Файл: Абрамова Г.С. - Возрастная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 10054

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

по ней рукой. Это же действие пробовал по отношению ко
всем погремушкам, попадающим в руки. Не получилось - ни
одна погремушка не крутилась. Даже плакал от досады.
Все игрушки пробовал на вкус - тянул в ротик, но однажды
Дали попробовать совершенно новый предмет - баранку, быст-

397


background image

 ро понял, что это вкуснее, чем погремушка. Долгое время после
этого не брал в ротик игрушки. Можно думать, что в свойства
предмета вкус входит в такой же мере, как и другие свойства.
Недаром малыши-дошкольники выражают это словами:
- Вкусный мамин халат (4 года).
- Громкий забор(3 года).
- Кусачий звук (5 лет).
Все свойства предметов для них словно рядоположены, в
этом смысле возможность обобщения по любому свойству
практически равнозначима. Отражение этих обобщений по-
том будет проявляться в первых словах ребенка.
А пока, в первом полугодии жизни, малыш осваивает про-
странство человеческих действий в их словесном оформлении.
Слово взрослого, сопровождающее действия малыша и всю
ситуацию их взаимодействия, становится и организатором
пространства.
- Скажи, где папа, где мама, где бабушка?
Это не просто вопросы на называние предметов, это и
фиксация их постоянства и возможность определить направ-
ление движения к ним. Примерно на пятом месяце малыш
научается протягивать ручки навстречу взрослым. Можно
думать, что это не только, а вернее, не столько эмоциональная
реакция, сколько проявление первого (первых) действия по
освоению пространства - пространства, соединяющего и раз-
деляющего малыша и взрослых.
Освоение пространства собственного тела - это и овладение
голосовыми связками. Прислушайтесь, как разговаривает (даже
сам с собой) трехмесячный младенец. Вот он лежит, рассмат-
ривает ручки и словно пробует разные звуки: «Ла, ры, ыы...»
Неожиданно получилось «кр». Удивленно замер, прислу-
шался. Подошла мать, повторила это забавное «Кр-кр»... Сын
засмеялся. Стали разговаривать на разные голоса.
Малыш слушал сосредоточенно, внимательно глядя на гу-
бы взрослого, повторять не пробовал. Хотя некоторые взрос-
лые склонны уверять, что уже трехмесячные детки повторяют
за ними некоторые звуки. Может быть, это и преувеличение,
но оно только говорит о том, что общение малыша со взрос-
лым бесконечно разнообразно по форме. Содержание же бу-
дет постоянным: это проявление взрослым своей любви к
ребенку и его ответная любовь к вам. Оценка результата - что
умеет или не умеет - по сути дела второстепенна. Главное, что
вам хорошо вместе, и вы умеете быть вместе.


background image

Развитие движений позволяет видеть в пространстве все
новые и новые свойства. Вот у пятимесячного словно просы-

S98

пается интерес к человеческому лицу: трогает взрослых за
глаза, нос, рот, волосы, пристально заглядывает в глаза, сле-
дит за движением губ, когда говорят или поют. Практически
каждое движение взрослого по отношению с себе и к другим
малыш оценивает очень эмоционально и непосредственно.
Когда взрослые склонны подразнить его: отниму маму, отни-
му папу и тому подобное, многие такие шутки заканчиваются
слезами. Для малыша еще не существует условности и относи-
тельности вещей. Он только осваивает их постоянство, и час-
то изменения воспринимаются достаточно болезненно: так, он
может не узнать в лицо близкого человека в новой, непри-
вычной одежде, растеряется и заплачет в новой обстановке,
ему может не понравиться игрушка непривычной формы.
Если говорить об изменчивости мира, в котором живет ма-
лыш, то самое большое изменение произошло тогда, когда он
научился держать головку - стал жить в трехмерном мире.
Другое существенное изменение - это установление зависимо-
сти своих действий и свойств предметов: ударил ручкой и
закрутилась погремушка. Именно эти изменения - основа
перехода к новым средствам освоения мира, не только эмо-
циональным обобщениям, но и обобщениям в виде действий:
собственных и чужих.
Обобщения в виде действий - это своеобразная подсказка
для взрослых, как играть с малышом. Что он уже умеет? Умеет
прятаться, умеет радоваться, когда прячут и находят, - вот уже
и поле для фантазии взрослого, чтобы организовать прятки.
Бабушка с внуками играла так: прятала их кулачок в своей
руке и приговаривала: «Где же спрятались мышки-малышки?»
Потом резко и неожиданно разжимала свою ладонь: «Вот где
они спрятались!» Эта простенькая игра, но и она учит, в ней
малыш обобщает; потом сам начнет просить взрослых поиг-
рать с ним именно так. Берет руку взрослого и прикладывает
к своей или свои ручки складывает так, как складывала ба-
бушка. За таким новым обобщением присутствуют и расту-
щие возможности малыша общаться со взрослым - не только
эмоционально, но и по делу, хотя дело еще очень простое.
Не меньше радости, чем прятки, доставляет малышу игра в
бодание лбами, когда бодают не только его, но и он сам ти-
хонько, естественно, стукается лбом со взрослым. Эта игра


background image

очень рано принимается детьми, они с удовольствием в нее
играют даже в возрасте около года. Эта смешная игра помо-
гает малышу развивать координацию движений, происходит
обобщение схемы тела. Чтобы рассчитать траекторию своего
Движения навстречу взрослому, маленький должен сориенти-

399


background image

 роваться не только в пространстве, но и в свойствах своего
тела. Кроме положительных эмоций, которые обязательно
есть в этой игре, возникают также двигательные обобщения.
Движение становится и формой выражения отношений, у
полугодовалого ребенка появляется движение «заигрывания»
или нарочитого пугания взрослого, когда тот проявляет к
нему внимание. Это как бы заманивание взрослого для даль-
нейшей игры с ним.
Научившись тянуться к предметам, к людям, освоив собст-
венные ручки и ножки, малыш к полугодию уже приобретает
поведение индивида. Это значит, что у него уже появляются
собственные возможности для действия и он стремится их
реализовать. Да, появляется собственное желание, которое
далеко не всегда по нраву взрослым. Вот и трясет молодая
мама коляску, стараясь усыпить, строго в соответствии с вре-
менем режима, своего пятимесячного сына. Как жаль порой,
что у нас не принято вмешиваться в чужое воспитание, даже
если оно просто безграмотно. Карапуз изо всех силенок пыта-
ется приподняться в коляске, а его силой заталкивают обрат-
но. В этом сопротивлении самые первые росточки человече-
ской воли, возможности быть собой. Но... укачали, и мама
может приняться за прерванный роман.
Шестимесячный сопротивляется, когда его укладывают на
спину. Он уже хочет другого: хочет сидеть или стоять. Как
часто ложный страх родителей, что малыш чересчур избалу-
ется, лишает его возможности проявить свои первые желания.
А взрослые не задумываются о причинах слез и дают возмож-
ность поплакать вволю.
Мы уже отмечали, что освоение пространства - это и ос-
воение пространства своего тела. Тело человека обязательно
включает и те состояния, которые в нем рождаются. Состоя-
ния голода и жажды, тревоги и радости, напряжения и раз-
рядки и тому подобное. Они - эти состояния - также должны
быть обобщены, чтобы стать предметом сознания. Постоян-
ство свойств предметов помогает ребенку в этом сложном
деле. В полгода он ест игрушки, которые ему нравятся значи-
тельно больше, чем остальные. Так, у нашего сына долгое
время самой излюбленной игрушкой был тюбик из-под крема.
Он перекладывал его из ручки в ручку, подносил к глазам,
громко и радостно покрикивал, когда видел его.
Кружка для питья, ложка становятся предметами потреб-
ностей, так как в них обобщается состояние, в них обобщается