ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 8689
Скачиваний: 49
Mayan pederastic couple.
Naj
El Peten, Guatemala
Атум
оплодотворил себя путем ауто-
фелляции и породил первых богов Шу и
Тефнут. Андрогинам, ввиду их исключи-
тельного отличия от остальных людей, при-
писывались повышенные, сверхъестествен-
ные способности взаимодействия с духами,
управляющими круговоротом
и
смерти, всеми взаимодействиями бытия.
Это имеет параллель с бисексуальностью
шаманов.
Культовое использование гомосексуаль-
ности имело, а может быть и сейчас имеет
место у малых народностей русского Севе-
ра и Сибири. У сибирских народов предпо-
лагалось, что умение изменять свой пол сви-
детельствует об особых колдовских способ-
ностях. Такие люди обычно становились
шаманами. Нарушение сексуальных норм
шаманами при гомосексуальных сношени-
ях с божеством (как и нарушение табу ин-
цеста правителями) лишь подчеркивало их
избранность, придавало им магическое зна-
чение и власть во многих культурах.
Самые древние литературные свидетельства о существовании го-
мосексуальности в Древнем мире появились до изобретения письмен-
ности, т. е. более 5 тысяч лет назад, которая лишь зафиксировала
древние мифы, эпосы и законы. Например, египетские папирусы сви-
детельствуют о том, что гомосексуальные контакты не только были
широко распространены в Древнем Египте, но и принималась как само
собой разумеющиеся. В литературе Вавилонии и Древней Ассирии нет
осуждений однополого секса. Первые упоминания о мужском гомо-
сексуализме в Китае относятся к XVI-XI векам до н. э. Индуистский
пантеон изначально бисексуален, и гомосексуальность в Индии рас-
цветала до английской колонизации, хотя в настоящее время в Ин-
дии об этом не принято говорить. Бисексуальности американских
индейцев удивлялись еще в XIX веке. Впрочем, взгляды индейцев на
сексуальность всегда были мягкими и достаточно свободными. Сексу-
альные игры детей и подростков, гомосексуальные связи рассматри-
вались представителями коренного населения Америки как законо-
мерное явление и даже поощрялись. Среди современных американ-
ских индейцев бисексуальность также более распространена, чем сре-
ди "белых" североамериканцев.
Как мы видим, каждая культура конструирует особую форму сексу-
альности, а сексуальное поведение людей определяется той культурой,
в которой они живут.
449
Корни любовных отношений греков с мальчиками теряются
в доисторических временах, в обрядах инициации; греческая
мифология вся пронизана рассказами о гомосексуальной педо-
филии. Греки сделали начало тех древнейших времен своей ле-
гендарной историей. Происхождение однополой любви упомянуто у Апол-
лодора: "...Клио родила сына Гиакинта (Гиацинта), в которого влюбился
Тамирис, ...положивший начало однополой любви" (1. 3.3). К тому же Гиа-
кинт был возлюбленным самого Аполлона и погиб от того, что ревнивый
ветер Зефир, отвергнутый мальчиком, направил диск Аполлона ему в голо-
ву (Лукиан. Разговоры богов. 14).
Гомер (Илиада XX. 233-234), описывая отношения Зевса и Ганиме-
да, писал про мальчика:
"Истинно был на земле он, прекраснейший сын человеков!
Он-то богами и взят в небеса, виночерпцем Зевесу".
Миф о Зевсе и Ганимеде приобрел необычайную популярность не
только в Греции и Риме, поскольку в нем видели религиозное оправда-
ние страсти мужчин к мальчикам, но популярен и по сей день. Имя
"Ганимед" с течением времени стало нарицательным. Считается, что от
этого имени в латинском языке произошло слово
которое
трансформировалось в английское catamite (пассивный гомосексуал).
Эта страсть, охватившая античные общества, ещё больше подчёркива-
ла победу патриархата над матриархатом. Греческая философия и муж-
ское времяпрепровождение превратились в своего рода интеллектуаль-
ную игру, в которой мужчины вполне могли обходиться без женщин.
Геродот (1. 135) утверждал, что и "персы предаются всевозмож-
ным наслаждениям и удовольствиям по мере знакомства с ними. Так,
они заимствовали у эллинов любовное обращение с мальчиками". На-
против, А.Ф. Лосев и А.А. Тахо-Годи считали, что однополая любовь
была первоначально распростра-
нена в древней Персии, откуда пе-
рекинулась на Грецию, когда
между этими странами завяза-
лись прочные отношения. Гомо-
эротизм эллинов принес представ-
ления о высшей красоте, вопло-
щённой в мужском теле. Мужчи-
на был мыслителем, законодате-
лем, воином. Женщина же в гре-
ческом классическом обществе
была бесправна, она была нужна
лишь для производства детей для
Зевс и Ганимед. Роспись на
ческой чаше, V век до н. э.
Музей изящных искусств, Boston
правонаследия. Лишь гетеры, по
сути дела, стояли вне официаль-
ного общества.
450
Считалось, что высшая красота была воплощена в атлетически пре-
красном теле юноши, и однополой любви покровительствовала Афро-
дита Урания ("Небесная") (Платон Пир 181). Афродита Пандемос ("Все-
народная", или "Пошлая"), в отличие от Афродиты Небесной, помога-
ла любви к женщине - существу низшему, способному лишь рожать
детей. Афродита Небесная олицетворяла любовь идеальную, возвышен-
ную, которая возможна лишь между равными (то есть между мужчина-
ми), в отличие от любви похотливой, приземленной, бытующей в отно-
шениях между неравными существами - мужчиной и женщиной.
Так как имелось две Афродиты, то и Эротов было два. Эрот Афроди-
ты Урании восходит к богине, которая причастна только к мужскому,
благородному началу.
Платон писал (Пир 181): "Потому-то одержимые такой лю-
бовью обращаются к мужскому полу, отдавая предпочтение тому,
что сильней от природы и наделено большим умом. ...Любят они
не малолетних, а тех, у кого уже обнаружился разум, а разум
появляется обычно с первым пушком. ...Такой человек не обма-
нет юношу, воспользовавшись его неразумием, не переметнётся от него,
посмеявшись над ним, к другому. Надо бы даже издать закон, запрещаю-
щий любить малолетних, чтобы не уходило много сил неизвестно на что;
ведь неизвестно заранее, в какую сторону пойдет духовное и телесное раз-
витие ребенка — дурную или хорошую".
То есть мы имеем дело с со-
вершенно иным, чем ныне,
взглядом - закон должен быть
призван охранять время и силы
взрослого от пустой их растра-
ты в общении с неразумным ре-
бенком. Гомоэротические отно-
шения были мало распростране-
ны лишь "в Ионии и в других
местах, повсюду, где правят вар-
вары" (Платон. Пир. 182).
В проблеме гомосексуальной
педофилии не все так просто.
Здесь следует учитывать
-
ральные влияния, берущие ис-
токи в обрядах инициации и в
процессе воспитания детей в
Древнем мире, в частности в Классической Греции, где гармония души
и тела в юноше, гражданине была государственным идеалом. Для гре-
ков наиболее простым и естественным способом приблизиться к этому
идеалу была любовь к воспитуемым мальчикам. По Платону, гармо-
ничное слияние духовного начала и физических тел наставника и уче-
ника - высшее проявление любви (так называемая "платоническая лю-
целующий мальчика.
Роспись на древнегреческой чаше
(около V века до н. э.). Лувр
451
бовь" гомосексуальна; понятие подверглось искажениям и современ-
ной трактовке в христианское время).
Общество способствовало тому, чтобы каждый мужчина выбрал себе
юношу в качестве воспитанника и возлюбленного. Юношу, который не
мог найти себе старшего друга, порицали, относя эту неспособность к
чрезмерной заносчивости, противопоставлении себя обществу. Поскольку
старший партнер, т. е. наставник, отвечал за поведение младшего, лю-
бовь к мальчикам поощрялась и стала той силой, которая поддержива-
ла государство и формировала общественную мораль. Мужчина без
подопечного считался избегающим выполнения гражданского долга.
Считалось, что взаимная любовь учителя и ученика учит юно-
шей стремиться к красоте, вообще к прекрасному, и быть муже-
ственными: "Совершенно очевидно, что нет сильнее фаланги, чем
та, которая состоит из любящих друг друга воинов"
Киропедия. 7. 1, 30). Возлюбленный, "будучи уличён в каком-
либо неблаговидном поступке, стыдится больше всего тех, кто его любит. И
если бы возможно было образовать из влюблённых и их возлюбленных госу-
дарство или, например, войско, такие люди даже и в малом числе побеждали
бы любого противника: ведь покинуть строй или бросить оружие влюблённо-
му невозможно при любимом, и нередко он предпочитает смерть такому позо-
ру", - писал Платон (Пир.
Всё было весьма серьезно - за бегство
партнера с поля боя его любовник отвечал перед обществом смертью. Плу-
тарх же смеялся над спартанцами, у которых женатые мужчины открыто
жили со своими друзьями, а своих жён, в соответствии с обычаями, навещали
изредка и тайно под угрозой наказания.
Вообще же, в древних Афинах сексуальные
объекты подразделялись не на мужчин и жен-
щин, а на активных и пассивных, если речь
шла о педагогическом покровительстве старше-
го (erastes) над младшим
а также
на агрессивных и покорных, если речь шла об
унижении, наказании, например, врагов.
Вспомним, что сексуальное насилие издревле
применялось как практика устрашения, поко-
рения, унижения, определения социальной
иерархии. Греческая керамическая роспись
донесла до нас изображения сексуального на-
силия победителей над побежденными перса-
ми.
Ежедневное созерцание юношеских и муж-
ских обнаженных тел, борьба подростков в об-
наженном виде с умащенными оливковым мас-
лом телами, несомненно, способствовало тоталь-
проявлению архаичного гомоэротизма. Да
и фаллос был религиозным символом, которо-
Фаллические амулеты,
452
му поклонялись в различных вариантах. Более того, фаллос являлся
оберегом от всевозможных бедствий, колдовства и порч, поэтому со-
хранилось множество фаллических амулетов, которые дети носили на
шее как средство защиты от сглаза и других неприятностей. В Сканди-
навии фаллические статуи ставили рядом с христианскими церквями
вплоть до XII века.
Стремление к прекрасному, воплощенному в юношеском теле, в
античном мире достигли своего апогея. Поэт Стратон писал:
наслаждался с двенадцатилетним мальчонкой.
Тринадцать лет наступило ему
-
он вожделеннее стал.
Годом позднее пришел еще более сладостный возраст,
И привлекательней всех был он пятнадцати лет.
Шестнадцать лет — это возраст богов, а семнадцатилетний
Юноша не для меня: создан для Зевса лишь он.
Если тебе и постарше милей - то уже не забава:
Время настало, и долг твой - за него отвечать".
* * *
По всей Греции справлялись праздники, прославлявшие красоту
мальчиков и юношей:
• в Мегаре весенний праздник Диоклей включал в себя соревнова-
ния поцелуев мальчиков и юношей;
• в Феспах проходили праздники, посвященные Эроту, на кото-
рых распевались любовные песни, посвященные мальчикам;
• в Спарте проходил праздник обнаженных мальчиков -
Gymnopaedia, а также Hyacintia;
• на острове Делос обнаженные мальчики собирались и водили
хороводы под восторженные взгляды присутствовавших мужчин.
Древний афинянин был амбициозно подражателен. В таком малень-
ком обществе, где все друг друга знали в лицо, достаточно было одно-
му-двум знаменитым гражданам появиться на людях в сопровождении
молодого и красивого ученика, чтобы этот обычай вошёл в моду. Чем
красивее был ученик, тем благороднее считалась его душа и тем боль-
шими достоинствами должен был обладать мужчина, которого он вы-
брал себе в учителя. С другой стороны, чем более выдающимся был
мужчина, тем большими достоинствами должен был обладать маль-
чик, ставший его учеником.
На древнегреческих вазах старший партнёр изображается обычно
на переднем плане, в умоляющей позе, иногда стоящим со склонённой
головой и плечами, иногда - склонив колени, дотрагиваясь до полово-
го члена мальчика. Подростки или юноши, напротив, стоят прямо и
ровно. Подобные отношения вечны, существовали до нас, будут суще-
ствовать и после нас. Любая культурально обусловленная истерия по
этому поводу временна, явление преходящее. Так же и мы представля-
ем себе в наше время немолодых мужчин, ищущих половой связи с
молодыми людьми, юношами.
453