ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 8690
Скачиваний: 49
В последнее время появилась и все более о себе заявляет БИОЭВО-
ЛЮЦИОННАЯ теория развития гомосексуальных потребностей. Дан-
ная теория в какой-то степени примиряет вышеуказанные. Следует по-
нимать, что генетические модификации, выработанные в процессе эво-
люционного развития популяции, тесно связаны с гормональной регу-
ляцией и биохимическими процессами, формирующими то или иное
половое предпочтение. На формирование же сексуальных стереотипов
и конкретного полового поведения большое влияние оказывают соци-
альные факторы, что хорошо видно на примерах многих культур.
14.2. Гомосексуализм у животных
Гомосексуальное поведение широко распространено у животных в
их естественной среде обитания. Многочисленными наблюдениями это-
логов (ученых, изучающих поведение животных) над приматами уста-
новлено, что гомосексуальные взаимоотношения детей и взрослых ха-
рактерны не только для людей, среди приматов они выполняют социа-
лизирующую роль. Гомосексуальное поведение наблюдается среди под-
ростков и взрослых особей приматов как среди самцов, так и среди
самок. Например, при изучении сексуального поведения японских ма-
как установлено, что они одинаково легко и без внешне видимых при-
чин могут вступать как в гетеросексуальные, так и в гомосексуальные
контакты даже при наличии доступа к партнеру противоположного пола.
Таким образом, японские макаки ясно демонстрируют архаичное би-
сексуальное поведение, присущее приматам.
Гомосексуальное поведение распространено среди орангутангов. При
этом, как и у людей, сексуальное поведение определяет социальную
иерархию особи. Кроме того, оно наблю-
далось и описано как повседневное явле-
ние у павианов гамадрилов, при общении
молодых самцов макак резусов, зеленых
мартышек, карликовых шимпанзе (боно-
бо). Например, карликовые шимпанзе ча-
сто применяют взаимную мастурбацию,
чтобы снять социальное напряжение или
восстановить нарушенный мир после ссо-
ры.
Не только между самцами, но и меж-
ду самками у павианов, макак и бонобо
также существуют гомосексуальные отно-
шения. Если в первых двух случаях дей-
ствия напоминают садки самцов на самку
и доставляют удовольствие преимуще-
ственно активной партнерше, то в случае
Гомосексуальная мастурба-
самками шимпанзе речь идет о
шимпанзе
гениталиями, явно доставля-
444
Трибадия у самок шимпанзе
ющим огромное удовольствие обе-
им участницам. Генитальные тре-
ния - важнейший элемент соци-
альной жизни самок. Они способ-
ствуют снятию напряжения в мо-
менты дележа пищи, снимают тре-
вожность в ситуации социальной
неопределенности, восстанавлива-
ют нарушенные конфликтом дру-
жеские связи. Наконец, они помо-
малознакомым самкам осво-
иться в новой группе, а это нема-
ловажно, так как у шимпанзе сам-
ки по достижению половой зрело-
сти переходят в другую группу
(М.Л. Бутовская).
Таким образом, гомосексуальное поведение - специфическая фор-
ма поведения у приматов, имеет врожденную основу. Следует отметить,
что в процессе эволюции приматов отдельные элементы их сексуально-
го поведения стали ритуализироваться и использоваться вне контек-
ста собственно сексуального поведения как самцами, так и самками.
Примерами могут быть ритуализованное "подставление" зада побеж-
денного самца под победителя как проявление подчинения. Победи-
тель с эрегированным половым членом (признаком агрессии у прима-
тов), наскочив на побежденного сзади, совершает над ним коитальные
движения, применительно к человеческому уголовному миру — "опус-
кает" побежденного.
В поведении человека и животных можно выделить целый ряд по-
веденческих характеристик, которые, на первый взгляд, не только не
способствуют воспроизводству, но и просто препятствуют ему, однако
они возникают в процессе эволюции и продолжают сохраняться в по-
пуляции на протяжении тысячелетий. Такими признаками в рамках
традиционных эволюционных представлений являются гомосексуаль-
ная ориентация и сексуальные взросло-детские отношения, широко
распространенные как у приматов, так и практически во всех челове-
ческих культурах. Во многих случаях они играют важную роль в ус-
пешном выживании индивида и группы в целом.
Действительно, сексуальные взаимоотношения детей и взрослых
характерны не только для людей, среди приматов они выполняют со-
циализирующую роль. Так, наблюдения за обезьянами
arctoides
показали частое, длительное и интенсивное возбуждение гениталий при
взаимодействиях между особями того же самого пола, взрослых и мла-
денцев. Эти гомосексуальные взаимодействия сопровождались поло-
жительными эмоциями, и было очевидно их преобладание над гетеро-
сексуальным поведением. Первые копуляции подростков выполнялись
взрослыми того же самого или противоположного пола, при этом
445
Развлечения Эроса.
Вегенер, начало XX в.
старшие партнеры явно обучали
младших сексуальным взаимодей-
ствиям. Авторами исследования
сделан вывод, что при половой со-
циализации приматов, гомосексу-
альные
контакты,
как и гетеросексуальные, являют-
ся базисным образцом сексуаль-
ной социализации, присущим всем
приматам, не исключая человека.
Более того, одна треть "социосек-
суальных" контактов взрослой осо-
би с детенышем инициируется у
приматов самим детенышем.
Е.М. Miller склонен объяснять
гомосексуальность как результат
необходимости выживания в есте-
ственных, природных условиях не
только индивидов, но и целой популяции. Гомосексуальность являет-
ся продуктом биологического механизма феминизации мозга лиц муж-
ского пола (самцов). Это связано с личностными качествами индивида
(склонностью к дружелюбности и компромиссам, пониженной агрес-
сивностью, большей чувствительностью и заботливостью), делающими
мужчину (самца) более привлекательным для женщин (самок), хоро-
шим помощником и отцом. Кроме того, при проявлении феминности в
младших, позже рожденных сыновьях, снижается межсамцовая агрес-
сия, что важно для сплоченности группы в условиях борьбы за выжи-
вание. Гомосоциальное поведение гоминоидов и древних мужчин спо-
собствовало взаимной поддержке и кооперации, обеспечивало бо-
лее надежный доступ к ресурсам и таким образом способствовало вы-
живанию. Гомосексуальное поведение должно было усиливать эффек-
тивность гомосоциальных связей.
Из исторических и этнографических данных становится очевидным,
что бисексуальное поведение является скорее нормой для человека, чем
исключением и патологией. Гомосексуальность является итогом инди-
видуального отбора на конформность, альтруизм, дележ ресурсами и
снижение межсамцовой агрессии. Поэтому, что характерно для многих
видов приматов (павианы, мартышки, макаки, гориллы, орангутанги,
шимпанзе и пр.), подростки и молодые самцы могут занимать социаль-
но периферическое положение, т. е. выжить.
Таким образом, отбор связан с поведенческими реакциями, склон-
ность к гомосексуальному поведению имеет под собой генетическую базу
и проявляется у разных особей (и людей) в различной степени. Генети-
ческая вариабельность обеспечивает формирование определенной доли
более фемининных в своем поведении, бисексуальных по своей ориента-
ции самцов. В естественных условиях поведение таких самцов привле-
446
кательно для самок, поскольку оно коррелирует с пониженной агрес-
сивностью и опасностью убийства детенышей, более эффективным от-
цовским поведением. Поэтому в эволюции человека шел достаточно по-
следовательный отбор на бисексуальность у мужчин; т. е. гомосексуаль-
ное поведение с его
основой является продуктом эво-
люции. На протяжении длительного периода человеческой истории про-
явление бисексуальности было социально выгодным. Современное же
преобладание гетеросексуального поведения у изначально бисексуаль-
ных по природе мужчин является следствием культурных ограничений,
общественных и религиозных стереотипов. В современных цивилизован-
ных обществах речь идет о влиянии мощных культурных ограничений,
действующих вразрез с эволюционными предрасположенностями.
Так как бисексуальность изначально естественна, то следует ожи-
дать, что повышение социальной терпимости, кроме влияния биологи-
ческих факторов, может привести к большему ее проявлению. Совре-
менные исследования, проведенные в Австралии в возрастных группах
20-24, 40-44, 60-64-летних женщин (7447 объектов), показали сниже-
ние уровня гетеросексуальности с возрастанием гомоэротизма в млад-
ших возрастных группах. Сексуальная ориентация не выбирается людь-
ми, а обнаруживается. Однако проявления гомосексуальности тесно
связаны с социальными и культуральными факторами, запрещающи-
ми или допускающими подобную практику в конкретном обществе.
14.3. История
гомосексуализма в мире
людей
В отличие от животных, люди
обычно обладают отчетливым или
частичным осознанием своей при-
надлежности к мужскому или жен-
скому полу по анатомическому стро-
ению тела. Дело усложняется при
осознании несоответствия своих
сексуальных потребностей своему
социально одобряемому биологи-
ческому предназначению в качестве
воспроизводителя потомства, что
бывает при гомо-, бисексуальности,
В древних обществах и во мно-
гих современных нам примитивных
обществах бисексуальность выхо-
дила и выходит на первый план.
Обряды инициации мальчиков, вве-
дения их в мир взрослых,
Индийский принц и его мальчик
для полового сношения. Mughal
miniature, Northern India,
or 19 th century
447
обычно включают в себя гомосексуальные орально-генитальные или
контакты. Есть достаточно оснований утверждать,
что древние обряды наделения мальчиков мужским началом через го-
мосексуальные контакты и однополый секс были распространены не
только на Востоке, но и по всей древней Европе, в том числе и у славян-
ских племен. Это был повсеместный индо-европейский обычай, суще-
ствовавший до распространения христианства, проявлявшийся еще в
Средневековье.
Уже во времена палеолита были созданы изображения андрогинов
(гермафродитов), символически совмещавших в себе мужские и жен-
ские атрибуты, что можно рассматривать как архаичный способ выра-
жения идеи "человека вообще". Андрогины - двуполые божества су-
ществуют в древних мифологиях множества народов, а в некоторых
примитивных мифологиях (например, у австралийских аборигенов) на-
лицо образы вовсе бесполых существ - предков. Сотворение Евы из
ребра Адама также может отражать древнейшую мифическую идею
полости первых людей.
Платон на основании древних мифов утверждал, что прежде суще-
ствовали люди трёх полов: мужской происходил от Солнца, женский -
от Земли, а двуполые - от Луны, поскольку Луна совмещает оба нача-
ла; третий пол ныне "исчез и от него сохранилось только имя, ставшее
бранным, — андрогинны" (Пир 189-193). Зевс осерчал на людей и раз-
резал их пополам. "Итак, - писал Платон, - каждый из нас - это поло-
винка человека, рассечённого на две камбалоподобные части, и поэто-
му каждый ищет всегда соответствующую ему половину. Мужчины,
представляющие собой одну из частей двуполого прежде существа (ан-
дрогина), охочи до женщин, и блудодеи в большинстве своём принад-
лежат именно к этой породе, а женщины такого происхождения падки
до мужчин и распутны. Женщины же, представляющие собой половин-
ку прежней женщины, к мужчинам не очень расположены, их больше
привлекают женщины, и лесбиянки принадлежат именно к этой поро-
де. Зато мужчин, представляющих собой половинку прежнего мужчи-
ны, влечёт ко всему мужскому: уже в детстве, будучи дольками суще-
ства мужского пола, они любят мужчин, и им нравится лежать и обни-
маться с мужчинами. ...В зрелые годы только такие мужчины обраща-
ются к государственной деятельности. Возмужав, они любят мальчи-
ков".
Вероятно, несколько позднее в древнегреческой мифологии появил-
ся сын Афродиты - Гермафродит с женской грудью и длинными воло-
сами. Гермафродит отличался от архаичного андрогина, имевшего хо-
рошо выраженные женские и мужские половые органы, неоднозначно-
стью своих гениталий. Как религиозная идея они оба могли возник-
нуть в период перехода от матриархата к патриархату.
Необходимость наличия андрогинов как мифологических обра-
зов можно объяснить тем, что мир был сотворен путем самооплодо-
творения. Так, например, по гелиопольскому мифу, египетский бог
448