ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 8682
Скачиваний: 49
"ПЕДЕРАСТИЯ - эротическо-
сексуальная связь лиц мужского
пола. Развитию педерастии способ-
ствовали условия военной демокра-
тии. Иногда педерастия санкциони-
ровалась государством и приобрета-
ла организованную форму (напри-
мер, в Спарте). В остальных облас-
тях Греции педерастия отчасти су-
ществовала как реликт аристокра-
тических традиций. Явление нашло
отражение в мифах, повествующих
о чувствах богов к их смертным воз-
любленным. Эти сюжеты широко ис-
пользовались в искусстве. Однако
античная традиция ценила и духов-
ную сторону явления однополой любви, признавая роль любящего в
воспитании и образовании любимого, полезность такой связи на войне
и в жизни государства. В платоновском учении об эросе ("Пир", "Федр")
сексуальная сторона этого явления приобретает явно второстепенное
значение. В Риме педерастия засвидетельствована с III века до н. э., но
здесь она существовала вне связи с этическими идеями".
Мужчина и юноши. Древнегреческая
керамика, около V в. до н. э.
Кроме указанных терминов, в разных странах существуют свои,
преимущественно жаргонные обозначения лиц, вступающих в гомосек-
суальные отношения; в западных странах их часто используют в каче-
стве ругательств, для словесного оскорбления. Так, в России гомосек-
суалов мужского пола, исполняющих подчиненную, пассивную роль,
в народе называют "голубыми". Этот термин берет начало еще из сочи-
нений Платона, который писал, что "такие люди любят свет луны"
(ассоциация с голубым цветом). Эстет Розанов в начале XX века даже
назвал свое эссе, посвященное гомоэротизму, "Люди лунного света".
В качестве ругательства, оскорбления в России применяются слова
- "педераст", "пидерас",
"пидор", существуют и другие произ-
водные от этого слова: "педик", "педрила", "пидра", "дон Педро". В
свою очередь, гомосексуалы обзывают гетеросексуалов "гетерастами",
"гетерами", "гетериками", а лиц женского пола - "двужопыми". Лица,
используемые в местах лишения свободы (да и в России, в целом) для
фелляции (минета), известны как "вафлёры" ("вафля" на фене означа-
ет сперму). Активный партнер в гомосексуальных отношениях, осуще-
ствляющий гомосексуальное насилие, в уголовном и люмпенизирован-
ном сознании, широко распространенном в подростковой пролетарской
среде, гомосексуалом обычно не является, так как исполняет "муж-
скую роль", чем доказывает самому себе и окружению, что он является
истинным, стопроцентным мужчиной - мачо.
464
Лесбиянок последнее время в России в народе называют "розовы-
ми", что, вероятно, черпает свои истоки из факта обозначения гомосек-
суалов нашивками, изображающими розовые треугольники, в герман-
ских концентрационных лагерях с 1937 по 1945 годы. В российской
уголовной среде существуют понятия "кобла", или "кобёл" - активная
лесбиянка, зачастую насилующая "ковырялок" - пассивных в гомо-
сексуальном отношении осужденных женщин. Изнасилование уголов-
ником мужского пола "кобла" резко повышает его авторитет в глазах
других уголовников.
14.5. Наказания за гомосексуализм
Сменяются культуры, изменяются и нравы. Имеется классический
пример изменения общественных нравов и морали на одной и той же
географической территории с течением времени.
Генрих Шлиман в конце XIX века построил для себя в Афи-
нах дворец, на крыше которого поставил статуи древнегреческих
богов по образцу Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Но античные
нравы далеких предков были давно забыты афинянами. Возму-
щенные муниципальные власти потребовали от Шлимана убрать с крыши
дворца всё, что оскорбляет общественную нравственность православных хри-
стиан. Знаменитый археолог не стал снимать статуи, он надел на них каль-
соны и бюстгальтеры. Выходка Шлимана дошла до короля, который, буду-
чи образованным человеком, отменил постановление муниципалитета.
Политеизм (многобожие) создает условия для широкого разнообра-
зия сексуального поведения, не препятствуя никакой специфической
форме сексуального действия. Часть божеств имеет явные признаки
обоих полов. Монотеизм, зародившийся в малообразованной среде мар-
гиналов, десексуализирует вселенную, лишает ее способности изменяться
и не способен охватывать своими застывшими догмами многообразие
сексуальной жизни людей. Всё, что не умещается в изначально нарисо-
ванную схему, яростно отвергается догматиками и, по их мнению, не
имеет права на существование. Когда в 313 г. император Константин
объявил христианство государственной религией Римской империи, по
всей Европе гражданский закон был подменен церковным. Такое част-
ное дело как сексуальное поведение личности с тех пор стало подле-
жать детальной церковной, а лишь затем государственной регуляции в
мелочах.
Мощное влияние христианства позволило императорам Диоклети-
ану и Максимилиану уже в 287 г., а императору Феодосию в 390 г. н. э.
издать свои Указы, устанавливавшие смертную казнь за гомосексуаль-
ные отношения путем сожжения на костре. При такой казни нет явно-
го кровопролития; считалось, что таким образом не нарушается запо-
ведь "не убий" - пример религиозного двуличия. Правда, эти законы
просуществовали недолго, и новые массовые сожжения гомосексуалов
465
обоих полов начались только в XIII веке в результате развития католи-
ческих идей, по которым гомосексуальные контакты ("содомия") рас-
сматривались как тяжкий грех и преступление перед естественным по-
рядком вещей и Богом.
Одной из задач авторитарных и тоталитарных государств всегда было
подавление и нивелирование личности, в том числе и в сексуальной
сфере, во имя каких-либо всегда "несомненно, великих и благородных"
целей. Наиболее жестоко эта задача воплощалась при тираниях и дик-
татурах. Сексуальная сторона жизни людей давно уже стала козырной
картой в политических играх различного рода "морализаторов" и про-
сто фанатиков, что продолжается и по сей день.
В средневековье гомосексуальное поведение было определено как
греховное и преступное. Осуждение гомосексуальности явилось частью
процесса изменения моральной оценки сексуальности с точки зрения
христианской асексуальности и аскезы как идеала. Следовательно,
первая волна преследований за проявления гомосексуальности имеет
религиозную основу.
Любые сексуальные отношения, не ведущие к зачатию, стали счи-
таться незаконными и противоестественными. Постепенно различ-
ные отвергаемые официальной Церковью формы полового поведе-
ния получили общее определение "содомии". Причем, в произведе-
ниях средневековых авторов "содомией" именуется не только гомо-
сексуализм.
Мастурбация, орально-генитальный и анально-генитальный поло-
вые контакты между гетеросексуальными партнерами, половые кон-
такты с животным, прерванный половой акт с семяизвержением не во
влагалище, поиск и получение удовольствия от секса, совершение по-
лового акта не в "миссионер-
ской" позе (мужчина сверху) и
т. п. расценивались как акты
"содомии". Многие считали
содомией половой акт между
христианами и иудеями или
христианами и мусульманами.
Таким образом, даже потенци-
ально репродуктивный поло-
вой акт мог быть под запретом,
если происходил с неподобаю-
щим партнером. Данное отно-
шение проистекало из убежде-
ния, что "неверные" в глазах
Господа равны собакам и дру-
гим животным; половой акт с
ними, следовательно, был
Аутодаффе. Средневековая гравюра
противоестественным
нозначен зоофилии.
рав-
466
\
Сожжение содомитов в Цюрихе.
1482 г. Книжная миниатюра.
Со временем, когда прела-
ты и епископы под руковод-
ством папы надежно укрепи-
ли свою власть на всем конти-
ненте, католическая церковь
стала оказывать всё большее
и большее влияние на все сто-
роны европейской жизни. Мно-
гие грехи, такие как ересь
(инакомыслие) и широко пони-
маемая содомия, преврати-
лись в уголовно наказуемые
преступления. К XIII-XIV вв.
монархи и князья по всей Ев-
ропе, подчинившись давлению
католической церкви, объяви-
ли содомию преступной. Как
правило, она считалась пре-
ступлением, караемым смерт-
ной казнью. Люди, уличенные в половой связи с евреями или лицами
своего пола, сжигались на кострах заживо. Гомосексуалов стали сжи-
гать в массовом порядке много раньше, чем ведьм (раньше и прекрати-
ли - в первой половине XVIII века). Вскоре по всей Европе, а в Амери-
ке с XVII столетия разгорелись костры, на которых поджаривали лю-
дей во славу Церкви. Однако гомосексуализм как вечное биопсихосо-
циальное явление продолжал существовать и в мрачном Средневеко-
вье, не взирая на массовые репрессии, развязанные инквизицией, и
жестокие наказания.
В средневековых категориях содомит являлся не личностью особо-
го типа, не индивидуальностью, а лишь личностью, уличенной в совер-
шении греха особого типа - "противоестественном половом сношении".
Данный религиозный термин вошел в уголовные законодательства не-
которых стран, существует до сих пор, например, в УК Украины и др.
Если древние греки рассматривали гомосексуальную близость как
удовольствие, средневековые европейцы опасались содомии как греха,
который под влиянием соблазна, в принципе, мог совершить каждый.
Тем не менее, сохранилось достаточное количество писем и поэм откро-
венно гомоэротического характера (по иронии, большинство из них
написаны священниками), позволяющих говорить о существовании
гомосексуальной субкультуры в монастырях Европы X-XI веков. Го-
мосексуализм как вечное биосоциальное явление продолжал существо-
вать и в мрачном Средневековье (уместно вспомнить "Монахиню" Дид-
не взирая на массовые репрессии, развязанные инквизицией и же-
стокие наказания.
Европейские государства неоднозначно подходили к вопросу нака-
заний за гомосексуальность. Есть данные, что в XVIII веке гомосексуа-
467
лизм считался основным правонарушением на Британском Военно-мор-
ском флоте и мог наказываться кастрацией, а женщинам за лесбиян-
ство удаляли часть носа. Однако в отличие от большинства европей-
ских стран гомосексуализм в Англии времен Стюартов считался неболь-
шим прегрешением и наказывался лишь денежным штрафом, серьёз-
ные преследования гомосексуалов начались лишь во времена
вы Виктории.
Прогрессивный в те времена Кодекс Наполеона (1810 г.), последо-
вавший за революционной вседозволенностью, предусматривал нака-
зание лишь за публичные или насильственные гомосексуальные сно-
шения. Наказание за добровольные гомосексуальные отношения впер-
вые было отменено. Аналогично поступили в Бельгии и Нидерландах.
В то же время в Уголовном кодексе Финляндии в 1889 году появи-
лось положение о наказании не только мужчин, но и женщин за добро-
вольные гомосексуальные отношения. Это стало возможным благода-
ря практически полному отсутствию противопоставления полов в сель-
ской культуре Финляндии XIX века. Одновременно в соседней Швеции
Национальный закон от
г. не предусматривал никаких санкций
против гомосексуализма, лишь политизированная гомофобия XX века
и влияния фашизма привели к преследованию гомосексуалов, но на
короткое время. Уже в 1944 г. добровольные гомосексуальные действия
в Швеции были декриминализованы.
В Древней Руси к однополой любви относились терпимо, снисходи-
тельно. Причем женская гомосексуальность как бы не существовала,
на Руси на неё смотрели как на разновидность женской мастурбации.
Это происходило оттого, что женщина не была равноправным и полно-
ценным членом общества. Преследовать гомосексуалов путем сожже-
ния на костре впервые на Руси стали при Петре Великом в
году,
вероятно, только потому, что это был европейский обычай, причем эта
мера наказания касалась лишь военных, не распространяясь на граж-
данское население. В 1716 г. сожжение на костре заменилось телесным
наказанием, а в случаях применения насилия - вечной ссылкой. Пос-
ле Петра I гомосексуальные отношения вновь получили послабление.
С 1832 г. "Уложение о наказаниях" - первый Уголовный кодекс Рос-
сийской Империи включил в себя параграф 995, по которому муже-
ложство наказывалось лишением всех прав состояния и ссылкой в
Сибирь на 4-5 лет. Этот Закон действовал до 1903 г., когда относитель-
но мужеложства была принята ст. 516 Уложения о наказаниях; дан-
ное преступление каралось тюремным заключением на срок не ниже 3
месяцев, а при отягчающих обстоятельствах (с применением насилия
или по отношению к несовершеннолетним) - на срок от 3 до 8 лет.
Революционные события 1917 года привели к декриминализации
гомосексуализма. Отменив царские юридические нормы от имени соци-
алистической законности, новый советский режим отменил и уголов-
ные санкции за гомосексуальные контакты, их не было в УК
принятом в 1922 и в 1926 годах. Обосновывалось это следующим обра-
468