ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 9868
Скачиваний: 28
понимает себя сам.
• Поэтому главный принцип гештальттерапии состоит
не в том, чтобы объяснять положение дел пациенту, а в том,
чтобы дать ему возможность
самому
понять и
самому
раскрыть себя в данной ситуации и тем самым
способствовать проявлению гештальта «здесь и теперь».
Технические приемы, которыми пользуются во время сеанса
Перле и Роджерс, сильно различаются; Перле пытается
достичь цели манипулированием и
196
Глава 12
обескураживанием клиента, с тем чтобы заставить его
противостоять самому себе и понять разницу между «игрой»
(в особенности игрой вербальной) и откровенным и
доверчивым поведением. Таким образом, клиент в процессе
созревания, во время которого он учится, образно говоря,
«держаться
на
ногах», должен
мобилизовать
свои
собственные ресурсы. Отказ от искреннего общения с
терапевтом, например противоречивое поведение (клиент с
улыбкой говорит о страхе и т. п., как в начале описываемой
ниже встречи), мало-помалу уступает место выражению
истинных чувств и потребностей клиента (потребность в
уважительном к себе отношении, потребность любить и быть
любимым и т.д.).
Перлс.-Нам
предстоит получасовая беседа.
Глория.-Мне
сейчас страшно.
- Видите ли, вы говорите, что вам страшно, но вы
улыбаетесь. Я не понимаю, как можно одновременно и
бояться, и улыбаться.
- Я подозреваю, что вы очень хорошо это
понимаете. Я думаю, вы знаете... Когда мне страшно, я
смеюсь или, чтобы скрыть страх, делаю глупости.
- Так оно и сейчас?
- Ах, я не знаю. Я слишком остро чувствую, что вы
там сидите. Я боюсь-ах, я боюсь, что вы просто
накинетесь на меня и «поставите меня в угол». Я этого
боюсь; было бы лучше, если бы вы сели рядом.
- Вы сказали, что боитесь, что я поставлю вас в
угол, и положили руку на грудь.
- Хм!
- Это и есть ваш угол?
- Ну, это как... да... это оттого, что мне страшно.
- Куда бы вы пошли? Вы можете описать угол, куда
бы вам хотелось пойти?
- Да, это самый дальний угол, где я была бы в
безопасности.
- В безопасности от меня.
- Ну, не в безопасности, но там я бы чувствовала
себя спокойнее.
- Зачем вам идти в угол, вы и тут в безопасности.
Что бы вы делали в том углу?
- Я бы села.
- Вы бы сели?
-Да.
- И долго
бы вы
сидели?
- Не знаю. Но смешно об этом говорить; мне это
напоминает детство. Всякий раз, когда мне было страшно, я
успокаивалась, сидя в углу. Я паниковала, но...
- Разве вы маленькая девочка?
- Нет, конечно, но чувство такое же.
- Вы маленькая девочка?
- Ее мне напомнило чувство.
- Вы маленькая девочка?
- Нет, нет, нет.
- Наконец-то. Сколько вам лет?
- Тридцать.
- Ну,
вы не маленькая девочка.
- Нет.
- Хорошо. Итак, вы 30-летняя девочка, которая боится
такого парня, как я.
«Иные»
197
- Не знаю. Мне кажется, я вас боюсь. С вами я
чувствую себя настороже. Что бы я смог с вами
сделать?
- Вы бы ничего не смогли со мной сделать, но я
чувствую себя идиоткой и тупицей, не умеющей хорошо
ответить.
- Что заставляет вас быть идиоткой и тупицей?
- Я ненавижу момент, когда чувствую себя глупой.
- Что заставляет вас быть идиоткой и тупицей? Я
сформулирую вопрос иначе. Что мне может быть от
того, что вы играете роль идиотки и тупицы?
- От этого вы почувствуете себя еще умнее, еще
выше, чем я. Мне и так приходится глядеть на вас снизу
вверх, потому что вы такой умный.
- О!
- Да.
- Вот так, продолжайте льстить мне и дальше.
- Нет, я думаю, вы прекрасно можете делать это и сами.
- Хм! Я думаю обратное. Играя под идиотку и тупицу,
вы хотели заставить меня «расколоться».
- О, мне такое говорили и раньше, но я с вами не
согласна.
- Что вы делаете ногами?
- Я ими болтаю.
- Почему вы сейчас шутите?
- Нет, я боюсь, как бы вы не стали перечислять мне все,
что я делаю. Я хочу, чтобы вы помогли мне расслабиться. Я
не хочу быть с вами настороже.
Вы
обращаетесь со мной так,
словно я сильнее, чем я есть на самом деле, а мне хочется,
чтобы вы относились ко мне покровительственно и мягко.
- Судя по тому, как вы улыбаетесь, вы и сами ни слову
не верите из того, что сказали.
- Это не так. но, кажется, после этого вы действительно
готовы поставить меня в угол.
- Конечно. Вы блефуете, вы лживы.
- Вы думаете? Вы это серьезно?
- Да. Видите ли, вам страшно, и вы улыбаетесь, вы
ухмыляетесь и изворачиваетесь. Это-лживость. Это то, что я
называю лживостью.
- О! Я абсолютно не согласна с вами!
- Не могли бы вы объясниться?
- Да, месье.
Я,
безусловно, не лжива. Я объясню: мне
трудно побороть свое замешательство. А я ненавижу это
ощущение. Но когда вы говорите, что я лжива, мне обидно.
То, что я улыбаюсь, испытывая замешательство, и то, что я
ставлю себя в угол, совсем не значит, что я лжива.
- Прекрасно, за последнюю минуту вы ни разу не
улыбнулись.
- Зы меня рассердили.
Хорошо.
Вам
не нужно было скрывать свой гнев
улыбкой. В то мгновение, в ту минуту вы не были лживой.
Эмотивно-рациональная
терапия (по
Олберту
Эллису)
Эмотивно-рациональная терапия пытается атаковать
пораженческие установки человека с двух главных позиций.
Прежде всего терапевт Действует как «контр-пропагандист»,
отвергая какие бы то ни было пораженческие мысли и
«наслоения», выработанные и используемые клиентом. Затем
он должен ободрять, убеждать, соблазнять и подталкивать
клиента к деятельности, которую тот отвергает или которой