Файл: Smirnov_V_M_i_dr_Fiziologia_sensornykh_sistem.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 4765

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

126 

действующих на органы чувств в данный момент. Оно заключается в узнавании предмета, явления или 
в формировании нового образа, встречаемого впервые.

 

В  основе  опознания  лежат  системы  временных  связей.  Предметы,  явления  воздействуют  на 

рецепторы,  информация  от  них  доходит  до  соответствующих  зон  коры,  затем  в  ассоциативных  зонах 
коры  поступающая  информация  сопоставляется  (сличается)  с  хранящимися  в  памяти  образами, 
происходит  ее  узнавание.  У  человека  оно  может  отражаться  в  речи,  т.е.  осознаваться,  приводя  к 
появлению  понятия.  Таким  образом,  восприятие  развивается  на  завершающем  этапе  как  осознанный 
процесс.  Если  же  на  органы  чувств  действуют  ранее  не  встречавшиеся  предметы,  явления,  то 
формируется  новый  образ,  но  и  в  этом  случае  происходит  сличение  поступающей  в  данный  момент 
информации со следами памяти от других подобных предметов, явлений. При повторных воздействиях 
мы их узнаем.

 

Представление 

– 

формирование идеального образа предмета или явления, которые в данный момент 

не  действуют  на  органы  чувств,  извлекается  из  памяти.  Память 

– 

это  способность  организма 

воспринимать, хранить и воспроизводить в сознании информацию и навыки. Представление без памяти 
невозможно, как и мышление.

 

Мышление 

– 

процесс  познания,  накопления  информации  и  навыков,  а  также  и  оперирование 

знанием, т.е. закодированной с помощью механизмов памяти информацией. Мышление является одним 
из видов психической деятельности.

 

Виды мышления. 

1. 

Элементарное (конкретное) мышление, 

т.е. форма отражения действительности, 

проявляется в целесообразном адекватном поведении, направленном на удовлетворение биологических 
потребностей.  Оно  свойственно  человеку  и  животным.  Физиологическую  основу  элементарного 
мышления составляет первая сигнальная система. 2. 

Абстрактное мышление 

– 

отвлеченно

-

понятийная 

форма  мышления,  развивающаяся  со  становлением  второй  сигнальной  системы.  Оно  свойственно 
только  человеку.  Вторая  сигнальная  система обеспечивает  мышление  с  помощью  различных  понятий, 
категорий, формул. 3. 

Словесно

-

логическое мышление (дискурсивное) 

– 

форма мышления, основанная на 

рассуждении, состоящем из последовательного ряда логических звеньев, каждое из которых зависит от

 

предыдущего и обусловливает последующее.

 

Более высокие 

по сравнению с другими животными 

способности человека 

к мышлению и научению 

не  связаны 

с  возникновением  каких

-

то  особых  нервных  клеток  типа  «речевых  нейронов»,  «нейронов 

памяти» и т.п. По всей вероятности, развитие этих особенностей обусловлено чисто 

количественными 

изменениями, а именно 

увеличением числа нейронных сетей, вовлекаемых в обработку информации, 

что 

наиболее  выражено  в  неокортексе,  который  благодаря  этому,  по

-

видимому,  обеспечивает  высокую 

скорость  такой  обработки,  в  частности  при  научении,  извлечении  данных  из  памяти,  произнесении  и 
понимании слов.

 

Наибольшее  значение  для  мышления 

имеют  ассоциативные  зоны  коры  большого  мозга.  Например, 

ассоциативные  поля  теменной  области  объединяют  информацию,  приходящую  от  соматосенсорной 
коры относительно положения тела в пространстве, от зрительной (затылочной) и слуховой (височной) 
коры.  Извлекаемая  из  памяти  информация  сливается  с  сенсорной  и  позволяет  нам  интерпретировать 
специфическую информацию от органов чувств. Наиболее сложная часть интегративной деятельности 
приходится на лобные доли, имеющие обширные двусторонние связи с лим

-

бической системой, которая 

придает 

эмоциональный 

характер 

перерабатываемой 

информации. 

Получая 

разнообразную 

информацию о состоянии организма и окружающей среды, мы с помощью лобной коры оцениваем ее 
значимость в настоящий момент и выбираем информацию, имеющую первостепенное значение. Лобная 
кора ответственна за выбор целей, которые мы ставим перед собой на будущее. Люди с поврежденными 
лобными  долями  становятся  безответственными  и  неспособными  совершать  ряд  последовательных 
действий  в  достижении  цели  при  изменении  жизненных  ситуаций.  Лобная  кора  взаимодействует  со 
всеми  отделами  коры  большого  мозга,  особенно  со  структурами  ЦНС,  обусловливающими  языковые 
функции.  Височная  кора  участвует  в  процессах  памяти.  Патология  височной  коры  ведет  к  потере 
долговременной  памяти.  Деятельность  лобной  коры  по  составлению  планов  на  будущее  связана  с 
извлечением  информации  из  долговременной  памяти,  которая  в  основном  обеспечивается 
деятельностью височной коры.

 

Внимание 

– 

состояние  активного  бодрствования,  характеризующееся  готовностью  к  психической 

или физической деятельности и сопровождающее саму деятельность. Появление внимания обусловлено 
активацией  нервных  процессов,  способствующих  переходу  с  одного  уровня  бодрствования  к  другому, 
более  высокому;  очень  сильная  степень  активации  нарушает  процесс  внимания.  Появление  внимания 


background image

 

127 

есть начало исследовательского поведения, приспособительной осознаваемой деятельности организма, 
отбора  необходимой  информации. 

В  физиологическом  плане  в  основе  внимания  лежит 

ориентировочный  рефлекс. 

Этот  рефлекс  с  повторением  действия  раздражителя  ослабевает,  исчезает, 

что  указывает  на  роль  коры  больших  полушарий  и  на  то,  что  ориентировочному  рефлексу  присущи 
некоторые  черты  обучаемости  (угасания),  характерные  для  условных  рефлексов.  Важную  роль  в 
формировании внимания играет механизм доминанты, учение о которой разработал А.А. Ухтомский.

 

Выделяют два вида внимания

:

 

непроизвольное и произвольное (волевое). 

Непроизвольное внимание 

– 

это врожденный процесс, осуществляемый при действии на организм определенного раздражителя без 
каких

-

либо усилий со стороны организма. В процессе общественной деятельности человек приобретает 

способность  управлять  своим  вниманием.  Внимание,  подчиняющееся  воле  человека,  называется 
волевым  (произвольным),  ведущая  роль  принадлежит  лобным  долям,  а  его  высшей  формой  считают 
интеллектуальное  внимание.  Таким  образом,  внимание  представляет  собой  продукт  социального 
развития,  выражающийся  в  целенаправленной  мобилизации  психической  деятельности  человека,  и 
проявляется  в  локальной  активации  определенного  участка  коры  большого  мозга  и  торможении 
остальных  зон  коры.  Электрофизиологически  внимание  выражается  в  локальном  подавлении  α

-

ритма 

или же в изменениях поздних вызванных потенциалов (Р

300

). 

Воля 

– 

степень  выраженности  стремления  в  достижении  цели.  Важнейшими  волевыми  качествами 

личности  являются  решительность,  выдержка,  настойчивость,  способность  к  самостоятельным 
действиям и поступкам.

 

Эмоция 

как одна из форм психической деятельности рассмотрена в разделе 7.3.

 

 

8.2. Электрофизиологические корреляты психической деятельности

 

 

Широко  распространенными  и  доступными,  не  травмирующими  организм  исследованиями 

деятельности  мозга  являются  электроэнцефалография  и  метод  вызванных  потенциалов  (ВП).  Оба 
метода,  казалось  бы,  недостаточно  информативные,  в  последние  десятилетия  получили  дальнейшее 
развитие  (второе  рождение)  в  связи  с  компьютерной  обработкой  элементов  электроэнцефалограмм 
(ЭЭГ) и ВП.

 

 

8.2.1. Психическая деятельность и электроэнцефалограмма

 

 

Повседневная деятельность человека (разная степень активности во время физической и умственной 

работы,  действие  различных  сигналов,  сосредоточение  внимания,  решение  физико

-

математических 

задач  и  т.  п.)  требует  различной  активности  ЦНС.  Метод  ЭЭГ,  позволяющий  изучать  суммарную 
электрическую  активность,  помогает  также  оценить  по  изменениям  ритмов  ЭЭГ  психическую 
деятельность человека.

 

При  интеллектуальной  деятельности  наблюдаются  изменения  определенных  ритмов  ЭЭГ.  Многие 

исследователи  отмечают  преимущественные  изменения  низкочастотных  составляющих  спектра  ЭЭГ, 
обнаружена  тесная  связь 

и 

-

активности  с  выполнением  задания.  Например,  на  ЭЭГ  имеются 

характерные изменения при концентрации внимания испытуемого при ознакомлении его с инструкцией 
о предстоящей деятельности, решении арифметических задач.

 

Изменения ЭЭГ во время инструкции о предстоящей деятельности 

заключается в существенном 

снижении  спектральной  мощности 

и 

-

диапазонов  в  большинстве  областей,  в  лобной  области 

нарастает мощность 

1

 -

ритма.

 

Динамика функции когерентности у испытуемых в этом состоянии наиболее выражена в спектре 

1

 

и 

2

;  отмечается  резкое  снижение  уровня  когерентности  во  всех  парах  областей,  особенно 

в

 

левом 

полушарии.  В 

2

-

диапазоне  снижается  уровень  когерентности  между  левой  теменной  и  височной 

областями.  Средняя  и  максимальная  когерентности  по  остальным  составляющим  в  этот  период  не 
меняются.

 

Команда  «внимание», 

подаваемая  непосредственно  перед  предъявлением  арифметической  задачи, 

повышает  уровень  готовности  к  предстоящей деятельности.  Изменения  на  ЭЭГ  в  таких  случаях  более 
дифференцированы.

 

В  ситуации  «внимание»  происходит  генерализованное,  но  преимущественно  выраженное  в  левом 

полушарии  снижение  мощности  в 

1

-

диапазоне.  В 

2

-

диапазоне,  напротив,  мощность  не  падает,  а 

локально  нарастает  слева  в  височной  и  справа 

– 

в  затылочной  и  теменной  областях.  Разная 


background image

 

128 

направленность  сдвигов  спектральных  компонентов  в 

1

и 

2

-

диапазоне  отражает  относительную 

независимость  функционирования  низко

и  высокочастотных 

-

генераторов  и  их  разное  участие  в 

формировании  функциональных  связей  при  данном  виде  деятельности.  Генерализованное  снижение 
мощности 

обусловлено  активационными  сдвигами,  вызванными  усилением  мезенцефально

-

ретикулярных  влияний  на  кору,  особенно  на  структуры  левого  полушария.  В  то  же  время  локальная 
активация, запускаемая и контролируемая высшими ассоциативными отделами коры, в первую очередь 
лобными  структурами,  проявляется  в  усилении  синхронной  активности  высокочастотных  α

-

генераторов, имеющей не только регионарную, но и полушарную специфику.

 

В 

-

диапазоне  спектра  ЭЭГ  в  ситуации  «внимание»  также  наблюдаются  разнонаправленные 

изменения  мощности  в  структурах  левого  и  правого  полушарий:  снижается  мощность  в  левом 
полушарии  и  нарастает  справа  в  теменной  и  височной  областях.  Повышение  мощности 

-

ритма  в 

ситуации  «внимание»  объясняется  активацией  гиппокампально

-

амигдалярного  комплекса  правого 

полушария.

 

Изменения уровня когерентности в ситуации «внимание» выражаются снижением когерентности в 

-

диапазоне и на 

частотах для потенциалов всех отделов левого полушария.

 

Процесс  решения  арифметических  задач 

характеризуется  как  направленная  интеллектуальная 

деятельность,  связанная  со  сложными  речевыми,  пространственными,  логическими  операциями, 
процессами анализа и синтеза, сравнения и обобщения (Л.С. Выготский, 1960; А.Р. Лурия, 1966).

 

В  процессе  интеллектуальной  деятельности  формируются  новые  функциональные  связи  мозговых 

структур. В этот период резко падает мощность 

2

-

диапазона в левой теменной области, отмечается ее 

снижение в левой височной области. Активационные сдвиги в 

-

диапазоне выражены меньше, чем в 

ситуации «внимание».

 

Локальные  изменения  мощности  наблюдаются  и  в 

-

диапазоне  спектра.  В  норме  происходит 

нарастание мощности в лобной области справа и в теменной и височной областях 

– 

слева.  Снижается 

мощность  в  задних  отделах  правого  полушария.  По

-

видимому,  в  осуществление  арифметических 

операций вовлекаются оба полушария.

 

Возрастание  мощности 

-

ритма  при  умственной  работе  рассматривается  как  коррелят 

интеллектуального  напряжения  (

H.  Gille,  P.  Ullsperger,  B.  Weickmann

,  1979).  Согласно  данным  Т.  А. 

Корольковой и В.Д. Труша (1980), повышение когерентности по 

 

и 

ритмам является оптимальным 

условием для осуществления моторной деятельности.

 

Функциональные перестройки в процессе деятельности проявляются и в динамике пиковой частоты 

и 

-

ритмов.  Наибольшие  сдвиги  по 

-

ритму  отмечаются  в  лобных  и  височных  областях  левого 

полушария, а по 

-

ритму 

– 

в обеих височных и лобных областях. Нарастание пиковой частоты на 

и 

-

частотах,  имеющее  регионарную  специфику,  указывает  на  дифференцированную  активацию 

мозговых структур.

 

Когерентность  увеличивается  при  решении  задач  в  случае  возникновения 

частот  в  правом 

полушарии и 

-

частот 

– 

в левом.

 

Важные сведения о деятельности ЦНС получают и с помощью метода вызванных потенциалов (ВП).

 

 

8.2.2. Психическая деятельность и вызванные потенциалы

 

 

Тонким  индикатором  функционального  состояния  мозга  является  вызванная  электрическая 

активность  (М.Н.  Фишман,  1989).  Компоненты  ВП  могут  существенно  изменяться  в  зависимости  от 
динамики внутреннего состояния испытуемых в разных ситуациях.

 

Для  изучения  корковых  механизмов  высших  познавательных  функций  с  помощью  ВП  более 

адекватным  является  применение  не  гомогенных,  а  структурированных  сигналов.  Однако  это 
положение  справедливо  лишь  в  том  случае,  когда  гомогенные  стимулы  предъявляются  в  отсутствие 
определенной перцептивной задачи.

 

Интенсивное  развитие  исследований  по  функциональной  полушарной

 

асимметрии  мозга  за 

последние десятилетия 

XX 

в. привлекло внимание исследователей к изучению особенностей обработки 

информации в структурах левого и правого полушарий при разных уровнях интеллекта с помощью ВП. 
Было  показано,  что  отсутствие  полушарной  амплитудной  асимметрии  ВП,  как  правило,  наблюдается 
при умственной отсталости.

 

Исследование реакций проекционных зон. 

На вспышку света возникает многокомпонентный ВП. 


background image

 

129 

В  затылочных  отделах  максимальную  амплитуду  имеет,  как  правило,  позитивный  компонент  П

100

,  в

 

лобных 

– 

негативный  компонент  Н

250

.  Ранние  компоненты  с  латентным  периодом  до  100  мс  хорошо 

выделяются как в задних, так и в передних отделах. Сенсорный послеразряд в лобных отделах обычно 
выражен хуже, чем в затылочных.

 

Следует  отметить,  что  у  лиц  с  олигофренией  в  отличие  от  нормы  амплитуда  компонентов  Н

1

П

2

 

зрительных  ВП  на  вспышку  света  выше  в  левом  полушарии.  Полагают,  что  это  отражает  большую 
занятость левого полушария обработкой невербального материала, снижая его возможности обработки 
вербального  материала.  Такая  «извращенная»  асимметрия  ВП  может  служить  индексом  умственной 
отсталости.

 

Исследование  реакций  ассоциативных  корковых  областей. 

Здесь  регистрируются  ВП  с 

латентными периодами, близкими или равными ответам проекционной коры. Наличие одновременного 
развития  поздних  компонентов  ВП  в  проекционной  области  и  в  переднеассоциативных  отделах  коры 
трактуется как отражение системного вовлечения этих корковых формаций в реализацию завершающих 
операций  зрительного  восприятия  (Д.А.  Фарбер,  1979).  У  лиц  с  нарушением  психического  развития 
(олигофрены),  судя  по  времени  развития  ВП  в  лобных  отделах,  вовлечение  лобных  отделов  коры  в 
анализ  сенсорной  информации  происходит  медленнее,  чем  проекционных  областей.  Кроме  того,  у 
олигофренов часто наблюдается также примитивность формы ВП в лобных отделах, что, по

-

видимому, 

связано с недоразвитием у них лобных отделов коры.

 

Вызванные  потенциалы  на  гомогенный  стимул  в  ситуации  направленного  внимания. 

Динамика  ВП  при  переходе  от  спокойного  бодрствования  к  направленному  на  стимул  вниманию 
позволяет  характеризовать  функциональное  состояние  как  лимбико

-

мезенцефальных  структур,  так  и 

лобных отделов коры головного мозга, обеспечивающих и формирующих этот вид деятельности (Н. В. 
Дубровинская, 1985). При направленном на стимул внимании наблюдается увеличение амплитуды ряда 
компонентов ВП в затылочных (Н

150

, П

200

, Н

250

 - 

справа; П

200

, Н

250

 - 

слева) и лобных (Н

75

П

150

 – 

слева) 

областях по сравнению с ситуацией спокойного бодрствования. Важно отметить, что у олигофренов не 
выявляются изменения амплитуды ВП при направленном на стимул внимании ни в левом, ни в правом 
полушарии.

 

Наряду с изменением амплитудных параметров ВП в ситуации «внимание» у здоровых лиц отмечены 

также  некоторые  изменения  временных  параметров:  удлинение  латентного  периода  компонента  Н

75

 

и 

укорочение  латентного  периода  компонентов  П

300

 

и  Н

350

.  У  олигофренов  при  переходе  к  ситуации 

«внимание» не выявлено сдвигов латентного периода компонентов ВП.

 

Полагают,  что  отсутствие  изменений  ВП  при  направленном  внимании,  отмеченное  у  олигофренов, 

может  быть  следствием  нарушения  произвольной  регуляции  перцептивной  деятельности, обеспечения 
селективного  отбора  информации,  ведущую  роль  в  которой  играют  лобные  отделы  коры.  Изменение 
уровня  общей  активации,  как  и  опосредованное  включение  механизмов  локальной  фазиче

-

ской 

активации,  обеспечивается  системой  связей  лобных  отделов  коры  с  неспецифическими  структурами 
лимбико

-

ретикулярного комплекса. Наблюдаемое ослабление реактивности корковых структур у лиц с 

нарушением умственного развития может отражать дисфункцию лобных отделов коры, что проявляется 
также в недостаточности системы общей и локальной активации коры.

 

Таким  образом,  для  успешного  исследования  интегративной  деятельности  мозга  необходимо 

регистрировать  ВП  обоих  полушарий  одновременно,  а  также  в  условиях  психической  деятельности 
(М.Н. Фишман, 1989).

 

 

8.3. Особенности психической деятельности человека

 

 

8.3.1. Деятельность и мышление человека

 

 

Общие  закономерности  ВНД  у  человека  и  животных  едины,  однако  ВНД  человека  имеет 

существенные отличия.

 

Целенаправленная  планируемая  трудовая  деятельность 

активно  изменяет  окружающий  мир  в 

соответствии с потребностями общества: создание продуктов труда, т. е. жилищ, орудия производства и 
др.  Труд  человека  качественно  отличается  от  поведения  животных,  не  имеющих  социально

-

детерминированной  направленности.  Поведение  животных  направлено  только  на  приспособление  к 
природе. Человек изготавливает орудия производства, широко применяя их в своей производственной 
деятельности,  а  также  применяет  преемственный  характер  труда  (например,  работа  на  конвейере)  и 


background image

 

130 

планирование труда.

 

У  человека  имеется  образное  (конкретное)  и  абстрактное  мышление, 

у  животных 

– 

только 

конкретное. Первая сигнальная система обеспечивает образное (конкретное) мышление и у человека, и 
у животных, вторая 

– 

абстрактное мышление только у человека. Ярким примером, свидетельствующим 

об  отсутствии  абстрактного  мышления  у  животных,  является  поведение  обезьяны  в  опытах  И.  П. 
Павлова. Для достижения полезного результата (получения пищи) обезьяна научилась гасить огонь на 
плоту, находящемся на озере, заливая его водой из бака, который стоял на берегу. Эта обезьяна каждый 
раз ходила на берег за водой, не подозревая, что вода из озера, окружающая плот, обладает такими же 
возможностями для тушении огня, что и вода из бака.

 

У человека имеются специфические, присущие только ему типы ВНД. 

Концепция И. П. Павлова 

о  двух  сигнальных  системах  действительности  привела  его  к  представлению  о  специальных 
человеческих  типах  ВНД.  В  основе  их  деления  положены  соотношения  между  первой  и  второй 
сигнальными  системами.  Преобладание  первой  сигнальной  системы  над  второй  характеризует 

художественный  тип, 

при  обратном  соотношении 

– 

мыслительный  тип, 

при  их  равенстве 

– 

средний 

тип. 

Художественный  тип  (писатели,  художники,  музыканты  и  др.)  характеризуется  цельным 

восприятием  действительности.  Мыслительный  тип  (преимущественно  философы,  математики  и  др.) 
воспринимает  окружающую  действительность  через  словесные  сигналы,  т.е.  дробит  ее.  Средний  тип 
(промежуточный)  характеризуется  определенными  свойствами  мыслительного  и  художественного 
типов.

 

Другие  особенности  ВНД  человека,  которые  необходимо  рассмотреть  более  подробно, 

– 

вторая 

сигнальная система, литерализация функций, социально детерминированное сознание.

 

 

8.3.2. Вторая сигнальная система

 

 

У  человека  есть  первая  и  вторая  сигнальные  системы,  у  животных 

– 

только  первая. 

Представление  о  сигнальных  системах  человека  и  животных  обосновал  И.П.Павлов.  Поскольку 
существующие определения сигнальных систем отличаются друг от друга, предлагаем наш вариант.

 

Первая сигнальная система 

– 

это система организма, обеспечивающая формирование конкретного 

(непосредственного) представления об окружающей действительности и приспособительных реакций 
посредством условных связей. Сигналами первой сигнальной системы 

являются предметы, явления и их 

отдельные  свойства  (запах,  цвет,  форма  и  т.п.).  Например,  появление  запаха  пищи  может 
свидетельствовать о наличии поблизости столовой.

 

Вторая  сигнальная  система 

– 

это  система  организма,  обеспечивающая  формирование 

обобщенного представления об окружающей действительности с помощью языка человека.

 

Язык  человека 

– 

средство  общения  людей  друг  с  другом,  главной  формой  которого  является 

письменная и устная речь, а также 

– 

формулы и символы, рисунки, жесты, мимика.

 

Речь 

– 

форма общения людей друг с другом с помощью сигналов (слов), обеспечивающая мышление 

человека.  Речь  может  быть  внутренней,  являющейся  необходимой  формой  процесса  мышления,  и 
внешней (письменная и устная), с помощью которой человек сообщает свои мысли другим людям.

 

Таким образом, 

сигналом второй сигнальной системы 

является язык человека, с помощью которого 

осуществляется  переход  от  чувственного  образа  первой  сигнальной  системы  к  понятиям, 
представлениям второй сигнальной системы. Главной формой языка является речь, сигналами которой 
являются  слова.  Причем  смысловое  содержание  слова,  например  стол,  не  зависит  от  звучания  этого 
понятия  на  различных  языках.  Высшие  формы  абстракции  в  сигнальных  системах  мозга  обычно 
ассоциируются  с  актом  художественной  творческой

 

деятельности  человека,  где  продукт  творчества 

выступает также как одна из форм языка.

 

Первая  сигнальная  система  свойственна  животным  и  человеку,  однако  благодаря  тесному 

взаимодействию (у человека) со второй сигнальной системой, она качественно отличается

 

от таковой у 

животных  и  несет  на  себе  отпечаток  культурно

-

исторических  влияний.  Первая  сигнальная  система 

обеспечивает  конкретно

-

чувственное  отражение  окружающей  действительности.  При  этом  вначале  в 

организме  формируется  ощущение  отдельных  свойств  предметов  и  явлений,  воспринимаемых 
соответствующими  рецепторными  образованиями  и  ведущими  к  более  сложной  форме  отражения 

– 

восприятию.

 

У животных тоже имеется язык 

– 

это язык сигналов, но словесные сигналы человека отличаются от 

условных сигналов животных. Во

-

первых, их действие зависит не столько от физических особенностей,