Файл: Годфруа Ж. - Что такое психология (2 тома)том2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8964

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

www.koob.ru

110

Глава 11

когда  какой-то  человек  собирался  выходить  из

телефонной будки, и спрашивал его, не видел ли тот кольцо,
которое  он, кажется, забыл  на  коробке  автомата. Получив,
понятно, отрицательный  ответ, «агрессор» продолжал
настаивать: «А  вы  уверены? Некоторые  берут  чужие  вещи
сами  того  не  замечая. Если  вам  не  трудно, не  могли  бы  вы
вытряхнуть  свои  карманы?» В  ответ  на  такую  агрессию
разозлился  только  один  человек, трое  других  вежливо
отказались, а остальные 80% вывернули карманы...

По  мнению  Мориарти, подобная  пассивность-признак

серьезной  социальной  проблемы. Она  показывает, что  из-за
стрессов  современной  жизни  и  порождаемого  ими  чувства
одиночества  и  безликости  люди, похоже, пришли  к  мысли,
что  немногое  в  этой  жизни  заслуживает  защиты,  в
особенности от незнакомых людей. И Мориарти заключает:

«Законы, которые  не  выполняются, перестают  быть

законами, а права, которые никто не защищает, очень быстро
могут отмереть».

Источник:

Moriarty Т.,

 A nation of willing victims.

Psychology today, avril 1975 p. 43-50.

Документ 11.9. Межличностное  влечение  зависит  и

от обоняния

Устанавливая  контакт  с  другими  людьми, мы

пользуемся  не  только  зрением  или  слухом; по-видимому,
определенную роль в том влечении или отвращении, которое
мы испытываем к другим людям, играет и обоняние.

Этологи  уже  показали, что  многие  животные

используют  для  коммуникации  с  представителями  своего
вида секреты некоторых желез, маркируя ими границы своей
территории  или  привлекая  партнера  для  спаривания. Эти
секреты получили поэтому название «социальных гормонов»
или

феромонов.

О роли обоняния в жизни человека известно пока очень

немногое;

однако  такие  выражения, как, например, «нос  забит»

(парадоксальным  образом  означающее, что  человек  ничего
носом не чувствует), наводят на мысль, что этот орган чувств,
безусловно, имеет  более  важное  значение, чем  мы  обычно
думаем.

Известно, что  у  женщин  обоняние  бывает  особенно

острым  в  период  между  наступлением  половой  зрелости  и
менопаузой,  а  до  и  после  этого  периода  оно  такое  же,  как  у
мужчин. По-видимому, острота  обоняния  у  женщин
колеблется и  на протяжении менструального цикла, достигая
максимума  в  момент  овуляции. Чувствительность  к  запахам
изменяется у них даже в течение суток; утром она выше, чем
вечером.

Какую роль может играть обоняние в жизни человека?
Прежде  всего  каждый  из  нас, видимо, обладает  своим

индивидуальным  запахом, который  позволяет  другим  людям
более  или  менее  бессознательно  идентифицировать  нас
«носом». Этот запах может быть


background image

www.koob.ru

Человек и другие люди

                         111

различным  в  зависимости  от  цвета  кожи  или  цвета

волос, а также от пола: мужчины и женщины издают разный
запах  вследствие  того, что  вырабатывают  разные  секреты.
Особенно  важную  роль  в  возникновении  между  людьми
влечения  играют  три  группы  веществ: секреты, выра-
батываемые  женскими  половыми  органами, вещества,
содержащиеся в моче мужчин, и компоненты пота.

Английские  ученые  обнаружили  у  самок  макака-резуса

после  введения  им  эстрогенов  пахучие  секреты  влагалища,
вызывающие 

сильное 

половое 

возбуждение 

самцов.

Оказалось, что  эти  вещества, которые  авторы  назвали
«копулинами», представляют  собой  жирные  кислоты  и
присутствуют также во влагалищных секретах женщин.

Моча 

взрослых 

мужчин 

содержит 

высокую

концентрацию 

мускусного 

вещества, называемого

экзальтолидом, чувствительность  к  которому  у  женщин
намного выше, чем у мужчин или детей (Le Magnen, 1957).

Пот  секретируется  главным  образом  в  подмышечных

впадинах, где  удерживается  подмышечными  волосами.
Свежий  пот  имеет  легкий  запах, который, к  сожалению,
довольна быстро портится в результате ферментации, которой
способствует ношение одежды.

Как 

сообщает 

этнолог 

Эйбл-Эйбесфельдт,

представители  некоторых  племен  Новой  Гвинеи  выражают
свое  дружеское  расположение  к  уходящему, проводя  у  него
рукой  под  мышкой,  нюхая  руку  и  затем  втирая  его  запах  в
свою  кожу. На  Филиппинах  любовники, которым  предстоит
долгая  разлука, традиционно  обмениваются  ношенной
одеждой, чтобы  как  можно  дольше  чувствовать  запах
любимого человека.

Крафф-Эбинг (Kraff-Ebing, 1840-1906), немецкий

психиатр, прославившийся  своей  знаменитой  книгой
"Psychopathia sexualis", сообщает  о  признании  одного
молодого 

крестьянина, который 

приписывал 

свои

многочисленные  победы  над  женщинами  тому, что  во  время
танца  он  сначала «проводил  носовым  платком  у  себя  под
мышками, а потом вытирал им лицо партнерши».

Был 

проведен 

ряд 

экспериментов 

с 

альфа-

андростенолом - феромо-ном, выделенным из мужского пота.
Как показал Дёрден-Смит (Dur-den-Smith, 1980), присутствие
этого вещества в воздухе приводило к тому, что испытуемые
начинали находить изображенных на фотографиях мужчин и
женщин  более  привлекательными  и  дольше, чем  обычно,
задерживались в телефонных будках с таким воздухом. Кроме
того, женщины  в  зале  ожидания или в  театре чаще  садились
на те места, которые были пропитаны этим запахом

2

.

Принятые  в  нашем  обществе  представления  о  гигиене

породили Целый ряд обычаев - от регулярного приема ванны
или  душа  до  употребления  всевозможных  дезодорантов,-
которые снизили до минимума

' В романе А. Хейли «Корни» африканский вождь учит

своего  сына  издалека '•знавать  белых  по  издаваемому  ими


background image

www.koob.ru

запаху «мокрой курицы».

2

  Цит. по Rathus, „Psychologie generale", Montreal,

Ed..HRW,

 1985, p. 124.


background image

www.koob.ru

Глава 11

роль  естественных  запахов  в  нашей  жизни. Переоценка

сексуальных  ценностей, быть  может, вернет  этим «телесным
флюидам» утраченные ими права.

Источник:

Elliot M.-F.,

 Les odeurs de 1'amour,

Psychologie, Mars 1977, n° 86, p. 31-34.

Документ 11.10. Похвала и критика

Все мы - и мужчины и женщины - нуждаемся в похвалах

тому, что мы сделали и что, на наш взгляд, стоило нам труда.
А  вот  как  мы  принимаем  критику?  Как  мы  ведем  себя  по
отношению  к  тем, кто «ради  нашего  же  блага» обращает
больше  внимания  на  наши  промахи? Предпочитаем  ли  мы
таких людей тем, кто льстит нашему «Я»?

Аронсон  и  Линдер (Aronson, Linder, 1965) попытались

ответить  на  этот  вопрос, поставив  следующий  опыт. На
протяжении  семи  экспериментальных  сеансов «подставные»
участники  опыта  высказывали  похвальные  или, наоборот,
критические  замечания  по  поводу  выполнения  заданий
испытуемыми. В  зависимости  от  инструкций, полученных
«подставными лицами», создавались ситуации четырех типов.
От  одних  людей  испытуемые  получали  на  протяжении  всех
семи сеансов только похвалу; от других - только критику; от
третьих - на  протяжении  первых  трех  с  половиной  сеансов
только  критику, а  в  течение  остального  времени  только
одобрение; от четвертых-наоборот, одобрение в первых трех с
половиной  сеансах  и  систематическую  критику  в  трех  с
половиной последующих.

Затем испытуемых попросили, не упоминая о сделанных

в их адрес замечаниях, выразить свое отношение к различным
участникам эксперимента, оценивавшим их деятельность.

Результаты  изумили  экспериментаторов. Прежде  всего

оказалось, что  те «подставные  лица», которые  высказывали
только критику, «нравились» испытуемым очень мало, но те,
кто  после  одних  только  похвал  принимался  их  критиковать,
нравились еще меньше. Люди, все время выражавшие только
одобрение, очень  нравились  испытуемым, но  самого
большого  уважения  удостоились  те, кто  сначала  критиковал
испытуемых, а потом стал хвалить их (рис. 11.22).

Как  объяснить  эти  результаты? Возможно, что

отрицательные  отзывы  вызывают  у  человека  напряжение, а
следующие за ними похвалы доставляют облегчение и потому
особенно  высоко  оцениваются. А  может  быть, мы  просто
склонны  придавать  большее  значение  суждениям  человека,
умеющего  критиковать, но, главное, способного  также
оценить по достоинству наши качества.

Таким  образом, можно, по-видимому, прослыть  умным

и  проницательным  человеком, если «сначала  швырнуть  в
другого  горшок, а  уж  потом  бросить  ему  цветок». Поступая
наоборот, можно прослыть человеком, который не знает, чего
он  хочет  и  что  говорит. Чтобы  завоевать  расположение
других, нужно так мало...

Человек и другие люди

                        113


background image

www.koob.ru

Рис. 11.22. Как показали Аронсон и Линдер, мы склонны

особенно  уважать  тех  людей, которые, покритиковав  нас.
способны затем оценить наши достоинства. Мы мало уважаем
тех, с чьей стороны в наш адрес раздается только критика, но
еще  меньше  тех, кто, похвалив  нас, переходит  вдруг  на
систематическую критику.

Документ 11.11. Парадоксальная коммуникация,
двойное принуждение и шизофрения

Парадоксальная  коммуникация, лежащая  в  основе

двойного  принуждения, чаще  всего  принимает  форму
приказа, который «нужно  выполнить, но  выполнение
которого  состоит  в  гом, чтобы  проявить  неповиновение».
Таким  образом, парадоксальная  коммуникация  ставит
участвующего в ней человека в «невыносимое положение».

По  мнению  Уотслэвика, парадоксальные  приказания

встречаются  в  повседневной  жизни  чаще, чем  обычно
думают;  поэтому  их  осознание  весьма  важно  для
«психического  здоровья  партнеров, идет  ли  речь  об
отдельных  людях, семьях, обществах  или  нациях». Вот
несколько примеров, взятых из разных работ этого автора.

Первый  пример-рецепт  парадоксальной  материнской

коммуникации, который  предлагает  Гринсберг. Подарите
своему  сыну  две  спортивные  рубашки. Как  только  он  в
первый раз наденет одну из них. печально на него посмотрите
и произнесите проникновенным голосом:

«А другая,-она тебе не нравится?»
Другой  пример  показывает, что  двойное  принуждение

можно понять

в

 рамках системы, в которой не только «любая

модель  вызывает  Реакцию», но  где «сама  эта  реакция
упрочивает общую схему».

«Представим  себе, что  отец-алкоголик  начинает  вдруг

запутывать своих детей, требуя от них, чтобы они относились
к нему как к любя-

114

Глава 11

щему  и  нежному  отцу, а  не  как  к  злому  и  жестокому

пьянице, каковым  он  на  самом  деле  и  является. Теперь  дети
не  должны  обнаруживать  страх, когда  отец  возвращается

Похв

ала,
затем
критика

По

стоянна
я
похвала