Файл: Годфруа Ж. - Что такое психология (2 тома)том2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 9870

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

www.koob.ru

' Так, вместо  того  чтобы  просто  отвечать «нет», такой

ребенок  может, например, говорить: «Не  таскай  кошку  за
хвост» (замечание, некогда сделанное

ему матерью, когда он мучил животное).


background image

www.koob.ru

180

Глава 12

чтобы вернуть им возможность следовать собственному

ритму жизни в соответствии с собственными потребностями в
специально предназначенной для этого среде '.

Это 

концепция 

противостоит 

представлениям

бихевиористов, которые, как, например, Ловаас (Lovaas,
1977), напротив, полагают, что аутистичного ребенка следует
систематически «перевоспитывать» с помощью прежде всего
оперантных методов (см. документ 12.9).

Гиперактивность.

  Из  каждых  100  детей  в  среднем  3

ребенка  обнаруживают  гиперактивность (мальчики  в 10 раз
чаще  девочек). Как  правило, гиперактивность  проявляется  в
возрасте  до 7 лет, иногда  даже  в 3 года  и  раньше. У  одних
детей  это  расстройство  исчезает  с  началом  полового
созревания, у  других  же, напротив, сохраняется  и  в
отрочестве, а  иногда  захватывает  и  зрелый  возраст.
Гиперактивный  ребенок  прежде  всего  очень  невнимателен.
Оказавшись  в  школе, он  не  слушает  уроков, легко
отвлекается  и  никогда  не  завершает  начатое  дело. Он
импульсивен:

почти 

всегда 

действует, не 

подумав, резко

переключается  с  одной  активности  на  другую, постоянно
нуждается  в  присмотре  во  время  выполнения  заданий  и  не
способен  дожидаться  своей  очереди  в  таких  групповых
ситуациях, как, например, работа  в  классе  или  игра. Гипер-
активный ребенок не может усидеть на месте; он перебегает с
одного  места  на  другое, лезет  на  мебель  или  летит  вниз  по
лестнице. Даже  во  сне  он  не  перестает  двигаться. В  любых
обстоятельствах  он  ведет  себя  так, словно  внутри  у  него
«вечный двигатель».

Понятно, что  такое  поведение  гиперактивного  ребенка

сильно  отражается  как  на  его  социальном, так  и  на
умственном 

развитии, осложняя 

его 

социальные

взаимоотношения, что  в  дальнейшем  может  обернуться  для
него трудно преодолимым препятствием.

Причины 

гиперактивности 

изучены 

далеко 

не

полностью. Поскольку  это  расстройство  проявляется  очень
рано, весьма  вероятно, что  аномалия  имеет  отчасти
биологическую  природу. Была  выдвинута  гипотеза, что
важную 

роль 

в 

развитии 

гиперактивности 

у

предрасположенных  к  ней  от  рождения  детей  могут  играть
некоторые компоненты пищи, такие, например, как вкусовые
добавки  и  красители, а  также  салицилаты (которые
содержатся  в  некоторых  плодах) и  в  особенности
рафинированный сахар (Feingold, 1976; Prinz et al., 1980). Как
это  ни  странно, прием  стимулирующих  веществ (включая
кофе), по-видимому, вызывает  у  гиперактивных  детей
заметное снижение активности.

До  сих  пор  из  всех  методов, применявшихся  для

лечения этого расстройства, заметного улучшения поведения
удавалось 

достичь 

главным 

образом 

с 

помощью

бихевиористских подходов.

Основанное  Беттелхаймом  в  Чикаго  специальное


background image

www.koob.ru

учебное  заведение .пытается  создать  такие  условия
физического и социального окружения ребенка, в которых он
чувствовал  бы  себя  наиболее  устойчиво. Во  Франции
Делиньи (Deligny, 1975) также  стремится  к  созданию  для
ребенка  условий  стабильного  существования, помещая  его  в
небольшие «самодостаточные» сообщества, наподобие  сети
разбросанные по одному из горных массивов Севенн.


background image

www.koob.ru

«Иные»

                            181

От расстройств поведения до социопатии.

 Некоторые

дети  лишены  всякой  способности  думать  о  благополучии
других  людей  и  всякий  раз  попирают  их  права,  когда  дело
касается  удовлетворения  собственных  нужд. Речь  идет  о
«манипуляторах»-детях (а  впоследствии  и  подростках),
пускающих  в  ход  все  свое  обаяние  и  играющих  на  самых
чувствительных  струнах  других  людей, чтобы  добиться
собственной цели. Как правило, они не способны испытывать
какие-либо  чувства  или  проявлять  раскаяние  по  поводу
причиненного  ими  зла. Иногда  они  могут  быть  просто
опасными, так  как  не  умеют  предвидеть  возможные
последствия 

своих 

поступков. Таких 

социально

неадаптированных 

людей 

называют 

социальными

психопатами.

Антисоциальная личность таких детей все чаще и чаще

толкает  их  на  то  чтобы  жить  за  счет  других, максимально
эксплуатируя любой недостаток последних, лишь бы извлечь
из него побольше выгоды.

Впоследствии 

такие 

социопаты 

попадают 

в

исправительные  заведения, где  и  проводят  значительную
часть жизни. Очутившись в тюрьме, они способны вести себя
как «примерные» заключенные, без какого-либо недовольства
принимая  все  ограничения  и  проявляя  большое  уважение  к
начальству, чтобы  добиться  условного  освобождения;
получив  его, они  при  первой  же  возможности  снова
совершают преступление.

Похоже, что никакая терапия  на социопатов  вообще не

действует. Лечить  это  поведенческое  расстройство  трудно
еще  и  потому, что  слишком  мало  изучены  вызывающие  его
причины. Известно, что  во  многих  случаях  антисоциальное
поведение свойственно детям, выросшим в семье, где царило
несогласие,  или  детям,  родители  которых  разошлись  или
развелись, а  нередко  и  сами  проявляли  антисоциальные
черты. Кроме  того, зачастую  это  дети, с  очень  раннего
возраста воспитывавшиеся в детском доме. Однако тот факт,
что  у  большинства  таких  детей  есть  братья  и  сестры  с
нормальным  поведением, может  опять-таки  указывать  на
возможную  биологическую  предрасположенность  к  этому
расстройству. ЭЭГ  социопатов  заметно  отличается  от  ЭЭГ
нормальных  людей: в  ЭЭГ  антисоциальных  субъектов  нет
никаких  признаков  того, что  они  способны  предвидеть
событие, которое вот-вот должно произойти. Таким образом,
выражаясь 

физиологическим 

языком, они 

лишены

способности  устанавливать  связь  между  тем, что  только  что
произошло, и тем, чего можно сейчас ожидать'. Именно этим
можно  было  бы  объяснить,  почему  в  ту  минуту,  когда  они
совершают  преступление, они  не  думают  ни  о  последствиях
своего поступка, ни о страданиях жертвы, ни о том наказании,
которому  они  рискуют  подвергнуться. Как  показал  Орм
(Orme, 1969)

2

, если  в  эксперименте  испытуемых  спросить,

предпочитают  ли  они  получить  удар  электрическим  током
сразу  же  или  только  через 10 секунд, нормальный  человек,


background image

www.koob.ru

как правило, выберет первое, а социопат-второе; некоторым

Цит. по  М. Ferguson, „La revolution du cerveau", p. 188.

Там же.

Там же.