Файл: Smirnov_V_M_i_dr_Fiziologia_sensornykh_sistem.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 4708

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

131 

сколько от смысловых, т.е. слово действует своим смысловым содержанием. Во

-

вторых, язык человека 

и, в первую очередь, речь позволяют передавать знания предков их потомкам, что качественно отличает 
человека от животных, способствуя накоплению знаний об окружающей природе и безмерно повышая

 

власть  человека  над  окружающим  миром.  Вся  кора  большого  мозга  имеет  отношение  к  обеим 
сигнальным  системам,  которые  тесно  взаимодействуют  между  собой:  вторая

 

сигнальная  система  в 

своей деятельности в определенной степени зависит от функционирования первой сигнальной системы, 
так как через первую во вторую поступает необходимая информация.

 

Структуру языка и его сущность составляют его грамматический строй и основной словарный запас. 

В  антропогенезе  язык  сформировался  как  форма  общения  в  процессе  охоты  на  диких  зверей,  защиты 
при их нападении, сооружения жилища, поиска пещеры и т.д. Вначале это были отдельные звуки в виде 
сигналов,  например  об  опасности,  как  у  животных.  В  процессе  труда  возникла  необходимость 
обращения  друг  к  другу.  Отдельные  звуки  превращались  в  более  сложные  сигналы,  из  которых 
впоследствии сформировались слова и фразы.

 

Этапы развития познавательной способности ребенка связаны с развитием обобщающей  функции 

слова.

 

Начальный период 

(возраст 1,5 

– 

2 года) связан с сенсомоторной активностью.

 

Второй  период 

(возраст  2  года 

– 

7  лет) 

– 

это  предоперационное  мышление,  оно  определяется 

развитием языка, когда ребенок начинает активно использовать сенсорные схемы мышления.

 

Третий период 

(возраст 7 

– 

11 лет) характеризуется развитием логического словесного мышления с 

активацией внутренней речи, с использованием конкретных понятий.

 

Четвертый,  завершающий,  период 

(возраст  11 

– 

17  лет),  характеризуется  формированием 

абстрактного  мышления.  К  17  годам  в  основном  завершается  формирование  психофизиологических 
механизмов мыслительной деятельности.

 

 

8.3.3. Развитие речи в онтогенезе

 

 

Исключительно важную роль в развитии речи ребенка играет постоянный разговор с ним при любом 

контакте во время его бодрствования. Любое действие по уходу за ребенком необходимо сопровождать 
объяснением  всех  манипуляций,  несмотря  на  то  что  ребенок  еще  не  только  не  говорит,  но  на  ранних 
этапах  онтогенеза  и  не  понимает,  что  ему  говорят.  Когда  ребенок  научится  говорить  и  произносить 
отдельные  слова,  искажая  их  произношение,  взрослые  ни  в  коем  случае  не  должны  подражать  этому 
искажению,  чтобы  предотвратить  развитие  «птичьего»  языка,  тормозящего  развитие  и  речи,  и 
мышления. Следует всегда помнить: чем раньше начинают разговаривать с ребенком и побуждают его к 
разговору,  тем  быстрее  и  лучше  он  овладевает  речью  и  тем  быстрее  развивается  его  мышление. 
Критическим  для  овладения  речью

 

является  возраст  до  10  лет.  Позднее  способность  к  развитию 

нейронных сетей для построения центра речи утрачивается.

 

Первые слова, произносимые ребенком в порядке подражания, относятся не к конкретному предмету, 

а к ситуации в целом. Так, в возрасте 8 

– 

10  мес отдельные предметы и объекты внешней среды дети 

еще не выделяют. Хотя они в этом возрасте произносят слоги «па», «ма», оказывается, что платье мамы 
и ее кровать 

– 

тоже «ма», а свою маму, но в новой одежде или в необычном окружении ребенок может 

не узнать. Ребенок в этом возрасте может понимать запрет, разрешение, другие простые инструкции.

 

Однако  прежде  чем  ребенок  научится  понимать  слова  взрослого  (сенсорная  речь)  и  тем  более 

научится  сам  произносить  слова  (моторная  речь),  он  проходит  подготовительный  период  (развитие 
гуления  и  лепета),  который  начинается  с  конца  второго

 

месяца.  Это  происходит  всегда  на  фоне 

ожидания,  радостного  состояния  и  свидетельствует  о  хорошем  самочувствии  и  хорошем  настроении 
ребенка.

 

Сенсорная  речь 

развивается  у  ребенка  в  7 

8  мес.  К  году  он  знает  названия  многих  (нескольких 

десятков)  действий,  понимает  значения  слов  «нельзя»,  «можно»,  «дай»,  «покажи»,  имена  близких  ему 
людей, названия игрушек.

 

Моторная  речь 

начинает  развиваться  в  возрасте  10 

– 

12  мес,  к  году  словарный  запас  составляет 

обычно  10 

– 

12  слов.  Слово  становится  сильным  сигналом  и  приобретает  самостоятельное  значение. 

Следует  отметить,  что  девочки  овладевают  моторной  речью  раньше  мальчиков.  Наиболее  яркие 
переходные периоды в развитии детей наблюдаются в 3 года и 7 лет, кроме того, у девочек в 11 

– 

15 лет, 

а  у  мальчиков 

– 

в  13 

– 

17  лет.  Эти  переходные  периоды  называют  кризисами  (лучше  название 

«критические периоды»).

 


background image

 

132 

В  развитии  речи  чрезвычайно  важную  роль  играет  также 

двигательный  анализатор. 

В  речи,  как 

было  отмечено  выше,  различают  две  стороны  процесса:  понимание  (сенсорная  речь)  и  артикуляция 
(моторная  речь).  Понимание  речи  физиологически  может  быть  определено  как  приобретение 
сигнального  значения  услышанных  слов.  Различение  звуков  речи  основывается  не  только  на  анализе 
проприоцептивных  импульсов  с  артикулярного  аппарата.  Оказывается,  участие  неречевых  мышечных 
групп,  например  рук,  тоже  облегчает  анализ  звуковой  речи,  особенно  тонких  движений  пальцев,  т.е. 
происходит формирование так называемой 

думающей руки.

 

На 2

-

м году жизни ребенка происходит соединение слов в фразы. Вначале они состоят из 2 

– 

3 слов, 

«речевые цепи» пока еще коротки. К концу второго года словарный запас ребенка достигает 200 

– 400 

слов, а к концу третьего 

– 

2000 слов и больше.

 

В  формировании  речи  важнейшую  роль  играет  также  звуковое  подражание.  Одновременно 

устанавливается  связь  слова  со  свойствами  обозначаемого  предмета.  При  этом  процесс  идет  более 
успешно,  если  произнесение  слова  подкрепляется  определенным  действием.  Так,  например,  чтобы 
обучить ребенка новому  для него слову  «сахар», необходимо предварительно ознакомить его с видом, 
формой этого предмета, подкрепляя это воздействие вкусовым раздражением.

 

У детей ясельного возраста быстро развивается обобщающая функция слова. В возрасте 1 года слово 

эквивалентно  одному  конкретному  предмету:  «ляля» 

– 

только  данная  кукла;

 

в  2  года  слово 

эквивалентно  предметам  (все  куклы),  ребенок  на  слово  отвечает  словом,  четко  сформирована 
повелительная форма обращения (иди, дай), поскольку это имеет для ребенка важное значение; в 3 года 
слово объединяет несколько разнородных предметов (кукла, паровоз, машина 

– 

все это игрушки); в 4 

–5 

лет  слово  объединяет  несколько  разнородных  групп  предметов  (игрушки,  одежда,  мебель 

– 

все  это 

вещи).

 

Итак,  период  до  3  лет  является  наиболее  оптимальным  периодом  становления  и  формирования 

речи. 

Подтверждением  этому  могут  быть  случаи  с  похищением  и  последующим  воспитанием  детей 

зверями.  Полноценного  формирования  речи  у  них  не  происходило  и  после  возвращения  их  в 
человеческое  общество.  Главным  в  психическом  статусе  и  физическом  развитии  трехлетнего  ребенка 
является то, что он успешно обучается речи и самообслуживанию, выделяя себя из окружающей среды, 
т.е. начинает оценивать себя как личность.

 

Возникает  вопрос,  какова  взаимосвязь  между  цефализацией  и  формированием  языка  и  речи. 

У 

позвоночных  между  массами  мозга

 

(

Е

и  тела 

(

Р

наблюдается  приближенная  степенная  зависимость 

вида

 

 

 

 

где константа 

К (коэффициент энцефализации) 

у мелких млекопитающих очень мала (у мыши 

- 0,06), 

у шимпанзе 

0,30, а у человека 

– 

почти 1,00.

 

Иными  словами,  у  человека  по  сравнению  с  другими  позвоночными  относительная  масса  мозга 

намного больше.

 

Однако  неокортекс  человека  относительно  увеличивается  не  больше,  чем  лимбическая  система.  В 

процессе  эволюции  такое  увеличение  у  приматов,  и  особенно  у  человека,  могло  быть  в  основном 
обусловлено,  с  одной  стороны,  относительным  уменьшением  других  отделов  мозга  из

-

за  снижения 

специализации сенсорных функций (например, утраты тонкого обоняния) и разнообразия двигательных 
реакций, а с другой стороны 

развитием новой коры как системы мультисенсорного

 

отражения мира. 

Речь, вероятно, мало связана с энцефализацией, так как появилась у представителей 

Homo sapiens 

лишь 

около 40 000 лет назад, тогда как масса мозга человека достигла современного уровня (примерно 1400 
г)  приблизительно  200  000  лет  назад.  Значит  речь,  по  всей  видимости, 

– 

только  результат  (причем 

довольно  поздний)  энцефализации.  В  то  же  время  она,  вероятно,  сыграла  определенную  роль  в 
формировании  четкой  латерализации  корковых  функций 

– 

различие  функциональной  роли  левого  и 

правого полушарий головного мозга.

 

 


background image

 

133 

 

Рис. 8.1. Речевые центры 

(выделено серым) 

в левом, доминантном

 

в отношении речи полушарии 

(а) 

и 

соответствующие области

 

в правом, «неговорящем» полушарии 

(б) 

(по 

W. Penfield, L. Roberts, 

1959, с 

изменениями). Центры управления голосовыми

 

мышцами расположены с обеих сторон 

– 

в предцентральных 

извилинах.

 

У каждой половины лица в отличие от остальных частей тела также

 

двустороннее представительство. 

Возможно, височная речевая область

 

занимает гораздо булыдую площадь, особенно в височной доле

Области Брока и Вернике соединены дугообразным пучком

 

 

Центры  речи.  В  1861  г.  Брока  впервые  обнаружил,  что  левостороннее  поражение  нижних  отделов 

третьей  лобной  извилины  приводит  к 

потере  речи 

(афазии).  Такие  больные  понимают  обращенные  к 

ним слова, однако спонтанно говорить практически не могут. Если их попросить что

-

либо сказать, они 

неуверенно и с большим усилием произносят короткие фразы, состоящие из самых необходимых имен 
существительных,  глаголов  и  прилагательных  («телеграфная  речь»).  Это  называется 

моторной 

афазией, 

а область мозга, поражение которой приводит к такому синдрому, 

– 

двигательным центром 

речи. 

Как видно на рис. 8.1, 

а, 

он расположен непосредственно спереди от участков двигательной коры, 

управляющих  мышцами  лица,  челюсти,  языка,  нёба  и  глотки,  т.е.  мускулатурой,  участвующей  в 

артикуляции. 

Однако  моторная  афазия

 

при  поражении 

центра  Брака 

не  связана  с  параличом  этих 

мышц.  Даже  при  повреждении  «лицевого»  участка  прецентральной  извилины  возникают  лишь 
небольшие  контрлатеральные  нарушения,  поскольку  представительства  лицевой  мускулатуры  есть  в 
обоих  полушариях  и  одностороннее  нарушение  может  компенсироваться  не  пострадавшей  половиной 
мозга.

 

Вскоре  после  открытия  Брока  другой  ученый 

– 

Вернике  описал  тип  афазии,  характеризующийся 

тяжелыми нарушениями 

понимания речи, 

– 

сенсорную афазию 

при сохранении у больного способности 

бегло,  хотя  и  несколько  искаженно,  спонтанно  говорить.  Такая  сенсорная  афазия  удивительно  четко 
совпадает  с  поражением  левой  височной  доли,  особенно  задней  части  первой  височной  извилины  в 
непосредственной  близости  от  слуховой  коры 

(слуховой  центр  речи, 

см.  рис.  8.1, 

а

).

 

Эти  результаты 

свидетельствуют  о  том,  что  центры  речи  расположены  лишь  в  одном  из  полушарий,  тогда  как  зоны 
коры, обеспечивающие артикуляцию, т.е. произнесение слов, 

– 

в обоих (см. рис. 8.1, 

а

). 

Таким  образом,  восприятие  речи  осуществляется  с  помощью 

речеслухового  анализатора, 

воспроизведение 

с  помощью 

речедвигательного. 

Процесс  понимания  речи  обеспечивается 

декодированием  поступающей  в  акустической  или  оптической  форме  информации.  У  правшей  он 
осуществляется  височно

-

теменно

-

затылочными  областями  левого  полушария,  у  левшей 

правым, 

левым или обоими полушариями. Центры Вернике и Брока связаны дугообразным пучком.

 

Звуки  речи  воспринимаются  первичными  слуховыми  центрами  коры,  затем  сигналы  поступают  в 

зону  Вернике,  что  обеспечивает  осмысление  речи.  При  чтении  импульсы  доходят  до  первичных 
зрительных  зон,  а  оттуда  переходят  в  угловую  извилину,  связываясь  со  звуковыми  образами 
соответствующих  слов,  в  результате  чего  письменная  форма  слова  перерабатывается  и осмысливается 
как при слуховом восприятии. По

-

видимому, в речевой функции принимают участие не только центры 

Вернике и Брока, но и левое полушарие в целом.

 

Дислексия 

– 

нарушение способности к чтению, не являющееся  результатом  умственной отсталости 

или  физической  травмы.  Эти  люди  понимают  устную  речь,  имеют  нормальный  интеллект.  Причины 
этого  разные:  при  некоторых  видах  дислексии  отмечают  аномалии  развития  корковых  речевых 
областей, что выявилось при гистологическом посмертном исследовании.

 


background image

 

134 

Язык  жестов  глухонемых 

– 

это  формальный  язык  со  сложным  словарем,  включающим  несколько 

тысяч  (до  4000)  знаков,  и  с  определенной  грамматической  структурой,  где  каждый  знак  обозначает 
слово. Этим языком пользуются люди при нарушении слухового анализатора.

 

Пластичность  речевой  функции  в  детском  возрасте. 

У  ребенка,  уже  научившегося  говорить, 

поражение речевой области левого полушария приводит к полной афазии. Однако примерно через год 
речь восстанавливается, при этом ее центр перемещается в соответствующую зону правого полушария 
(см. рис. 8.1). Такая 

передача речевого доминирования 

от левого полушария к правому возможна лишь 

до  десятилетнего  возраста.  После  этого  способность  к  формированию  центра  речи  в  любом  из 
полушарий  утрачивается.  Возможных  причин здесь  две.  В о

-

п е р в ы х ,  развитие 

базовых нейронных 

сетей, 

необходимых  для  становления  речи (а  позже 

– 

для  изучения  второго  языка),  после  десяти  лет, 

по

-

видимому,  уже  не  происходит.  В о

-

в т о р ы х ,  соответствующие  области 

недоминантного  в 

отношении  речи  полушария 

к  этому  возрасту  уже  начинают  выполнять  другие  функции,  в  частности 

ориентации в пространстве, осознания размеров тела и его положения в окружающей среде (см. рис. 8.1, 

б). 

Однако  пластичность  головного  мозга,  обеспечивающая  восстановление

 

речи  в  детском  возрасте, 

дается недаром. У больных, чье правое полушарие вследствие поражения левого приняло на себя кроме 
указанных неречевых еще и речевые функции, общие умственные и речевые способности ниже, чем у 
здоровых людей.

 

 

8.3.4. Латерализация функций

 

 

У  человека,  в  отличие  от  животных,  выражена  функциональная  асимметрия  полушарий 

(латерализация  функций),  что  в  конце  60

-

х  годов 

XX 

столетия  показал  английский  психиатр  С. 

Кенникот  с  помощью  одностороннего  выключения  у  психических  больных  одного  из

 

полушарий 

электрическим  током.  На  основании  полученных  наблюдений  он  сформулировал  положение  о 
левополушарных и правополушарных людях.

 

Новые  важные  данные  о 

структурных  основах 

сознания  получены  недавно  при  наблюдении 

больных,  у  которых  с  целью  облегчить  (или  хотя  бы  ограничить  одной  половиной  тела)  не 
поддающиеся  консервативному  лечению  эпилептические  судороги,  производили  рассечение 
мозолистого  тела  и  передней  спайки 

«расщепленный  мозг». 

С  помощью  психологических  тестов 

Р.Сперри  и  его  сотрудники  показали,  что 

функции  обеих  половин  мозга  существенно  различаются. 

Согласно  этим  наблюдениям, 

изолированное левое  полушарие 

и  с  субъективной  точки зрения  самого 

больного,  и  объективно,  с  учетом  наблюдения  за  поведением  больного,  так  же  эффективно 
обеспечивает  владение 

письменной  и  устной  речью, 

как  и  нерасщепленный  мозг.  Следовательно,  это 

полушарие  (или  какие

-

то  его  области)  можно  считать  главным  нейронным  субстратом  названных 

функций и у нормальных людей. 

Изолированное правое полушарие 

не обеспечивает речь, однако и

 

его 

возможности достаточно широки. Оно способно к зрительному или тактильному распознаванию форм и 
в  определенной  степени 

– 

к  пониманию  речи:  больные  выполняют  услышанные  команды,  читают 

простые слова, а в некоторых случаях даже пишут или копируют их

 

(хотя при этом остается неясным, 

присутствовало ли такое правополушарное понимание речи до операции или развилось после нее). Эти 
исследования  позволили  заключить,  что  у  каждого  полушария  имеются  особенности  памяти,  тонуса, 
характера  мышления,  т.е.  левое  полушарие  воспринимает  и  обрабатывает  преимущественно  сигналы 
второй  сигнальной  системы  (абстрактное  мышление),  а  правое 

– 

преимущественно  сигналы  первой 

сигнальной  системы  (образное,  конкретное  мышление).  Однако  в  организме  оба  полушария  работают 
как  единое  целое  и  имеют  комплементарные  отношения,  т.е.  дополняют  друг  друга.  При  выработке 
условного рефлекса в начальной фазе доминирует правое полушарие, а во время упрочения рефлекса 

левое.  Правое  полушарие  осуществляет  обработку  информации  одновременно,  синтетически,  по 
принципу  дедукции  (от  общего  к  частному),  при  этом  лучше  воспринимаются  пространственные  и 
относительные  признаки  предметов.  Левое  полушарие  производит  обработку  информации 
последовательно,  аналитически,  по  принципу  индукции  (от  частного  к  общему),  лучше  воспринимает 
абсолютные  признаки  предметов  и  временные  отношения.  В  эмоциональной  сфере  правое  полушарие 
обусловливает  преимущественно  более  древние,  отрицательные  эмоции,  контролирует  проявления 
сильных  эмоций,  в  целом  оно  более  «эмоционально».  Левое  полушарие  обусловливает  в  основном 
положительные эмоции, контролирует проявление более слабых эмоций.

 

В  сенсорной  сфере  роль  правого  и  левого  полушарий  лучше  всего  проявляется  при  зрительном 

восприятии. Правое полушарие воспринимает зрительный образ целостно, сразу во всех подробностях, 


background image

 

135 

легче  решает  задачу  различения  предметов  и  опознания  бессмысленных  предметов,  которые  трудно 
описать словами, создает предпосылки конкретно

-

чувственного мышления. Левое полушарие оценивает 

зрительный  образ  расчлененно,  аналитически,  при  этом  каждый  признак  (форма,  величина  и  др.) 
анализируются раздельно, легче опознаются знакомые предметы.

 

Леворукость  и  праворукость 

также  свидетельствуют  о  латерализации  функций 

– 

большинство 

людей правши.

 

Как  правило,  речевые  центры

 

располагаются  лишь  в  левом  полушарии. 

У  некоторых  левшей  они 

находятся  там  же,  а  в  других  случаях 

– 

либо  в  правом,  либо  в  обоих  полушариях.  Появляется  все 

больше  литературных  данных,  свидетельствующих  о  том,  что  правое  полушарие  справляется  с 
определенными  заданиями  лучше,  чем  левое.  Таким  образом,  правильнее  отмечать  не  доминирование 
полушарий  вообще,  а  их 

взаимодополняющую  специализацию  с  преобладанием  речевых  функций, 

как 

правило, у левого полушария (Р. Шмидт, Г. Тевс, 1996).

 

Левое  полушарие  специализируется  не  только  в  отношении  речи,  но  и  в  отношении  двигательных 

актов, 

так как левая премоторная кора участвует в выработке стратегии любого движения независимо 

от того, выполняется оно правой или левой стороной тела.

 

 

8.3.5. Социально

-

детерминированное сознание*

 

* Разделы 8.3.5 и 8.3.6 написаны совместно с А.Ф. Беловым.

 

 

Сознание 

– 

это идеальное субъективное отражение реальной действительности с помощью мозга. 

Сознание является высшей функцией мозга и отражает реальную действительность в различных формах 
психической  деятельности  человека,  которыми  являются:  ощущение,  восприятие,  представление, 
мышление, внимание, чувства (эмоции) и воля.

 

Характеристика сознания. 

1. 

Наиболее существенное изменение общего состояния, испытываемое 

нами в повседневной жизни, 

постепенный возврат сознания при пробуждении 

(а также при выходе из 

состояния наркоза, комы или после обморока). Те или иные признаки осознанного поведения имеются у 
высших  позвоночных  (птиц,  млекопитающих),  обладающих  высокодифференцированной  нервной 
системой.

 

2. 

Сознание 

– 

это  продукт  деятельности  высокоорганизованной  материи  (мозга),  но  оно 

нематериально (идеально). 

Материя первична, сознание вторично.

 

3. 

Человеческое  сознание  социально  детермировано, 

оно  по  наследству  не  передается,  наследуется 

лишь  возможность  появления  сознания  в онтогенезе.  Эта  возможность  реализуется  только  в  условиях 
человеческого  общества,  которое  формирует  сознание,  оно  продукт  мозга  и  общественной  жизни 
человека. Если ребенок в детские годы лишен общения с людьми (дети, воспитанные животными), то 
после определенного срока у него будет потеряна способность развития человеческого сознания.

 

4. 

Специфическая  способность  человеческого  сознания 

проявляется  в  том,  что  оно  не  только 

отражает  действительность,  но  дает  возможность  направить  действия  индивида  и  коллектива  на 
производство предметов потребления и орудий труда, необходимых для жизнедеятельности.

 

5.

 

Сознание обеспечивает формирование образов предметов и явлений, 

которые в данный момент не 

действуют  на  органы  чувств:  такие  образы  отражают  общее,  существенное  в  явлениях  и  вещах 
(представление).

 

6. 

Сознание  выражается  субъектом  для  других  людей  посредством  языка 

(речь,  письмо, 

художественная картина и т.д.). Для себя сознание обусловливает способность мыслительного диалога с 
самим  собой,  т.е.  ведет  к  появлению  самосознания,  обеспечивающего  оценку  собственной 
деятельности.

 

7. 

«Ранимость»  сознания 

заключается  в  том,  что  длительный  избыточный  прием  ряда  веществ 

(кофеина,  содержащегося  в  кофе,  алкоголя,  являющегося  наиболее  распространенным  наркотиком, 
сильнодействующих  галлюциногенов  вроде  кокаина,  марихуаны)  с  лечебной  (для  снятия  болей)  или 
другой целью ведет к пристрастию и разрушению личности.

 

Нейрофизиологические  основы  сознания. 

1. 

Подключение  сознания  обычно  достигается 

активацией  большого  количества  структур, 

где  ведущее  значение  имеет  кора  большого  мозга  с 

ближайшей подкоркой, лимбическая система, их взаимодействие. Важнейшую роль играют восходящие 
активирующие влияния ретикулярной формации.

 

2. 

Для  сознания  необходим  некий  промежуточный  уровень  активности  ЦНС, 

соответствующий, 

например,  десинхронизированной  ЭЭГ  при  бодрствовании;  слишком  низкая  нейронная  активность