Файл: Абрамова Г.С. - Возрастная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 9998

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Период подготовки и организации конкретных операций
(2-11 лет).

 Он начинается с первых, еще очень простых, сим-

волизаций и кончается появлением формального мышления. В
нем выделяются два подпериода, которые в свою очередь
делятся на несколько стадий. В подпериод дооперациональ-

267


background image

 ных представлений (2-7 лет) ребенок делает свои первые
неумелые попытки овладеть миром символов.
Подпериод иногда делится Ж.Пиаже на три стадии: 1) ис-
токи репрезентативного мышления (2-4 года); 2) простые
представления, или интуиции (4 года-5,5 лет); 3) расчлененные
представления, или интуиции (5,5-7 лет). Подпериод кон-
кретных операций (7-11 лет) характеризуется стабилизацией
в понятийной организации ребенком представлений об окру-
жающей среде, она закрепляется с помощью познавательных
структур - группировок. Наблюдателю в этот период стано-
вится очевидным, что у ребенка имеются достаточно устойчи-
вые и упорядоченные основы понятий, которые он применяет
для познания окружающего мира. Образное мышление разви-
вается в полной мере, оно включает в себя все свойства пре-
дыдущей стадии: конкретность, необратимость, эгоцентризм,
анимизм, предпонятия, трансдуктивные рассуждения. Однако
по мере установления уравновешенных структур мир пред-
ставлений приобретает устойчивость, связность, упорядочен-
ность. Объект приобретает для ребенка неизменность благо-
даря приобретению равновесия, которое обеспечивает сохра-
нение количества, веса, объема, длины, площади и прочего.

Период формальных операций (11-15 лет).

 Происходит по-

следняя реорганизация структур интеллекта, появляются
структуры, подобные группам и решеткам (в понятиях логи-
ческой алгебры). Подросток может уже успешно действовать
в отношении не только окружающей его реальной действи-
тельности (как это было раньше), но и в отношении мира
абстракций, выраженных в виде слов.
По мнению Ж.Пиаже этот вид познания свойствен и взрос-
лому, так как последний оперирует именно этими структура-
ми, когда размышляет логически и абстрактно. Кульминаци-
ей этого периода является уравновешивание внутренних опе-
раций с символами и представлениями. Образное мышление
становится гипотетико-дедуктивным, ориентируется на по-
тенциально возможное как на основную посылку в построе-
нии суждения, тогда как реальная действительность становит-
ся посылкой подчиненной. Интеллектуальные структуры,
которые обслуживают это познавательное поведение, говоря
словами Ж.Пиаже, не группировки, а решетки и группы, на-
пример группа с четырьмя преобразованиями и решетка всех
мыслимых комбинаций. Ребенок научается решать множество
задач, предполагающих не только настоящее время, но и со-


background image

отнесение всех возможных времен (прошлого - настоящего -
будущего) как своей жизни, так и жизни других людей и ис-

268

пользование не только реальных, но и потенциально возмож-
ных свойств предметов.
Остановимся подробнее на характеристике каждого пе-
риода. Сенсомоторный период был описан Ж.Пиаже на осно-
ве анализа фактов, полученных путем тщательного, длитель-
ного, систематического наблюдения (лонгитюдного) за разви-
тием своих детей. Рефлексы, имеющиеся у ребенка при рожде-
нии, он рассматривает как основу сенсомоторного интеллек-
та. Через сосание, глотание, крик, движения тела ребенок-
младенец соприкасается с окружающей средой, и сами реф-
лексы постепенно становятся преобразованными в сложные
формы поведения. Хотя они, по мнению Ж.Пиаже, несут и
сохраняют в себе зачатки инвариантных функций-организа-
ций, ассимиляции и аккомодации, которые затем сохраняются
как функциональные постоянные (константы) на протяжении
всего развития. Можно попробовать описать содержание этой
стадии развития познавательного поведения следующим об-
разом, выделяя общие элементы для всех стадий этого перио-
да: эгоцентрическая позиция младенца проявляется в его на-
блюдении за беспорядочной массой раздражителей, он еще не
имеет возможности воздействовать на вещи и сопоставлять,
соотносить свои действия с вещами, на которые они направ-
лены. Через развитие способности направлять движения сво-
их рук младенец начинает входить в окружающую его незна-
комую среду, через эти действия рук он впервые получает воз-
можность установить наличие простых связей между своими
действиями и свойствами окружающей среды. Появившиеся
движения (изнутри - наружу) открывают для его познания
большие возможности, связанные с постепенной дифферен-
циацией себя и остального мира.
В последующем происходит появление не только пережи-
ваний Я-предмет, но и переживание отношений предметы-
предметы. Сначала это отношение связано с контекстом соб-
ственных действий, но постепенно разделяются два контекста -
собственных действий и связей предметов друг с другом. Через
расхождения первоначального намерения и конечной цели
(того, что на самом деле получилось) несоответствие между
собственным Я и всем остальным миром начинает увеличи-
ваться и переживаться как наличие особых действий, устанав-


background image

ливающих связь Я с предметом. Это приводит к появлению
волнующего момента в развитии сенсомоторного интеллекта -
предметы становятся для ребенка самостоятельными образо-
ваниями, которым можно подражать, которые можно вклю-
чать в свои игровые схемы, соотносить между собой во вре-

269


background image

 мени и пространстве на основе причинно-следственных свя-
зей. Собственное Я начинает рассматриваться как отдельный
предмет, с которым тоже можно что-то делать; эти достиже-
ния ребенка увеличиваются за счет развивающейся символи-
зации. Она и становится важнейшим средством в следующем
периоде развития познавательного поведения.
Изучение дооперационального мышления было проведено
Ж.Пиаже особенно досконально и тщательно, с применением
кроме наблюдения интервью (в разнообразных вариантах, о
которых говорилось выше). В этом периоде ребенок превра-
щается в человека, оперирующего представлениями. Представ-
ления дают возможность различать обозначение от обозна-
чаемого. Ж.Пиаже называет символической функцией обоб-
щенную способность человека к осуществлению такого раз-
личения и к выполнению действия замещения. Образное мыш-
ление, благодаря способности к символизации, обладает по-
тенциальными возможностями целостного видения во внут-
реннем плане всей последовательности событий. Это мышле-
ние обладает не только действенным характером, но и созер-
цательно-действенным, то есть оно способно уже отражать
организацию самих умственных действий, с помощью кото-
рых происходит познание, а не только регистрировать преоб-
разования предмета. Образное мышление освобождается от
конкретной действительности и создает условия для манипу-
лирования символическими образованиями, которые могут
иметь предельно абстрактный характер.
Но сенсомоторный интеллект предполагает оперирование
с отдельными аспектами действительности, поэтому имеет
характер частного действия, индивидуального события.
Понятийный же интеллект становится социализированным
благодаря применению системы символов, общих для всех
людей данной культуры.
По мнению Ж.Пиаже, символическая функция представля-
ет собой самое общее и основное приобретение, обеспечи-
вающее в дальнейшем овладение личными символами и соци-
альными знаками, к числу которых в первую очередь отно-
сится язык.
На дооперациональном уровне ребенок сохраняет такой
же эгоцентризм в отношении представлений, какой отличал
новорожденного в отношении к сенсомоторным действиям.
Ребенок проявляет свою неспособность встать на точку зре-
ния другого человека, то есть отнестись к своей собственной