ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 8690

Скачиваний: 49

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

В последнее время появилась и все более о себе заявляет БИОЭВО-

ЛЮЦИОННАЯ теория развития гомосексуальных потребностей. Дан-

ная теория в какой-то степени примиряет вышеуказанные. Следует по-
нимать, что генетические модификации, выработанные в процессе эво-

люционного развития популяции, тесно связаны с гормональной регу-
ляцией и биохимическими процессами, формирующими то или иное
половое предпочтение. На формирование же сексуальных стереотипов
и конкретного полового поведения большое влияние оказывают соци-
альные факторы, что хорошо видно на примерах многих культур.

14.2. Гомосексуализм у животных

Гомосексуальное поведение широко распространено у животных в

их естественной среде обитания. Многочисленными наблюдениями это-
логов (ученых, изучающих поведение животных) над приматами уста-
новлено, что гомосексуальные взаимоотношения детей и взрослых ха-
рактерны не только для людей, среди приматов они выполняют социа-

лизирующую роль. Гомосексуальное поведение наблюдается среди под-

ростков и взрослых особей приматов как среди самцов, так и среди
самок. Например, при изучении сексуального поведения японских ма-
как установлено, что они одинаково легко и без внешне видимых при-
чин могут вступать как в гетеросексуальные, так и в гомосексуальные

контакты даже при наличии доступа к партнеру противоположного пола.
Таким образом, японские макаки ясно демонстрируют архаичное би-
сексуальное поведение, присущее приматам.

Гомосексуальное поведение распространено среди орангутангов. При

этом, как и у людей, сексуальное поведение определяет социальную

иерархию особи. Кроме того, оно наблю-
далось и описано как повседневное явле-
ние у павианов гамадрилов, при общении
молодых самцов макак резусов, зеленых
мартышек, карликовых шимпанзе (боно-
бо). Например, карликовые шимпанзе ча-
сто применяют взаимную мастурбацию,

чтобы снять социальное напряжение или

восстановить нарушенный мир после ссо-
ры.

Не только между самцами, но и меж-

ду самками у павианов, макак и бонобо
также существуют гомосексуальные отно-
шения. Если в первых двух случаях дей-
ствия напоминают садки самцов на самку
и доставляют удовольствие преимуще-
ственно активной партнерше, то в случае

Гомосексуальная мастурба-

 самками шимпанзе речь идет о

 шимпанзе

 гениталиями, явно доставля-

444


background image

Трибадия у самок шимпанзе

ющим огромное удовольствие обе-

им участницам. Генитальные тре-

ния - важнейший элемент соци-

альной жизни самок. Они способ-

ствуют снятию напряжения в мо-

менты дележа пищи, снимают тре-

вожность в ситуации социальной

неопределенности, восстанавлива-

ют нарушенные конфликтом дру-

жеские связи. Наконец, они помо-

 малознакомым самкам осво-

иться в новой группе, а это нема-

ловажно, так как у шимпанзе сам-

ки по достижению половой зрело-

сти переходят в другую группу

(М.Л. Бутовская).

Таким образом, гомосексуальное поведение - специфическая фор-

ма поведения у приматов, имеет врожденную основу. Следует отметить,

что в процессе эволюции приматов отдельные элементы их сексуально-

го поведения стали ритуализироваться и использоваться вне контек-

ста собственно сексуального поведения как самцами, так и самками.

Примерами могут быть ритуализованное "подставление" зада побеж-

денного самца под победителя как проявление подчинения. Победи-

тель с эрегированным половым членом (признаком агрессии у прима-

тов), наскочив на побежденного сзади, совершает над ним коитальные

движения, применительно к человеческому уголовному миру — "опус-

кает" побежденного.

В поведении человека и животных можно выделить целый ряд по-

веденческих характеристик, которые, на первый взгляд, не только не

способствуют воспроизводству, но и просто препятствуют ему, однако

они возникают в процессе эволюции и продолжают сохраняться в по-

пуляции на протяжении тысячелетий. Такими признаками в рамках

традиционных эволюционных представлений являются гомосексуаль-

ная ориентация и сексуальные взросло-детские отношения, широко

распространенные как у приматов, так и практически во всех челове-

ческих культурах. Во многих случаях они играют важную роль в ус-

пешном выживании индивида и группы в целом.

Действительно, сексуальные взаимоотношения детей и взрослых

характерны не только для людей, среди приматов они выполняют со-

циализирующую роль. Так, наблюдения за обезьянами

 arctoides

показали частое, длительное и интенсивное возбуждение гениталий при

взаимодействиях между особями того же самого пола, взрослых и мла-

денцев. Эти гомосексуальные взаимодействия сопровождались поло-

жительными эмоциями, и было очевидно их преобладание над гетеро-

сексуальным поведением. Первые копуляции подростков выполнялись

 взрослыми того же самого или противоположного пола, при этом

445


background image

Развлечения Эроса.

 Вегенер, начало XX в.

старшие партнеры явно обучали

младших сексуальным взаимодей-

ствиям. Авторами исследования

сделан вывод, что при половой со-

циализации приматов, гомосексу-

альные

 контакты,

как и гетеросексуальные, являют-

ся базисным образцом сексуаль-

ной социализации, присущим всем

приматам, не исключая человека.

Более того, одна треть "социосек-

суальных" контактов взрослой осо-

би с детенышем инициируется у

приматов самим детенышем.

Е.М. Miller склонен объяснять

гомосексуальность как результат

необходимости выживания в есте-

ственных, природных условиях не

только индивидов, но и целой популяции. Гомосексуальность являет-

ся продуктом биологического механизма феминизации мозга лиц муж-

ского пола (самцов). Это связано с личностными качествами индивида

(склонностью к дружелюбности и компромиссам, пониженной агрес-

сивностью, большей чувствительностью и заботливостью), делающими

мужчину (самца) более привлекательным для женщин (самок), хоро-

шим помощником и отцом. Кроме того, при проявлении феминности в

младших, позже рожденных сыновьях, снижается межсамцовая агрес-

сия, что важно для сплоченности группы в условиях борьбы за выжи-

вание. Гомосоциальное поведение гоминоидов и древних мужчин спо-

собствовало взаимной поддержке и кооперации, обеспечивало бо-

лее надежный доступ к ресурсам и таким образом способствовало вы-

живанию. Гомосексуальное поведение должно было усиливать эффек-

тивность гомосоциальных связей.

Из исторических и этнографических данных становится очевидным,

что бисексуальное поведение является скорее нормой для человека, чем

исключением и патологией. Гомосексуальность является итогом инди-

видуального отбора на конформность, альтруизм, дележ ресурсами и

снижение межсамцовой агрессии. Поэтому, что характерно для многих

видов приматов (павианы, мартышки, макаки, гориллы, орангутанги,

шимпанзе и пр.), подростки и молодые самцы могут занимать социаль-

но периферическое положение, т. е. выжить.

Таким образом, отбор связан с поведенческими реакциями, склон-

ность к гомосексуальному поведению имеет под собой генетическую базу

и проявляется у разных особей (и людей) в различной степени. Генети-

ческая вариабельность обеспечивает формирование определенной доли

более фемининных в своем поведении, бисексуальных по своей ориента-

ции самцов. В естественных условиях поведение таких самцов привле-

446


background image

кательно для самок, поскольку оно коррелирует с пониженной агрес-

сивностью и опасностью убийства детенышей, более эффективным от-

цовским поведением. Поэтому в эволюции человека шел достаточно по-

следовательный отбор на бисексуальность у мужчин; т. е. гомосексуаль-

ное поведение с его

 основой является продуктом эво-

люции. На протяжении длительного периода человеческой истории про-

явление бисексуальности было социально выгодным. Современное же

преобладание гетеросексуального поведения у изначально бисексуаль-

ных по природе мужчин является следствием культурных ограничений,

общественных и религиозных стереотипов. В современных цивилизован-

ных обществах речь идет о влиянии мощных культурных ограничений,

действующих вразрез с эволюционными предрасположенностями.

Так как бисексуальность изначально естественна, то следует ожи-

дать, что повышение социальной терпимости, кроме влияния биологи-

ческих факторов, может привести к большему ее проявлению. Совре-

менные исследования, проведенные в Австралии в возрастных группах

20-24, 40-44, 60-64-летних женщин (7447 объектов), показали сниже-

ние уровня гетеросексуальности с возрастанием гомоэротизма в млад-

ших возрастных группах. Сексуальная ориентация не выбирается людь-

ми, а обнаруживается. Однако проявления гомосексуальности тесно

связаны с социальными и культуральными факторами, запрещающи-

ми или допускающими подобную практику в конкретном обществе.

14.3. История

гомосексуализма в мире

людей

В отличие от животных, люди

обычно обладают отчетливым или

частичным осознанием своей при-

надлежности к мужскому или жен-

скому полу по анатомическому стро-

ению тела. Дело усложняется при

осознании несоответствия своих

сексуальных потребностей своему

социально одобряемому биологи-

ческому предназначению в качестве

воспроизводителя потомства, что

бывает при гомо-, бисексуальности,

В древних обществах и во мно-

гих современных нам примитивных

обществах бисексуальность выхо-

дила и выходит на первый план.

Обряды инициации мальчиков, вве-

дения их в мир взрослых,

Индийский принц и его мальчик

для полового сношения. Mughal

miniature, Northern India,

 or 19 th century

447


background image

обычно включают в себя гомосексуальные орально-генитальные или

 контакты. Есть достаточно оснований утверждать,

что древние обряды наделения мальчиков мужским началом через го-

мосексуальные контакты и однополый секс были распространены не

только на Востоке, но и по всей древней Европе, в том числе и у славян-

ских племен. Это был повсеместный индо-европейский обычай, суще-

ствовавший до распространения христианства, проявлявшийся еще в

Средневековье.

Уже во времена палеолита были созданы изображения андрогинов

(гермафродитов), символически совмещавших в себе мужские и жен-

ские атрибуты, что можно рассматривать как архаичный способ выра-

жения идеи "человека вообще". Андрогины - двуполые божества су-

ществуют в древних мифологиях множества народов, а в некоторых

примитивных мифологиях (например, у австралийских аборигенов) на-

лицо образы вовсе бесполых существ - предков. Сотворение Евы из

ребра Адама также может отражать древнейшую мифическую идею

полости первых людей.

Платон на основании древних мифов утверждал, что прежде суще-

ствовали люди трёх полов: мужской происходил от Солнца, женский -

от Земли, а двуполые - от Луны, поскольку Луна совмещает оба нача-

ла; третий пол ныне "исчез и от него сохранилось только имя, ставшее

бранным, — андрогинны" (Пир 189-193). Зевс осерчал на людей и раз-

резал их пополам. "Итак, - писал Платон, - каждый из нас - это поло-

винка человека, рассечённого на две камбалоподобные части, и поэто-

му каждый ищет всегда соответствующую ему половину. Мужчины,

представляющие собой одну из частей двуполого прежде существа (ан-

дрогина), охочи до женщин, и блудодеи в большинстве своём принад-

лежат именно к этой породе, а женщины такого происхождения падки

до мужчин и распутны. Женщины же, представляющие собой половин-

ку прежней женщины, к мужчинам не очень расположены, их больше

привлекают женщины, и лесбиянки принадлежат именно к этой поро-

де. Зато мужчин, представляющих собой половинку прежнего мужчи-

ны, влечёт ко всему мужскому: уже в детстве, будучи дольками суще-

ства мужского пола, они любят мужчин, и им нравится лежать и обни-

маться с мужчинами. ...В зрелые годы только такие мужчины обраща-

ются к государственной деятельности. Возмужав, они любят мальчи-

ков".

Вероятно, несколько позднее в древнегреческой мифологии появил-

ся сын Афродиты - Гермафродит с женской грудью и длинными воло-

сами. Гермафродит отличался от архаичного андрогина, имевшего хо-

рошо выраженные женские и мужские половые органы, неоднозначно-

стью своих гениталий. Как религиозная идея они оба могли возник-

нуть в период перехода от матриархата к патриархату.

Необходимость наличия андрогинов как мифологических обра-

зов можно объяснить тем, что мир был сотворен путем самооплодо-

творения. Так, например, по гелиопольскому мифу, египетский бог

448