ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 8719

Скачиваний: 49

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Лекция 6.

 И

СЕКСУАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНЫЕ СЕКТЫ

"Если бы люди были треугольными,

то и их бог был бы треугольником".

В.И. Ленин

6.1. Натуризм и нудизм

Натуризм основан на практике полной обнаженности человеческо-

го тела в обычных условиях, в том числе и в быту, но чаще всего он

встречается в дни отдыха.

На XIV Международном конгрессе национальных федераций нату-

ризма, прошедшем на натуристском курорте "Cap

 (Франция),

делегатами стран участниц 8 августа 1974 года было принято следую-

щее определение натуризма:

«Натуризм - это образ жизни в гармонии с природой, внешним

проявлением которого является обнаженность людей в обществе, с
целью создания благоприятных условий для уважения человеком
самого себя, других людей  окружающей

ЭКСГИБИЦИОНИСТАМ

И ХАНЖАМ

НАХОДИТЬСЯ В МЕСТАХ

НАТУРИСТОВ!

Таким образом, под натуризмом (от лат. natura - природа) можно

понимать стремление людей к максимальному приближению к приро-

де путем слияния с ней духа и тела для их укрепления и оздоровления,

для реальной реализации равноправия. Натуристы пребывают среди

природы обнаженными,

что сближает их с нуди-

стами (от лат. nudus -

голый, нагой). Нату-

ризм, как правило, не-

разрывно связан с ну-

дизмом, т. е. времяпро-

вождением в обнажен-

ном виде на пляжах, но

нудизм - более широко

распространенное явле-

ние, чем натуризм, сре-

ди нудистов нередко ока-

зываются случайные
люди, ищущие новых

ощущений. От нудистов

Плакат неизвестного автора

169


background image

следует отличать религиозных сектантов натуристской направленнос-

ти - адамитов, джайнов, а также последователей различных языче-

ских культов.

Сакральное значение наготы

Для наших древних

 ж

Сакральный - священный, относя-
щийся к религиозному культу и ритуа-

лу, обрядовый.

шественников и

 сред-

невековья обнажение

вполне естественным явлени-

ем, например, в Древней Руси

ещё в XVI веке общественные

городские бани были общими для мужчин и женщин без какого-либо

разграничения по половому признаку. Под влиянием христианских

религиозных воззрений, особенно с XVIII века, общественным созна-

нием в западном мире постепенно овладела мысль о греховности и

недопустимости обнажения тела, получения сексуальных удоволь-

ствий-.

Понятно, что в условиях теп-

лого климата Африки и Западной

Азии люди могли вполне обходить-

ся без одежды, но обнажение име-

ло и культовое, сакральное значе-

ние во время разнообразных свя-

щенных церемоний. Приступая к

общению с божественными сила-

ми, люди снимали с себя одежду,

чему есть много свидетельств. Так,

например, общеизвестно требова-

Олимпийские игры.

 всех участ-

 керамика

 Олимпийских игр,

посвященных олимпийским богам. Это требование выполнялось отнюдь

не из-за опасений проникновения на игры женщин (в исключительных

случаях им дозволялось присутствовать на играх в качестве зрителей,

но тоже обнаженными), а именно из-за сакрального характера игр. Лишь

в 393 г. н. э. император Теодосиум, будучи христи-

анином, запретил Олимпийские игры как языче-

ские.

Обычаи, которые требовали непременного об-

нажения участников, отмечены у большинства на-

родов мира, в том числе у славян в процессе вы-

полнения языческих обрядов и во время языче-

ских праздников. А из обрядов, исчезнувших лишь

в недавнем прошлом, можно вспомнить, напри-

мер, пропахивание земли вокруг селения, кото-

рое совершали при внешней угрозе (приближении

эпидемии и т. п.) обнаженные женщины. Ночью

170

Религиозный символ

джайнов


background image

Современный джайн

они впрягались в плуг и трижды обходили

село кругом. Этот обычай бытовал по всей
Европе, в том числе и у русских, вплоть до

XIX века.

Еще Диоген Лаэртский упоминает гим-

нософистов - индийских аскетов, отказав-
шихся от ношения одежды по религиозным
мотивам. Но до сих пор на улицах городов
современной Индии можно увидеть свобод-
но передвигающихся (или отдыхающих) со-
вершенно обнаженных людей - дигамбаров
("одетых светом", "воздухом"), являющих-
ся наиболее ортодоксальной частью джай-
нов - сторонников учения Махавиры, пос-
ледователи наиболее мирной на земле рели-
гии, проповедующей непричинение зла жи-
вым существам, верующие в непрерывный
процесс переселения душ и перевоплощения
людей в новом качестве. На рот они надева-
ют повязки, чтобы случайно не проглотить летающее насекомое, т. е.
не лишить его жизни. В руках у них можно увидеть небольшие мете-

лочки, которыми они сметают в сторону с пути своего движения насе-
комых, чтобы случайно не раздавить их. Дело в том, что доктрины Ма-
хавиры (проповедника джайнизма) очень похожи на буддистские и ин-
дуистские. Джайны верят, что, когда тело человека умирает, его душа
остается живой и переходит в другое существо (не обязательно челове-
ческое). Освобождение от бренного мира у них выражается, среди про-

чего, и в отказе от одежды, так как одежда -
символ самых жестких запретов человече-
ства, а снятие ее символизирует свободу и
непривязанность к миру материи. Власти
многорелигиозной и многонациональной
Индии, уважая религиозные чувства джай-
нов, не препятствуют столь своеобразному
сакральному натуризму. Полисмен, увидев
прилегшего на отдых возле дороги обнажен-
ного джайна, подойдет к нему с целью пре-
дотвращения наезда на него, пока он отды-
хает.

Джайны также верят в карму - доктри-

ну, утверждающую, что этические послед-

ствия действия сильно влияют на будущее
человека. Главной целью джайнистской ре-
лигии является стремление снять накопив-

 джайнизма -

 шийся груз вины с души и таким образом

Махавира

 очистить ее. В частности, как учил Махави-

171


background image

 этого можно достичь, отказавшись от чувственных удовольствий.

Джайнистские монахи особенно практиковали жесткий аскетизм. Нуж-
но отметить, что активное голодание до смертельного исхода всегда
считалось особенно похвальным.

История натуризма и современность

Натуризм как порыв к сближению с природой, попытка освобожде-

ния от "буржуазной" морали и ханжеских норм зародился в противо-
вес нажиму пуритан в среде революционно и нигилистически настроен-
ной студенческой молодежи в Германии на рубеже XIX и XX веков.
Именно тогда Генрих Пудор издал две книги по теории нудизма - "На-
гие люди. Ликование будущего"
и "Культ наготы". В них содер-
жались идеи воспитания гармо-
нично духовно и телесно разви-

того совершенного человека
нордической расы, а сам нату-
ризм тогда назывался свобод-
ным культуризмом. Позже
встречались названия нудокуль-
туризм и нудонацизм (идеи на-
туризма, несмотря на их изна-
чальный пацифизм, были попу-
лярны в офицерской среде).

Вслед за названными книга-

Члены клуба натуристов.

Германия, начало XX века

ми появилось сочинение Рихарда

 "Нагота". Он же осно-

вал первое нудистское общество "Тифаль". Члены общества строго при-
держивались вегетарианства, отказались от курения и употребления
алкоголя, интенсивно занимались гимнастикой; они были убеждены,
что нудизм - это способ людей открыться миру, освободиться

и всяческого рода из-
вращений, порожден-
ных уклонением чело-
века от природы и по-
давлением его есте-
ственных потребнос-
тей. Возле Гамбурга
нудисты приобрели
участок земли, осно-
вав там первую в мире
нудистскую базу отды-
ха. Вскоре были созда-
ны общественные
организации нудистов
в Берлине (1910 г.)

Шествие нудистов

 Штутгарте

 г.).

172


background image

Массовая акция нудистов

Вообще движение за пра-

во быть обнаженным оказа-

лось тесным образом перепле-

тено со стремлением молоде-

жи к реформаторским преоб-

разованиям, которые вскоре

и последовали, резко изменив

за XX столетие облик запад-

ной цивилизации. После вол-

ны европейских революций

суровые викторианские нра-

вы отступили, да и среди ну-

дистов они стали менее суро-

выми относительно запретов

на мясо, требований усилен-

ных занятий физическими упражнениями. С 1920-х годов нудизм стре-

мительно распространился по миру. Национальные федерации и обще-

ства нудистов были созданы в ряде стран Европы, в США, Канаде, Но-

вой Зеландии. Они обзавелись собственными или арендованными пля-

жами, целыми островами, клубами для круглогодичного общения.

Большой вклад в развитие нудизма в Скандинавии внес датчанин

Сорен Соренсен, который еще в 1936 г. на купленном им на одном из

островов близ Копенгагена участке земли создал маленький нудист-

ский рай. В тот же период им совместно с женой был основан первый в

Скандинавии нудистский клуб "Солнечный спорт Севера". В него вхо-

дили нудисты со всей Скандинавии.

Французский нудизм как движение был основан братьями-врача-

ми Гастоном и Андре Дюрвилями. Они стали издавать журнал "Жить

мудро", основали нудистский курорт "Гелиополис", создали Институт

натуризма. Началось широкое применение гидротерапии и гелиотера-

пии - лечения солнечными ваннами. С 1944 г. началась история "клу-

бов солнца", система организованного нудистского отдыха и связанно-

го с этим нудистского бизнеса,

постепенно разросшегося во все-

мирную индустрию голого досу-

га.

Американские нудисты ве-

дут отсчет своего движения с

1929 г. Тогда в день труда 3 сен-

тября в районе Нью-Йорка под

эгидой американской лиги фи-

зической культуры была про-

ведена первая конференция ну-

дистов. Ключевую роль в ее со-

зыве сыграл немецкий эмигрант

Курт Бартель. Его сторонникам

Рабочий полдень в Донбассе.

А.Дейнека

173