ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 10466
Скачиваний: 75
детских рисунках - они могут и умеют изобразить отличительные признаки
внешности и характера человека или како-
го-либо персонажа.
Соседи привносят в жизнь ребенка переживание, которое я
могла бы назвать обусловленностью любви. По сути дела
они демонстрируют ребенку ту сторону отношений взрослого
к нему самому, которую можно было бы квалифицировать
как не-любовь, то есть это антипод безусловной родительской любви, принятия,
прощения. Это - другое, защищающее само
себя от возможного воздействия ребенка, устойчивое и не-
проницаемое - чужое Я. О нем есть смысл говорить даже в
характеристиках плотности - сверхплотное чужое Я. Именно
оно своим присутствием заставляет дифференцировать и
осознавать чувства к людям, в конечном итоге, осваивать
подходящую модель поведения в отношениях с ними. Об этом есть в романе
Ю.Боргена «Маленький лорд»:
«Только крошка тетя Валборг с грустью наблюдала за его
успехами:
- По-моему, Маленький Лорд насилует себя, он переутом-
ляется ради нас.
Это была правда - он из кожи лез вон, но не ради них, а
ради самого себя, чтобы стать большим, чтобы над ним перестали смеяться, чтобы
развернуться в полную силу и овладеть
всеми тайнами, что ждут его впереди. В эту зиму он всячески
избегал испытующего и сочувственного взгляда тети Валборг.
Она единственная уловила частицу правды, может быть, по-
тому, что так мала ростом и не могла на него смотреть сверху
вниз, с большой высоты».
Возможность экспериментировать с собственным Я и не-Я, создающаяся в
середине детства, переживание дифференциро-
ванных отношений (свои - чужие) с людьми создает условия
для осознания границ собственного психологического про-
странства. Это осознание происходит очень сложно и связано
с воздействием на его разные свойства - собственно психоло-
гические и телесные.
В это время дети подвергают свое тело разным воздействиям, проверяя известные
им сведения о его свойствах или уст-
раивают эксперименты. При опросе взрослых людей выясня-
ется, что все (или почти все) помнят, как в этом возрасте они
что-нибудь специально ели или пили, чтобы посмотреть на
результат: съели много меда, гороха, щавеля, выпили запрещенный напиток,
глотали таблетки, пробовали специально на
вкус мыло и тому подобное. При этом ребенку уже были известны последствия, но
хотелось их проверить. В детских вос-
448
поминаниях есть факты и более острых экспериментов над
телом - погружение в воду, прикладывание к холодному ме-
таллу языка, поднятие тяжестей и тому подобное. Я была
очень рада, когда встретила описание аналогичного факта у
Ю.Боргена, - его герой Вилфред (Маленький Лорд) в возрасте пяти лет бросал над
своей головой камни и ждал, когда они
упадут на него и причинят боль. Наблюдательные родители
многих детей отмечают поразительное, даже пугающее, бес-
страшие детей к воздействию их же самих на собственное те-
ло. Кстати, в этом возрасте здоровые дети много и охотно
занимаются делами, связанными с физическими усилиями.
Нарастающая дифференциация чувств требует некой упорядоченности, наверное,
естественной шкалой для этого ста-
новится само тело ребенка. Именно в это время им решается
задача установления своей половой идентификации. Половая
принадлежность становится тем основанием, которое позво-
ляет удержать разлетающиеся, когда-то целостные чувства,
сделать их предметно отнесенными.
Свойство половой идентификации очерчивать границы проявления чувств
(мальчики не плачут, девочки не дерутся и
тому подобное) возвращает ребенка к собственным пережива-
ниям как ценности. Они упорядочиваются, приобретают (на
время) защищенный вид. Не-Я конкретизируется в образе про-
тивоположного пола. Это очень важный момент постоянства,
обеспечивающий относительную стабильность этого периода
развития, нарушаемую присутствием взрослых людей, обусловленно относящихся
к ребенку. Такими взрослыми являются
соседи, присутствующие в психологическом пространстве ре-
бенка без всякого его согласия-несогласия на это; такими
взрослыми являются все учителя, по своему профессиональному
статусу имеющие право воздействовать на Я-концепцию ребен-
ка. (Достаточно в этом смысле вспомнить факт, что большин-
ство вариантов затруднений в освоении чтения в начальной школе связаны с
проявлениями Я-концепции ребенка.)
Думаю, что та дифференциация чувств, которую пережи-
вает ребенок по отношению к людям - своим и чужим - свя-
зана с необходимостью фиксации своего Я как самодостаточ-
ного, то есть обладающего способностью к самовосстановлению. Говоря иначе,
ребенку надо как бы стать психотерапевтом для самого себя, чтобы переживать
ценность своего существования. Это проявляется в той диалогичности сознания,
которая позволяет Я существовать как динамической, а не
статичной структуре. Способность Я к самовосстановлению,
к самосохранению под воздействием других людей - явление
15 Г. С. Абрамова
449
загадочное и почти совсем не изученное. Можно только пред-
полагать, что удерживает пяти-семилетнего ребенка от безусловного подчинения
другим людям, далеко не всегда реализующим по отношению к нему
нравственные и гуманистические принципы.
Сегодня психологи пытаются говорить о силе Я человека,
выделяя параметры этой силы: ответственность, положительное
мнение о себе, вера в свои силы, целеустремленность, самостоя-
тельность и тому подобное. Мне хотелось бы попробовать опи-
сать проявление силы Я детей пяти-семи лет в бытовом понятии
терпения. Оно может рассматриваться как способность ребенка
выдержать напряжение, связанное с изменением времени и степени достижения
цели. Думаю, что именно оно является в пол-
ной мере отражением тех изменений, которые происходят в
чувствах детей: дифференцированные чувства начинают выра-
жаться в слове, амбивалентность становится существенным
свойством чувств, ведь именно в этом возрасте ребенок может
сформулировать с полным сознанием: «Мама, я не люблю тебя
такую» или «Мама, я тебя не люблю». (Не будем пока обсуждать состояние мамы,
услышавшей такое.)
Факты выражения амбивалентного отношения к близким
людям показывают, что оно уже опосредуется весьма содержа-
тельной Я-концепцией и концепцией другого человека, позво-
ляющей дифференцировать и классифицировать отношения,
проявляемые как самим ребенком, так и другим человеком.
Заслуживает внимания тот факт, что самый юный возраст самоубийств,
зафиксированный статистикой, падает именно
на этот возраст. Как известно, одним из переживаний, тол-
кающих человека к самоубийству, является переживание экзи-
стенциальной пустоты. В этом возрасте для ребенка возникает
много предпосылок именно для этого переживания, о них мы
уже говорили выше. Важнейшая из них - динамичность Я,
автономность, которая позволяет справляться с амбивалентностью чувств и
проявлением в жизни ребенка людей, обу-
словленно относящихся к его существованию.
В ходе экспериментов над собственным телом, в диалоге с
не-Я ребенок осваивает свои проявления как существа живо-
го, могущего самовоздействовать на разные свои качества, в том числе и на жизнь
в целом. Сила Я ребенка проявляется в
диапазоне этого самовоздействия. Еще раз воспользуюсь опи-
санием Ю.Боргена, аналоги которого вижу во множестве
фактов мучительного непонимания взрослыми своих подрас-
тающих детей: «Он почувствовал смутное удовольствие, отто-
го что добрался как бы до последнего слоя истины. Вся ра-
450
aocib угасла в нем, зато он почувствовал в душе прочный и
твердый камень, угловатый и острый, - надежная опора, на
которую можно опираться вечно... Это был маленький твер-
дый камень с острыми краями, как раз такой, какой надо
иметь внутри себя, - точка опоры и в то же время оружие...»
Это писатель передал за ребенка переживание силы и авто-
номности собственного Я, сами дети редко могут выразить
чувство космического одиночества и заброшенности, которые
они испытывают в этом возрасте, разве что немногие из них
скажут об этом в стихах, большинство же удивит (быть мо-
жет) взрослых вопросом о любви, побегом из дома после пус-
тякового наказания, неожиданной задумчивостью или жела-
нием побыть одному.
Где-то здесь, в этих переживаниях, истоки начального мо-
рального развития, так как именно в них сталкиваются идеаль-
ная реальность Я-концепции и концепции другого человека с
их бытовым проявлением, персонифицированным чужими и
своими людьми. Открыв для себя относительную независи-
мость этих реалий, ребенок становится остро чувствителен к
правде и «понарошку», иногда это выглядит даже как навязчи-
вость «по правде» или «понарошку». Решение этого вопроса
вводит ребенка в мир подтекста, многозначности не игровой, а
жизненной. Если в игре эта искусственность (нарочитость) вос-
принимается ребенком как естественная (кукла - дочка, листи-
ки травы - салат и тому подобное), то в жизни, во «всамде-
лишной» жизни он очень трудно переживает потерю доверия к
искренности взрослых. Относительность правды вызывает у
ребенка очень сильные переживания, в острых случаях рож-
дающие страх перед другим человеком и недоверие, которые
маскируются под «заигрывание» или застенчивость, мешающие
нормальному общению, деформирующие силу Я.
Сохранению целостного мира отношений с другими людь-
ми, где подтекст находит свое действительное место, по-
видимому, способствует овладение ребенком нравственными
и этическими категориями, особенно категориями Добра и
Зла. Недаром во все времена детям рассказывали сказки, где
борьба между этими метафизическими силами заканчивалась
торжеством добра. Современный ребенок встречается с про-
явлением этих метафизических сил в виде разных средств воз-
действия: кино, театр, телевидение, видеопродукция, музыка,
книги, компьютерные программы, живопись и прочее. Его
собственное глобальное нравственное чувство, основанное на
переживании себя как человека и других людей как людей,
подвергается серьезным испытаниям при общении со взрос-
451