Файл: Годфруа Ж. - Что такое психология (2 тома)том2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 9798

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

www.koob.ru

Человек  и

другие люди

тоже  нередко  основывается  на  предубеждениях;

предубеждения  мешают  разглядеть  за  одинаковым  ярлыком,
приклеенным  разным  людям, всю  сложность  внутренней
динамики  индивидуума  и  те  пути, которыми  он  пытается
включиться  в  окружающий  мир. Этот  вопрос  будет  рас-
смотрен в последней главе книги.

Документ 11.1. «Внутренняя галактика»

Лорен  Эйз^1и-антрополог  и  писатель; он  возглавляет

отделение  антропологии  Пенсильванского  университета.
Приведем  фрагмент  одного  из  его  рассказов, объединенных
под  общим  заглавием «Неожиданная  Вселенная» в  книгу, в
которой автор пытается отыскать «лик безграничной любви в
планетарном  масштабе» (Eiseley L., L'univers inattendu, Paris,
Editions EP/Denoel, p. 163-164).

«Много  лет  назад  в  одном  небольшом  городке  в

Калифорнии  произошел  любопытный  случай. Сам  по  себе
этот  случай  не  представлял  ничего  особенного. Но
сопровождавший  его  психологический  эпизод  был  настолько
необычным, что я решил о нем рассказать.

Я  долгое  время  работал  над  книгой, которую  мне  не

терпелось  закончить.  Дело  было  днем,  я  шел  один,
погруженный  в  свои  мысли, и  случайно  попал  ногой  в
маленькую  подвернувшуюся  по  пути  канавку. Я  грохнулся  с
необычайной  силой, и  в  моих  ушах  раздался  при  этом
страшный  треск. Открыв  глаза, я  обнаружил, что  растянулся
на дороге, уткнувшись лицом в землю и разбив свернувшийся
набок нос. По лицу из раны на лбу текла кровь.

Усилием 

воли 

я 

заставил 

себя 

продолжать

самообследование, осторожно проведя языком по внутренней
поверхности  рта  и  зубам. Тоненький  ручеек  крови  под
головой  все  расширялся. Вот  так, среди  бела  дня, все  это  и
случилось. Смущенный, мучимый  болью, равнодушный  к
двигавшимся  вокруг  меня  ногам  и  к  тревожным  возгласам,
поднял я мокрую от крови руку и жалобно пробормотал: «Нет,
не  покидайте  меня. Я  так  сожалею  о  том, что  всем  вам
причинил!».

Слова эти относились не к окружавшей меня толпе. Они

были  адресованы  внутрь, к  тому, из  чего  я  был  сделан. Я
находился  в  здравом  уме, в  ясном  и  трезвом  рассудке, и
обращался  я  к  своим  клеткам, крови, фагоцитам-ко  всему
тому, что  жило  во  мне  своей  собственной  жизнью  и  что
теперь, по моей небрежности, умирало подобно выброшенной
на  камни  рыбе.  Сознание  мое  охватила  волна  раскаяния  и
даже какого-то обожания, что-то вроде любви в космическом
масштабе, ибо случившаяся катастрофа по-своему была столь
же 01'ромна, как  и  кагастрофа, жертвой  которой  становится
галактика, теряющая часть своих солнечных систем.

Ведь  я  был  сделан  из  многих  миллионов  этих

крошечных  существ. Своим ^

РУДОМ

и  самопожертвованием

5


background image

www.koob.ru

исправляли  они  повреждение  огромного  существа  над
созданием которого бессознательно, но с любовью трудились
долгие  оды. А  я  за  всю  свою  грешную  жизнь  впервые
поглядел на них не через

кроскоп, как  на  какие-то  чужеродные  образования.

Отзвук  той  силы, что  Риводила  их  в  движение, дошел  до
моего сознания из самых глубин моего Щества и охватил мой
потрясенный  мозг. Я  и  был  ими-их  галактикой, их  Рением.
Впервые  в  жизни  я  полюбил  их  сознательно  -  в  то  время,
когда меня


background image

www.koob.ru

96

Глава II

Рис. 11.16. Лишь  благодаря  активности  миллиардов

живых  организмов-наших  клеток, неутомимо  выполняющих
свои функции, удается всей «машине» нашего тела сохранять
равновесие, позволяющее  ей  работать  на  уровне  ее
собственной целостной организации.

пытались поднять протянутые руки помощи. Тогда мне

казалось  (и  с  тех  пор  я  не  могу  освободиться  от  этого
чувства), что в своей Вселенной я вызвал столько же смертей,
сколько может повлечь за собой взрыв туманности в космосе.

Спустя  несколько  недель  я  снова  пришел  на  место

происшествия. То  место, где  я  лежал, все  еще  слегка
отличалось по цвету от остального тротуара. Я наклонился к
пятну, испытывая  смутное  беспокойство. Они  исчезли,
полностью разрушились - все эти крошечные создания, но то
целое, частью которого они были, продолжало существовать.
Я  покачал  головой, осознав  смысл  тайны, заключавшейся  в
словах Данте о «любви, что движет солнцем и звездами».

Подобно  Лорену  Эйзли, мы  можем  лишь  изумляться

тому  спектаклю, который  предстает  перед  нами  при
замедленном 

просмотре 

фильма, запечатлевшего

деятельность 

белых 

кровяных 

телец, неутомимо

поглощающих бактерий в крови, работу клеточных колоний в
желудке  или  фантастическое  путешествие  сперматозоидов,
стремящихся  отыскать  яйцеклетку... Слишком  часто  мы
забываем, что  без  организованной  жизнедеятельности
подобных  систем, действующих  автономно  без  нашего
ведома, не  было  бы  тех  созданий, которыми  мы  так  гор-
димся,-нас  самих; или, во  всяком  случае, эти  создания  мало
на что годились бы.


background image

www.koob.ru

Рис.  11.17.  Степень  солидарности  между  людьми,  по-

видимому, находится в обратном отношении с числом людей
в данном месте.

Документ 11.2. Чем 

многолюднее, тем

безответственнее

По-видимому, чем  больше  людей  сосредоточено  в

данном  месте, тем  слабее  у  них  развиты  чувства
ответственности и сотрудничества.

Бикмэн и его сотрудники (Bickman et al., 1973) изучили

этот  вопрос  в  студенческих  городках  двух  американских
колледжей.  В  одном  городке  здания  были  двух  типов:  22-
этажные башни, вмещавшие по 500 человек, и небольшие 4-5-
этажные  строения  на 165 студентов. Студенческий  городок
второго  колледжа  состоял  из  2-4-этажных  общежитии,  вме-
щавших в среднем по 58 студентов.

Исследователи 

хотели 

определить 

уровень

взаимопомощи 

в 

жилищах 

разного 

типа. Они

воспользовались для этого остроумной методикой, разбросав
по  людным  местам  общежитии  запечатанные  конверты  с
обычным благодарственным письмом, на которых была марка
и  адрес  получателя, но  не  было  имени  отправителя. Нужно
было  определить, какая  доля «утерянных» конвертов  будет
отправлена  по  почте  нашедшими  их  студентами  разных
общежитии.

Можно было бы ожидать, что чем больше людей будет

проходить  мимо  письма, тем  выше  вероятность, что  его
заметят  и  опустят  в  почтовый  ящик. На  самом  деле  все
оказалось  наоборот. Ученые  обнаружили, что  только 63%
писем, оставленных  в  общежитиях  с  высокой  плотностью
проживания, было  отправлено  по  почте; в  общежи-

тиях

  со

средней плотностью доля таких писем составляла 87%, а в об-
Щежитиях  с  низкой  плотностью-100%. Такой  же  опыт,
проведенный

в

  Другом  университете, дал  очень  сходные

результат^.!.

Для  того  чтобы  выяснить, чем  обусловлено  такое

положение  дел, ^УДентам, проживавшим  в  общежитиях
разного  типа, рассылались ""

РОСНИКИ

. Полученные  ответы

подтвердили,  что  у  тех,  кто  жил  в  ус-

J

  овиях «высокой

плотности населения», чувство ответственности в кол-


background image

www.koob.ru

Глава 11

лективе  гораздо  слабее. Это, в  частности, могло

объясняться  более  сильным  чувством  одиночества  и
«анонимности», которое  испытывало  большинство  из  них.
Что  же  говорить  тогда  о  самих  учебных  заведениях,  где
иногда между двумя дворами циркулируют тысячи учащихся,
переходя  из  одного  переполненного  класса  в  другой?  Быть
может  наблюдаемые  сдвиги  в  поведении  молодежи  отчасти
связаны именно с такими условиями существования...

Документ 11.3. Шум и успеваемость в школе

Как  уже  говорилось  (см.  гл.  5,  а также  приложение  А),

ретикулярная  формация  выполняет  функцию  непрерывного
блокирования  входных  сигналов, не  требующих  активации
головного  мозга. Речь  идет  о  механизме  привыкания
(габитуации), кратковременные эффекты которого позволяют
избежать информационной перегрузки мозговой коры. Между
тем  было  показано, что  длительное  воздействие  некоторых
стимулов (например, шума) оказывает  долговременное
отрицательное  влияние  на  успеваемость  подвергающихся  им
детей в школе.

В  связи  с  этим  Коэн,  Гласе  и  Сингер  (Cohen,  Glass,

Singer, 1973)

Рис. 11.18. В одном из этих здании в центре Нью-Йорка

Коэн, Гласе  и  Сингер  изучали  зависимость  между  уровнем
шума  и  школьной  успеваемостью детей. живущих на  разных
этажах.