ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 4711
Скачиваний: 20
121
Рис. 7.3. Структуры лимбической системы
Следует отметить, что
гипоталамус, где сосредоточены двойные центры, регулирующие запуск и
прекращение основных типов врожденного поведения, большинством исследователей рассматривается
как исполнительная система, в которой интегрируются вегетативные и двигательные проявления
мотивации и эмоций. В составе эмоции принято выделять
собственно эмоциональное переживание и
его соматическое и висцеральное выражение.
Возможность их появления независимо друг от друга
указывает на относительную самостоятельность их механизмов.
Удаление отдельных структур лимбической системы в эксперименте у животных ведет к изменению
характера их поведения. Так, при удалении височных областей мозга, особенно гиппокампа и
миндалевидной области, у обезьян развивается характерный синдром, получивший название
синдрома
Клювера
–
Бюси.
У обезьян при этом нарушается нормальная пищевая деятельность. Такие животные
без конца обследуют предметы, находящиеся перед ними, и притом все время берут их в рот и часто
поедают несъедобное. С точки зрения биологической теории эмоций, у животных наблюдается потеря
оценки значения пищевого раздражителя.
На кору больших полушарий эмоциональный разряд из лимбических структур выходит
генерализованно, т.е. эмоциональное возбуждение
–
это интегрированное возбуждение всего мозга. В
частности, раздражение подкорковых эмоциогенных зон мозга всегда отражается в деятельности почти
всех нейронов коры мозга. Это значит, что возникающее в подкорковых эмоциогенных структурах
мозга возбуждение генерализованно распространяется на кору больших полушарий.
Афферентные
и
эфферентные связи
структур лимбической системы чрезвычайно разнообразны.
Наиболее выражены мощные
реципрокные связи между лимбической системой и гипоталамусом.
Гипоталамус и мамиллярные тела соединены с гиппокампом и септальной областью посредством свода.
Через гипоталамус и мамиллярные тела лимбическая система соединена со средним мозгом
(лимбической областью среднего мозга).
Для лимбической системы характерны многочисленные цепи возбуждения. Лобная кора реагирует на
активность лимбических механизмов и видоизменяет ее. Поражение лобных долей сопровождается
эмоциональной тупостью и растормаживанием биологических реакций.
Лимбическая система сообщается с новой корой в области лобной и височной долей.
Височные
области
отвечают главным образом за передачу информации от зрительной, слуховой и
соматосенсорной коры к миндалине и гиппокампу.
После двусторонней амигдалэктомии
обезьяны утрачивают способность к социальному
внутригрупповому поведению. Такие животные не могут дать социальную оценку экстерорецептивной
информации (особенно зрительной, слуховой и обонятельной), необходимой для группового поведения,
а также связать эту информацию с их собственным эмоциональным состоянием (настроением),
определяющим их внутригрупповые симпатии или антипатии (т.е. элементарные единицы
внутригрупповых взаимоотношений). Амигдалэктомированные обезьяны избегают остальных членов
группы и производят впечатление встревоженных и неуверенных в себе животных.
По данным В. М. Смирнова, электрическая стимуляция миндалины у пациентов вызывает эмоции
страха, гнева, ярости и редко
–
удовольствия. Ярость и страх возникают при раздражении различных
отделов миндалины. Опыты с двусторонним удалением миндалины свидетельствуют о снижении
122
агрессивности
животного.
Влияние
миндалины
на
агрессивность
поведения
убедительно
продемонстрировано К. Прибрамом в опытах на обезьянах в колонии макак
-
резусов. После
двустороннего удаления миндалины у вожака стаи, который отличался властностью и занимал высшую
ступень зоосоциальной иерархии, он потерял агрессивность и переместился на самую низшую ступень
зоосоциальной лестницы, а его место занял наиболее агрессивный самец, который до операции был
вторым в иерархии. Прежний лидер превратился в покорное, испуганное существо.
Миндалина получает обширную информацию о внешнем мире. Ее нейроны реагируют на световое,
звуковое и кожное раздражение. Через миндалину приводятся к запуску те эмоциональные
поведенческие реакции, которые в прошлом оказались полезными в аналогичных условиях. При этом
миндалина
оказывает
активирующее
и/или
ингибирующее
влияние
на
соответствующие
гипоталамические механизмы.
Возможно, в развитии и дифференцировке эмоций участвуют все структуры лимбической системы,
гипоталамус, лимбическая область среднего мозга и лобные области коры. Это подтверждает частое
изменение эмоционального поведения больного при органических заболеваниях мозга (опухолях,
воспалительных и системных заболеваниях), поражающих вышеописанные структуры, а также при
внешних повреждениях этих структур.
Если крысе вживить раздражающий электрод в медиальный пучок переднего мозга в области
латеральных отделов гипоталамуса, поместить ее в камеру Скиннера и предоставить возможность
осуществлять самораздражение, нажимая на рычаг (рис. 7.4), то данное самораздражение можно
использовать как один из вариантов оперантного научения. При этом внутримозговая стимуляция
усиливает поведенческие реакции. Само раздражение обладает столь выраженным подкрепляющим
действием, что животное обычно предпочитает его всем другим видам поощрения, включая пищу.
Крысы и обезьяны с электродами в области срединного пучка переднего мозга осуществляют
постоянное самораздражение столь интенсивно, что возникает опасность гибели животного от
истощения. Частота нажиманий на рычажок достигает 7000 в час! Подробное исследование всех
структур мозга с применением метода самораздражения показало, что стимуляция практически всей
лимбической системы, лобных долей, латеральных областей гипоталамуса и путей от среднего мозга,
моста и верхних отделов продолговатого мозга оказывает подкрепляющий эффект. Однако наиболее
выражен этот эффект при раздражении
медиального пучка переднего мозга,
который связывает верхние
отделы среднего мозга, гипоталамуса и лимбическую систему. Существуют также области мозга,
раздражение которых приводит не к подкрепляющему эффекту, а к реакции избегания. Таких областей
значительно меньше; они располагаются в
перикатрикулярных отделах промежуточного мозга
и
среднего мозга.
Области положительного и отрицательного подкрепления частично перекрываются.
Области, раздражение которых приводит к подкреплению или избеганию, получили название «центров»
удовольствия
и
неудовольствия, приближения
и
избегания
или
вознаграждения
и
наказания.
Существование подобных центров подтверждает гипотезу о возникновении положительных и
отрицательных эмоций при возбуждении определенных структур головного мозга.
Рис. 7.4. Опыт с самораздражением через вживленные
электроды (схема):
а
–
раздражение не включено;
б
–
электроды замкнуты, раздражение включено
123
Результаты
опытов с самораздражением, полученные в исследованиях на животных, применимы
также к
человеку.
Когда больному во время нейрохирургической операции дают возможность
раздражать собственный мозг, то при этом раздражении могут возникать
приятные
или
неприятные
ощущения.
Больные описывают эти ощущения как удовлетворение, радость, покой и комфорт или,
напротив, как уныние, беспокойство, тревогу или страх.
У людей довольно часто встречаются различные психические расстройства. Примерно 1 % всего
населения земного шара страдает шизофренией, а у 15
–
30% в тот или иной период жизни
наблюдаются различные формы депрессии.
Возможно, что все эти патологические состояния связаны с нарушениями деятельности высших
нервных центров и главным образом
лимбической системы.
Лобная кора
реагирует на активность лимбических механизмов и видоизменяет ее. Поражение
лобных долей сопровождается эмоциональной тупостью и растормаживанием биологических реакций.
При этом в первую очередь нарушаются эмоции, связанные с деятельностью, социальными
отношениями, творчеством. Билатеральное удаление у обезьян височных полюсов ведет к подавлению
их агрессивности и страха. Эффект сходен с разрушением миндалины.
Удаление височных долей
вызывает устранение страха и агрессии. Полагают, что
поясная извилина
является главным координатором различных систем мозга, вовлекаемых в формирование эмоций.
Согласно современным данным, поясная извилина имеет двусторонние связи со многими
подкорковыми структурами (перегородкой, верхними буграми четверохолмия, голубым пятном и др.), а
также с различными областями коры в лобных, теменных и височных долях. У «правополушарных»
людей преобладают отрицательные эмоции, а у «левополушарных»
–
положительные. Люди с
поражением правого полушария эмоционально благодушны, а с поражением левого
-
тревожны,
озабочены. Считают, что правое полушарие быстрее опознает эмоционально выразительные лица
независимо от качества эмоции. Распознавание мимики в большей степени связано в функцией правого
полушария. Повреждение височной доли, особенно справа, нарушает опознание эмоциональной
интонации речи. При выключении левого полушария независимо от характера эмоции улучшается
распознавание эмоциональной окраски голоса. Экспрессивные реакции эмоций
–
мимика, движения
глаз также связывают с функцией
правого полушария, т.е. правое полушарие более «эмоционально».
Для лиц с доминантным правым полушарием характерна повышенная тревожность, нейротизм.
Преобладание функций левого полушария, определяемого по группе двигательных, зрительных и
слуховых методик, сочетается с низкими значениями тревожности.
Нейрохимия эмоций.
В первых же опытах, имевших своей целью поиск нервных образований,
ответственных за положительное подкрепление, было обнаружено, что участки мозга, с которых можно
получить
самораздражение,
почти
полностью
совпадают
с
зонами
иннервации
катехоламинергическими нейронами.
Выраженность подкрепляющего эффекта приблизительно
соответствует плотности этой иннервации. Совпадение областей «вознаграждения» и расположения
моноаминергических нейронов
свидетельствует о том, что катехоламинергические системы либо сами
по себе являются зонами, отвечающими за положительное подкрепление, либо синаптически связаны с
этими зонами.
Считается, что качество эмоций и их интенсивность определяются взаимоотношением медиаторов и
пептидов. Так, с ростом концентрации серотонина в мозге настроение у человека улучшается, его
истощение вызывает состояние депрессии и тревоги. Положительный эффект электрошоковой терапии,
в 80% случаев устраняющей депрессию у пациентов, связан с
усилением синтеза и ростом
норадреналина (НА) в мозге. Вещества, которые улучшают настроение (ингибиторы МАО),
увеличивают содержание НА и дофамина (ДА) в нервных окончаниях.
Дефицит норадреналина ведет к депрессии и состоянию тоски. Нарушения в функционировании
холинергической системы ведут к психозу с преимущественным поражением интеллектуальных
(информационных) процессов. Предполагается, что холинергическая система преимущественно
обеспечивает информационные компоненты поведения.
Холинолитики
–
вещества, снижающие уровень активности холинергической системы, ухудшают
выполнение пищедобывательного поведения, нарушают совершенство и точность двигательных
рефлексов избегания. Состояние агрессивности зависит от соотношения активности холинергической и
норадренергической систем. Триггерный механизм агрессии
–
холинергический, а за эффекторные
проявления агрессии ответственен норадреналин.
124
Повышение агрессивности исследователи склонны объяснять ростом концентрации НА и
ослаблением тормозного влияния серотонина. Введение предшественника серотонина угнетает
агрессивность животного. У агрессивных мышей более низкий уровень содержания серотонина в
гипоталамусе, миндалине и в гиппокампе по сравнению с неагрессивными.
У прирученных животных
серотонина в мозге больше, чем у диких.
Причины возникновения эмоций.
Известны три основные теории возникновения эмоций.
1.
Биологическая теория эмоций
(П.К. Анохин). В основу этой теории эмоций положена концепция
функциональной системы: эмоция связана с появлением потребности, которая может сопровождаться
отрицательной эмоцией и устранением ее, в результате чего возникает положительная эмоция, т.е.
входит в состав афферентного синтеза, а также имеет место в структуре акцептора результата действия.
2.
Потребностно
-
информационная теория эмоций
(П.В. Симонов), согласно которой в основе
появления эмоции лежат потребность и информация, необходимая для ее достижения. Для понимания
их соотношения он предложил формулу
Э = П(Ин
-
Ис),
где Э
–
эмоция, ее степень, качество и знак, П
–
сила и качество потребности, Ин
-
информация о
средствах, необходимых для удовлетворения потребности, Ис
-
информация о существующих
средствах, которыми реально располагает субъект.
Если объем информации недостаточен для удовлетворения потребности, возникает отрицательная
эмоция, если достаточен
-
возникает положительная эмоция в результате удовлетворения потребности.
3. Представление, выдвинутое Г.И.Косицким о том, что
для достижения цели (удовлетворения
потребности) необходима определенная информация
(Ин),
энергия
(Эн)
и время
(Вн): если
существующие у организма информация (Ис), энергия (Эс) и время (Вс) меньше, чем необходимо, то
возникает состояние напряжения (СП), которое можно выразить эмпирической формулой:
СН =
f
Ц (Ин • Эн • Вн
-
Ис • Эс • Вс),
где Ц
–
цель (задача, потребность),
f
Ц
–
функция цели.
Однако в реальной действительности ни одна формула не может включить все возможные причины
возникновения отрицательных или положительных эмоций. Так, любое приятное или неприятное
сообщение, результаты собственного
труда вызывают соответственно положительную или
отрицательную эмоцию; болевое воздействие, холод, голод, болезнь вызывают отрицательные эмоции и
т.д. По
-
видимому,
обобщающим фактором, вызывающим эмоции, является удовлетворение или,
напротив, неудовлетворение любой потребности.
Значение эмоций.
1.
Мобилизация физических и интеллектуальных ресурсов.
Эмоция способствует сосредоточению
внимания, обостряет мыслительную деятельность и чувствительность анализаторов, облегчает
запоминание большего объема информации и на более длительный срок повышает спортивные
достижения и т. п. Однако отрицательная астеническая эмоция сопровождается демобилизацией
ресурсов организма.
2.
Коммуникативная роль эмоции
реализуется с помощью мимических и пантомимических
движений, позволяющих человеку передавать свои переживания другим людям, сообщать им о своем
отношении к объектам, явлениям.
3.
Эмоции влияют на здоровье организма.
Положительные эмоции оказывают благотворное влияние
на состояние здоровья человека. Н. И. Пирогов заметил,
что солдаты побеждающей армии
выздоравливают быстрее, а И.П. Павлов отмечал, что положительная эмоция делает человека здоровым,
отрицательная разрушает организм.
Английский врач
XVII
в. Т. Сиденгейм также считал, что «прибытие в город паяца для здоровья
жителей важнее, чем 10 мулов, нагруженных лекарствами». Однако врач должен помнить, что для
здоровья человека опасны сильные отрицательные эмоции (тоска, страх, гнев и др.), особенно при
частых повторениях или довольно большой продолжительности.
Для предупреждения отрицательных последствий эмоционального стресса важное значение имеют
интенсивные физические упражнения (езда на велосипеде, гребля, бег, плавание и др.). Такое же
антистрессорное значение имеет любая деятельность, вызывающая положительные эмоции (любимая
125
работа, увлечение), которые разрушают отрицательные эмоциональные возбуждения и препятствуют их
суммации.
Большое значение придается не подавлению отрицательных эмоций, а умению не позволять им
возникнуть в определенной обстановке.
Выделяют и ряд других функций эмоции, в частности отражательную (оценочную) функцию,
например оценка экстремальной ситуации. Однако оценивает ситуацию не эмоция, а организм. Эмоция
же в данном случае мобилизует организм, т.е. она выполняет мобилизующую роль. Выделяют также
подкрепляющую функцию эмоций (лучшее запоминание информации в состоянии эмоционального
возбуждения и др.). Однако и в этом случае эмоция выполняет мобилизующую роль. Некоторые авторы
описывают переключательную функцию эмоций, что наблюдается при выборе одного правильного
действия из нескольких возможных, особенно в трудной ситуации. И в этом случае эмоция мобилизует
внимание человека для более правильного решения задачи.
Таким образом,
эмоции выполняют мобилизующую и коммуникативную роль.
Отрицательная
астеническая эмоция, напротив, демобилизует организм. При этом необходимо учитывать влияние
эмоций на здоровье организма.
Глава 8. Психическая деятельность
8.1. Виды психической деятельности
Выше в связи с разными вопросами уже говорилось о психической деятельности. Здесь, в
специальной главе, нам придется повторить важнейшие определения.
Открытие И.П.Павловым условных рефлексов было первым шагом в изучении психической
деятельности человека.
Психическая деятельность
–
это идеальная субъективно осознаваемая деятельность организма,
осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов.
Высшая нервная деятельность
(ВНД)
–
совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательное
усвоение поступившей информации и индивидуальное приспособительное поведение организма в
окружающей среде (в том числе и трудовая деятельность). Таким образом, психическая деятельность
осуществляется с помощью ВНД. Психическая деятельность протекает только в период бодрствования
и осознается, а ВНД
–
и в период сна как неосознаваемая переработка информации, и в период
бодрствования как осознаваемая и подсознательная переработка. Представление о ВНД ввел И. П.
Павлов.
Низшая нервная деятельность
–
это совокупность нейрофизиологических процессов,
обеспечивающих осуществление безусловных рефлексов и инстинктов.
Таким образом, материальной базой психической деятельности являются физиологические процессы
в виде паттернов (рисунка, узоров) импульсной активности нейронов во взаимодействии со следами
памяти. В частности, паттерн нервных импульсов отражает смысловые содержания звуковых сигналов.
Прообразом психической деятельности человека является психонервная (рассудочная) деятельность
животных (элементы психической деятельности), направленная на удовлетворение биологических
потребностей: поиск пищи, воды, особи противоположного пола, укрытие от непогоды, охота хищных
зверей). Животное может правильно решать задачу в ситуации, в которой оказалось впервые, при этом
используется предыдущий опыт. Примером может служить экстраполяционная деятельность.
Например, предвидение местоположения объекта охоты при прямолинейном движении, если даже в
какой
-
то период времени жертвы не видно. Это продемонстрировано и в экспериментах Л. В.
Крушинского. Животное наблюдало за прямолинейным движением предмета, который некоторый
период времени двигался за перегородкой. Животное определяло, где должен появиться предмет без
предварительного обучения на основании сложившейся у него в мозгу картины о движении объектов.
Различают следующие формы психической деятельности:
ощущение, восприятие, мышление,
представление, внимание, чувства (эмоции) и воля.
Ощущение
–
осознание действия на организм пороговых или сверхпороговых раздражителей.
Ощущения
–
это базисный элемент других форм психической деятельности. Всякое ощущение имеет
качество, силу и длительность. В зависимости от качества раздражителя различают следующие
ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и т.д. С помощью ощущения имеется возможность
определить локализацию действующих раздражителей, т.е. на поверхности тела и в окружающей среде.
Восприятие
(от лат.
perceptio –
восприятие)
–
формирование образов предметов или явлений,