ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 8236

Скачиваний: 48

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

формации под влиянием внешних (со стороны социального окружения)

или внутренних (заболевания) факторов, либо находится в состоянии

крайней дисгармонии с остальными сферами личности. Еще В. Райх

подметил, что извращение сексуальности, развитие асоциальности яв-

ляются результатом репрессий со стороны взрослых по отношению к

проявлениям сексуальности ребенка. В этом смысле сексуальность сле-

дует рассматривать как недифференцированную силу, находящую вы-

ход в формах, определяемых психосоциальными и этнокультуральны-

ми факторами, при этом чем примитивнее популяция, тем она плодо-

витее. Последнее определяется биологической стратегией выживания

этноса при высоком уровне детской смертности.

Сексуальность является биологической ос-

новой социальной активности, направленной не

только непосредственно на сексуальное удовлет-

ворение, но и на повышение качества жизни,

продление самой жизни, обусловливает многие

другие формы поведения, принятие решений,

хотя они и не приводят к сексуальным контак-

там.

Сексуальность - один из основных двига-

телей познания, начинающий работать с рож-

дения, с познания материнской груди и удо-

вольствия от процесса ее сосания. По 3. Фрэй-

ду, "влечение к познанию у детей поразитель-

но рано и неожиданно интенсивным образом

останавливается на сексуальных проблемах,

даже пробуждается ими". Предпринимаемое

ребенком сексуальное исследование в раннем

детском периоде возникает из практических

интересов, в первую очередь из-за страха поте-

рять любовь родителей с появлением нового

ребенка. Вот почему возникает всегда один и

тот же самый первый "неудобный" вопрос: от-

куда берутся дети? Неумение и нежелание ро-

дителей отвечать на подобные вопросы ведут к первому шагу, отчуж-

дающему ребенка от лиц, которым он ранее полностью доверял, к са-

мостоятельному исследованию мира вначале в одиночестве, потом с

помощью друзей.

Сексуальность объединяет людей друг с другом и формирует мно-

гомерную совместную жизнь людей. При этом сексуальные контакты

следует рассматривать как реализацию человеческого стремления к

выходу за пределы своей индивидуальности, возможность влияния

на окружающий мир и своего партнера. Трудности в создании психо-

эмоциональной связи с другим человеком являются причиной сексу-

альных расстройств и межчеловеческих конфликтов на сексуальной

почве.

Мальчик, несущий

гирлянду жизни.

Hugo

(Finland, 1873-1917)

24


background image

Существуют несколько концепций сексуальности:

1. Узкая, трактующая сексуальность как источник напряжения

и чувственной разрядки.

2.

 по которой сексуальность - источник удовлетво-

ренности в связи с удовлетворением других психических по-

требностей.

3. Глобальная, трактующая сексуальность в категориях редук-

ции сексуального напряжения, удовлетворения несексуаль-

ных потребностей и создания межличностных связей с други-

ми

Различают три подхода к проблемам сексуальности:

. Биологический

Здоровое функционирование организма человека применительно к

сексуальным потребностям касается его оптимального поведения с це-

лью самосохранения, т. е. сохранения своего физического, психическо-

го и социального благополучия.

Психосексуальная напряженность, периодически возникающая в

организме, может быть

 либо легко устранена при

правильном ее распознавании, при осознании своих сексуальных по-

требностей, умении направить их в конструктивное русло. Конкретиза-

ция собственной сексуальной потребности заключается в том, что по мере

приобретения сексуального опыта человек отказывается от неэффектив-

ных способов сексуального поведения в пользу дающих удовлетворение

и психосоматическое благополучие, хотя они могут быть и девиантны-

 неприемлемыми большинством членов конкретного общества.

Социализация сексуальной потребности выражается в подчинении

характера сексуального поведения иерархии ценностей, принятых в

данном обществе. Сексуальная социализация, начинающаяся еще в

детстве, крайне важна. С ее помощью даже маргинальные сексуальные

потребности могут быть удовлетворены без каких-либо потерь как для

общества, так и для индивида.

Всё относительно, поэтому здесь уместно следующее сравнение: муж-

чинам недопустимо входить в христианскую церковь в головном уборе

и босиком, в то же самое время аналогично недопустимо, чтобы мужчи-

на вошел в мечеть в обуви и с непокрытой головой.

Далее следует особо указать на решающее отличие сексуальной

мотивации от сексуального поведения. По К. Имелинскому, различ-

ные проявления сексуальности, например, гетеро- или гомосексуаль-

ное поведение, особые сексуальные предпочтения и вкусы или разные

сексуальные девиация могут быть различным выражением одного и

того же сексуального мотивационного состояния.

25


background image

Thomas

(1844-1916). U.SA.

Сексуальная мотивация обусловлена:

1) с одной стороны, психофизиологическим состоянием организма;

2) с другой стороны, процессом научения и индивидуальным сексу-

альным

Однако существуют различные формы сексуального поведения, обус-

ловленные несексуальной мотивацией, например, половой контакт как

средство самоутверждения, унижения партнера, мести, заработка.

Стимуляция и оргазм в свете

теории обучения действуют как

подкрепляющие факторы и уси-

ливают тенденцию к поиску воз-

буждающих ситуаций, которые

могут предоставить данные пере-

живания. Эти возбуждающие си-

туации могут быть приемлемыми

обществом либо нет. Чем более

часты сексуальные переживания,

начиная с раннего детства, чем с

большим удовольствием и бес-

конфликтностью они протекают

и чем более терпимо к ним обще-

ство, тем выраженнее становится

сексуальная мотивация, т. е. воз-

растает уровень полового влечения в результате вторичной мотивации.

У человека с момента его рождения имеются нейрофизиологиче-

ские механизмы, необходимые для сексуальных реакций. Однако даль-

нейшее развитие сексуальности происходит под влиянием средовых

факторов (в первую очередь, характера и качества питания, условий

жизни, социального окружения). Но "воспитание лишь дополняет био-

логически предопределенное, придает ему более четкое и глубокое вы-

ражение" (3. Фрэйд).

На развитие сексуальности большое влияние оказывают также

несексуальные черты личности,

 прежде всего потому, что в процессе

ее развития они возникают раньше. Именно на них наслаивается резко

возрастающая в период полового созревания та или иная сексуальная

потребность. Асоциальные черты личности соответствующим образом

влияют и на наслаивающуюся на них сексуальность, вплоть до посте-

пенной кристаллизации деструктивной сексуальной потребности. В

зависимости от того, какие нравственные ценности заложены в лич-

ность, на которые наслаиваются сексуальные потребности, а также

какой уровень социальной агрессии и способности ее ограничивать

выработан в индивидууме, человек ведет себя в сексуальной жизни тем

или иным образом.

Следует отметить, что, безусловно, высшим этапом развития сексу-

альности человека в процессе эволюции является возникновение эро-

тической любви, что отличает человека от животных и отдаляет от меж-


background image

видовых зоофильных сексуальных контактов, ранее весьма распрост-
раненных, так как в ее основе лежит интеллект. Способность к ней,
несомненно, обусловлена биологически, но психосоциальные и этно-
культуральные влияния могут основательно изменить формы ее про-

явления.

Сексуальность - проявление и показатель здоровья, неотъемлемая

сторона здоровья, способная сохраняться до глубокой старости. Сохран-
ность сексуальных функций в пожилом возрасте зависит от следую-
щих факторов:

 от интеллектуальной активности;
 от уровня материального благосостояния, повышающего каче-

ство жизни;

 от сексуальной активности человека в более молодом возрасте;
 от общего состояния психического и соматического здоровья.

У людей с низкой сексуальной и интеллектуальной активностью в

молодом возрасте сексуальные потребности обычно исчезают раньше,
чем у людей с противоположными качествами личности.

Процесс индивидуального научения, в том числе и по типу импри-

тинга (запечатлевания в подсознании впервые увиденного, эмоциональ-
но значимого), является основным, но не единственным элементом,
формирующим чувство половой принадлежности, половую роль, сексу-
альные предпочтения и формы поведения, а также выраженность сек-
суальной мотивации. Здесь, несомненно, необходимо положительное,
корректирующее влияние научного полового просвещения, практиче-
ски полностью отсутствующего в нашей стране, данного "на откуп" дво-
ровых "просветителей" и низкопробных СМИ.

Например, у неопытных мо-

лодых людей с выработанными
в процессе воспитания негатив-
ными установками по отноше-
нию к сексуальности, к её не
только отклонениям, но даже
нормативным проявлениям, эмо-
циональное напряжение, возни-
кающее под влиянием сексуаль-
ного раздражителя (обусловли-
вающего сексуальное возбужде-
ние на биологическом уровне),
может неверно восприниматься
не как сексуальное напряжение,
которое необходимо направить

 Подростковая агрессия

по конструктивному пути, а как отрицательное эмоциональное напря-
жение, иногда находящее выход в виде любых агрессивных действий,
для которых подходящим оказывается любой повод. Отсюда и высо-
кий уровень сексизма (дискриминации по признаку отклонения от сек-
суальных стереотипов большинства).

27


background image

При этом человек, как правило, не осознает причин подобных аг-

рессивных реакций, в связи с чем и пытается их рационализировать

различным образом (например, борьба "за чистоту рядов", борьба "за

Святую Русь", борьба с "извращенцами" и т. д.). Таким образом, реали-

зуется и "чувство вины" за собственные, смутно ощущаемые "не те"

сексуальные потребности или реально совершенные сексуальные дей-

ствия, входящие в противоречие с выработанными сексуальными сте-

реотипами, которые связаны, как правило, с различными обществен-

ными обычаями и традициями, передаваемыми последующим поколе-

ниям.

На формирование и проявление общественной и индивидуальной

сексуальности огромное влияние оказывают обычаи и традиции конк-

ретного общества.

Обычай

 - это общепризнанная норма поведения в рамках конкрет-

ной культуры, одобряемая и воспроизводимая действиями большин-

ства членов конкретного общества.

Традиция

 - это прочно установившаяся, унаследованная от пред-

шествующих поколений и поддерживаемая силой общественного мне-

ния форма поведения людей и их взаимоотношений, в которой разви-

вается человеческая культура.

Традиции и обычаи играют важную роль в материальной и духов-

ной жизни народа, в обеспечении преемственности поколений, в гармо-

ничном развитии общества и личности.

Некоторые проявления сексуальности благодаря установившимся

традициям в одном обществе могут строго наказываться, вплоть до смер-

ти, а в другом обществе они вполне приемлемы и даже кажутся необхо-

димыми, являются неотъемлемой частью культовых обрядов, ритуа-

лов, поощряются обществом. Каждая

культура оказывает регулирующее вли-

яние на сексуальное поведение людей

как вне брака, так и в брачных отноше-

ниях.

Ритуально-обрядовая сторона сек-

суальности используется не только в

семейно-бытовых традициях практи-

чески каждого общества, но и при иных

проявлениях общественной жизни. На-

пример, при инициации мальчиков и

девочек; для определения места в со-

циальной иерархии в относительно

примитивных малых обществах, в об-

ществах уголовников, подростков

молодых людей, длительное время пре-

бывающих в относительно замкнутых

однополых коллективах (армия, флот,

военные училища и т. п.), а также при

Барельеф храма Кхаджурахо.

Центральная Индия,

X-XI вв. н. э.