Файл: Годфруа Ж. - Что такое психология (2 тома)том2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 9868

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

www.koob.ru

понимает себя сам.

• Поэтому  главный  принцип  гештальттерапии  состоит

не в том, чтобы объяснять положение дел пациенту, а в том,
чтобы  дать  ему  возможность

самому

  понять  и

самому

раскрыть  себя  в  данной  ситуации  и  тем  самым
способствовать  проявлению  гештальта «здесь  и  теперь».
Технические  приемы, которыми  пользуются  во  время  сеанса
Перле  и  Роджерс, сильно  различаются; Перле  пытается
достичь цели манипулированием и


background image

www.koob.ru

196

Глава 12

обескураживанием  клиента, с  тем  чтобы  заставить  его

противостоять самому себе и понять разницу  между «игрой»
(в  особенности  игрой  вербальной)  и  откровенным  и
доверчивым  поведением. Таким  образом, клиент  в  процессе
созревания, во  время  которого  он  учится, образно  говоря,
«держаться 

на 

ногах», должен 

мобилизовать 

свои

собственные  ресурсы. Отказ  от  искреннего  общения  с
терапевтом, например  противоречивое  поведение (клиент  с
улыбкой  говорит о  страхе  и  т.  п.,  как  в  начале  описываемой
ниже  встречи), мало-помалу  уступает  место  выражению
истинных  чувств  и  потребностей  клиента (потребность  в
уважительном к себе отношении, потребность любить и быть
любимым и т.д.).

Перлс.-Нам

 предстоит получасовая беседа.

Глория.-Мне

сейчас страшно.

- Видите  ли, вы  говорите, что  вам  страшно, но  вы

улыбаетесь. Я  не  понимаю, как  можно  одновременно  и
бояться, и улыбаться.

-  Я  подозреваю,  что  вы  очень  хорошо  это

понимаете. Я думаю, вы знаете... Когда мне страшно, я
смеюсь или, чтобы скрыть страх, делаю глупости.

- Так оно и сейчас?
- Ах, я не знаю. Я слишком остро чувствую, что вы

там  сидите. Я  боюсь-ах, я  боюсь, что  вы  просто
накинетесь на меня и «поставите меня в угол». Я этого
боюсь; было бы лучше, если бы вы сели рядом.

- Вы  сказали, что  боитесь, что  я  поставлю  вас  в

угол, и положили руку на грудь.

- Хм!
- Это и есть ваш угол?
- Ну, это как... да... это оттого, что мне страшно.
- Куда бы вы пошли? Вы можете описать угол, куда

бы вам хотелось пойти?

-  Да,  это  самый  дальний  угол,  где  я  была  бы  в

безопасности.

- В безопасности от меня.
- Ну, не  в  безопасности, но  там  я  бы  чувствовала

себя спокойнее.

- Зачем  вам  идти  в  угол, вы  и  тут  в  безопасности.

Что бы вы делали в том углу?

- Я бы села.
- Вы бы сели?
-Да.

- И долго

 бы вы

 сидели?

-  Не  знаю.  Но  смешно  об  этом  говорить;  мне  это

напоминает  детство. Всякий  раз, когда  мне  было  страшно, я
успокаивалась, сидя в углу. Я паниковала, но...

- Разве вы маленькая девочка?
- Нет, конечно, но чувство такое же.
- Вы маленькая девочка?
- Ее мне напомнило чувство.
- Вы маленькая девочка?


background image

www.koob.ru

- Нет, нет, нет.
- Наконец-то. Сколько вам лет?
- Тридцать.

- Ну,

 вы не маленькая девочка.

- Нет.
- Хорошо. Итак, вы 30-летняя  девочка, которая  боится

такого парня, как я.


background image

www.koob.ru

«Иные»

                           197

-  Не  знаю.  Мне  кажется,  я  вас  боюсь.  С  вами  я

чувствую  себя  настороже. Что  бы  я  смог  с  вами
сделать?

- Вы  бы  ничего  не  смогли  со  мной  сделать, но  я

чувствую себя идиоткой и тупицей, не умеющей хорошо
ответить.

- Что заставляет вас быть идиоткой и тупицей?
- Я ненавижу момент, когда чувствую себя глупой.
- Что  заставляет  вас  быть  идиоткой  и  тупицей? Я

сформулирую  вопрос  иначе. Что  мне  может  быть  от
того, что вы играете роль идиотки и тупицы?

- От  этого  вы  почувствуете  себя  еще  умнее, еще

выше, чем я. Мне и так приходится глядеть на вас снизу
вверх, потому что вы такой умный.

- О!
- Да.

- Вот так, продолжайте льстить мне и дальше.
- Нет, я думаю, вы прекрасно можете делать это и сами.
-  Хм!  Я  думаю  обратное.  Играя под  идиотку  и  тупицу,

вы хотели заставить меня «расколоться».

-  О,  мне  такое  говорили  и  раньше,  но  я  с  вами  не

согласна.

- Что вы делаете ногами?
- Я ими болтаю.
- Почему вы сейчас шутите?
- Нет, я боюсь, как бы вы не стали перечислять мне все,

что я делаю. Я хочу, чтобы вы помогли мне расслабиться. Я
не хочу быть с вами настороже.

 Вы

обращаетесь со мной так,

словно  я  сильнее, чем  я  есть  на  самом  деле, а  мне  хочется,
чтобы вы относились ко мне покровительственно и мягко.

- Судя по тому, как вы улыбаетесь, вы и сами ни слову

не верите из того, что сказали.

- Это не так. но, кажется, после этого вы действительно

готовы поставить меня в угол.

- Конечно. Вы блефуете, вы лживы.
- Вы думаете? Вы это серьезно?
-  Да.  Видите  ли,  вам  страшно,  и  вы  улыбаетесь,  вы

ухмыляетесь  и  изворачиваетесь. Это-лживость. Это  то, что  я
называю лживостью.

- О! Я абсолютно не согласна с вами!
- Не могли бы вы объясниться?
- Да, месье.

  Я,

  безусловно, не  лжива. Я  объясню: мне

трудно  побороть  свое  замешательство. А  я  ненавижу  это
ощущение. Но  когда  вы  говорите, что  я  лжива, мне  обидно.
То, что  я  улыбаюсь, испытывая  замешательство, и  то, что  я
ставлю себя в угол, совсем не значит, что я лжива.

- Прекрасно, за  последнюю  минуту  вы  ни  разу  не

улыбнулись.

- Зы меня рассердили.
Хорошо.

  Вам

  не  нужно  было  скрывать  свой  гнев

улыбкой. В то мгновение, в ту минуту вы не были лживой.

Эмотивно-рациональная 

терапия (по 

Олберту


background image

www.koob.ru

Эллису)

Эмотивно-рациональная  терапия  пытается  атаковать

пораженческие  установки  человека  с  двух  главных  позиций.
Прежде  всего  терапевт  Действует  как «контр-пропагандист»,
отвергая  какие  бы  то  ни  было  пораженческие  мысли  и
«наслоения», выработанные и используемые клиентом. Затем
он  должен  ободрять, убеждать, соблазнять  и  подталкивать
клиента к деятельности, которую тот отвергает или которой