваших пациентов, господина
Дюфура. Мне бы хотелось, чтобы он принял лекарства,
которые к моему приходу должны начать действовать. Не
могли бы вы проверить, есть ли в шкафу «Астротен»? (Врач
произносит по буквам (а, эс, тэ, эр...). Сестра направлялась к
шкафу и действительно находила там коробку, на которой
было написано:
Астроген
Капсулы по 5 мг
Обычная лоза. 5 мг
Максимальная cyiочная доза' 10
мг
После того как сестра подтверждала наличие лекарства,
врач продолжал. «Хорошо, мне бы хотелось, чтобы вы дали
господину ДюфурУ 20 мг «Астро1ена» Я приду минут через
10 и тогда письменно оформлю распоряжение.»
Распоряжение доктора Дюбуа нарушало многие
служебные правила.