Файл: Годфруа Ж. - Что такое психология (2 тома)том2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 9855

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

www.koob.ru

придвигается  все  ближе,  до  тех  пор  пока  он  не  будет  в
состоянии  брать  ее  в  руки  с  минимальными  тревожными
переживаниями. Когда преодолен и этот


background image

www.koob.ru

«Иные»

                            201

этап, начинается новая серия сеансов, во время которых

на  тыльную  поверхность  руки  пациента  наносят  каплю  все
более  концентрированного  раствора  мочи; объем  раствора
доводят  затем  до 5 литров  чистой  мочи, а  потом  эту  мочу
заменяют  мочой  самого  больного. После  того  как  тревога,
вызываемая  такой  ситуацией, ослабевает, пациенту  пред-
лагают  брать  в  свои «запачканные  мочой» руки  различные
предметы  и  одежду. В  конце  лечения  молодой  человек
отводит  на  мытье  рук  в  среднем  7  минут,  пребывание  под
душем сокращается до 40 минут, и он полностью прекращает
те «интимные  омовения», совершать  которые  прежде  считал
своей обязанностью. Через год продолжительность мытья рук
падает в среднем до 3 минут, а душа-до 20 минут.

Источник:

Wolpe J.,

 1982. "Behavior Therapy in Complex

Neurotic States", in: D. Goleman,

 K.R.

  Speeth,  The  Essential

Psychotherapies, New York, New American Library, p. 217-219.

Аверсивная терапия

Одним  из  самых  спорных  случаев  применения

аверсивной терапии является попытка изменять с ее помощью
сексуальную 

ориентацию 

молодых 

гомосексуалистов

(Bancroft, 1966; Feldman, MacCulloch, 1965). Ниже  описана
процедура, использованная  с  этой  целью  упомянутыми
авторами.

Пациентов  просили  выбрать  из  набора  диапозитивов,

изображавших  обнаженных  и  одетых  мужчин, восемь
изображений  и  расположить  их  в  порядке  возрастающей
привлекательности. Такой  же  выбор  они  должны  были
сделать  из  серии  диапозитивов  с  изображениями  женщин  и
тоже  классифицировать  их  по  привлекательности. Для
каждого  пациента  Фелдман  и  Мак-Каллок  подбирали
электрический  удар  такой  силы, что  он  воспринимался  как
очень неприятный.

Лечение проводилось в темном и тихом зале больницы.

Пациенту сообщали, что на экране сейчас будут проецировать
изображение  мужчины, а  затем  через  несколько  секунд
последует  удар  электрическим  током. Его  предупреждали
также, что он  может  убрать  изображение  с  экрана, нажав  на
кнопку и сказав «нет». Таким образом, если пациент делал это
не позднее чем через 8 секунд после появления изображения,
то  он  избегал  электрического  удара. И  наоборот, если  он
созерцал  изображение  больше 8 секунд, следовал  удар. Если
же  сила  тока  была  недостаточной  для  того, чтобы  пациент
сразу  же  решал  нажать  на  кнопку, выключавшую
изображение, ее увеличивали до тех пор, пока он не начинал
принимать меры, чтобы избежать удара.

После  того  как  пациент  три  раза  подряд  успешно

избегал  электрического  удара, начиналась  предварительно
разработанная 

программа 

подкрепления: как 

только

изображение  мужчины  на  экране  исчезало, на  него  сразу  же
проецировалось 

изображение 

женщины. Тем 

самым

исследователи пытались «ассоциировать» подавление тревоги
с  появлением  женского  образа. При  этом  они  сами  решали,


background image

www.koob.ru

когда  убирать изображение  женщины с экрана, чтобы, по  их
словам, у  пациента  не  создавалась «привычка  избегать
женщин».


background image

www.koob.ru

202

Глава 12

Из 43 пациентов 23 к  концу  лечения  несколько

изменили  свою  сексуальную  ориентацию, 11 не  обнаружили
каких-либо сдвигов, а 7 человек прервали курс лечения до его
окончания. Следует, однако, отметить, что  большинство  из
тех, у  кого  отмечались  положительные  результаты, были
молодыми 

людьми, тяжело 

переживавшими 

свою

гомосексуальную ориентацию и сильно желавшими изменить
ее. Однако и после лечения прежние чувства  и некоторые из
гомосексуальных  форм  поведения  у  этих  молодых  людей
сохранились.

Использование оперантного метода

Ниже  приводится  описание  терапевтического

приема, направленного  на  развитие  навыков  речи  у
ребенка, страдающего  аутизмом (Lovaas, 1977).
Представленный  диалог-фрагмент  записи  сеанса,
проводившегося  на  третьем  месяце  лечения.

  На

  всем

протяжении  разговора  всякий  раз, когда  ребенок  дает
правильный ответ, он получает конфету.

Терапевт. -

 Рики, как тебя зовут?

Рики.

   Рики.

- Хорошо.

(Рики  получает  конфету.)

  Теперь

спроси меня то же самое.

- Как ты себя чувствуешь?
- Нет. Спроси  меня  то  же, о  чем  я  тебя  спросила.

Рики, скажи: «как тебя зовут?»

- Рики.
- Нет. Скажи «как»...

- Как...

(пауза).

-

 «Тебя»...

- Тебя...

(пауза).

-

 Скажи «зовут».

- Зовут.
- Теперь скажи все вместе.
- Как тебя зовут?
- Меня  зовут  Жоан. Хороший  мальчик, Рики.

Хорошо

(конфета).

 Хорошо. Пойди сюда, Рики. Встань,

Рики. Рики, как ты себя чувствуешь?

- Я себя чувствую хорошо.
- Хорошо

(конфета).

  Рики, пойди  сюда. Рики,

подойди. Теперь спроси меня.

- Как ты себя чувствуешь?
- Я чувствую себя хорошо.

(Конфета.)

-

 Ляг, пожалуйста. Ляг

(в предшествующий период

Рики  научился  приказывать  терапевту  вставать,
ложиться, улыбаться и т.п.).

-

 Рики, сколько тебе лет?

- Мне 7 лет.
- Хорошо

(конфета).

 Теперь спроси меня, Рики.

- Спроси меня.
- Нет, я не об этом тебя просила. Спроси, сколько

мне лет. Скажи: «сколько»...

- Тебе.


background image

www.koob.ru

- Скажи: «лет».
- Лет.
- Хорошо

(конфета).

  Теперь  скажи  все  вместе. Скажи

мне: «сколько тебе лет?»

- Мне 7 лет. Сколько тебе лет?
- Мне 21 год. Очень хорошо. Хорошо

(конфета).