ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 8263

Скачиваний: 48

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Влюбленные. Греческая

краснофигурная керамическая роспись

(около V века до н. э.). Лувр

 Извращения сексуальных

 I чувств в Древнем мире (в смысле

 I медицинской патологии), в ан-

тичности, несомненно, имели
место, о чем свидетельствуют не
только Ветхий Завет, но и Геро-
дот, Аристотель, Элиан и другие
классические авторы. Но, веро-
ятно, по сравнению с современ-
ной жизнью, они встречались
относительно редко. Для древ-
них греков было естественно вос-
певать мальчишескую и юноше-
скую красоту, поэтому греческая
литература насыщена восторжен-
ными стихами и рассуждениями
о красоте мальчиков, о том, чей
поцелуй лучше - мальчика или
девушки и т. п. Позже некоторые

римские поэты переняли этот обычай, пока аскетизм и фанатичное
мракобесие средневекового христианства не изменили идеалы и ми-
ровоззрение. Постепенно, на многие века заглохли споры о любви, о
различиях и идеалах красоты, даже о том, круглая или нет наша пла-
нета, о ее месте во Вселенной - все стало определяться церковными

догмами. Общественная психопатология Запада, замешанная на но-

вой религии, навсегда погубила идеалы Античности, привела к из-
вращению естественных чувств, сформировала новые понятия. Но это
был естественный, следовательно, необходимый процесс динамики об-
щественного сознания.

Да и сейчас более в чести кровавые бойни, культ насилия, уголов-

ных взаимоотношений, нежели проявления естественных любовных
чувств, особенно если они потенциально не репродуктивны. Примити-
визм, цинизм и жестокость, лужи крови, изощренные убийства на эк-
ранах кинотеатров и телевизоров, смакование чужих несчастий в ново-
стях и всякого рода программах воспринимаются большинством лю-
дей в нашей стране спокойно, для них такая реальность есть норма,
они не знают другой жизни. Целое поколение людей в нашей стране
выросло, впитав в себя "ценности" бандитских телесериалов. Но стоит
промелькнуть на экране половому члену, как, благодаря "блюстите-

лям нравственности", тут же поднимается паника относительно "раз-

врата". Это ли не деградация и извращение естественных человеческих
чувств?!

Гомосексуальная любовь древних к мальчикам является для со-

временных и малообразованных людей шокирующей загадкой. Одна-
ко всё достаточно просто. Открытая бисексуальность и педофилия древ-
них основывалась на:

454


background image

1) архаичных инстинктах, способствовавших консолидации обще-

ства;

2) стратегической необходимости военных походов;

3) сформированных под этим влиянием эстетических и нравствен-

ных ценностях;

4) политеизме античной культуры, достигшей невероятных высот

во всех направлениях научной и общественной мысли.

Религиозно-политические преобразования этого фундамента, есте-

ственно, привели и к изменениям в проявлениях сексуальности, к мно-

говековому застою в развитии науки и искусств.

Древние законы

Говоря о греческой любви к мальчикам, не следует забывать, что

речь идет не о детях препубертатного возраста, а о мальчиках подрост-

кового и юношеского возраста, находящихся в пубертатном возрасте

или даже уже достигших половой зрелости. Половые сношения с допу-

бертатными мальчиками, не достигшими возраста начала полового со-

зревания, т. е. подросткового возраста (менее 12 лет), были так же, как

и у сейчас у нас незаконными. Вообще, существовала широкая сеть

законов, касавшихся взаимоотношений между мужчинами и мальчи-

ками. В начале VI века до н. э. Солон постановил карать смертной каз-

нью любого взрослого мужчину, обнаруженного в помещении школы

для мальчиков, не достигших подросткового возраста и не имеющего

на это особого разрешения.

За сексуальное насилие над мальчиком к началу IV века до н. э.

стали предусматривать наказание в виде изгнания из государства с

конфискацией имущества. Это было довольно суровое наказание, так

как человек, став вне общества, лишался защиты со стороны общества,

его могли безнаказанно убить, принудить к рабству и т. д.

По законам Солона, раб не имел

права вступать в связь со свободным

мальчиком; мужчина, побудивший

свободного мальчика к профессио-

нальной проституции, лишался граж-

данских прав до конца своих дней.

Ранее же, в древности среди храмовых

проституток можно было встретить

как женщин, так и мальчиков. Еще

Гомер рассказывал об интенсивной

торговле мальчиками, которых по

Средиземному морю развозили фини-

кийские мореплаватели, чаще всего,

похищая их, чтобы заполнить ими

гаремы или продать в иное рабство.

Как уже говорилось, Солон зако-

нодательно запретил педерастию для

Греческая

керамическая роспись

(около V века до

 э.). Лувр

455


background image

рабов на том основании, что превосходство свободнорожденного не дол-

жно принижаться интимными отношениями с рабами, а также ввел

наказание для тех, кто торговал своей красотой. Считалось, что кто

продает свое тело за деньги, может с легкостью продать интересы госу-

дарства. Однако законы Солона относились только к афинским граж-

данам, в то время как масса иммигрантов не афинского происхожде-

ния имела в этом отношении полную свободу. Следовательно, эти зако-

ны очень рано перестали исполняться. Например, закон гласил:

«Владельцы гимнасиев не должны допускать, чтобы кто-то старше

возраста самих мальчиков проникал в гимнасии вместе с ними на

праздники Гермеса; в противном случае он должен быть наказан в

соответствии с законом о насилии над телом».

То, что этот закон существовал только "на бумаге" и обычно не

исполнялся, явствует из обычая греков проводить большую часть вре-

мени сплетничая в гимнасии или палестре. Этот закон также относил-

ся лишь к запрету на определенное время, то есть на время празднова-

ния Гермеса. Схолиаст так объясняет упомянутый запрет:

«Во внутренних частях школ и палестр были колонны и

 с

алтарями музам, Гермесу и Гераклу. Здесь же находились краны с

питьевой водой, и многие мальчики под предлогом утоления жажды

приходили сюда заниматься аморальными вещами».

Эти законы неоднозначно касались рабов и свободных граждан,

так как в тех же Афинах, в портовых городах со времен Солона суще-

ствовали дома терпимости, которые

в Афинах открыл все тот же муд-

рый Солон для дохода в государ-

ственную казну. В них можно было

за деньги провести время не только

с девушкой, но и с мальчиком, при

этом обитателями публичных до-

мов, как правило, оказывались мо-

лодые люди, проданные в рабство,

однако свободные юноши иногда

также посещали публичные дома с

целью заработать деньги проститу-

цией. Один из известных афинских

публичных домов с мальчиками

размещался на вершине горы Лика-

 керамика,

V в. до н. э.

Museum University of Mississippi

бетт, которая поднималась на 900

456


background image

футов над Афинами. Одновременно это место было своего рода "плеш-

кой", там мальчики добровольно занимались сексом с такими же маль-

чиками, как, впрочем, и со всеми другими желающими (Г. Лихт).

Несмотря на законы и общественное мнение, судя по

ным литературным источникам, в Афинах подростковая

среди свободных граждан процветала. Мальчика можно было

на час или заключить с ним долгосрочный контракт на совместное про

живание. Проституирующие мальчики не только посещались их лю

бовниками в публичных домах, но и приходили в их собственные дома

чтобы иметь возможность быть в распоряжении одного хозяина

обслуживать гостей хозяина на званых обедах. Особо знатные или кра

сивые мужчины едва ли могли противостоять всем свободным мальчи

кам, которые им себя предлагали. Например, Каристий в своих

поминаниях" говорит:

«Все мальчики Афин настолько ревновали

 особенному

любимчику Деметрия, чьего знакомства они добивались, что самые

красивые мальчики в городе, когда он выходил на прогулку, все

приходили туда, чтобы он обратил на них внимание».

Женские отношения

В отличие от современности, античная культура была полносты

мужской. Женщина была нужна лишь как сосуд для вынашивани

плода, для целей патриархального правонаследия, поэтому мы мал

знаем о жизни женщин в Античности. Обделенные вниманием мул

чин, женщины вынуждены были обращать внимание друг на друга дл

удовлетворения своих сексуальных потребностей. Отношения

ванных женщин с ученицами были аналогичны мужским отношения

учителя с учениками, и это также не считалось чем-то греховным

запретным.

В Древней Греции педагогический Эрос (педерастия) возводился

систему образования, это был своеобразный социальный институт, ч

рез который проходили все, при этом получение реального

ния было лишь уделом мальчиков, хотя бывали и исключения из о

щественных правил. Ремесленник обучал ремесленника, воин - воин

философ - будущих государственных деятелей, аристократов, филос

фов, ораторов и пр. Гармония достигалась слиянием духа и тела, но

было возможно только между равными, т. е. лицами мужского пол

так как для грека женщина, независимо от ее возраста и социально

положения, была всего лишь гиной (gyne)  маткой, сосудом для вын

шивания детей. Жила она в гиникее - отдельной части дома, куда муз

чинам зазорно было заходить. Брак же считался обязательством

богами, заключался с целью деторождения и для правонаследия, кот

рое в те времена уже было не матрилинейным, а шло по


background image

Три грации.

Эрмитаж (СПб)

линии. В Спарте брак был еще обязаннос-

тью и перед законом.

В Афинах мудрый Солон отказался

ввести такие законы, считая, что женщи-

на не должна быть грузом в жизни муж-

чины, хотя к супружеской неверности со

стороны мужчин общество

весьма спокойно. Старые девы и бездет-

ные холостяки обычно усыновляли сирот

и заботились о них, чтобы кто-то впослед-

ствии приносил жертвы и дары на роди-

тельские могилы. Детской беспризорнос-

ти практически не было, отчасти из-за

обычаев усыновления, отчасти из-за рабо-

торговли.

В некоторых местностях было приня-

 чтобы девушки до замужества вели

вольный образ жизни, но, вступив в брак,

они обязаны были жить скромно и блюс-

ти супружескую верность. Перед женщи-

ной стояли две первостепенные задачи

вести домашнее хозяйство и воспитывать

детей. Девочки воспитывались до замуже-

ства, а мальчики лишь до

 поры, пока они сами не начинали осо-

знавать свои духовные и сексуальные потребности, т. е. до подростко-

вого возраста. Далее воспитание мальчика уступалось его мужчинам.

Гомосексуальная педофилия Классической Греции может быть по-

нята лишь как неотъемлемая часть древнегреческой культуры с её по-

нятиями героизма, идеального воина-героя, гражданина и патриота,

эталонов мужской этики. Все это нашло отражение в античной литера-

туре.

Другие цивилизации

В дальнейшем, в других частях мира греческая традиция педагоги-

ческой педерастии как бы возродилась в X веке н. э. среди буддистских

монахов в Японии, которые культивировали такие же отношения меж-

ду учителем и учеником. Немного позднее аналогичная традиция су-

ществовала в воинских классах, среди самураев, где поощрялась би-

сексуальность, а сексуально-педагогические отношения скреплялись

клятвой пожизненной верности. Самурай без друга-партнера был бы не

понят обществом. Среди самураев было весьма популярно изречение:

"Подросток без старшего любовника - все равно, что женщина без мужа".

Это правило распространялось также на всех военачальников, се-

гунов и императоров. К XVII веку классическая форма педерастии ус-

тупила место иной форме гомосексуализма, связанного с театральным

миром Кабуки, в котором актерами были только мальчики, юноши и

458