ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 8664
Скачиваний: 49
садомазохистских способах полового удовлетворения, при иных по-
добных действиях.
В истории человечества отношения между полами обычно склады-
вались постепенно. Сексуальные обычаи постепенно становились всё
более ритуализованными. Распространение разных религиозных тече-
ний вводило новые элементы в сексуальную жизнь: табу, указания,
запреты, религиозную символику, определение роли полов. Постепен-
но физиология и психология секса стали связываться с культурными
традициями и религиозным мировоззрением.
Система традиций и обычаев сохраняет накопленный в предшеству-
ющих поколениях опыт и способствует развитию общества. Сами же
традиции и обычаи имеют свойства постепенно изменяться, к тому же с
течением времени благодаря общественному развитию появляются но-
вые традиции и обычаи. Они включаются в регуляцию морально-нрав-
ственных устоев, общественной деятельности и норм поведения, в том
числе и сексуального поведения.
Поэтому сексуальное поведение не является чем-то застывшим на
века. То, что было характерно для конкретных историко-культураль-
ных рамок существования конкретного общества, будет значимо отли-
чаться от функционирования этого же общества в иное историческое
время. Поэтому нельзя механистично переносить данные научных ис-
следований с одного общества на другое, даже в пределах одной и той
же страны. Можно лишь сравнивать, неизменно обнаруживая какие-
то определенные закономерности.
Сексуальная культура, связанное с ней искусство, идеалы красоты,
брачные или внебрачные отношения и прочее не могут развиваться вне
конкретного этноса и исповедуемой религии. Именно они оказывают
на сексуальность огромное влияние, угнетая или освобождая проявле-
ния сексуальных чувств в тех или иных формах, иногда уникальных,
присущих только конкретному обществу. Кроме того, существующая
политическая система также оказывает на сексуальность свое влия-
ние, что хорошо видно на примере России XX-XXI веков, пережившей
за это время две сексуальные революции.
Коренные социально-экономические преобразования всегда рево-
люционизируют сексуальность, а политические репрессии угнетают не
только дух людей, но и связанную с этим духом сексуальность. Напри-
мер, в XX веке в России произошли две сексуальные революции - в
начале и в конце века, да и во времена сталинских репрессий, хрущев-
ской "оттепели" и последующих времен правления Л.И. Брежнева сек-
суальность людей изменялась коренным образом. Материальное бла-
госостояние людей также увеличивает не только их уровень жизни, но
напрямую связано с качеством здоровья, в том числе и сексуального.
Лефф, американский психиатр и культуролог, считает, что
культура оказывает большое влияние на восприятие и передачу эмо-
ций. Доказательством тому служит взаимосвязь между языком и ощу-
щениями. Область слов, касающихся данного понятия, весьма различ-
29
на, и вытекает это из образцов, установок данной культуры. Например,
саамы имеют богатый словарь, определяющий типы снега, а у европей-
цев такой словарь очень мал. Подобным образом и словарный запас,
относящийся к сексу, больше у французов, чем у германцев, у сторон-
ников даосизма он богаче по сравнению с буддистами и т. д. К тому же
в рамках одного языка, одной и той же культуры существует несколь-
ко вариантов специфических сленгов, используемых различными суб-
культурами. Да и способы мышления различаются не только между
представителями разных обществ, но и между различными слоями в
одном большом обществе.
Представители разных культур в целом отличаются и по проявле-
нию эмоций. Итальянцам свойственны более живые эмоциональные
реакции, чем ирландцам, а афро-американцам - более живые, чем анг-
лосаксам. По внешнему виду у китайца трудно обнаружить агрессив-
ную реакцию, а у арабов легко. Французы в целом более откровенны и
экспрессивны, чем англичане и т. д.
Влияние культуры особенно наглядно проступает в критериях кра-
соты, ценностной градации некоторых чувств. Например, в некоторых
обществах идеалом красоты признается очень полный мужчина, неред-
ко это распространяется и на женщину. Однако в других обществах мы
видим идеализацию противоположных признаков внешности. Даже в
одной и той же стране представления о красоте существенно изменяются
с течением времени. Существуют и весьма своеобразные, даже экзотичес-
кие представления о красоте. Так, женщины в Бирме искусственно уве-
личивают длину шеи с помощью металлических обручей, которые они
будут вынуждены носить на шее всю свою жизнь, иначе нефизиологи-
ческое удлинение шеи приведет к травме шейного отдела спинного мозга
и наступлению смерти.
Не ослабевающий интерес
человека к сексуальности, на-
чинающийся с раннего детства,
вызван не только биологиче-
скими потребностями, но и
мало осознанным стремлением
к самопознанию и самосовер-
шенствованию.
удовлетворять в общении с
партнером свои биологические
потребности нередко позволяет
удовлетворять и потребности
духовного плана, приоткры-
вать свои души. Мощь сексу-
ального влечения к противопо-
ложному или своему полу столь сильна, что помогает людям через фи-
зическую близость обрести близость душевную. Обретение такой близо-
сти делает существование человека более комфортным, так как истека-
Два отрока (1954). Сальвадор Дали
30
ет из архаичной, подсознательной потребности в собственной безопас-
ности посредством партнерских взаимодействий.
Одной из основных особенностей человеческой сексуальности яв-
ляется то, что переживания, связанные с половым влечением и удов-
летворением, отделяются от изначально биологической цели - продол-
жения рода. Люди, как правило, предпринимают партнерские сексу-
альные взаимодействия не с целью продолжения рода. Либидо (поло-
вое влечение), по мнению академика
Кона, может быть средством
реализации следующих потребностей человека:
1. Релаксация, т. е. разрядка полового возбуждения. Это одна из
самых элементарных форм удовлетворения физиологической потреб-
ности личности, при которой практически безразличны качества парт-
нера. Достаточно часто для релаксации используется мастурбация.
2. Деторождение. В этом случае важен не столько процесс полово-
го акта, сколько его конечный результат. Такая осознанная потреб-
ность характерна для созревших для этого людей.
3. Получение удовольствия. Эта потребность выступает в качестве
самоцели в процессе сексуальных взаимодействий. Дополнительно здесь
используются игровые элементы секса, новизна, разнообразие, эроти-
ческая техника, дополнительные партнеры и т. д. При этом зачастую
нарушение сексуальной интимности, например, при групповом сексе, в
клубах соответствующей направленности, в людных местах и т. д., при-
водит к повышению остроты ощущений. Сексуальное удовлетворение
партнера рассматривается как средство усилить собственное наслажде-
ние, этакий эгоальтруизм.
4. Познание. Сексуальные действия в одиночку или взаимодействия
выполняются с познавательной целью. Все начинается с детских сек-
суальных игр еще в дошкольном возрасте.
5. Коммуникация. Сексуальные взаимодействия выступают как
основа психологической близости партнеров.
6. Самоутверждение. На первый план выступает потребность чело-
века проверить или доказать самому себе и другим, что он состоятелен
как мужчина или женщина, что он уже взрослый, способный "на под-
виги". Эта потребность наиболее характерна для подростков, юношей.
У взрослых данная потребность, как правило, связана с чувством не-
уверенности в себе, в собственной маскулинности.
7. Привычка.
Иногда те или иные сексуальные действия рассмат-
риваются как привычка, как определенный ритуал, выполнение кото-
рого становится для личности потребностью.
8. Компенсация - замена каких-либо других видов деятельности
или способов эмоционального удовлетворения. Сюда можно отнести
навязчивую мастурбацию у подростков или сексуальный комплекс,
называемый "донжуанизмом", который служит компенсацией беднос-
ти эмоциональной сферы личности. Характерной чертой компенсатор-
ной сексуальности является ее вынужденный характер и постоянная
неудовлетворенность ее результатами.
ЗА
Таким образом, тип реализации сексуаль-
ной потребности обусловлен субъективными
факторами личности, которые она удовлетво-
ряет. В зависимости от различных факторов
меняется форма реализации сексуальной по-
требности. Из этого вытекает вывод, что уни-
версальной нормы сексуальной жизни (ее ин-
тенсивности, проявлений, продолжительности
и т. д.) нет. Она меняется в зависимости от воз-
раста, пола, личностных особенностей, обус-
ловленных воспитанием, жизненным опытом
и другими факторами. Да и сама сексуальная
ориентация может в течение жизни изменить-
ся неоднократно, причем совершенно незави-
симо от желаний человека. То, что для одного
человека является нормой в сексуальной жиз-
ни, для другого представляется чем-то неесте-
ственным. Превратные представления о нор-
мах сексуальной жизни, бытующие среди лю-
дей, приводят к тому, что некоторые предпо-
лагают наличие у себя сексуальных расстройств, хотя таковые у них
отсутствуют.
В 1974 г. Всемирная организация здравоохранения в Женеве про-
вела встречу сексологов и экспертов в области здоровья. В результате в
следующем году был опубликован доклад "Образование и лечение че-
ловеческой сексуальности: обучение специалистов в области здоровья",
в котором среди прочего было дано и первое определение сексуального
здоровья:
Поцелуй (1900).
Сицилия
Сексуальное здоровье
-
это комплекс соматических, эмоциональных,
интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования
человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуни-
кабельность человека и его способность к любви, в основе которого
лежит право на информацию в области сексуальности и полового
просвещения, а также право на наслаждение.
та.
Концепция сексуального здоровья включает три основных элемен-
Способность человека к наслаждению и контролю сексуального
и репродуктивного поведения в соответствии с социальной и лич-
ной
2. Свобода от страха, стыда, чувства вины, ложных убеждений и
других психологических факторов, подавляющих сексуальные
реакции и ухудшающих сексуальное взаимодействие.
32
Этюд обнаженного юноши
(1837). ЖанИпполит
Фландрен (1809-1864)
3. Отсутствие органических расстройств, болезней и недостатков,
наносящих ущерб сексуальным и репродуктивным функциям.
Всемирная сексологическая ассоциа-
ция на международном конгрессе в Вален-
сии (1997) приняла специальную "Декла-
рацию сексуальных прав", где говорится,
что сексуальность - органическая часть
личности любого человеческого существа,
а сексуальные права принадлежат к чис-
лу фундаментальных и всеобщих прав
человека. К ним относятся:
• право на сексуальную свободу, ко-
торая включает возможность полностью
выразить свой сексуальный потенциал,
однако исключает все формы сексуально-
го принуждения, эксплуатации и злоупот-
ребления в любое время и в любых жиз-
ненных ситуациях;
• право на сексуальную автономию,
телесную неприкосновенность и безопасность;
• право на сексуальную интимность, чтобы никто не вторгался в
сексуальные решения и действия личности, если только они не нару-
шают прав других лиц;
• право на сексуальную справедливость и равенство, предполага-
ющее свободу от любой дискриминации;
• право на сексуальное удовольствие;
• право на эмоциональное самовыражение;
• право на свободное сексуальное общение, включая вступление в
брак, развод и создание других ответственных сексуальных отношений;
• право на свободный и ответственный репродуктивный выбор
(иметь или не иметь детей, пользоваться средствами контроля за рож-
даемостью и т. д.);
• право на сексуальную информацию, основанную на научных
• право на всеобъемлющее сексуальное образование;
• право на охрану сексуального здоровья.
* *
17-й Всемирный сексологический конгресс, состоявшийся в Монре-
але 10-15 июля 2005 г., решил переименовать Всемирную сексологи-
ческую ассоциацию (WAS) во Всемирную ассоциацию сексуального здо-
ровья и принял Монреальскую декларацию
"Сексуальное здоровье для
".
Участники конгресса ради достижения необходимого уровня здо-
ровья и реализации целей и задач, зафиксированных международны-
ми соглашениями, провозгласили:
33