Файл: Smirnov_V_M_i_dr_Fiziologia_sensornykh_sistem.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 4718

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

106 

онтогенезе темпераментом, стилем поведения и мировоззрением.

 

Важным  оценочным  компонентом  свойств  личности  является  способность,  проявляющаяся  в 

успешности  деятельности.  Как  считал  Б.  М.  Теплов,  способности 

– 

это  такие  индивидуально

-

психологические  особенности,  которые  имеют  отношение  к  успешности  выполнения  одной  или 
нескольких  деятельностей.  Природной  основой  различных  способностей  могут  быть  разнообразные 
сочетания  общих  и  специальных  индивидуально

-

психологических  свойств.  К  числу  общих 

способностей относят работоспособность, активность, саморегуляцию и др. По данным Э. А. Голубевой 
и  ее  сотрудников,  природные  предпосылки  социальных  способностей  образуют  сложные 
системокомплексы. Учеными доказано, что для лингвистических способностей характерны инертность, 
преобладание  зрительной  памяти  и  второсигнальных  функций.  Для  коммуникативных  языковых 
способностей необходимы лабильность, слуховая память, преобладание первосигнальных функций. Для 
музыкальных  способностей  главную  роль  играют  лабильность  нервной  системы  в  разных  возрастах, 
высокая чувствительность и доминирование непроизвольного уровня регуляции у подростков.

 

По  теории  И.П.  Павлова,  предпочтительными  темпераментами  для  успешности  деятельности 

являются  темперамент  сангвиника  и

 

флегматика.  Менее  приспособлен  к  жизни темперамент  холерика 

из

-

за  неуравновешенности  процессов  возбуждения  и  торможения.  Низкая  работоспособность 

(выносливость) нервной системы характеризует меланхолика. Однако Б. М. Теплов и В.Д. Небылицын 
выступали  против  оценочной  характеристики  темпераментов  и  подчеркивали,  что  в  зависимости  от 
характера  и  типа  выполняемой  деятельности  преимущество  могут  иметь  самые  разные  типы 
темпераментов и индивидуальные качества человека. По

-

видимому, профотбор должен основываться

 

на 

этих  двух  положениях,  при  этом  решающее  значение  должны  иметь  результаты  специального 
тестирования.

 

По  мнению  Я.  Стреляу,  активность  как  одна  из  черт  темперамента  личности  проявляется  в 

энергетическом  уровне  поведения.  Со  свойством  активности  личности  наиболее  часто  положительно 
коррелируют  такие  свойства  нервной  системы,  как  сила  и  активированность,  измеряемые  с  помощью 
ЭЭГ

-

методик.  Для  оценки  эмоциональности  могут  также  использоваться  различные  тесты

-

опросники 

(Спилберга,  Тейлора),  для  оценки  тревожности  и  нейротизма 

– 

опросник  Г.  Айзенка.  На 

физиологическом уровне эмоциональность измеряют вегетативными и ЭЭГ

-

показателями.

 

Темперамент  человека  достаточно  устойчив.  Это  означает,  что  человек  не  может  обнаруживать  то 

черты холерика, то черты меланхолика.  Также мала вероятность коренного изменения темперамента в 
процессе жизни, например превращение флегматика в сангвиника или меланхолика.

 

Результаты наблюдения за характером, поведением детей и их родителей свидетельствуют о том, что 

дети  наследуют  многие  свойства  нервной  системы  от  своих  родителей.  Однако  генетические 
предпосылки  начинают  очень  рано  переплетаться  с  приобретенными  свойствами  нервной  системы, 
которые  в  значительной  степени  определяются  процессом  воспитания  детей,  условиями  их  жизни, 
труда,  которые  могут  быть  весьма  разнообразными  и,  естественно,  оказывать  различное  влияние  на 
проявление  свойств  нервной  системы.  Ф.  П.  Майоров  и  С.  Н.  Выржиковский  в  своих  исследованиях, 
выполненных  на  животных,  в  частности  в  опытах  на  щенках,  показали  возможность

 

изменения 

типологических свойств нервной системы в течение жизни. Они разделили помет щенков на две равные 
группы:  одни  щенки  росли  в  условиях  свободы  и  приволья,  другие 

– 

в  клетках,  т.е.  в  условиях, 

ограничивающих их движения и связи с внешним миром, а также им не приходилось бороться за свое 
выживание.  Когда  щенки  подросли,  то  поведение  их  значительно  различалось.  Например,  у  всех 
развивавшихся  в  клетке  были  резко  выражены  пассивно

-

оборонительные  реакции  (они  затаивались, 

прижимались  к  полу  и  т.  п.),  т.  е.  поведение  животных  зависело  от  условий  окружающей  среды,  в 
которых  они  воспитывались.  Тренировка  нервных  процессов  способствовала  некоторому  изменению 
типологических  свойств.  В  частности,  невротические  воздействия  сопровождались  ослаблением 
нервных  процессов,  и  животное,  ранее  типологически  сильное,  переходило  в  группу  слабых.  Эти  и 
другие факты легли в основу учения о фенотипе и генотипе. Термины «генотип» и «фенотип» впервые 
использовал  датский  биолог Б.  Иогансен  в  1909  г.  Генотип  (от  греч. 

genos 

– 

происхождение, 

thypos 

– 

отпечаток, образец)  характеризуется  врожденными типологическими  свойствами  нервного процесса,  с 
которым  животное  рождается. 

Генотип 

– 

это  совокупность  всех  наследственных  факторов  (генов) 

клетки. 

Фенотип  (от  греч. 

phaino 

– 

проявлять,  являть  + 

thypos)  – 

совокупность  признаков  и  свойств 

организма,  обусловленных  взаимодействием  его  генотипа  и  условий  внешней  и  внутренней  среды. 
Таким образом, 

фенотип 

– 

это сплав врожденных и приобретенных свойств организма.

 

С  помощью  направленного  отбора  можно  вывести  животных  с  определенными  особенностями 


background image

 

107 

поведения. Наследственные свойства (подвижность) были доказаны специальными исследованиями В. 
К. Федорова: он вывел животных чистых линий с высокой и низкой подвижностью. Эти эксперименты, 
а  также  изучение  типологических  свойств  у  однояйцовых  близнецов  позволили  заключить,  что  у 
животных  и  людей  темперамент  относительно  устойчив,  однако  направленными  воздействиями 
воспитательного и природного характера его можно изменить.

 

Мы  не  склонны  переоценивать  эти  экспериментальные  данные,  полученные  на  животных.  Однако 

наблюдения за развитием детей и исследования на животных свидетельствуют о том, что условия жизни 
ребенка,  его  воспитание,  трудовая  деятельность,  физкультура  и  спорт,  рациональное  питание,  режим 
труда  и  отдыха  играют  весьма  важную  роль  в  формировании  типологических  особенностей  нервной 
системы.

 

Воспитание  детей  в  условиях  максимальной  (избыточной)  заботы  о  них, 

когда  не  только 

выполняется,  но  даже  предупреждается  каждое  желание  ребенка,  каждый  его  каприз,  любая,  даже 
необоснованная и нецелесообразная просьба, когда из жизни ребенка исключены трудности, посильные 
заботы,  отсутствуют  условия  для  приобретения  трудовых  навыков,  способствует  формированию 
поведения, свойственного слабому типу ВНД.

 

Противоположностью  является  чрезмерно  суровое  и  холодное  воспитание, 

базирующееся  на 

неукоснительном  выполнении обязанностей  и  соблюдении  правил  поведения,  диктуемых  родителями. 
Ребенок  с  врожденным  сильным  типом  ВНД  в  подростковом  возрасте  становится  неуправляемым  и 
несдержанным  бунтарем,  проявляя  склонность  к  асоциальным  поступкам  как  форме  протеста  против 
авторитарных  методов  воспитания.  У  детей  более  слабого  типа  ВНД  формируется  безвольная, 
безынициативная  ущербная  личность  с  соответствующими  характерологическими  особенностями 
поведения.

 

Наиболее  рациональный  способ  воспитания  сочетает  в  себе  заботу,  внимание,  теплоту  по 

отношению  к  ребенку  с  поощрением  активной  деятельности  и  созданием  условий  для  проявления 
инициативы, а также с привлечением к трудовой деятельности, занятиям физической культурой. 

При 

этом  воспитание  ребенка  надо  начинать  как  можно  раньше,  фактически  с  момента  рождения. 
Воспитание с предъявлением ребенку посильных задач, обучение преодолению трудностей, вовлечение 
в  игры  способствуют  формированию  черт,  свойственных  сильному  типу  ВНД.  Активная  жизненная 
позиция,  выработанная  с  раннего  детства,  увлеченность  делом,  большая  умственная  и  умеренная 
физическая  активность  сохраняют  сильный  тип  нервной  системы  на  протяжении  всей  жизни, 
поддерживают высокую работоспособность человека, делают организм более устойчивым к различным 
заболеваниям, значительно увеличивают продолжительность жизни и период активной деятельности.

 

Темперамент  ребенка  оказывает  сильное  влияние  на  сам  процесс  воспитания  его  родителями.  И  в

 

этом,  по  мнению  Я.  Стреляу,  проявляется  его  регулятивная  роль.  Уже  с  момента  рождения

 

ребенка 

некоторые  особенности  его  темперамента  провоцируют  определенное  поведение  взрослых  и  прежде 
всего  родителей.  Повторяя  свое  поведение,  взрослые  создают  в  отношении  ребенка  систему 
направленных  воздействий,  которые  и  начинают  оказывать  формирующее  влияние  на  поведение  и 
личность ребенка.

 

Для изучения наследственного фактора в формировании индивидуальных различий важное значение 

имеет  метод  близнецов.  Известно,  что  однояйцовые  близнецы  имеют  идентичный  генотип 
(генетическую информацию). Поэтому в парах однояйцовых близнецов различия в темпераменте, если 
они  обусловлены  генетически,  должны  быть  меньше,  чем  у  двуяйцовых  и  тем  более  у  не 
родственников. Конечно, это справедливо только при условии, что пары близнецов живут в одинаковых 
условиях.  Близнецовым  методом  показано,  что  двигательная  активность,  сложные  движения 
(прохождение  лабиринта,  вставление  иглы  в  отверстие),  в  особенности  тонкие  движения  кистей  рук, 
обусловлены  наследственно.  Получены  данные,  что  индивидуальный  темп  выполнения  самых  разных 
действий  также  в  значительной  мере  контролируется 

генотипом. 

Высокая  стабильность 

индивидуального паттерна ЭЭГ и ВП, по

-

видимому, также имеет в своей основе влияние генетического 

фактора.

 

Г.Айзенк  и  Д.  Прелл  исследовали  нейротизм,  определяемый  анкетными  методами,  в  парах 

однояйцовых и двуяйцовых близнецов. У однояйцовых близнецов они получили высокий коэффициент 
корреляции по этому свойству (0,85), а у двуяйцовых 

– 

низкий (0,22). Ученые полагают, что существует 

врожденный компонент эмоциональности как свойства темперамента.

 

 


background image

 

108 

6.4. Влияние генотипа и среды на развитие нейрофизиологических процессов в онтогенезе

 

 

Важные исследования для решения этой проблемы были проведены Е.В. Уваровой (1987) с помощью 

регистрации  ЭЭГ  у  моно

и  дизиготных  близнецов.  Автоматический  анализ  и  интегрирование 

суммарной энергии ЭЭГ передних отведений правого полушария мозга осуществлялись в диапазоне 

 

(8–

13 Гц) и 

1

 (13 – 

20 Гц); ЭЭГ задних отведений 

– 

в диапазоне 

1

 (4 – 

7 Гц) и 

 (1,5 – 

3 Гц). ЭЭГ 

регистрировали  в  состоянии  покоя  (полулежа  в  удобном  кресле)  и  при  действии  раздражителей 
(фонофотостимулятор).  Анализировали  следующие  характеристики  ЭЭГ:  в  фоне 

– 

среднюю  частоту, 

амплитуду,  индекс  и  интенсивность  (по  данным  интегратора  в  процентах  от  суммы  энергии  ритмов, 
принимаемой за 100) основных ритмов в передних и задних областях мозга на внешнюю стимуляцию, 
величину длительности депрессии 

-

ритма, латентный период и индекс

 

(в процентах наличия усвоения 

ритма раздражения от времени действия раздражителя разной частоты, принимаемого за 100) реакции 
усвоения ритма.

 

Каждую пару близнецов (58) обследовали 4 раза на протяжении 9

12 лет. Возраст детей составлял от 

4  лет  до  21  года.  Поскольку  исследования  продолжались  9

– 

12  лет,  возрастные  группы  перекрывали 

друг  друга,  что  повышало  надежность  полученных  результатов.  Метод  расчета  коэффициента 
генетической детерминации описан в работе Е.В. Уваровой (1987).

 

Для  фоновых  характеристик  ЭЭГ  выявлено  изменение  с  возрастом  числа  показателей,  имеющих 

относительно высокую степень генетической детерминации.

 

Вклад генотипа в изменчивость показателей ЭЭГ фона 

отличается в разные периоды развития детей 

и подростков. Он довольно существен в возрасте 4 

– 

9 лет (примерно 40% всех показателей). Максимум 

влияния  генетических  факторов  приходится  на  возрастной  период  13 

– 

15  лет.  В  предшествующий 

препубертатный  период  (10 

– 

12  лет)  число  таких  параметров  существенно  меньше,  что  позволяет 

предполагать  значительную  роль  средовых  факторов  в  разнообразии  индивидуальных  характеристик 
ЭЭГ покоя в данном возрасте. Усиление влияния факторов среды отмечается также в старшем возрасте 

(16 – 

21 год), особенно в 19 

– 

21 год. Изменение числа параметров в интервале 13 

– 

15 лет и 19 

– 

21 год 

статистически значимо.

 

Изучение  возрастной  динамики  наследственно

-

средовых  соотношений  для  отдельных  ритмов  ЭЭГ 

показало, что для большинства параметров 

-

ритма вклад генотипа выявляется в возрасте 4 

– 6, 13 – 15 

и 16

18 лет, а для 

1

-

ритма 

– 

в 4 

6 и 13

  –

15 лет; показатели медленных колебаний (

) имеют свой 

максимум в 13

-

15лет.

 

Следует  отметить,  что  параметры 

-

ритма  в  большинстве  возрастных  периодов  являются 

генетически более «устойчивыми» в онтогенезе, чем аналогичные параметры других ритмов. К тому

 

же 

большинство  параметров 

-

ритма  имеют  более  высокую  степень  наследственной  обусловленности; 

далее  в  порядке  убывания  следуют  характеристики 

1

и 

-

ритма,  что  согласуется  с  данными  ряда 

других исследователей.

 

Вклад  генотипа  в  изменчивость  показателей

 

задних  областей  мозга  больше,  чем  передних.  Это, 

вероятно, объясняется их различием в филогенетическом и онтогенетическом развитии.

 

Влияние  средовых  факторов  в  формировании  изменчивости  показателей  ЭЭГ

-

реактивности  в 

онтогенезе значительно более выражено,

 

чем в детерминации параметров ЭЭГ покоя.

 

Для  показателей  реакции  усвоения  ритма  максимум  влияния  генетических  факторов  выявлен  в 

возрасте 10 

– 

12 лет, несколько Меньший 

– 

в 16 

– 

18 лет. В остальные возрастные периоды обнаружена 

роль средовых влияний, особенно значительная в 4 

6 и 13 

– 

15 лет, несколько меньшая 

– 

в 7 

9 лет.

 

Для  показателей  вегетативных  функций  существуют  свои  особенности  соотношения  генотипа  и 

среды  в  онтогенезе.  Наиболее  значительный  вклад  наследственных  факторов  в  разнообразии 

параметров  «вегетативного  фона» 

выявлен  в  возрасте  19 

– 

21  года  в  котором  60%  показателей 

(частота  пульса  и  КГР,  амплитуда  КГР)  имеют  относительно  высокую  величину  коэффициента 
генетической детерминации.

 

Наиболее существенное влияние среды в изменчивости этих показателей обнаружено в период 7 

– 9 

и 13

15 лет. Следует отметить, что генетически наиболее «устойчивыми» среди них являются значения 

частоты пульса (в большинстве возрастных периодов наименее «устойчивы» характеристики дыхания).

 

При  изучении  соотношения  наследственных  и  средовых  факторов  в  вариабельности  компонентов 

вегетативной реактивности 

установлено, что в формировании их в ходе онтогенеза влияние средовых 

факторов  значительно  более  выражено,  чем  генетических.  Влияние  генотипа  на  изменчивость  этих 


background image

 

109 

показателей в онтогенезе наиболее заметно в возрасте 16

18 лет.

 

 

6.5. Роль генома в пластических изменениях нервной ткани

 

 

Роль  генома в  пластических  изменениях  нервной  ткани  может  проявляться  в  различных  вариантах. 

Доказана  генетическая  детерминированность  силы  возбудительного  процесса,  где  генотип 
материнского 

организма 

определяет 

подвижность 

нервных 

процессов. 

Наследуется 

такое 

фундаментальное  свойство  нервной  системы,  как 

возбудимость. 

У  видов,  пород  и  рас  животных, 

имеющих  высокую  нервно

-

мышечную  возбудимость,  наблюдается  и  более  высокая  пищевая 

возбудимость  и  более  высокие  показатели  силы  возбуждения.  По  наследству  может  передаваться 
повышенная  способность  к  тому  или  иному  виду  обучения  (например,  в  опытах  на  крысах 

– 

это 

преодоление лабиринта).

 

Возможно  множественное  влияние  одного  и  того  же  гена, 

например,  в  контроле  порога 

возбудимости  нервной  системы,  содержания  нейроактивных  соединений  и  способности  к  обучению 
(образованию оборонительных условных рефлексов).

 

Могут  наблюдаться  анатомические  изменения  мозга

Так,  у  крыс  с  высоким  уровнем  условно

-

рефлекторной  деятельности  обнаружена  большая  ширина  сенсомоторной  области  коры,  большие 
размеры  зубчатой  фасции,  мозолистого  тела  с  большим  числом  миелинизированных  волокон. 
Генетически детерминированные структурные особенности захватывают и лимбическую систему мозга, 
поэтому  у  хорошо обучающихся  крыс  по  сравнению  с  животными  с  низким  уровнем  возбудимости  и 
скорости  образования  условных  рефлексов  происходит  увеличение:  а)  ширины  лимбической  коры;  б) 
размера клеток ядер гипоталамуса и амигдалы; в) числа глиальных клеток свода.

 

Реализация  генетической  информации,  закодированной  в  молекуле  ДНК  и  ядре  нервной  клетки, 

осуществляется  при  непосредственном  участии  химических  факторов  самой  цитоплазмы  клетки. 
Помимо широко известных первичных химических 

посредников

-

нейромедиаторов, с 

помощью которых 

информация  передается  к  нервной  клетке  и  активирует  ее  в  соответствии  с  присущей  ей  собственной 
генетической программой, в настоящее время в самостоятельную категорию метаболических  факторов 
выделены 

вторичные  посредники  (мессенджеры). 

В  первую  очередь  к  ним  относят 

циклический 

аденазинмонофосфат (цАМФ), 

выполняющий функцию универсального клеточного регулятора.

 

Ионы  кальция 

также  относят  к  категории  вторичных  посредников,  от  которых  зависят  как 

пресинаптические,  так  и  постсинаптические  процессы  клетки  и  формирование  ее  электрической 
активности. Вслед за открытием рецептора кальция, т.е. белка кальмодулина, было установлено, что он 
регулирует  синтез  и  распад  цАМФ.  Важную  роль  в  этом  процессе  играют 

стероидные  гормоны, 

которые  реализуют  свои  эффекты,  минуя  систему  вторичных  посредников.  В  отличие  от  пептидных 
гормонов стероидные гормоны уже имеют собственные возможности проникновения в нервную клетку, 
где они связываются непосредственно с

 

ее ядром.

 

 

6.6. Роль генотипа и среды в формировании личности

 

 

Роль  воспитания  в  формировании  личности  в  дошкольный  период 

показана,  в  частности,  в 

исследованиях И. А. Шашкова (1987).

 

Изучение  личностных  особенностей  дошкольников  5

–6-

летнего  возраста  в  поведенческих 

проявлениях проводились по двум направлениям: социальные свойства (самостоятельность, активность, 
общение)  и  индивидуальные  качества  (интеллектуальное  развитие,  черты  характера,  эмоциональная 
сфера).  Все  дети  посещали обычный  детский сад.  У  дошкольников  6

-

летнего возраста  довольно  часто 

отмечали 

повышенную 

эмоциональную 

возбудимость, 

связанную 

с 

несдержанностью 

и 

неуправляемостью  в  поведении  (около  16%  от  всех  детей);  повышенную  застенчивость,  робость, 
неуверенность  (около  17%);  состояние  общей  эмоциональной  неустойчивости  и  дискомфорта, 
сопровождающееся капризностью, плаксивостью, снижением бодрости, активности, жизнерадостности 
в поведении (около 20%).

 

Реже  в  поведении  дошкольников  встречались  другие  акцентуированные  проявления:  замкнутость, 

молчаливость; тревожность,

 

эмоциональная подавленность; демонстративность, желание быть в центре 

внимания.

 

По  сравнению  с  детьми,  ежедневно  посещавшими  детский  сад,  в  группах  детей  с  круглосуточным 

(пятидневным) пребыванием в поведении дошкольников наиболее часто отражалось их эмоциональное 


background image

 

110 

состояние  (общая  эмоциональная  неустойчивость,  капризность,  плаксивость,  подавленность, 
тревожность, снижение активности и общительности).

 

Воспитание в условиях пятидневного пребывания в детском саду является для ряда детей фактором 

дополнительной психической нагрузки, связанным с эмоциональным напряжением или астенизацией.

 

При  улучшении  эмоционального  состояния  в  поведении  многих  детей  более  отчетливо  выступали 

акцентуированные черты характера (неуверенность в себе, тормозимость, повышенная возбудимость и 
др.).

 

Сравнительное  изучение  личностных  особенностей  детей  и  состояния  их  здоровья  показало,  что 

невротические  и  личностные  нарушения  в  большинстве  случаев  сопровождаются  отклонениями  в 
приспособительных  формах  поведения  (активность,  самостоятельность,  общение)  и  дезорганизацией 
эмоциональной сферы.

 

Дезорганизация 

эмоциональной 

сферы 

ребенка 

(тревожность, 

страхи, 

эмоциональная 

неустойчивость, капризность, возбудимость и др.) не только способствует аномальному формированию 
личности, но и оказывает сильное влияние на интеллектуальное развитие дошкольников.

 

Воспитание  дошкольников  в  условиях  недельного  пребывания  в  детском  саду  приводит  к 

понижению уровня интеллектуального развития и в 2 раза чаще коррелирует с его низким развитием.

 

Воспитание в условиях круглосуточной группы, оказывая отрицательное влияние на эмоциональную 

сферу,  у  многих  детей  тормозит  нормальное  интеллектуальное  развитие  и  является  фактором 
повышенного  риска  возникновения  у  них  невротических  и  личностных  отклонений.  Степень 
психической  зрелости  и  гармоничное  формирование  личности  в  дошкольном  возрасте  во  многом 
зависят от эмоциональной устойчивости, отражающейся в типе поведения ребенка.

 

Углубленное изучение факторов, влияющих на формирование личности в дошкольном возрасте и на 

состояние психического здоровья детей, выявило частые неблагоприятные воздействия биологического 
и социального характера.

 

Среди  негативных  факторов  наибольшее  влияние  на  детей  6

-

летнего  возраста  оказывали 

соматические  (около  50%  от  всех  детей)  и  социально

-

психологические  (около  45%)  воздействия. 

Меньшее  значение  имели  перинатальные  вредности  (около  27  %)  и  неблагоприятные  социально

-

экономические условия (около 9%).

 

Недооценка  взрослыми  (воспитатели,  педиатр,  родители)  общего  состояния  ребенка  приводит  к 

педагогическим  ошибкам  и  появлению  отклонений  в  поведении:  усиливается  раздражительность  и 
плаксивость,  возникает  конфликтность  со  взрослыми  и  детьми,  а  в  ряде  случаев 

– 

тревожность, 

неуверенность  в  себе,  эмоциональная  подавленность,  черты  повышенной  тормозимости,  вялость, 
пассивность в поведении.

 

Изучение  социальных  влияний,  связанных  с  воспитанием  детей  и  особенностями  формирования 

детской  личности,  позволило  выделить  три  группы  факторов:  1)  социально

-

экономические;  2) 

психологические,  отражающие  семейно

-

бытовые  условия  и  ситуации;  3)  педагогические,  связанные  с 

непосредственным  отношением  к  ребенку,  применяемыми  методами  и  средствами  воздействия  в 
воспитании.

 

Особенности  формирования  личностных  свойств  у  дошкольников  в  большинстве  случаев 

определяются  комплексом  социальных  влияний,  среди  которых  социально

-

экономические  и  семейно

-

бытовые условия чаще всего проявляются посредством педагогических приемов.

 

Личностные и поведенческие отклонения у дошкольников наиболее часто возникают при наличии

 

в 

семье  негативных  психологических  факторов  и  ситуаций  (напряженные,  конфликтные  отношения, 
алкоголизм  и  пьянство,  разводы  родителей,  неправильное  воспитание  в  связи  с  противоречивыми 
установками или формальным, авторитарным отношением к ребенку, проживание в семье психически 
больных,  тяжелый,  деспотичный  или  несдержанный  характер  одного  из  родителей  и  др.), 
способствовавших 

длительному 

напряжению, 

накоплению 

отрицательных 

эмоций, 

общему 

эмоциональному угнетению или страданию ребенка.

 

Среди  отрицательных  явлений,  связанных  с  используемыми  в  семьях  методами  и  средствами 

воспитания,  следует  отметить  применение  физических  наказаний,  запугивание,  наказание  трудом, 
лишением  прогулки,  еды,  дарение  родителями  за  хорошее  поведение  детям  дорогих  игрушек,  денег, 
подарков.  Наряду  с  этим  обращает  на  себя  внимание  частота  запрещений,  окриков,  одергиваний, 
противоречивость  в  семейных  требованиях  и  подходе  к  ребенку  без  учета  его  возможностей, 
необязательность  в  исполнении  принятых  решений  по  отношению  к  детям,  показной  характер  (для 
людей) сверхвнимательного отношения к ребенку, не соответствующий реальному, и т. п.