Файл: Годфруа Ж. - Что такое психология (2 тома)том2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 9810

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

www.koob.ru

домой пьяным и  угрожает им, так что им ничего не остается
делать, как  скрывать  свое  истинное  отношение  к  нему  и
соглашаться  на  притворство. Но  предположим, что  после
того, как они в этом преуспели, отец вдруг обвиняет их в том,
что  они, скрывая  свой  страх, обманывают  его, т.е. обвиняет
именно  в  том  поведении,  которое  сам  навязал  им  своим
террором. Если  дети  теперь  обнаружат  страх, они  будут
наказаны, так  как  своим  поведением  напомнят  отцу, что  он
опасный алкоголик; если же они скроют страх, их накажут за
«неискренность»; а  если  они  попытаются  протестовать  и
установить  метакоммуникацию (например, говоря  отцу:
«Посмотри, что  ты  с  нами  делаешь!..»), они  рискуют
подвергнуться 

наказанию  за «дерзость». Положение

действительно невыносимое. Если вдруг кто-нибудь из детей
решит  выйти  из  него, притворившись, что  видел  дома
«громадную  черную  гориллу, извергающую  огонь», отец
вполне  может  заподозрить  ребенка  в  галлюцинациях.
Любопытно, однако, что в данном контексте такое поведение,
пожалуй, единственно  возможное. В  сообщении  ребенка  не
содержится  ни  прямого  указания  на  отца, ни  отрицания
причастности  отца  к  ситуации; другими  словами, ребенок
указывает теперь причину своего страха, но делает это, как бы
подразумевая, что  причина  страха  совсем  иная. Поскольку
никаких черных горилл поблизости нет, ребенок по сути дела
говорит: «Ты  кажешься  мне  опасным  зверем, от  которого
пахнет  алкоголем»; но  в  то  же  самое  время  он  отрицает  это
утверждение, прибегая к невинной метафоре. Один парадокс
противоречит другому, и отец оказывается загнанным в угол.
Он  не  может  больше  принуждать  ребенка  скрывать  страх,
поскольку  тот  боится  не  его, а  какого-то  воображаемого
существа. Не  может  он  и  изобличить  ребенка  в
фантазировании, ибо тогда он должен будет признать, что он
похож  на  опасного  зверя, а  вернее, что  он  сам  и  есть  этот
зверь».

Приведем, наконец, последний  пример, показывающий,

как  попадают  в  ловушку  после  расшифровки  сообщений,
сделанных  партнерами, что «уменьшает  число  возможных
последующих ударов».

«Мать  звонит  психиатру  по  поводу  своей  дочери,

страдающей  шизофренией; она  жалуется, что  у  девушки
начался рецидив заболевания. Девять шансов из десяти за то,
что эти слова матери просто означают: дочь выказала матери
свою независимость и кое-что ей «ответила». Например, дочь
недавно переехала на новую квартиру, чтобы жить отдельно,
что  не  совсем  согласовывалось  с  планами  матери. Врач
попросил  мать  привести  пример «аномального» поведения
дочери. Мать ответила: «Ну вот, сегодня я хотела, чтобы она
пришла ко мне обедать, и у нас было крупное объяснение, так
как  она  сказала, что  не  хочет». Когда  врач  спросил, чем
кончилось  это  объяснение, мать  с  некоторым  раздражением
ответила: «Ну, конечно же, я  убедила  ее прийти, потому что
знаю, что на самом деле она хотела прийти, и у нее никогда не
хватает духу отказать мне». Отказ дочери означает для


background image

www.koob.ru

Человек и другие люди

                        115

матери, что на самом деле та хочет прийти, так как мать

лучше ее знает, что происходит у той в «больном сознании»;
согласие  же  дочери  означает  для  матери  лишь  то, что  у  той
никогда не хватает духу отказать. Таким образом, мать и дочь
оказались жертвами парадоксального наклеивания ярлыков на
сообщения».

Столкнувшись  с  невыносимой  абсурдностью  ситуации,

человек, не  способный  к  метакоммуникации, может
обнаружить одну из следующих реакций:

1. У  него  может  сложиться  впечатление, что  какие-то

существенные  элементы  ситуации  от  него  ускользают, не
позволяя  ему  уловить  ее  скрытый  смысл, который  другие,
похоже, находят  логичным  и  связным. В  результате  его
охватывает  потребность  выявить  эти  элементы, и он  кончает
тем, что начинает принимать за них самые безобидные факты,
не имеющие к ситуации существенного отношения.

2. Человек  может  реагировать  на  озадачивающую  его

логику  ситуации, подчинившись  всем  ее  требованиям  и
принимая их буквально, не делая различий между главным и
второстепенным, правдоподобным и нереальным...

3. Наконец, он может полностью выйти из игры, отрезав

все  пути  коммуникации  и  демонстрируя  скрытность  и
неприступность.

В следующей главе  будет показано, что  каждая из этих

трех  схем  поведения  вызывает  одну  из  трех  форм
шизофрении: параноидную, гебефренную 

или

кататоническую. Действительно, как отмечают Бейт-сон и его
сотрудники  (Bateson  et  al.,  1956),  когда  человек  «не  в
состоянии 

без 

основательной 

посторонней 

помощи

расшифровывать  и  комментировать  сообщения  других
людей», он «похож  на  саморегулирующуюся  систему,
лищившуюся  своего  регуляторного  устройства; он  обречен
двигаться  по  спирали, совершая  постоянные  и  всегда
систематические  искажения»; Уотслэвик  добавляет  к  этому,
что коммуникация  шизофреника, уже  сама по  себе  имеющая
парадоксальный 

характер, накладывает 

печать

парадоксальности  и  на  его  партнеров, так  что  создается
порочный круг.

Источник:

Watzlawich P., Melnick-Beavin J., Jackson D.

(1967), Une logique de la communication, Paris, Seuil, 1972, p.
211, 218-220.

Ouvrage collectif, La nouvelle communication, Paris, Seuil,

1981, p. 249.

Документ 11.12. Любовь и истолкование улыбки

Жан тайно влюблен в Изабеллу, но не уверен, вызывает

ли  он  у  той  ответное  чувство. Ему  хотелось  бы  знать, чем
обусловлены  ее  улыбки  при  встречах-составляют  ли  они
особенность ее манеры общения (внутренняя причина) или же
они адресованы  специально  ему (внешняя  причина) и, таким
образом, имеют для него особое значение.

Жану  известно, что  большинство  людей, испытывая

чувство  к  другому  человеку, выражают  ею  главным образом


background image

www.koob.ru

улыбками (обычное  поведение). Он  замечает, что  Изабелла
всегда улыбается ему при встрече (постоянное поведение) и, с
другой стороны, что она улыбается далеко

16

не  всем (отличающееся  поведение). Таким  образом, в

соответствии  со  шкалой  Келли  Жан, по-видимому, мог  бы
объяснить  поведение  Изабеллы  ситуацией (в  данном  случае-
своим присутствием), а не просто складом личности девушки.

Прежде  чем  сделать  окончательный  вывод  о  том, что

поведение  Изабеллы  свидетельствует  о  ее  любви, он  должен
убедиться  в  двух  вещах. Во-первых, в  том, что  поведение
Изабеллы  постоянно - что  она  улыбается  не  только  тогда,
когда  хочет  получить  от  него записи лекций (менее обычное
поведение, обусловленное  специфической  внешней  при-
чиной) (см. примечание к схеме 11.1). Во-вторых, необходимо
правильно  расшифровать  значение  постоянного  поведения
Изабеллы. Как отмечает  Эбби (Abbey, 1982), мужчины часто
ошибаются  в  интерпретации, принимая  улыбку  или  интерес
со  стороны  женщины  за  попытку  обольщения  или  поиск
интимного  контакта. Поэтому  не  исключено, что  Изабелла
хочет  всего-навсего  наладить  с  Жаном  прочные  дружеские
отношения.

Наверное, Жану  проще  всего  было  бы  выяснить

ситуацию, прямо  спросив  об  эгом  девушку, пока  улыбка  не
перестала быть избирательной.

Резюме

1. На  самых  разных  уровнях - от  атома  до Вселенной -

элементы объединяются  в

системы,

 которые в  свою очередь

образуют  структуры  со  все  более  сложной

организацией.

Человек  представляет  собой  лишь  одно  из  звеньев  этого
континуума, а его равновесие и выживание возможно лишь в
группе - составной части человеческого общества.

2. Размеры и защита

территории

 зависят у человека от

культуры, возраста, социального  положения  и  т. п.

Межличностная 

дистанция

определяется 

степенью

интимности отношения между людьми.

3.

Окружающая  среда

  и  такие  факторы,  как

перенаселенность, шум  и  загрязнение, иногда  оказывают  на
людей пагубное влияние.

4.  В  каждой  из групп,  к  которым  принадлежит  гот  или

иной  человек. он  занимает  определенное

социальное

положение,

  с  которым  связана  роль, позволяющая  другим

членам группы ожидать от него определенного поведения.

5. Существуют  разные

формы  власти.

  Лидерство, по-

видимому, зависит  в  основном  от  способности  человека
выдвинуться  в  тот  момент.  когда  в  группе  ощущается  в  том
потребность.

Глава 11


background image

www.koob.ru

6.

Конформизм

  развивается  главным  образом  под

влиянием  социального  давления; хотя  в  современном
обществе

альтруистическое  поведение

  все  еще  продолжает

играть  важную  роль, конформизм  может  стать  причиной
настоящей

апатии

 у свидетелей драматических событий.

7.

Влечение

  одного  человека  к  другому  определяется

множеством  факторов.  В  первую  очередь  это  такие  внешние
факторы, как  физическая  близость, компетентность  и
взаимное вознаграждение.

8.  Важную  роль  в  коммуникации  у  людей  играет

невербальный 

язык.

включающий 

выражение 

лица,

телодвижения, прикосновения и голос.


background image

www.koob.ru

Человек и другие люди

                        117

В  любой  момент  сам  характер  общения  между  людьми

составляет  некую

метакоммуникацию,

  указывающую  на  то,

как  следует  понимать  передаваемую  во  время  общения
информацию. Метакоммуникация  лежит  в  основе «двойного
принуждения».

9. Наше

восприятие

 других людей чаще всего основано

на том

впечатлении,

 которое они на нас произвели, а также на

объяснении  причин  их  поведения  их  внутренними
склонностями или той ситуацией, в которой они оказались.

10.

Стереотипы

  состоят  из  зачастую  слишком

привычных  упрощенных  представлений  о  других  группах
людей, о которых мы располагаем скудной информацией.

11.

Установки

  имеют  три  измерения: когнитивное,

аффективное и  поведенческое. Они формируются  с детства и
«кристаллизуются» в возрасте от 20 до 30 лет.

12. Центральные  установки  изменяются  всегда  с

большим  трудом, чем  периферические. Изменение  установок
зависит  от  множества  факторов, связанных  с  качествами
коммуникатора, характером  информации  и  особенностями
реципиента.

13. Когда  наши  убеждения  приходят  в  противоречие  с

фактами,'мы 

оказываемся 

в 

ситуации

когнитивного

диссонанса,

 'выйти  из  которой  можно, либо  изменив

установки, либо  отвергнув  факты  или  преуменьшив  их
значение, либо, наконец, найдя  веские  основания  для
сохранения прежних установок.

14. О

предубеждении

  говорят  в  тех  случаях,  когда  мы

выносим  свое  суждение  о  других  людях, даже  не
познакомившись  с  ними. Предубеждение  позволяет  человеку
успокоиться  насчет  ценности  собственной  персоны, а  также
направить  свою  агрессивность  на «группу-мишень» во время
кризиса.

Материал для самопроверки
Заполнить пробелы

1. Животное  маркирует..   вокруг  гнезда  или  норы

внутри своего жизненного ..... .

2. Дистанция, позволяющая  людям  находиться  друг  от

друга  на  расстоянии  вытянутой  руки, называется ..... ;
дистанция, которая  устанавливается  между  людьми  на
собраниях и в аудиториях, называется ......

3. К  внешним  факторам, способным  вызвать  серьезные

нарушения  психического  равновесия  человека, относятся
........... и ..... ......

4. Социальное положение человека связано с его ...... на

которую  рассчитывают  другие  члены  группы  и  которая
позволяет им ..... определенного поведения.

5. Власть ..... обеспечивается доскональным знанием той

или иной области  человеческой  деятельности, что, например,
характерно для ..... и вообще ..... .

6.  Конформизм  особенно  сильно  развивается  в  тех

случаях, когда велико .....

конформности, а  человек  испытывает  большую