ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 8687
Скачиваний: 49
Влюбленные. Греческая
краснофигурная керамическая роспись
(около V века до н. э.). Лувр
Извращения сексуальных
I чувств в Древнем мире (в смысле
I медицинской патологии), в ан-
тичности, несомненно, имели
место, о чем свидетельствуют не
только Ветхий Завет, но и Геро-
дот, Аристотель, Элиан и другие
классические авторы. Но, веро-
ятно, по сравнению с современ-
ной жизнью, они встречались
относительно редко. Для древ-
них греков было естественно вос-
певать мальчишескую и юноше-
скую красоту, поэтому греческая
литература насыщена восторжен-
ными стихами и рассуждениями
о красоте мальчиков, о том, чей
поцелуй лучше - мальчика или
девушки и т. п. Позже некоторые
римские поэты переняли этот обычай, пока аскетизм и фанатичное
мракобесие средневекового христианства не изменили идеалы и ми-
ровоззрение. Постепенно, на многие века заглохли споры о любви, о
различиях и идеалах красоты, даже о том, круглая или нет наша пла-
нета, о ее месте во Вселенной - все стало определяться церковными
догмами. Общественная психопатология Запада, замешанная на но-
вой религии, навсегда погубила идеалы Античности, привела к из-
вращению естественных чувств, сформировала новые понятия. Но это
был естественный, следовательно, необходимый процесс динамики об-
щественного сознания.
Да и сейчас более в чести кровавые бойни, культ насилия, уголов-
ных взаимоотношений, нежели проявления естественных любовных
чувств, особенно если они потенциально не репродуктивны. Примити-
визм, цинизм и жестокость, лужи крови, изощренные убийства на эк-
ранах кинотеатров и телевизоров, смакование чужих несчастий в ново-
стях и всякого рода программах воспринимаются большинством лю-
дей в нашей стране спокойно, для них такая реальность есть норма,
они не знают другой жизни. Целое поколение людей в нашей стране
выросло, впитав в себя "ценности" бандитских телесериалов. Но стоит
промелькнуть на экране половому члену, как, благодаря "блюстите-
лям нравственности", тут же поднимается паника относительно "раз-
врата". Это ли не деградация и извращение естественных человеческих
чувств?!
Гомосексуальная любовь древних к мальчикам является для со-
временных и малообразованных людей шокирующей загадкой. Одна-
ко всё достаточно просто. Открытая бисексуальность и педофилия древ-
них основывалась на:
454
1) архаичных инстинктах, способствовавших консолидации обще-
ства;
2) стратегической необходимости военных походов;
3) сформированных под этим влиянием эстетических и нравствен-
ных ценностях;
4) политеизме античной культуры, достигшей невероятных высот
во всех направлениях научной и общественной мысли.
Религиозно-политические преобразования этого фундамента, есте-
ственно, привели и к изменениям в проявлениях сексуальности, к мно-
говековому застою в развитии науки и искусств.
Древние законы
Говоря о греческой любви к мальчикам, не следует забывать, что
речь идет не о детях препубертатного возраста, а о мальчиках подрост-
кового и юношеского возраста, находящихся в пубертатном возрасте
или даже уже достигших половой зрелости. Половые сношения с допу-
бертатными мальчиками, не достигшими возраста начала полового со-
зревания, т. е. подросткового возраста (менее 12 лет), были так же, как
и у сейчас у нас незаконными. Вообще, существовала широкая сеть
законов, касавшихся взаимоотношений между мужчинами и мальчи-
ками. В начале VI века до н. э. Солон постановил карать смертной каз-
нью любого взрослого мужчину, обнаруженного в помещении школы
для мальчиков, не достигших подросткового возраста и не имеющего
на это особого разрешения.
За сексуальное насилие над мальчиком к началу IV века до н. э.
стали предусматривать наказание в виде изгнания из государства с
конфискацией имущества. Это было довольно суровое наказание, так
как человек, став вне общества, лишался защиты со стороны общества,
его могли безнаказанно убить, принудить к рабству и т. д.
По законам Солона, раб не имел
права вступать в связь со свободным
мальчиком; мужчина, побудивший
свободного мальчика к профессио-
нальной проституции, лишался граж-
данских прав до конца своих дней.
Ранее же, в древности среди храмовых
проституток можно было встретить
как женщин, так и мальчиков. Еще
Гомер рассказывал об интенсивной
торговле мальчиками, которых по
Средиземному морю развозили фини-
кийские мореплаватели, чаще всего,
похищая их, чтобы заполнить ими
гаремы или продать в иное рабство.
Как уже говорилось, Солон зако-
нодательно запретил педерастию для
Греческая
керамическая роспись
(около V века до
э.). Лувр
455
рабов на том основании, что превосходство свободнорожденного не дол-
жно принижаться интимными отношениями с рабами, а также ввел
наказание для тех, кто торговал своей красотой. Считалось, что кто
продает свое тело за деньги, может с легкостью продать интересы госу-
дарства. Однако законы Солона относились только к афинским граж-
данам, в то время как масса иммигрантов не афинского происхожде-
ния имела в этом отношении полную свободу. Следовательно, эти зако-
ны очень рано перестали исполняться. Например, закон гласил:
«Владельцы гимнасиев не должны допускать, чтобы кто-то старше
возраста самих мальчиков проникал в гимнасии вместе с ними на
праздники Гермеса; в противном случае он должен быть наказан в
соответствии с законом о насилии над телом».
То, что этот закон существовал только "на бумаге" и обычно не
исполнялся, явствует из обычая греков проводить большую часть вре-
мени сплетничая в гимнасии или палестре. Этот закон также относил-
ся лишь к запрету на определенное время, то есть на время празднова-
ния Гермеса. Схолиаст так объясняет упомянутый запрет:
«Во внутренних частях школ и палестр были колонны и
с
алтарями музам, Гермесу и Гераклу. Здесь же находились краны с
питьевой водой, и многие мальчики под предлогом утоления жажды
приходили сюда заниматься аморальными вещами».
Эти законы неоднозначно касались рабов и свободных граждан,
так как в тех же Афинах, в портовых городах со времен Солона суще-
ствовали дома терпимости, которые
в Афинах открыл все тот же муд-
рый Солон для дохода в государ-
ственную казну. В них можно было
за деньги провести время не только
с девушкой, но и с мальчиком, при
этом обитателями публичных до-
мов, как правило, оказывались мо-
лодые люди, проданные в рабство,
однако свободные юноши иногда
также посещали публичные дома с
целью заработать деньги проститу-
цией. Один из известных афинских
публичных домов с мальчиками
размещался на вершине горы Лика-
керамика,
V в. до н. э.
Museum University of Mississippi
бетт, которая поднималась на 900
456
футов над Афинами. Одновременно это место было своего рода "плеш-
кой", там мальчики добровольно занимались сексом с такими же маль-
чиками, как, впрочем, и со всеми другими желающими (Г. Лихт).
Несмотря на законы и общественное мнение, судя по
ным литературным источникам, в Афинах подростковая
среди свободных граждан процветала. Мальчика можно было
на час или заключить с ним долгосрочный контракт на совместное про
живание. Проституирующие мальчики не только посещались их лю
бовниками в публичных домах, но и приходили в их собственные дома
чтобы иметь возможность быть в распоряжении одного хозяина
обслуживать гостей хозяина на званых обедах. Особо знатные или кра
сивые мужчины едва ли могли противостоять всем свободным мальчи
кам, которые им себя предлагали. Например, Каристий в своих
поминаниях" говорит:
«Все мальчики Афин настолько ревновали
особенному
любимчику Деметрия, чьего знакомства они добивались, что самые
красивые мальчики в городе, когда он выходил на прогулку, все
приходили туда, чтобы он обратил на них внимание».
Женские отношения
В отличие от современности, античная культура была полносты
мужской. Женщина была нужна лишь как сосуд для вынашивани
плода, для целей патриархального правонаследия, поэтому мы мал
знаем о жизни женщин в Античности. Обделенные вниманием мул
чин, женщины вынуждены были обращать внимание друг на друга дл
удовлетворения своих сексуальных потребностей. Отношения
ванных женщин с ученицами были аналогичны мужским отношения
учителя с учениками, и это также не считалось чем-то греховным
запретным.
В Древней Греции педагогический Эрос (педерастия) возводился
систему образования, это был своеобразный социальный институт, ч
рез который проходили все, при этом получение реального
ния было лишь уделом мальчиков, хотя бывали и исключения из о
щественных правил. Ремесленник обучал ремесленника, воин - воин
философ - будущих государственных деятелей, аристократов, филос
фов, ораторов и пр. Гармония достигалась слиянием духа и тела, но
было возможно только между равными, т. е. лицами мужского пол
так как для грека женщина, независимо от ее возраста и социально
положения, была всего лишь гиной (gyne) маткой, сосудом для вын
шивания детей. Жила она в гиникее - отдельной части дома, куда муз
чинам зазорно было заходить. Брак же считался обязательством
богами, заключался с целью деторождения и для правонаследия, кот
рое в те времена уже было не матрилинейным, а шло по
Три грации.
Эрмитаж (СПб)
линии. В Спарте брак был еще обязаннос-
тью и перед законом.
В Афинах мудрый Солон отказался
ввести такие законы, считая, что женщи-
на не должна быть грузом в жизни муж-
чины, хотя к супружеской неверности со
стороны мужчин общество
весьма спокойно. Старые девы и бездет-
ные холостяки обычно усыновляли сирот
и заботились о них, чтобы кто-то впослед-
ствии приносил жертвы и дары на роди-
тельские могилы. Детской беспризорнос-
ти практически не было, отчасти из-за
обычаев усыновления, отчасти из-за рабо-
торговли.
В некоторых местностях было приня-
чтобы девушки до замужества вели
вольный образ жизни, но, вступив в брак,
они обязаны были жить скромно и блюс-
ти супружескую верность. Перед женщи-
ной стояли две первостепенные задачи
вести домашнее хозяйство и воспитывать
детей. Девочки воспитывались до замуже-
ства, а мальчики лишь до
поры, пока они сами не начинали осо-
знавать свои духовные и сексуальные потребности, т. е. до подростко-
вого возраста. Далее воспитание мальчика уступалось его мужчинам.
Гомосексуальная педофилия Классической Греции может быть по-
нята лишь как неотъемлемая часть древнегреческой культуры с её по-
нятиями героизма, идеального воина-героя, гражданина и патриота,
эталонов мужской этики. Все это нашло отражение в античной литера-
туре.
Другие цивилизации
В дальнейшем, в других частях мира греческая традиция педагоги-
ческой педерастии как бы возродилась в X веке н. э. среди буддистских
монахов в Японии, которые культивировали такие же отношения меж-
ду учителем и учеником. Немного позднее аналогичная традиция су-
ществовала в воинских классах, среди самураев, где поощрялась би-
сексуальность, а сексуально-педагогические отношения скреплялись
клятвой пожизненной верности. Самурай без друга-партнера был бы не
понят обществом. Среди самураев было весьма популярно изречение:
"Подросток без старшего любовника - все равно, что женщина без мужа".
Это правило распространялось также на всех военачальников, се-
гунов и императоров. К XVII веку классическая форма педерастии ус-
тупила место иной форме гомосексуализма, связанного с театральным
миром Кабуки, в котором актерами были только мальчики, юноши и
458