ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 8266

Скачиваний: 48

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Mayan pederastic couple.

 Naj

El Peten, Guatemala

Атум

 оплодотворил себя путем ауто-

фелляции и породил первых богов Шу и

Тефнут. Андрогинам, ввиду их исключи-

тельного отличия от остальных людей, при-

писывались повышенные, сверхъестествен-

ные способности взаимодействия с духами,

управляющими круговоротом

 и

смерти, всеми взаимодействиями бытия.

Это имеет параллель с бисексуальностью

шаманов.

Культовое использование гомосексуаль-

ности имело, а может быть и сейчас имеет

место у малых народностей русского Севе-

ра и Сибири. У сибирских народов предпо-

лагалось, что умение изменять свой пол сви-

детельствует об особых колдовских способ-

ностях. Такие люди обычно становились

шаманами. Нарушение сексуальных норм

шаманами при гомосексуальных сношени-

ях с божеством (как и нарушение табу ин-

цеста правителями) лишь подчеркивало их

избранность, придавало им магическое зна-

чение и власть во многих культурах.

Самые древние литературные свидетельства о существовании го-

мосексуальности в Древнем мире появились до изобретения письмен-

ности, т. е. более 5 тысяч лет назад, которая лишь зафиксировала

древние мифы, эпосы и законы. Например, египетские папирусы сви-

детельствуют о том, что гомосексуальные контакты не только были

широко распространены в Древнем Египте, но и принималась как само

собой разумеющиеся. В литературе Вавилонии и Древней Ассирии нет

осуждений однополого секса. Первые упоминания о мужском гомо-

сексуализме в Китае относятся к XVI-XI векам до н. э. Индуистский

пантеон изначально бисексуален, и гомосексуальность в Индии рас-

цветала до английской колонизации, хотя в настоящее время в Ин-

дии об этом не принято говорить. Бисексуальности американских

индейцев удивлялись еще в XIX веке. Впрочем, взгляды индейцев на

сексуальность всегда были мягкими и достаточно свободными. Сексу-

альные игры детей и подростков, гомосексуальные связи рассматри-

вались представителями коренного населения Америки как законо-

мерное явление и даже поощрялись. Среди современных американ-

ских индейцев бисексуальность также более распространена, чем сре-

ди "белых" североамериканцев.

Как мы видим, каждая культура конструирует особую форму сексу-

альности, а сексуальное поведение людей определяется той культурой,

в которой они живут.

449


background image

Корни любовных отношений греков с мальчиками теряются

в доисторических временах, в обрядах инициации; греческая

мифология вся пронизана рассказами о гомосексуальной педо-

филии. Греки сделали начало тех древнейших времен своей ле-

гендарной историей. Происхождение однополой любви упомянуто у Апол-

лодора: "...Клио родила сына Гиакинта (Гиацинта), в которого влюбился

Тамирис, ...положивший начало однополой любви" (1. 3.3). К тому же Гиа-

кинт был возлюбленным самого Аполлона и погиб от того, что ревнивый

ветер Зефир, отвергнутый мальчиком, направил диск Аполлона ему в голо-

ву (Лукиан. Разговоры богов. 14).

Гомер (Илиада XX. 233-234), описывая отношения Зевса и Ганиме-

да, писал про мальчика:

"Истинно был на земле он, прекраснейший сын человеков!

Он-то богами и взят в небеса, виночерпцем Зевесу".

Миф о Зевсе и Ганимеде приобрел необычайную популярность не

только в Греции и Риме, поскольку в нем видели религиозное оправда-

ние страсти мужчин к мальчикам, но популярен и по сей день. Имя

"Ганимед" с течением времени стало нарицательным. Считается, что от

этого имени в латинском языке произошло слово

 которое

трансформировалось в английское catamite (пассивный гомосексуал).

Эта страсть, охватившая античные общества, ещё больше подчёркива-

ла победу патриархата над матриархатом. Греческая философия и муж-

ское времяпрепровождение превратились в своего рода интеллектуаль-

ную игру, в которой мужчины вполне могли обходиться без женщин.

Геродот (1. 135) утверждал, что и "персы предаются всевозмож-

ным наслаждениям и удовольствиям по мере знакомства с ними. Так,

они заимствовали у эллинов любовное обращение с мальчиками". На-

против, А.Ф. Лосев и А.А. Тахо-Годи считали, что однополая любовь

была первоначально распростра-

нена в древней Персии, откуда пе-

рекинулась на Грецию, когда

между этими странами завяза-

лись прочные отношения. Гомо-

эротизм эллинов принес представ-

ления о высшей красоте, вопло-

щённой в мужском теле. Мужчи-

на был мыслителем, законодате-

лем, воином. Женщина же в гре-

ческом классическом обществе

была бесправна, она была нужна

лишь для производства детей для

Зевс и Ганимед. Роспись на

ческой чаше, V век до н. э.

Музей изящных искусств, Boston

правонаследия. Лишь гетеры, по

сути дела, стояли вне официаль-

ного общества.

450


background image

Считалось, что высшая красота была воплощена в атлетически пре-

красном теле юноши, и однополой любви покровительствовала Афро-

дита Урания ("Небесная") (Платон Пир 181). Афродита Пандемос ("Все-

народная", или "Пошлая"), в отличие от Афродиты Небесной, помога-

ла любви к женщине - существу низшему, способному лишь рожать

детей. Афродита Небесная олицетворяла любовь идеальную, возвышен-

ную, которая возможна лишь между равными (то есть между мужчина-

ми), в отличие от любви похотливой, приземленной, бытующей в отно-

шениях между неравными существами - мужчиной и женщиной.

Так как имелось две Афродиты, то и Эротов было два. Эрот Афроди-

ты Урании восходит к богине, которая причастна только к мужскому,

благородному началу.

Платон писал (Пир 181): "Потому-то одержимые такой лю-

бовью обращаются к мужскому полу, отдавая предпочтение тому,

что сильней от природы и наделено большим умом. ...Любят они

не малолетних, а тех, у кого уже обнаружился разум, а разум

появляется обычно с первым пушком. ...Такой человек не обма-

нет юношу, воспользовавшись его неразумием, не переметнётся от него,

посмеявшись над ним, к другому. Надо бы даже издать закон, запрещаю-

щий любить малолетних, чтобы не уходило много сил неизвестно на что;

ведь неизвестно заранее, в какую сторону пойдет духовное и телесное раз-

витие ребенка — дурную или хорошую".

То есть мы имеем дело с со-

вершенно иным, чем ныне,

взглядом - закон должен быть

призван охранять время и силы

взрослого от пустой их растра-

ты в общении с неразумным ре-

бенком. Гомоэротические отно-

шения были мало распростране-

ны лишь "в Ионии и в других

местах, повсюду, где правят вар-

вары" (Платон. Пир. 182).

В проблеме гомосексуальной

педофилии не все так просто.

Здесь следует учитывать

 -

ральные влияния, берущие ис-

токи в обрядах инициации и в

процессе воспитания детей в

Древнем мире, в частности в Классической Греции, где гармония души

и тела в юноше, гражданине была государственным идеалом. Для гре-

ков наиболее простым и естественным способом приблизиться к этому

идеалу была любовь к воспитуемым мальчикам. По Платону, гармо-

ничное слияние духовного начала и физических тел наставника и уче-

ника - высшее проявление любви (так называемая "платоническая лю-

 целующий мальчика.

Роспись на древнегреческой чаше

(около V века до н. э.). Лувр

451


background image

бовь" гомосексуальна; понятие подверглось искажениям и современ-

ной трактовке в христианское время).

Общество способствовало тому, чтобы каждый мужчина выбрал себе

юношу в качестве воспитанника и возлюбленного. Юношу, который не

мог найти себе старшего друга, порицали, относя эту неспособность к

чрезмерной заносчивости, противопоставлении себя обществу. Поскольку

старший партнер, т. е. наставник, отвечал за поведение младшего, лю-

бовь к мальчикам поощрялась и стала той силой, которая поддержива-

ла государство и формировала общественную мораль. Мужчина без

подопечного считался избегающим выполнения гражданского долга.

Считалось, что взаимная любовь учителя и ученика учит юно-

шей стремиться к красоте, вообще к прекрасному, и быть муже-

ственными: "Совершенно очевидно, что нет сильнее фаланги, чем

та, которая состоит из любящих друг друга воинов"

Киропедия. 7. 1, 30). Возлюбленный, "будучи уличён в каком-

либо неблаговидном поступке, стыдится больше всего тех, кто его любит. И

если бы возможно было образовать из влюблённых и их возлюбленных госу-

дарство или, например, войско, такие люди даже и в малом числе побеждали

бы любого противника: ведь покинуть строй или бросить оружие влюблённо-

му невозможно при любимом, и нередко он предпочитает смерть такому позо-

ру", - писал Платон (Пир.

 Всё было весьма серьезно - за бегство

партнера с поля боя его любовник отвечал перед обществом смертью. Плу-

тарх же смеялся над спартанцами, у которых женатые мужчины открыто

жили со своими друзьями, а своих жён, в соответствии с обычаями, навещали

изредка и тайно под угрозой наказания.

Вообще же, в древних Афинах сексуальные

объекты подразделялись не на мужчин и жен-

щин, а на активных и пассивных, если речь

шла о педагогическом покровительстве старше-

го (erastes) над младшим

 а также

на агрессивных и покорных, если речь шла об

унижении, наказании, например, врагов.

Вспомним, что сексуальное насилие издревле

применялось как практика устрашения, поко-

рения, унижения, определения социальной

иерархии. Греческая керамическая роспись

донесла до нас изображения сексуального на-

силия победителей над побежденными перса-

ми.

Ежедневное созерцание юношеских и муж-

ских обнаженных тел, борьба подростков в об-

наженном виде с умащенными оливковым мас-

лом телами, несомненно, способствовало тоталь-

 проявлению архаичного гомоэротизма. Да

и фаллос был религиозным символом, которо-

Фаллические амулеты,

452


background image

му поклонялись в различных вариантах. Более того, фаллос являлся

оберегом от всевозможных бедствий, колдовства и порч, поэтому со-

хранилось множество фаллических амулетов, которые дети носили на

шее как средство защиты от сглаза и других неприятностей. В Сканди-

навии фаллические статуи ставили рядом с христианскими церквями

вплоть до XII века.

Стремление к прекрасному, воплощенному в юношеском теле, в

античном мире достигли своего апогея. Поэт Стратон писал:

 наслаждался с двенадцатилетним мальчонкой.

Тринадцать лет наступило ему

 -

 он вожделеннее стал.

Годом позднее пришел еще более сладостный возраст,

И привлекательней всех был он пятнадцати лет.

Шестнадцать лет — это возраст богов, а семнадцатилетний

Юноша не для меня: создан для Зевса лишь он.

Если тебе и постарше милей - то уже не забава:

Время настало, и долг твой - за него отвечать".

* * *

По всей Греции справлялись праздники, прославлявшие красоту

мальчиков и юношей:

• в Мегаре весенний праздник Диоклей включал в себя соревнова-

ния поцелуев мальчиков и юношей;

• в Феспах проходили праздники, посвященные Эроту, на кото-

рых распевались любовные песни, посвященные мальчикам;

• в Спарте проходил праздник обнаженных мальчиков -

Gymnopaedia, а также Hyacintia;

• на острове Делос обнаженные мальчики собирались и водили

хороводы под восторженные взгляды присутствовавших мужчин.

Древний афинянин был амбициозно подражателен. В таком малень-

ком обществе, где все друг друга знали в лицо, достаточно было одно-

му-двум знаменитым гражданам появиться на людях в сопровождении

молодого и красивого ученика, чтобы этот обычай вошёл в моду. Чем

красивее был ученик, тем благороднее считалась его душа и тем боль-

шими достоинствами должен был обладать мужчина, которого он вы-

брал себе в учителя. С другой стороны, чем более выдающимся был

мужчина, тем большими достоинствами должен был обладать маль-

чик, ставший его учеником.

На древнегреческих вазах старший партнёр изображается обычно

на переднем плане, в умоляющей позе, иногда стоящим со склонённой

головой и плечами, иногда - склонив колени, дотрагиваясь до полово-

го члена мальчика. Подростки или юноши, напротив, стоят прямо и

ровно. Подобные отношения вечны, существовали до нас, будут суще-

ствовать и после нас. Любая культурально обусловленная истерия по

этому поводу временна, явление преходящее. Так же и мы представля-

ем себе в наше время немолодых мужчин, ищущих половой связи с

молодыми людьми, юношами.

453