ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 4718
Скачиваний: 20
106
онтогенезе темпераментом, стилем поведения и мировоззрением.
Важным оценочным компонентом свойств личности является способность, проявляющаяся в
успешности деятельности. Как считал Б. М. Теплов, способности
–
это такие индивидуально
-
психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения одной или
нескольких деятельностей. Природной основой различных способностей могут быть разнообразные
сочетания общих и специальных индивидуально
-
психологических свойств. К числу общих
способностей относят работоспособность, активность, саморегуляцию и др. По данным Э. А. Голубевой
и ее сотрудников, природные предпосылки социальных способностей образуют сложные
системокомплексы. Учеными доказано, что для лингвистических способностей характерны инертность,
преобладание зрительной памяти и второсигнальных функций. Для коммуникативных языковых
способностей необходимы лабильность, слуховая память, преобладание первосигнальных функций. Для
музыкальных способностей главную роль играют лабильность нервной системы в разных возрастах,
высокая чувствительность и доминирование непроизвольного уровня регуляции у подростков.
По теории И.П. Павлова, предпочтительными темпераментами для успешности деятельности
являются темперамент сангвиника и
флегматика. Менее приспособлен к жизни темперамент холерика
из
-
за неуравновешенности процессов возбуждения и торможения. Низкая работоспособность
(выносливость) нервной системы характеризует меланхолика. Однако Б. М. Теплов и В.Д. Небылицын
выступали против оценочной характеристики темпераментов и подчеркивали, что в зависимости от
характера и типа выполняемой деятельности преимущество могут иметь самые разные типы
темпераментов и индивидуальные качества человека. По
-
видимому, профотбор должен основываться
на
этих двух положениях, при этом решающее значение должны иметь результаты специального
тестирования.
По мнению Я. Стреляу, активность как одна из черт темперамента личности проявляется в
энергетическом уровне поведения. Со свойством активности личности наиболее часто положительно
коррелируют такие свойства нервной системы, как сила и активированность, измеряемые с помощью
ЭЭГ
-
методик. Для оценки эмоциональности могут также использоваться различные тесты
-
опросники
(Спилберга, Тейлора), для оценки тревожности и нейротизма
–
опросник Г. Айзенка. На
физиологическом уровне эмоциональность измеряют вегетативными и ЭЭГ
-
показателями.
Темперамент человека достаточно устойчив. Это означает, что человек не может обнаруживать то
черты холерика, то черты меланхолика. Также мала вероятность коренного изменения темперамента в
процессе жизни, например превращение флегматика в сангвиника или меланхолика.
Результаты наблюдения за характером, поведением детей и их родителей свидетельствуют о том, что
дети наследуют многие свойства нервной системы от своих родителей. Однако генетические
предпосылки начинают очень рано переплетаться с приобретенными свойствами нервной системы,
которые в значительной степени определяются процессом воспитания детей, условиями их жизни,
труда, которые могут быть весьма разнообразными и, естественно, оказывать различное влияние на
проявление свойств нервной системы. Ф. П. Майоров и С. Н. Выржиковский в своих исследованиях,
выполненных на животных, в частности в опытах на щенках, показали возможность
изменения
типологических свойств нервной системы в течение жизни. Они разделили помет щенков на две равные
группы: одни щенки росли в условиях свободы и приволья, другие
–
в клетках, т.е. в условиях,
ограничивающих их движения и связи с внешним миром, а также им не приходилось бороться за свое
выживание. Когда щенки подросли, то поведение их значительно различалось. Например, у всех
развивавшихся в клетке были резко выражены пассивно
-
оборонительные реакции (они затаивались,
прижимались к полу и т. п.), т. е. поведение животных зависело от условий окружающей среды, в
которых они воспитывались. Тренировка нервных процессов способствовала некоторому изменению
типологических свойств. В частности, невротические воздействия сопровождались ослаблением
нервных процессов, и животное, ранее типологически сильное, переходило в группу слабых. Эти и
другие факты легли в основу учения о фенотипе и генотипе. Термины «генотип» и «фенотип» впервые
использовал датский биолог Б. Иогансен в 1909 г. Генотип (от греч.
genos
–
происхождение,
thypos
–
отпечаток, образец) характеризуется врожденными типологическими свойствами нервного процесса, с
которым животное рождается.
Генотип
–
это совокупность всех наследственных факторов (генов)
клетки.
Фенотип (от греч.
phaino
–
проявлять, являть +
thypos) –
совокупность признаков и свойств
организма, обусловленных взаимодействием его генотипа и условий внешней и внутренней среды.
Таким образом,
фенотип
–
это сплав врожденных и приобретенных свойств организма.
С помощью направленного отбора можно вывести животных с определенными особенностями
107
поведения. Наследственные свойства (подвижность) были доказаны специальными исследованиями В.
К. Федорова: он вывел животных чистых линий с высокой и низкой подвижностью. Эти эксперименты,
а также изучение типологических свойств у однояйцовых близнецов позволили заключить, что у
животных и людей темперамент относительно устойчив, однако направленными воздействиями
воспитательного и природного характера его можно изменить.
Мы не склонны переоценивать эти экспериментальные данные, полученные на животных. Однако
наблюдения за развитием детей и исследования на животных свидетельствуют о том, что условия жизни
ребенка, его воспитание, трудовая деятельность, физкультура и спорт, рациональное питание, режим
труда и отдыха играют весьма важную роль в формировании типологических особенностей нервной
системы.
Воспитание детей в условиях максимальной (избыточной) заботы о них,
когда не только
выполняется, но даже предупреждается каждое желание ребенка, каждый его каприз, любая, даже
необоснованная и нецелесообразная просьба, когда из жизни ребенка исключены трудности, посильные
заботы, отсутствуют условия для приобретения трудовых навыков, способствует формированию
поведения, свойственного слабому типу ВНД.
Противоположностью является чрезмерно суровое и холодное воспитание,
базирующееся на
неукоснительном выполнении обязанностей и соблюдении правил поведения, диктуемых родителями.
Ребенок с врожденным сильным типом ВНД в подростковом возрасте становится неуправляемым и
несдержанным бунтарем, проявляя склонность к асоциальным поступкам как форме протеста против
авторитарных методов воспитания. У детей более слабого типа ВНД формируется безвольная,
безынициативная ущербная личность с соответствующими характерологическими особенностями
поведения.
Наиболее рациональный способ воспитания сочетает в себе заботу, внимание, теплоту по
отношению к ребенку с поощрением активной деятельности и созданием условий для проявления
инициативы, а также с привлечением к трудовой деятельности, занятиям физической культурой.
При
этом воспитание ребенка надо начинать как можно раньше, фактически с момента рождения.
Воспитание с предъявлением ребенку посильных задач, обучение преодолению трудностей, вовлечение
в игры способствуют формированию черт, свойственных сильному типу ВНД. Активная жизненная
позиция, выработанная с раннего детства, увлеченность делом, большая умственная и умеренная
физическая активность сохраняют сильный тип нервной системы на протяжении всей жизни,
поддерживают высокую работоспособность человека, делают организм более устойчивым к различным
заболеваниям, значительно увеличивают продолжительность жизни и период активной деятельности.
Темперамент ребенка оказывает сильное влияние на сам процесс воспитания его родителями. И в
этом, по мнению Я. Стреляу, проявляется его регулятивная роль. Уже с момента рождения
ребенка
некоторые особенности его темперамента провоцируют определенное поведение взрослых и прежде
всего родителей. Повторяя свое поведение, взрослые создают в отношении ребенка систему
направленных воздействий, которые и начинают оказывать формирующее влияние на поведение и
личность ребенка.
Для изучения наследственного фактора в формировании индивидуальных различий важное значение
имеет метод близнецов. Известно, что однояйцовые близнецы имеют идентичный генотип
(генетическую информацию). Поэтому в парах однояйцовых близнецов различия в темпераменте, если
они обусловлены генетически, должны быть меньше, чем у двуяйцовых и тем более у не
родственников. Конечно, это справедливо только при условии, что пары близнецов живут в одинаковых
условиях. Близнецовым методом показано, что двигательная активность, сложные движения
(прохождение лабиринта, вставление иглы в отверстие), в особенности тонкие движения кистей рук,
обусловлены наследственно. Получены данные, что индивидуальный темп выполнения самых разных
действий также в значительной мере контролируется
генотипом.
Высокая стабильность
индивидуального паттерна ЭЭГ и ВП, по
-
видимому, также имеет в своей основе влияние генетического
фактора.
Г.Айзенк и Д. Прелл исследовали нейротизм, определяемый анкетными методами, в парах
однояйцовых и двуяйцовых близнецов. У однояйцовых близнецов они получили высокий коэффициент
корреляции по этому свойству (0,85), а у двуяйцовых
–
низкий (0,22). Ученые полагают, что существует
врожденный компонент эмоциональности как свойства темперамента.
108
6.4. Влияние генотипа и среды на развитие нейрофизиологических процессов в онтогенезе
Важные исследования для решения этой проблемы были проведены Е.В. Уваровой (1987) с помощью
регистрации ЭЭГ у моно
-
и дизиготных близнецов. Автоматический анализ и интегрирование
суммарной энергии ЭЭГ передних отведений правого полушария мозга осуществлялись в диапазоне
(8–
13 Гц) и
1
(13 –
20 Гц); ЭЭГ задних отведений
–
в диапазоне
,
1
,
(4 –
7 Гц) и
(1,5 –
3 Гц). ЭЭГ
регистрировали в состоянии покоя (полулежа в удобном кресле) и при действии раздражителей
(фонофотостимулятор). Анализировали следующие характеристики ЭЭГ: в фоне
–
среднюю частоту,
амплитуду, индекс и интенсивность (по данным интегратора в процентах от суммы энергии ритмов,
принимаемой за 100) основных ритмов в передних и задних областях мозга на внешнюю стимуляцию,
величину длительности депрессии
-
ритма, латентный период и индекс
(в процентах наличия усвоения
ритма раздражения от времени действия раздражителя разной частоты, принимаемого за 100) реакции
усвоения ритма.
Каждую пару близнецов (58) обследовали 4 раза на протяжении 9
–
12 лет. Возраст детей составлял от
4 лет до 21 года. Поскольку исследования продолжались 9
–
12 лет, возрастные группы перекрывали
друг друга, что повышало надежность полученных результатов. Метод расчета коэффициента
генетической детерминации описан в работе Е.В. Уваровой (1987).
Для фоновых характеристик ЭЭГ выявлено изменение с возрастом числа показателей, имеющих
относительно высокую степень генетической детерминации.
Вклад генотипа в изменчивость показателей ЭЭГ фона
отличается в разные периоды развития детей
и подростков. Он довольно существен в возрасте 4
–
9 лет (примерно 40% всех показателей). Максимум
влияния генетических факторов приходится на возрастной период 13
–
15 лет. В предшествующий
препубертатный период (10
–
12 лет) число таких параметров существенно меньше, что позволяет
предполагать значительную роль средовых факторов в разнообразии индивидуальных характеристик
ЭЭГ покоя в данном возрасте. Усиление влияния факторов среды отмечается также в старшем возрасте
(16 –
21 год), особенно в 19
–
21 год. Изменение числа параметров в интервале 13
–
15 лет и 19
–
21 год
статистически значимо.
Изучение возрастной динамики наследственно
-
средовых соотношений для отдельных ритмов ЭЭГ
показало, что для большинства параметров
-
ритма вклад генотипа выявляется в возрасте 4
– 6, 13 – 15
и 16
–
18 лет, а для
1
-
ритма
–
в 4
–
6 и 13
–
15 лет; показатели медленных колебаний (
,
) имеют свой
максимум в 13
-
15лет.
Следует отметить, что параметры
-
ритма в большинстве возрастных периодов являются
генетически более «устойчивыми» в онтогенезе, чем аналогичные параметры других ритмов. К тому
же
большинство параметров
-
ритма имеют более высокую степень наследственной обусловленности;
далее в порядке убывания следуют характеристики
1
,
-
и
-
ритма, что согласуется с данными ряда
других исследователей.
Вклад генотипа в изменчивость показателей
задних областей мозга больше, чем передних. Это,
вероятно, объясняется их различием в филогенетическом и онтогенетическом развитии.
Влияние средовых факторов в формировании изменчивости показателей ЭЭГ
-
реактивности в
онтогенезе значительно более выражено,
чем в детерминации параметров ЭЭГ покоя.
Для показателей реакции усвоения ритма максимум влияния генетических факторов выявлен в
возрасте 10
–
12 лет, несколько Меньший
–
в 16
–
18 лет. В остальные возрастные периоды обнаружена
роль средовых влияний, особенно значительная в 4
–
6 и 13
–
15 лет, несколько меньшая
–
в 7
–
9 лет.
Для показателей вегетативных функций существуют свои особенности соотношения генотипа и
среды в онтогенезе. Наиболее значительный вклад наследственных факторов в разнообразии
параметров «вегетативного фона»
выявлен в возрасте 19
–
21 года в котором 60% показателей
(частота пульса и КГР, амплитуда КГР) имеют относительно высокую величину коэффициента
генетической детерминации.
Наиболее существенное влияние среды в изменчивости этих показателей обнаружено в период 7
– 9
и 13
–
15 лет. Следует отметить, что генетически наиболее «устойчивыми» среди них являются значения
частоты пульса (в большинстве возрастных периодов наименее «устойчивы» характеристики дыхания).
При изучении соотношения наследственных и средовых факторов в вариабельности компонентов
вегетативной реактивности
установлено, что в формировании их в ходе онтогенеза влияние средовых
факторов значительно более выражено, чем генетических. Влияние генотипа на изменчивость этих
109
показателей в онтогенезе наиболее заметно в возрасте 16
–
18 лет.
6.5. Роль генома в пластических изменениях нервной ткани
Роль генома в пластических изменениях нервной ткани может проявляться в различных вариантах.
Доказана генетическая детерминированность силы возбудительного процесса, где генотип
материнского
организма
определяет
подвижность
нервных
процессов.
Наследуется
такое
фундаментальное свойство нервной системы, как
возбудимость.
У видов, пород и рас животных,
имеющих высокую нервно
-
мышечную возбудимость, наблюдается и более высокая пищевая
возбудимость и более высокие показатели силы возбуждения. По наследству может передаваться
повышенная способность к тому или иному виду обучения (например, в опытах на крысах
–
это
преодоление лабиринта).
Возможно множественное влияние одного и того же гена,
например, в контроле порога
возбудимости нервной системы, содержания нейроактивных соединений и способности к обучению
(образованию оборонительных условных рефлексов).
Могут наблюдаться анатомические изменения мозга
.
Так, у крыс с высоким уровнем условно
-
рефлекторной деятельности обнаружена большая ширина сенсомоторной области коры, большие
размеры зубчатой фасции, мозолистого тела с большим числом миелинизированных волокон.
Генетически детерминированные структурные особенности захватывают и лимбическую систему мозга,
поэтому у хорошо обучающихся крыс по сравнению с животными с низким уровнем возбудимости и
скорости образования условных рефлексов происходит увеличение: а) ширины лимбической коры; б)
размера клеток ядер гипоталамуса и амигдалы; в) числа глиальных клеток свода.
Реализация генетической информации, закодированной в молекуле ДНК и ядре нервной клетки,
осуществляется при непосредственном участии химических факторов самой цитоплазмы клетки.
Помимо широко известных первичных химических
посредников
-
нейромедиаторов, с
помощью которых
информация передается к нервной клетке и активирует ее в соответствии с присущей ей собственной
генетической программой, в настоящее время в самостоятельную категорию метаболических факторов
выделены
вторичные посредники (мессенджеры).
В первую очередь к ним относят
циклический
аденазинмонофосфат (цАМФ),
выполняющий функцию универсального клеточного регулятора.
Ионы кальция
также относят к категории вторичных посредников, от которых зависят как
пресинаптические, так и постсинаптические процессы клетки и формирование ее электрической
активности. Вслед за открытием рецептора кальция, т.е. белка кальмодулина, было установлено, что он
регулирует синтез и распад цАМФ. Важную роль в этом процессе играют
стероидные гормоны,
которые реализуют свои эффекты, минуя систему вторичных посредников. В отличие от пептидных
гормонов стероидные гормоны уже имеют собственные возможности проникновения в нервную клетку,
где они связываются непосредственно с
ее ядром.
6.6. Роль генотипа и среды в формировании личности
Роль воспитания в формировании личности в дошкольный период
показана, в частности, в
исследованиях И. А. Шашкова (1987).
Изучение личностных особенностей дошкольников 5
–6-
летнего возраста в поведенческих
проявлениях проводились по двум направлениям: социальные свойства (самостоятельность, активность,
общение) и индивидуальные качества (интеллектуальное развитие, черты характера, эмоциональная
сфера). Все дети посещали обычный детский сад. У дошкольников 6
-
летнего возраста довольно часто
отмечали
повышенную
эмоциональную
возбудимость,
связанную
с
несдержанностью
и
неуправляемостью в поведении (около 16% от всех детей); повышенную застенчивость, робость,
неуверенность (около 17%); состояние общей эмоциональной неустойчивости и дискомфорта,
сопровождающееся капризностью, плаксивостью, снижением бодрости, активности, жизнерадостности
в поведении (около 20%).
Реже в поведении дошкольников встречались другие акцентуированные проявления: замкнутость,
молчаливость; тревожность,
эмоциональная подавленность; демонстративность, желание быть в центре
внимания.
По сравнению с детьми, ежедневно посещавшими детский сад, в группах детей с круглосуточным
(пятидневным) пребыванием в поведении дошкольников наиболее часто отражалось их эмоциональное
110
состояние (общая эмоциональная неустойчивость, капризность, плаксивость, подавленность,
тревожность, снижение активности и общительности).
Воспитание в условиях пятидневного пребывания в детском саду является для ряда детей фактором
дополнительной психической нагрузки, связанным с эмоциональным напряжением или астенизацией.
При улучшении эмоционального состояния в поведении многих детей более отчетливо выступали
акцентуированные черты характера (неуверенность в себе, тормозимость, повышенная возбудимость и
др.).
Сравнительное изучение личностных особенностей детей и состояния их здоровья показало, что
невротические и личностные нарушения в большинстве случаев сопровождаются отклонениями в
приспособительных формах поведения (активность, самостоятельность, общение) и дезорганизацией
эмоциональной сферы.
Дезорганизация
эмоциональной
сферы
ребенка
(тревожность,
страхи,
эмоциональная
неустойчивость, капризность, возбудимость и др.) не только способствует аномальному формированию
личности, но и оказывает сильное влияние на интеллектуальное развитие дошкольников.
Воспитание дошкольников в условиях недельного пребывания в детском саду приводит к
понижению уровня интеллектуального развития и в 2 раза чаще коррелирует с его низким развитием.
Воспитание в условиях круглосуточной группы, оказывая отрицательное влияние на эмоциональную
сферу, у многих детей тормозит нормальное интеллектуальное развитие и является фактором
повышенного риска возникновения у них невротических и личностных отклонений. Степень
психической зрелости и гармоничное формирование личности в дошкольном возрасте во многом
зависят от эмоциональной устойчивости, отражающейся в типе поведения ребенка.
Углубленное изучение факторов, влияющих на формирование личности в дошкольном возрасте и на
состояние психического здоровья детей, выявило частые неблагоприятные воздействия биологического
и социального характера.
Среди негативных факторов наибольшее влияние на детей 6
-
летнего возраста оказывали
соматические (около 50% от всех детей) и социально
-
психологические (около 45%) воздействия.
Меньшее значение имели перинатальные вредности (около 27 %) и неблагоприятные социально
-
экономические условия (около 9%).
Недооценка взрослыми (воспитатели, педиатр, родители) общего состояния ребенка приводит к
педагогическим ошибкам и появлению отклонений в поведении: усиливается раздражительность и
плаксивость, возникает конфликтность со взрослыми и детьми, а в ряде случаев
–
тревожность,
неуверенность в себе, эмоциональная подавленность, черты повышенной тормозимости, вялость,
пассивность в поведении.
Изучение социальных влияний, связанных с воспитанием детей и особенностями формирования
детской личности, позволило выделить три группы факторов: 1) социально
-
экономические; 2)
психологические, отражающие семейно
-
бытовые условия и ситуации; 3) педагогические, связанные с
непосредственным отношением к ребенку, применяемыми методами и средствами воздействия в
воспитании.
Особенности формирования личностных свойств у дошкольников в большинстве случаев
определяются комплексом социальных влияний, среди которых социально
-
экономические и семейно
-
бытовые условия чаще всего проявляются посредством педагогических приемов.
Личностные и поведенческие отклонения у дошкольников наиболее часто возникают при наличии
в
семье негативных психологических факторов и ситуаций (напряженные, конфликтные отношения,
алкоголизм и пьянство, разводы родителей, неправильное воспитание в связи с противоречивыми
установками или формальным, авторитарным отношением к ребенку, проживание в семье психически
больных, тяжелый, деспотичный или несдержанный характер одного из родителей и др.),
способствовавших
длительному
напряжению,
накоплению
отрицательных
эмоций,
общему
эмоциональному угнетению или страданию ребенка.
Среди отрицательных явлений, связанных с используемыми в семьях методами и средствами
воспитания, следует отметить применение физических наказаний, запугивание, наказание трудом,
лишением прогулки, еды, дарение родителями за хорошее поведение детям дорогих игрушек, денег,
подарков. Наряду с этим обращает на себя внимание частота запрещений, окриков, одергиваний,
противоречивость в семейных требованиях и подходе к ребенку без учета его возможностей,
необязательность в исполнении принятых решений по отношению к детям, показной характер (для
людей) сверхвнимательного отношения к ребенку, не соответствующий реальному, и т. п.