ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 4719
Скачиваний: 20
101
формирования
энграмм.
Угнетение
функций
ретикулярной
формации,
например
нейрофармакологическими средствами, сопровождается нарушением процесса консолидации.
Таламокортикальная система
способствует организации кратковременной памяти, при нарушении
дорсомедиального и вентролатерального ядер таламической области затрудняются усвоение нового
материала и сохранение ранее заученной информации. Влияние указанных ядер связывают с
ослаблением их активации на лобные отделы коры. Усиление активности таламокортикальной системы
с помощью электрической стимуляции или нейрофармакологических препаратов сопровождается
улучшением кратковременной памяти, в частности наиболее примитивной ее формы, называемой «эхо
памяти», т.е. возрастает объем непосредственно воспроизводимого материала после его предъявления в
быстром темпе.
В лобную кору
основная информация поступает по двум путям: от сенсорных проекционных зон
и
через ассоциативные ядра таламуса. Оба потока импульсов в лобных долях обрабатываются и служат
основой для специфической и интегративной деятельности лобных долей; здесь формируются общие
программы поведения и команды для ближайшей подкорки. При нарушении лобных
долей отмечаются
затруднения в организации действий, легкая отвлекаемость, склонность к повторным стереотипным
реакциям на раздражители.
Однако, хотя имеется специализация отдельных структур в запоминании и хранении информации и,
в частности, в выработке навыков, мозг работает как единое целое. Об этом свидетельствуют, например,
результаты опыта Г. Джаспера, в котором обезьяна обучалась
передней
конечностью выключать по
условному сигналу электрический ток, оказывающий болевое воздействие на кожу. Если «обученную»
конечность зафиксировать, процесс выключения тока по условному сигналу немедленно начинает
обеспечиваться
задней,
т. е. «необученной» конечностью.
Некоторые авторы считают, что важная роль в долговременной памяти принадлежит активности
глиальных клеток,
обволакивающих нейроны. Эти клетки по мере обучения животных синтезируют
специальные вещества, облегчающие синаптическую передачу, а также изменяют возбудимость
соответствующих нейронов. Показано, что при обучении в глиальных клетках увеличивается
содержание РНК. Некоторые авторы полагают, что клетки глии своеобразно программируют
деятельность нейронов мозга.
Попытки локализовать энграмму в мозге млекопитающих привели к результатам, которые лишь на
первый взгляд кажутся противоречивыми. В о
-
п е р в ы х , оказалось, что почти все корковые и
подкорковые отделы головного мозга могут участвовать в запоминании, т.е. следы памяти не
накапливаются в одной четко определенной его области. Наиболее яркое свидетельство этому
–
сохранение у людей и животных (даже с обширными повреждениями мозга) удивительной способности
к научению и запоминанию. В о
-
в т о р ы х , становится все более очевидным, что различные процессы
памяти требуют неодинаковых мозговых структур, и каждый конкретный процесс научения затрагивает
лишь строго определенную популяцию нейронов, не влияя на соседние следы памяти. Различные
процессы памяти могут охватывать обширные области мозга, их субстраты, очевидно,
высокоспецифичны.
Таким образом, в основе механизмов памяти лежат пластические процессы в синаптическом
аппарате и в самой соме нейрона. Под
пластичностью
подразумевается длительное изменение свойств
нейрона, влияющих на передачу сигнала. В основе мембранных процессов постсинаптической
пластичности лежит изменение чувствительности и количества рецепторного белка. Изменение
чувствительности рецепторного белка происходит под действием нейромедиатора, который переводит
белок из неактивной формы в активную. Длительное сохранение таких изменений приводит к тому, что
следующая порция медиатора окажет более сильное (или слабое) воздействие на проводимость
постсинаптической мембраны нейрона, его возбудимость и дальнейшие биохимические преобразования
в самой соме нейрона. Процессы кратковременной и промежуточной памяти, их временные
последовательности динамично задействованных нервных элементов преобразуются в структурно
-
пространственную матрицу. Поэтому долговременная память сама по себе (вне момента ее образования
и извлечения) представляется не процессом, а
структурой
(с многоуровневым пространственным
распределением); в этом заключается причина ее устойчивости к многочисленным внешним
воздействиям и существенное отличие от кратковременной памяти, которая, по сути, является
процессом
(А.Л. Крылова, 1999).
102
Глава 6. Типы ВНД и темперамент в структуре индивидуальности
6.1. Основные типы ВНД животных и человека
Тип ВНД
–
это совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы (силы,
подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения), определяющих темперамент
личности. Согласно теории И. П. Павлова, критериями типологических свойств нервной системы
являются сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность. Различные
комбинации трех основных свойств нервной системы позволили выделить четыре резко очерченных
типа, отличающихся по адаптивным способностям и устойчивости к невротизирующим факторам.
Учение И. П. Павлова о типах ВНД
–
это учение о реактивности нервной системы, особенно ее высших
отделов
–
коры большого мозга.
Понятия «тип нервной системы» и «тип ВНД» чаще всего используются как синонимы, хотя не все
ученые с этим согласны, полагая, что с помощью условно
-
рефлекторных методик в большей степени
выявляются особенности функционирования коры больших полушарий и в меньшей степени
–
особенности нервной системы в целом. Однако исследование типов ВНД приближает нас к пониманию
истинных типов нервной системы, а значит, дает возможность лучше понять характерологические
особенности человека.
Общие типы ВНД животных и человека определяются свойствами нервных процессов.
Под
силой нервных процессов понимают работоспособность корковых клеток, которая определяется
длительностью нервного напряжения, выражающегося в процессах возбуждения и торможения. Под
уравновешенностью нервных процессов понимают соотношение процессов возбуждения и торможения
по их силе. Подвижность нервных процессов
–
это способность корковых клеток в различных условиях
окружающей среды быстро «уступать место», т.е. давать преимущество одному процессу перед другим:
возбуждению перед торможением и наоборот. Изучение в эксперименте типологических особенностей
собак позволило выделить четыре основных типа ВНД (рис. 6.1):
животные сильные, уравновешенные, подвижные (живой тип);
животные сильные и неуравновешенные (безудержный тип);
животные сильные, уравновешенные, инертные (спокойный тип);
животные слабые (оранжерейный тип). На самом деле в реальной действительности типов ВНД
значительно больше.
Рис. 6.1. Основные типы ВНД
У животных живого типа легко вырабатываются положительные и отрицательные рефлексы, они
быстро справляются с изменениями стереотипа условных рефлексов.
Для животных оранжерейного типа характерны следующие особенности:
трудная выработка условных рефлексов на сигналы обычной силы, при их ослаблении выработка
нередко облегчается;
пассивно
-
оборонительная реакция чаще всего на посторонние новые раздражители (собака
прижимается телом к полу и на брюхе подползает к экспериментатору, жалобно повизгивая и не
сопротивляясь постороннему животному);
наклонность к развитию запредельного торможения,
поэтому такие животные постоянно замирают
(застывают).
103
Безудержный тип животных характеризуется быстротой выработки рефлексов и медленной
выработкой условного торможения рефлексов. Они имеют сильные раздражительные и тормозные
процессы, но тормозной относительно слабее раздражительного, поэтому напряженная работа нередко
завершается срывом ВНД (неврозом).
Спокойный (инертный) тип характеризуется медленной выработкой условных рефлексов и трудной
сменой стереотипа условных рефлексов, что может привести к невротическим состояниям.
У этих
животных оба процесса сильны, но подвижность нервных процессов низка, поэтому быстрая смена в
условно
-
рефлекторной деятельности для них представляет большую трудность. Типы нервной системы,
выявленные в опытах на животных, описанные и научно обоснованные И. П. Павловым, оказались
очень близки по свойствам к «темперахрам», описанным Гиппократом (460
–
377 до н.э.).
Древнегреческий врач и основатель медицины объяснял неодинаковое течение одной и той же
болезни у разных людей различным состоянием «соков тела» в организме человека: крови, слизи,
желчи, черной желчи. Согласно учению Гиппократа, различают четыре темперамента: сангвинический
(от лат.
sanguis -
кровь), холерический (от лат.
chole –
желчь), флегматический (отлат.
phlegma --
слизь,
мокрота), меланхолический (от греч.
melanos + chole
–
черная желчь).
Сангвиник
–
человек решительный, энергичный, быстро возбудимый, подвижен, впечатлителен, с
ярким внешним выражением эмоций и легкой сменой их.
Флегматик
–
спокойный, медлительный, со
слабым проявлением чувств, трудно переключается с одного вида деятельности на другой.
Холерик
–
вспыльчивый, с высоким уровнем активности, раздражительный, энергичный, с сильными, быстро
возникающими эмоциями, ярко отражающимися в речи, жестах, мимике.
Меланхолик
имеет низкий
уровень нервно
-
психической активности, унылый, тоскливый, с высокой эмоциональной ранимостью,
мнительный, склонный к мрачным мыслям и с угнетенным настроением, замкнут, пуглив. В жизни
такие «чистые» темпераменты встречаются редко, обычно комбинация свойств более разнообразна. В
свете учения о типах ВНД стала понятной и научная основа учения о темпераментах. Сильное,
уравновешенное, подвижное животное соответствует сангвиническому темпераменту; сильное,
неуравновешенное
–
холерическому; сильное, уравновешенное, инертное
-
флегматическому; слабое
–
меланхолическому.
Имеются индивидуально
-
устойчивые в покое и при работе типы корковой активации. А.А.
Ухтомский подчеркивал важность изучения индивидуально
-
личностных особенностей «мозгового
хронотипа», свойств интроверсии (аутизма), способностей к дифференциальной срочности реакций,
разных способов оценки ситуаций: либо по пути длительного логического сукцессивного анализа, либо
путем «внезапной рецепции зорким глазом специалиста» сразу всей обстановки, т.е. симультанном
схватывании существенных сторон ситуации. Ученый отмечал индивидуально выраженные
способности к различению существенного от несущественного в потоке ближайших конкретных
ощущений с адекватными рефлексами на них, указывал на необходимость изучать те пути и средства,
которые приводят к развитию таких способностей в масштабах истории. Совокупность индивидуальных
особенностей психики и поведения человека составляет
тип высшей нервной деятельности,
или
темперамент
человека,
который
складывается
из
общих
свойств
нервной
системы,
характеризующихся: 1) экстраинтроверсией; 2) эмоциональной стабильностью
–
нейротизмом; 3)
подвижностью или инертностью нервных процессов.
Кроме того, у человека имеются художественный и мыслительный типы (см. раздел 8.3.1).
Способы определения типологических свойств.
Для определения типа ВНД животных в
лаборатории И. П. Павлова были разработаны специальные экспериментальные методы
–
«Большой
стандарт» и «Малый стандарт». Обследование по «Большому стандарту» занимало около 2 лет, по
«Малому»
– 6 –
7 мес. По «Малому стандарту» число методик было сокращено. О силе возбуждения
судили по скорости выработки условного рефлекса, но главным образом
–
по кофеиновой пробе. Силу
процесса возбуждения у собак определяли по минимальной дозе кофеина, сопровождавшейся развитием
запредельного торможения, т.е. наблюдалось снижение условно
-
рефлекторных эффектов. О силе
торможения судили по скорости выработки дифференцировочного и запаздывательного условных
торможений (см. раздел 5.2.5). Если выработка дифференцировки удавалась в пределах 20 сочетаний, то
такой процесс относили к сильному, если в пределах 30 сочетаний и более
–
к слабому процессу
торможения.
Существуют два основных методических подхода определения силы нервных процессов у человека:
исследование изменения реакций при разной интенсивности раздражителя и изменения реакций при
длительном раздражении. В последнем случае свойство силы нервных процессов диагностируется как
104
устойчивость величины латентного периода сенсомоторной реакции на многократное повторение
раздражителей средней величины.
Чаще всего используются световые раздражители определенной средней интенсивности с
интервалом следования не более 10 с. Один из вариантов заключается в следующем: испытуемому
дается 100 световых раздражителей (загорание лампочки 6 В) с интервалом следования 1
–
3 с; каждый
раз при загорании лампочки испытуемый должен как можно скорее нажать на рычаг. Время реакции
регистрируется с точностью до 0,001 с.
Данная методика основана на критерии предела работоспособности при многократном раздражении,
поэтому показателем, характеризующим силу нервных процессов, будет среднее значение самой
двигательной реакции на последние 20 раздражений.
Уравновешенность,
по методике И.П. Павлова для животных, определяли по соотношению силы
процессов возбуждения и торможения. Показатель уравновешенности был производным от силы
возбуждения и торможения.
Уравновешенность нервных процессов у человека можно определить по методике РДО (реакция на
движущийся объект)
.
Методика РДО основывается на установленном Н.С. Лейтесом (1963) различии в характере
двигательных реакций у лиц с преобладанием возбуждения или торможения.
Для лиц возбудимого типа характерно опережение реагирования, для лиц тормозного типа
–
запаздывание. Испытуемому давали инструкцию останавливать стрелку на цифре 10, предварительно
проводя небольшую тренировку, результаты которой не входили в окончательный подсчет. В
эксперименте использовали секундомер.
Каждый испытуемый должен был сделать 30 нажатий.
Высчитывали число точных, опережающих и
опаздывающих реакций, по ним вычисляли коэффициент уравновешенности, т.е. среднюю величину
всех реакций (без знаков «+» или «
–
»), представляющую собой условную единицу.
В опытах на животных для определения подвижности нервных процессов применяли способ
двусторонней переделки, когда прекращали подкреплять положительный условный сигнал и
одновременно начинали подкреплять условный тормоз. Для переделки сигнального значения
раздражителей требовалось определенное количество сочетаний. Если переделка осуществлялась в
пределах 25
–
30 сочетаний, животное относили к подвижным, при большем числе сочетаний
–
к
инертным.
Для определения подвижности нервных процессов у человека используется методический вариант А.
Г. Иванова
-
Смоленского, основанный на переделке сигнального значения раздражителя. С помощью
прибора хроноволеоптимографа задавалась программа следования световых раздражителей: загорание
зеленой и красной ламп примерно с одинаковой вероятностью. В первой части опыта испытуемый
должен был на зеленый свет нажимать рычажок вправо, на красный
–
влево. Подавали 50
раздражителей, регистрировали время реакции на каждый раздражитель и число ошибочных действий.
Во второй части опыта от испытуемого требовалось реагировать наоборот: на загорание зеленой лампы
нажимать рычажок влево, красной лампы
–
вправо. Подавали также 50 раздражителей. Показателем
подвижности служили данные второй части опыта, т.е. сама переделка. Время реакции и точность
являлись количественными характеристиками
подвижности.
6.2. Типологические варианты личности детей
С помощью психологических методов (наблюдение за поведением учащихся в школе,
индивидуальная беседа, характеристика педагогов, модифицированный детский личностный опросник
Кетелла) Э.М. Александровская и И.Н. Гильяшева (1985) выделили шесть основных типологических
вариантов личности детей младшего школьного возраста (7
–
10 лет). Всего было обследовано 269
детей, обучавшихся в массовой школе. Исследовали следующие свойства личности: общительность,
интеллект, уверенность в себе, возбудимость, доминирование, склонность к риску, добросовестность,
социальная смелость, чувствительность, тревожность, самоконтроль, напряженность.
Основными типологическими вариантами личности оказались следующие.
Гармоничный тип
(около 36%). Дети этой наибольшей по численности группы легко учатся и не
испытывают трудностей при обучении. Обследование по детскому личностному опроснику выявляет у
них наряду с достаточно высоким уровнем сформированности интеллектуальных функций такие
личностные
свойства,
как
общительность,
уверенность
в
себе,
высокий
самоконтроль,
105
добросовестность, отсутствие тревожности. Эта группа делится на две подгруппы, отличающиеся
уровнем возбудимости: детям
I
подгруппы (около 26%) свойственна уравновешенность, детям
II
подгруппы (около 10%)
–
ярко выраженная моторная активность. Практическая направленность
школьников, относящихся к гармоничному типу, проявляется в эффективном овладении учебной
деятельностью, стремлением к хорошим результатам. Сочетание перечисленных свойств представляет
собой устойчивую структуру личности, которая обеспечивает им быструю адаптацию.
Конформный тип
(около 12%). В поведении школьников проявляются сильная зависимость от
ситуации, стремление соответствовать окружению. Высокая школьная мотивация, потребность
поступать согласно предъявляемым нормам определяют их направленность на учебную деятельность.
По данным тестового обследования, дети достаточно общительны, уверены в себе, добросовестны,
имеют хороший самоконтроль, низкий уровень тревожности и напряженности. Характерной
особенностью детей с конформным типом личности является недоразвитие познавательной
деятельности, что затрудняет усвоение учебной программы.
Доминирующий тип
(около 10%). Отличительной особенностью этих учащихся
является
стремление к самостоятельности, доминированию, самоутверждению. Они общительны, активны,
уверены в себе, обладают социальной смелостью и склонностью к риску. Практическая направленность
этих школьников проявляется особенно ярко в организации детских игр. Сочетание высокой активности
и низкого самоконтроля создает трудности адаптации, связанные с усвоением школьных норм
поведения.
Чувствительный тип
(около 14%). Эти дети робки и застенчивы, хотя дружеские связи с теми, к
кому привыкли, стойкие. Учатся старательно, прилежно. Доминирующим свойством, по данным
тестового обследования, является чувствительность, которая сочетается с такими качествами, как
общительность, добросовестность, высокий самоконтроль, зависимость.
Тревожный тип
(около 10%). Для этих детей характерны крайняя изменчивость эмоциональной
сферы, повышенная впечатлительность; их действия отличают излишнее волнение, тревожность.
Учатся легко, особенно хорошо читают и рассказывают. По тестовым данным, высокий уровень
тревожности сочетается у них с возбудимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, чувством
ответственности, хорошим пониманием социальных нормативов.
Ведущей чертой для детей, имеющих
чувствительный
и
тревожный
типы формирования личности,
является общение. Именно эта деятельность служит источником получения эмоционального
подкрепления, столь необходимого для них. Ожидание положительной оценки своих действий и
поступков со стороны окружающих определяет трудности в сфере взаимоотношений. Зависимость от
эмоционального состояния затрудняет для некоторых из них усвоение учебной программы.
Интровертированный тип
(около 18 %). Отличительной особенностью этих школьников является
направленность на познавательную деятельность, высокий уровень развития интеллекта сочетается с
пониженным контролем за окружающей действительностью. Тестовое обследование выявило у этих
детей замкнутость, неуверенность в себе, социальную робость, низкий самоконтроль. В то же время у
детей отмечаются возбудимость, тревожность, напряженность. Около 6 % детей
этой группы
характеризуются пассивностью, бедностью мотивационной сферы, отсутствием инициативности.
Одиночество, отгороженность от окружающих, повышенная чувствительность способствуют
появлению затруднений как в освоении социальных норм, так и при установлении контактов, а в итоге
приводят к конфликтной, субъективно
-
трудной ситуации пребывания в школе.
Следует, однако, заметить, что физиологической основой формирования типологических вариантов
личности, как нам представляется, являются сила, уравновешенность и подвижность процессов
возбуждения и торможения, подробно изученных И. П. Павловым в экспериментах на животных.
Важную роль в формировании этих свойств нервной системы играет среда (условия труда и отдыха,
обстановка в семье и коллективе и т. п.), особенно в раннем онтогенезе.
6.3. Основные положения по формированию типа ВИД и темперамента индивидуальности
Темперамент
(от лат.
temperamentum
–
соразмерность)
-
это совокупность черт личности
(индивидуальности), характеризующих ее двигательную, эмоциональную и речевую активности, а
также скорость реагирования и переключения с одного рода деятельности на другой. При этом особо
выделяют такие черты личности, как общая активность и эмоциональность.
Личность
–
это отдельный человек с накопленными знаниями и опытом, сформировавшимися в