ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 9822
Скачиваний: 28
Приложение А
как слух и зрение, и с двигательными функциями, необходимыми для устной речи и письма
(см. документ 8.4). Центры, ответственные за эти функции, находятся в разных областях мозга,
особенно в лобной, затылочной и височной долях. У подавляющего большинства людей
лингвистическая активность контролируется левым полушарием мозга.
Планирование действий, которое, собственно, и составляет суть мышления, происходит в
префронтальной коре (т. е. в передних участках лобных долей) в результате объединения и
переработки ею информации, получаемой и расшифровываемой в других зонах коры. Именно в
префронтальной коре находятся структуры, определяющие способность к счету, предсказанию и
предвидению
1
.
Наконец, управление сложными психомоторными функциями осуществляется на уровне
верхних отделов мозгового ствола. Эта область мозга представляет собой настоящую
«телефонную станцию» (Lazorthes, 1973), объединяющую информацию от рецепторов и моторные
сигналы из коры мозга. Благодаря этому она может контролировать выполнение движений,
планируемых лобной корой.
Специализация полушарий
Развитие центральной нервной системы уже у плоских червей (например, у планарий)
сопровождается возникновением
билатеральной (двусторонней) симметрии
всего тела. Тело
оказывается разделенным в продольном направлении на две половины, каждая из которых
представляет собой зеркальное отражение другой, причем левая половина тела находится под
контролем правой стороны мозга, и наоборот.
В процессе эволюции предков человека каждое мозговое полушарие приобретало все
большую специализацию, что в особенности проявилось в предпочтительном пользовании правой
или левой рукой, развитии речи, пространственной ориентации и полярности эмоциональных
состояний.
Предпочтительное пользование той или другой рукой.
Правши составляют около 90%
всех людей; по-видимому, доминирование правой руки существовало уже у пещерных предков
человека
2
. Не следует, однако, думать, что такая ситуация обязательно обусловлена
наследственными факторами. Статистически установлено, что ребенок, у которого оба родителя
левши, имеет примерно один шанс из двух стать правшой.
Речь.
У подавляющего большинства людей центры речи расположены в левом полушарии.
Только 5% правшей и 30% левшей, т.е. менее
' У человека эта область занимает 29% поверхности коры, у шимпанзе 17%. а у собаки всего
7% (Changeux).
2
По-видимому, при создании наскальных изображений человека контур руки нередко
наносился с помощью трафарета, которым служила свободная рука самого художника, и в 80%
таких случаев это была левая рука. Значит, контур обводился обычно правой рукой.
Биологические основы поведения
259
8% всех людей, разговаривают с помощью правого полушария. Согласно Рош-Лекуру (цит.
по Changeux, 1983), все дети появляются на свет с речевыми зонами в обоих полушариях, однако в
процессе развития на первом году жизни одно из них «берет верх» над другим. Поэтому
отсутствие или случайная утрата одного полушария при рождении или в первые два года жизни
может быть компенсирована, так как соответствующие функции способно взять на себя второе
полушарие.
То, что некоторые функции представлены только в одном полушарии, может означать, что
это полушарие (обычно левое) подавляет активность другого. Иными словами, вследствие
блокады недоминантного полушария доминантным через межполушарные волокна мозолистого
тела недоминантное полушарие остается пассивным.
В дополнении А.З приводятся наблюдения ученых за работой обоих мозговых полушарий,
ставших независимыми после перерезки мозолистого тела. Эти наблюдения позволили выявить
важную роль мозолистого тела в межполушарных взаимодействиях и в особенности роль
доминантного полушария в объединении информации. Благодаря такой организации большого
мозга вся нервная система в целом получает возможность работать согласованно и эффективно.
Так, например. нервные сигналы, вызванные раздражением левой руки и приходящие в правое
полушарие, автоматически передаются в доминантное левое полушарие. Лишь после того как
левое полушарие ознакомилось с этой информацией, в первое полушарие посылается команда,
заставляющая левую руку выполнить нужное движение.
Эмоциональные состояния.
По-видимому, каждое полушарие мозга. помимо прочего,
отвечает за направленность чувств человека и их позитивную или негативную окраску. Так,
например, если патологический очаг у больного
эпилепсией
находится в левом полушарии мозга.
человека нередко охватывает беспредметный смех, а если в правом, то больной более склонен к
грусти и слезам.
Было также показано, что у людей во время депрессии в области правого полушария нередко
регистрируются аномальные электрические волны. Это привело к предположению, что правое
полушарие ответственно за эмоциональные состояния с негативной окраской и способствует тому,
что человек видит прежде всего отрицательные стороны событий, тогда как левое полушарие
придает эмоциональном реакциям на те или иные события положительную окраску. Таким
образом, чувство или эмоциональное состояние человека будет определяться балансом этих
противоположных тенденций. Однако, как подчеркивает Шанжё, вопрос о том, как мозгу удается
без острого конфликта сделать взвешенный выбор, до сих пор остается полной загадкой.
Половые различия.
Были обнаружены некоторые различия в строении мозга у мужчин и
женщин. Например, недавно выяснилось, что у жен-Щин в определенном участке мозолистого
тела больше нервных воло-^н, чем у мужчин. Это может означать, что Межполушарные связи У
женщин более многочисленны и поэтому у них лучше происходит объединение информации,
имеющейся в обоих полушариях; этим можно
260
Приложение А
объяснить и некоторые половые различия в поведении. Кроме того. выявленные у женщин
более высокие показатели, связанные с лингвистическими функциями, памятью, аналитическими
способностями и тонким ручным манипулированием можно связать с большей относительной
активностью у них левого полушария мозга. Напротив, функции восприятия и способность к
оценке пространственных отношений и художественному творчеству, видимо, лучше развиты у
мужчин, что может объясняться большим участием в этих процессах правого полушария.
Еще раз, однако, отметим, что в первые годы жизни оба полушария способны хранить
одинаковые количества и одинаковые виды информации и что специализация полушарий
происходит лишь очень постепенно. В связи с этим можно задаться вопросом: какова роль
культуры и воспитания в формировании различий между женщинами и мужчинами, в частности
различий в развитии нервных функций, обусловливающих те или иные способности?
Дополнение А.З. Расщепленный мозг
Сперри (Sperry, 1968) решил выяснить, что произойдет с нервной регуляцией функций
организма и особенно с процессами восприятия информации, если полностью перерезать
мозолистое тело. разобщив тем самым мозговые полушария
1
Хотя такая операция обычно не
вызывает сколько-нибудь серьезных нарушений повседневного поведения больных, было тем не
менее замечено, что они действуют в сущности так, как если бы у них было два мозга.
Напомним, что информация из правой половины поля зрения проецируется в левое
полушарие, и наоборот. У большинства людей «разговаривает» левое полушарие, которое
интерпретирует события, происходящие в превой половине зрительного поля, и посылает
команды мышцам превой половины тела. Правое - «немое» - полушарие расшифровывает
информацию из левой половины поля зрения и управляет движениями правой стороны тела.
Сперри наблюдал людей с «расщепленным» мозгом в различных экспериментальных
ситуациях. В одной из них испытуемый находился перед экраном, на который проецировались
изображения разных предметов, попавшие в левую или правую половину поля зрения.
Оновремен-но испытуемый руками, скрытыми от его взора, трогал предметы, изображения
которых могли проецироваться на правую или левую половину экрана (рис. А.27).
' Людей иногда подвергают этой операции, чтобы ослабить проявление таких заболеваний,
как, например, эпилепсия. По мнению некоторых нейрохирургов, это вмешательство оправдано
тем, что переход через мозолистое тело нервного возбуждения из эпилептогенного очага,
находящегося в одном полушарии, в симметричный участок другого полушария может
способствовать развитию и усилению эпилептического припадка.
Биологические основы поведения
261
Рис. А.27. Расщепленный мозг. Испытуемому с перерезанным мозолистым телом
предъявляют в левой части экрана изображение карандаша, воспринимаемое правым полушарием,
а в правой части экрана - изображение вилки, воспринимаемое левым полушарием. Когда
испытуемого просят взять левой рукой (управляемой правым полушарием) увиденный им
предмет, он выбирает карандаш. Однако если его спросить, какой предмет он выбрал, он отвечает,
что выбрал вилку (как подсказывает ему левое полушарие, ответственное за речь и игнорирующее
все зрительные восприятия и инструкции другого полушария).
Исследователи обнаружили, что испытуемый мог после ощупывания предметов взять левой
рукой тот из них, изображение которого на короткое время появилось в левой части экрана. Но он
не мог ни назвать этот предмет, ни описать словами действия своей левой руки. Когда
изображение предмета проецировалось в правой части экрана, наблюдались противоположные
отношения.
Тогда Сперри и его сотрудники решили выяснить, что произойдет, если изображения разных
предметов предъявить на обеих половинах экрана одновременно-например, на левую его часть
проецировать изображение карандаша, а на правую - изображение вилки. Когда испытуемого
попросили левой рукой, скрытой от его взора, выбрать тот предмет, изображение которого
появилось на экране, он выбрал карандаш. Но когда ему предложили назвать выбранный им
предмет, он, немного поколебавшись, ответил, что эта вилка.
Таким образом, «говорящее» полушарие испытуемого отвечало. руководствуясь тем, что оно
перед собою «видело», полностью игнорируя команды, посылаемые другим полушарием левой
руке.
Такого рода наблюдения позволили продемонстрировать ту важную роль, которую в
согласованном функционировании всего организма играют мозолистое тело и в особенности
доминантное полушарие мозга; последнее непрерывно интегрирует нервные сигналы, обеспечи-
вающие совершенную координацию и высокую эффективность работы отдельных частей тела.
Источники:
Sperry R. W.,
"The great cerebral commissure". Scientific American, Jan. 1964.
Sperry R. W.,
"Hemisphere deconnection and unity in conscious awareness", American
Psychologist, 1968, n° 23, p. 723-733.
262
Приложение А
Структура и функции нейрона
Структурной единицей нервной системы является нервная клетка, или
нейрон.
Нейроны
отличаются от других клеток организма многими особенностями. Прежде всего их популяция,
насчитывающая от 10 до 30 млрд. (а быть может, и больше
1
) клеток, почти полностью
«укомплектована» уже к моменту рождения, и ни один из нейронов, если он отомрет, не
замещается новым. Принято считать, что после того, как человек минует период зрелости, у него
ежедневно отмирает около 10 тысяч нейронов, а после 40 лет этот суточный показатель
удваивается.
Другая особенность нейронов состоит в том, что в отличие от клеток других типов они
ничего не продуцируют, не секретируют и не структурируют; единственная их функция
заключается в проведении нервной информации.
Структура нейрона
Существует много типов нейронов, структура которых варьирует в зависимости от
выполняемых ими в нервной системе функций; сенсорный нейрон отличается по своему строению
от моторного нейрона или нейрона мозговой коры (рис. А.28).
Но какой бы ни была функция нейрона, все нейроны состоят из трех основных частей: тела
клетки, дендритов и аксона.
Тело
нейрона,
как и всякой другой клетки, состоит из цитоплазмы и ядра. Цитоплазма
нейрона, однако, особенно богата
митохондриями,
ответственными за выработку энергии,
необходимой для поддержания высокой активности клетки. Как уже отмечалось, скопления тел
нейронов образуют нервные центры в виде ганглия, в котором число клеточных тел исчисляется
тысячами, ядра, где их еще больше, или, наконец, коры, состоящей из миллиардов нейронов. Тела
нейронов образуют так называемое
серое вещество.
Дендриты
служат нейрону своего рода антеннами. Некоторые нейроны имеют много сотен
дендритов, принимающих информацию от рецепторов или других нейронов и проводящих ее к
телу клетки и ее единственному отростку другого типа-аксон г.
Аксон
представляет собой часть нейрона, ответственную за передачу информации дендритам
других нейронов, мышцам или железам. У одних нейронов длина аксона достигает метра, у
других аксон очень короткий. Как правило, аксон ветвится, образуя так называемое
терминальное
дерево;
на конце каждой ветви имеется
синоптическая бляшка.
Именно она и образует соединение
{синапс)
данного нейрона с дендри-тами или телами других нейронов.
' Предположение, что нервная система состоит из 30 млрд. нейронов, сделал Пауэлл с
сотрудниками (Powell et al., 1980), который показал, что у млекопитающих независимо от вида на
1 мм
2
нервной ткани приходится около 146 тысяч нервных клеток. Общая же поверхность
человеческого мозга составляет 22 дм
2
(Changeux, 1983, р 72).