ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 4715
Скачиваний: 20
111
Роль воспитания и условий жизни в формировании личности (нервно
-
психического статуса)
младших школьников
изучена многими исследователями. Наблюдали 360 детей из 9
общеобразовательных школ Москвы. Было обработано свыше 100 показателей. Заключение о нервно
-
психическом здоровье детей составляли по данным анализа амбулаторных карт развития ребенка
(форма 112/у);
сведений, полученных из родительских анкет
-
опросников,
педагогических анкет; на
основе объективных данных обследования психоневрологического статуса.
Все дети по уровню нервно
-
психического здоровья были разделены на 3 группы. В
I
группу вошли
здоровые дети; во
II –
дети с легкими функциональными отклонениями и некоторыми особенностями
психического развития.
III
группу составили дети с выраженными нервно
-
психическими
расстройствами.
У детей молодых родителей
(до 20 лет) несколько чаще наблюдаются патологические привычки,
задержка психического развития, аффективные расстройства в сочетании с вегетативно
-
сосудистой
дистонией, что, возможно, обусловлено недостаточным вниманием молодых родителей к своим детям в
раннем периоде их развития.
Влияние образовательного уровня родителей
на нервно
-
психическое здоровье детей
проявлялось
лишь у детей, отнесенных к
III
группе. Родители этих детей в большинстве случаев не имели высшего
образования, а среди родителей здоровых детей больше было с высшим образованием. Отмеченная
закономерность особенно характерна для образовательного уровня матерей.
Четкое влияние на нервно
-
психическое здоровье детей оказывает
«психологический климат» в семье.
Невротические расстройства значительно чаще отмечали у детей, в семьях которых была конфликтная
обстановка, у детей из неполных семей и безнадзорных. Примерно у трети детей с нервно
-
психическими отклонениями были чрезмерно строгие родители. У школьников
II
группы
невротические проявления четко коррелировали с фактором
«неполная семья»,
речевые нарушения
чаше ассоциировались с
безнадзорностью,
а
патологические привычки
–
с
чрезмерно строгими
условиями воспитания.
У этих школьников влияние отрицательных факторов микросоциальной среды
отражалось и на соматическом здоровье (склонность к анемизации, артериальной гипотонии,
функциональным заболеваниям
желудочно
-
кишечного тракта, дефициту массы тела).
При неблагоприятном «психологическом климате» в семье нервно
-
психические синдромы у детей
III
группы проявлялись в виде астенических и церебрастенических расстройств. Особенно следует
отметить, что у детей
с выраженными нервно
-
психическими отклонениями отцы злоупотребляли
алкоголем в 3 раза чаще, чем у здоровых школьников. При систематическом употреблении алкоголя
отцом и матерью у многих детей возникает повышенная судорожная готовность. Родители, дети
которых страдают выраженными нервно
-
психическими отклонениями, в 2 раза чаще имеют
вспыльчивый и замкнутый характер, чем родители здоровых детей. Прослеживается определенная связь
между чертами характера родителей и клиническими проявлениями нервно
-
психических
отклонений. У
детей
II
группы невротические расстройства чаше
коррелируют с замкнутостью отца, аффективные
–
со
вспыльчивостью матери. Психопатоподобные расстройства у детей чаще наблюдаются в семьях, в
которых родители уделяют мало внимания воспитанию ребенка. По мере ухудшения нервно
-
психического здоровья детей их успеваемость снижается.
Таким образом,
социальные условия играют важную роль в формировании личности, в частности
нервно
-
психического статуса, при этом вклад отдельных факторов различен.
Так, например, фактор
«отсутствия отца»
сказывается весьма негативно в формировании личности
ребенка. Однако при наличии отца в семье воспитательное влияние его также неоднозначно. Ведущими
негативными
«факторами отца»,
способствующими возникновению выраженных нервно
-
психических
расстройств у ребенка, являются низкий образовательный уровень отца; отрицательные черты
характера (вспыльчивость, замкнутость), недостаточное внимание, уделяемое воспитанию ребенка,
частое употребление алкоголя. В компенсации отрицательного воздействия среды значительную роль
играют такие факторы, как высшее образование, положительные черты характера (доброта,
спокойствие, уравновешенность).
У детей с функциональными отклонениями (
II
группа) увеличивается значимость некоторых
компенсирующих факторов (доброта); значимость факторов «спокойный», «уравновешенный» по
сравнению с
III
группой значительно снижается.
Вклад негативных
«факторов матери»
в формирование нервно
-
психического статуса ребенка
несколько ниже вклада негативных факторов отца.
Положительные черты характера матери (доброта,
спокойствие, ответственное отношение к воспитанию ребенка) играют ведущую роль в компенсации
112
отрицательного воздействия внешней среды и формировании личности с положительными чертами
характера.
Соотносительная роль генотипа и среды в формировании личностных свойств детей
исследуется с учетом состояния здоровья и темперамента самих детей и их родителей. Результаты
подобных исследований свидетельствуют о важной роли обоих факторов в формировании личности.
Приведем результаты подобных исследований четырех групп школьников старших классов:
I –
здоровые подростки;
II –
с легкими функциональными отклонениями, преимущественно
астеноневротическими реакциями;
III –
с астеноневротическим синдромом, выраженными
акцентуациями характера;
IV –
подростки преимущественно с пограничными нарушениями в виде
неврозов и формирующихся психопатий. У школьников 9
–10-
х классов
III
и
IV
групп (при
десятилетнем образовании) выявлены склонность к ипохондрическим тенденциям, пессимизму,
повышенному уровню ситуационной тревожности, чувству внутренней неудовлетворенности,
демонстративности, конфликтности, внутренней дисгармоничности, сенситивности с ригидными
установками, аутизации, эмоциональной холодности (у мальчиков), эмоциональной неустойчивости.
Результаты обследования родителей школьников с нервно
-
психическими отклонениями позволили
установить, что они имели определенные личностные изменения, отличающие их от родителей
школьников
I
группы, т.е. здоровых.
Матери школьников
II
группы в наибольшей мере отличались склонностью к ипохондрическим
тенденциям, демонстративности, аутизации, эмоциональной холодности, конфликтности.
Отцы школьников
II
группы обладали в некоторой мере схожими с матерями личностными
свойствами.
Матерям школьников
III
группы психического здоровья было присуще сочетание сенситивности,
упрямства, подозрительности, ригидности мышления с тревожностью и неуверенностью в себе, что
позволяет говорить о некоторой противоречивости, дискордантности их личностной структуры. Кроме
того, для матерей школьников данной группы характерна наибольшая степень экстраверсии и
нейротизма (эмоциональная неустойчивость).
Отцам школьников
III
группы свойственно сочетание относительно высокого уровня сенситивности,
ригидности установок, повышенной общей активности, раздражительности с властностью,
уверенностью в себе, склонностью к консерватизму. Как и матерям детей этой группы, отцам присуща
наибольшая степень экстравертированности и нейротизма.
В суммарном профиле матерей школьников
IV
группы наблюдалась тенденция к дезадаптации,
конфликтности, внутренней дисгармоничности, повышенной общей активности, импульсивности,
пессимизму, тревожной мнительности, неуверенности в себе, эмоциональной холодности, замкнутости,
эмоциональной нестабильности.
Отцы
школьников
IV
группы характеризовались низкой общей активностью и низкой степенью
сенситивности, т.е. пониженной эмоциональной чувствительностью, о чем также свидетельствует
относительно невысокий уровень экстраверсии и нейротизма, отражающий наличие черт
флегматического типа темперамента.
Таким образом, у родителей школьников с нервно
-
психическими отклонениями выявлены
определенные особенности личности (несколько более выраженные у матерей).
Анализ усредненных коэффициентов корреляции по выборкам однополых пар («мать
–
дочь» и «отец
–
сын») по параметрам экстраверсии
–
интроверсии и нейротизма (различия между коэффициентами в
этих выборках незначимы на всех изучаемых возрастных ступенях) и показателям наследуемости в
«узком смысле» (методику расчета см.: Т. Г. Хамаганова, 1987) выявил, что доля генетической
компоненты в изменчивости параметра экстраверсии
–
интроверсии увеличивается к 15 годам (8
-
й
класс) и уменьшается к 16
–
17 годам (9
–10-
й классы).
Для показателя нейротизма значительный вклад генетических факторов отмечается в период от 14 до
15 лет, особенно в 14 лет; в постпубертатном периоде он существенно снижается и не определяется в
возрасте 17 лет(10
-
й класс).
Уровень нейротизма имеет тенденцию к несколько большей генетической детерминации, чем
показатель экстраверсии
–
интроверсии, в возрасте 14
–
16 лет, но в постпубертатном периоде роль
генетических факторов продолжает определяться для показателя экстраверсии
–
интроверсии, в то время
как для параметра нейротизма в 17 лет она не выявляется. Показатель экстраверсии
–
интроверсии,
возможно, следует считать более «устойчивым» в отношении определения его генетическими
факторами. Это согласуется с мнением большинства исследователей, которые считают, что данный
113
показатель имеет фундаментальное значение и в его детерминации принимают участие генетические
факторы.
Таким образом, изучение соотносительной роли наследственных и средовых факторов в
детерминации показателей темперамента выявило определенную возрастную динамику для показателей
экстраверсии
–
интроверсии и нейротизма на протяжении пубертатного и постпубертатного периодов.
Эта динамика свидетельствует, что наибольшее влияние генетических факторов в изменчивости данных
показателей темперамента проявляется в пубертатный период (14
–
15 лет); в постпубертатном периоде
(16 –
17 лет) возрастает роль средовых, социальных факторов.
Анализ усредненных коэффициентов корреляции по данным обследований школьников 10
-
го класса
(17 лет) подтверждает довольно существенное значение генетических факторов в детерминации черт
конфликтности, дисгармоничности и особенно аутичности, необычности склада мышления и меньшее
значение их для проявлений ипохондричности и демонстративности.
Формирование ряда психологических характеристик подростков осуществляется при динамическом
взаимодействии генетических и внешних социальных (в том числе семейных) факторов, при этом
влияние некоторых личностных особенностей родителей неоднозначно.
Глава 7. Потребности, мотивации, эмоции
7.1. Потребности
Понятие
«потребность»
исследователи определяют
по
-
разному,
иногда
весьма сложно.
Потребность
–
это то, что необходимо
организму.
Потребность побуждает организм действовать,
действие направлено на удовлетворение имеющейся потребности. Таким образом, усиление
потребности
–
причина любого целенаправленного поведения животного и человека.
И. П. Павлов обозначил потребность как рефлекс цели, отмечая, что «вся жизнь, все ее улучшения,
вся ее культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой
поставленной ими себе в жизни цели».
Единой классификации потребностей также не сформировалось, хотя три главные группы
определены: биологические (витальные), социальные и идеальные (познание окружающего мира,
творчество и т.п.). Однако много других потребностей здесь не учтено, некоторые социальные
потребности, например стремление к творчеству, отнесены к идеальным потребностям, которые по
своему
происхождению
являются
социальными.
Авторы
предлагают
следующий
вариант
классификации потребностей, в основе которой лежит их происхождение.
Биологические потребности,
происхождение которых связано с сохранением жизни индивида и
вида. При таком определении в эту группу можно включить следующие потребности.
1.
Потребность гомеостазиса, т. е. поддержания постоянства внутренней среды,
нарушение
которого ведет к возникновению специфических ощущений, что побуждает организм к удовлетворению
этой потребности. Например, при недостатке воды в организме или высоком осмотическом давлении
возникает жажда, которая побуждает организм к поиску воды и потреблению ее, что устраняет жажду и
удовлетворяет эту потребность. При недостатке питательных веществ возникает ощущение голода, что
формирует пищевое поведение
-
поиск, добывание и потребление пищи, потребности испражнения,
мочевыведения.
2.
Потребность сохранения
–
самосохранения и сохранения вида.
3.
Родительские потребности
–
воспроизведение и охрана потомства.
4.
Половая потребность.
5.
Потребность труда и отдыха,
в том числе и сна. Движение человеку так же необходимо, как и
отдых.
Бытовые потребности
–
одежда, жилье, санитария и т.п. Санитарный инстинкт у человека утратился
и перешел в разряд бытовых потребностей, так же как и потребность человека в территории (у
животных
–
инстинкт территориального поведения).
Социальные потребности,
происхождение которых связано со средой обитания, так же характерны
для животных и человека, как и биологические потребности.
Перечислим основные социальные потребности человека.
1.
Стремление принадлежать к определенной социальной среде
и иметь желаемую профессию.
2.
Соблюдение норм поведения
в рамках критериев нравственности общества.
114
3.
Стремление к успеху
(лидерство, творчество, спортивные и производственные достижения, успехи
в учебе на различных ступеньках образовательной лестницы, компетентность, профессионализм и т.п.).
Именно социальная среда формирует все эти и подобные им потребности. У Маугли тоже
формируется потребность в успехе, но она имеет иное происхождение и значение, нежели потребность
в успехе человека в его социальной среде.
Поэтому так называемые идеальные потребности, например потребность творчества, имеют
социальное происхождение, и они должны включаться в группу социальных потребностей, как и
некоторые другие. Именно социальная среда определяет характер этих потребностей.
Потребности свободы и исследования
(ориентировочно
-
исследовательской деятельности,
неизвестной, загадочной среды, обстановки, стремление преодолевать трудности и т.п.). Эти
потребности не связаны друг с другом своим происхождением, но они очевидны. Эти потребности
особенно ярко выражены у диких животных, несомненно, они присущи и человеку, играя
исключительно важную роль в его жизнедеятельности. Так, потребность к свободе находит свое
отражение в таких понятиях, как свобода слова, собраний, выбора профессии, свобода и независимость
своей Родины и т. п. Стремление к исследованию «неизвестности» приводит к открытиям.
Значение потребностей
заключается в том, что они формируют мотивации, стимулирующие
деятельность организма для сохранения жизни индивида и вида, добиваться высоких показателей в
производственной и научной деятельности, в спорте, совершать открытия и т.п., а также играют
воспитательную роль. В частности, стремление к успеху обязывает человека лучше учиться, работать,
выполнять свой долг перед Родиной, родителями и т.п.
В формировании потребностей важную роль играют критические периоды.
Понятие критического
периода введено по аналогии с периодом наилучшего проявления импринтинга. Особенности влияния
внешней среды, состояние организма в критический период оставляют неизгладимый след на всей
дальнейшей судьбе индивида. Например, в результате сенсорной депривации, недостаточности питания
и изменений гормонального баланса во время критического периода развиваются дефекты, которые не
компенсируются. Имеется несколько критических периодов в жизни ребенка
–
обычно выделяют 1
-
й
месяц жизни, 3 года, 7 лет и 12
–
16 лет.
В опытах на животных показано, что после проведения во время критического периода
монокулярной или контурной зрительной депривации, которая достигалась содержанием животных
в
помещениях, где возможно было воспринимать только вертикальные или горизонтальные линии, у них
страдала точность ориентировки в пространстве (преодоление препятствий, прыжки, хождение по краю
и т.п.), различение фигур через ранее депривированный глаз, а
также тонкое различение контуров.
Полного восстановления утраченных функций не происходило и у взрослого животного. Сенсорная
депривация в раннем возрасте ведет также к нарушению интегративных функций мозга, к ухудшению
обучения взрослых особей.
Если в критический период животное подвергается не депривации, а, наоборот, усиленным
воздействиям, так называемому содержанию в информационно насыщенной среде, то это
обстоятельство также накладывает неизгладимый отпечаток. Одно из наиболее ярких проявлений
эффекта «насыщенной среды» в раннем онтогенезе
–
это возрастание стрессоустойчивости. Животное,
систематически подвергающееся стрессовым воздействиям, которые, однако, не выходят за пределы его
адаптивных возможностей, приобретает способность в последующем противостоять не только
отрицательному влиянию воздействующего раздражителя, но и многим другим стрессорам.
Избыточное питание в детском возрасте ведет к повышенной потребности в пище в зрелом периоде,
у детей в возрасте от 5 до 12 мес характерно нарастание страха перед незнакомцами. По
-
видимому, у
человека период первичной социализации завершается к 5 мес жизни.
Потребности формируют мотивации, которые в свою очередь обеспечивают не только сохранение
жизни, но и достижение успехов в различных сферах деятельности.
7.2. Мотивации
Общепринятого определения понятия мотивации пока не сформировалось. Согласно нашим
представлениям,
мотивация
–
это побуждение организма к действию с целью удовлетворения
существующей у него потребности.
Таким образом, мотивация формируется потребностью организма
–
биологической, социальной свободы или исследовательской деятельности. Следует подчеркнуть, что
мотивация
–
идеальное, субъективное отражение протекающих в организме материальных процессов
115
либо отражение иной реальной действительности, например социальной потребности. Мотивацию
может вызвать любая потребность, когда никакого отклонения показателей внутренней среды нет:
мотивация спортсмена достичь высокого результата, абитуриента
–
поступить в вуз и т. п.
Выделяют две стадии мотивации: состояние организма и запуск деятельности организма для
удовлетворения потребности.
Соотношение потребности и мотивации
таково, что потребность порождает мотивацию, т.е.
потребность первична, мотивация вторична. Соотношение состояния организма и мотивации зависит от
происхождения последней. Изменение состояния организма может быть первичным по отношению к
мотивации (например, гиперосмолярность вызывает жажду и мотивацию к потреблению воды). Причем
в этом случае имеет место отклонение параметров внутренней среды от нормы, появляются и
электрофизиологические корреляты мозга. Происхождение социальной мотивации не связано с
состоянием организма, изменения в организме в данном случае, например ЭЭГ
-
корреляты, будут не
причиной мотивации, а ее следствием, т.
е. вторичны. Но в любом случае мотивацию порождает та или
иная потребность организма.
Виды мотиваций.
Мотивации подразделяют обычно на три группы: биологические, социальные и
идеальные (этические, духовные). Мотивации делят также на первичные (врожденные,
биологические
–
низшие) и вторичные (приобретенные
–
высшие). Следует, однако, заметить, что биологическая
мотивация не порождает социальную, поэтому она не может быть первичной относительно социальной
мотивации, появление последней
–
следствие воспитания
обществом. Биологическая мотивация, как и
социальная, первична относительно поведения (действия) организма, которое направлено на их
удовлетворение. Непонятно также, почему биологическую мотивацию называют низшей, а социальную
высшей. Аналогия с понятием ВНД здесь некорректна. Неудовлетворение биологической мотивации,
отражающей жизненно важные потребности организма, ведет к его смерти, поэтому биологические
мотивации необоснованно называть низшими. Степень «высоты» мотивации определяется ситуацией,
обеспечивающей возникновение мотивации.
Классифицировать мотивации целесообразно по их происхождению,
поскольку они порождаются
той или иной потребностью организма (биологической, социальной, свободы или исследовательской
деятельности). Мотивация возникает только тогда, когда мотивационное возбуждение в ЦНС достигнет
пороговой величины.
Электрофизиологические корреляты мотиваций.
Нейрохимические механизмы мотивационного
возбуждения могут определяться отклонениями гомеостазиса, болевым воздействием. Кора большого
мозга получает отнюдь не монотонные возбуждения. Она может быть активирована за счет различных
восходящих возбуждений. Эти возбуждения, формируясь на уровне подкорковых аппаратов, уже там
приобретают биологическую специфику.
Для оборонительной мотивации
бодрствующего животного, так же как для ориентировочного
рефлекса, характерна определенная картина электрической активности мозга. У кролика в задних
областях коры и в ряде подкорковых образований (ростральной части ретикулярной формации,
гиппокампе, медиальном таламусе) возникает своеобразный ритм с частотой 5
–
7 Гц, который
отличается своей исключительной упорядоченностью и регулярностью. Этот ритм получил название
-
ритма
или
ритма напряжения (стресс
-
ритма).
При пищевой мотивации вместо
-
ритма
возникают пачкообразные приступы учащенных и
высокоамплитудных колебаний. Они усиливаются во время подкрепления голодного животного пищей.
В ответ на условный стимул пищевого рефлекса (звонок) животное сначала реагирует общей реакцией
настораживания, т.е. усиления
-
ритма. Но с подачей пищи она сменяется характерной для пищевого
возбуждения ЭЭГ
-
активностью
–
частыми высокоамплитудными колебаниями. В ретикулярной
формации этот вид активности возникает и до подачи пищи.
Характер импульсации одиночных нейронов при пищевой мотивации, т.е. голодании животного, и
импульсации накормленного кролика представлена на рис. 7.1.
Рис. 7.1. Пачечный тип активности нейрона, характерный для голодного кролика (1), после насыщения