ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 5208

Скачиваний: 215

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Для служебного пользования

Л. ВИДОНОВ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА № 1

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА № 2

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

СИТУАЦИЯ № 2

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

СИТУАЦИЯ № 3

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

СИТУАЦИЯ № 4

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

С И Т У А Ц И Я № 5

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

С И ТУАЦ ИЯ № 6

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

СИТУАЦИЯ № 2

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

СИТУАЦИЯ № 3

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

СИТУАЦИЯ № 4

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

Сложная схема

На этом допросе 3. признался в убийстве своих собутыльников Б. и Е. и подробно рассказал об обстоятельствах их убийства и его мотивах. После убийства у хозяина дома Б. он взял одну из книг и его новые ботинки.

На приведенных примерах из следственной практики показана методика использования типовых следственных ситуаций общего и других видов в раскрытии конкретных умышленных убийств, совершенных без очевидцев, Большинство их могло остаться нераскрытыми, но не остались, и все лица, их совершившие, были судом наказаны. Наряду с условиями указанными в § 1 главы 1 раскрытие указанных убийств обеспечивали:

а) целенаправленный и системный подход к сбору среди жителей по месту убийства, месту жительства и месту работы жертвы и во время осмотра места происшествия данных, характеризующих все элементы следственной ситуации расследуемого убийства в соответствии с элементами соответствующей типовой следственной ситуацией;

б) полнота и достоверность собранных данных о тех элементах следственной ситуации расследуемого убийства и об элементах криминалистической характеристики того же убийства;

в) знание закономерных взаимосвязей между элементами типовых следственных ситуаций умышленных убийств и между элементами криминалистической характеристики этого же вида преступлений;

г) умений анализировать собранные данные об элементах следственной ситуации расследуемого убийства во взаимосвязи с элементами соответствующих типовых следственных ситуации и с элементами криминалистической характеристики расследуемого убийства с обобщенными данными той же криминалистической характеристики и на основе результатов данного анализа выдвигать обоснованные версии о подозреваемых;

д) тщательность проверки каждой версий о подозреваемых следственными действиями, оперативно-розыскными мероприятиями и собранными по делу объективными доказательствами со строгим соблюдением норм уголовно-процессуального закона;

е) использование всех возможностей научно-технических средств и возможностей исследований экспертных учреждений.

Без этих условий раскрытие убийства, совершенного в условиях неочевидности, всегда будет проблематичным.

Представленные в настоящей работе типовые следственные ситуации по делам об умышленных убийствах одновременно являются и памятью следователя, расследовавшего полторы тысячи умышленных убийств, с готовой программой сбора среди жителей информации, необходимой для установления виновных в расследуемом убийстве без очевидцев.


§ 3. О некоторых причинах, в результате которых убийства, совершенные

в условиях неочевидности остаются нераскрытыми.



Причин из-за которых многие убийства,с свершенные без очевидцев, остаются нераскрытыми достаточно много. Перечислять их в настоящем пособии нет необходимости, поскольку они достаточно полно изложены во многих методических рекомендациях, посвященных этой проблеме. В этом пособии внимание будет уделено только тем причинам, которые так или иначе связаны с тематикой данной работы.

Среди причин, определяющих негативный результат работы по раскрытию умышленных убийств без очевидцев и связанных с темой данной работы, наблюдались следующие.

1. Незнание взаимосвязей между элементами типовых следственных ситуаций по умышленным убийствам и неумение использовать эти взаимосвязи в выдвижении версий о неизвестных элементах следственной ситуации расследуемого убийства.

2. Незнание взаимосвязей между типизированными элементами криминалистической характеристики умышленных убийств и неумение использовать данные взаимосвязи в выдвижении версий о неизвестных элементах следственной ситуации по расследуемому убийству.

3. Недостоверная или поверхностно собранная информация среди жителей по месту убийства жертвы, по месту ее работы и по месту ее жительства об образе жизни жертвы, о круге ее близких и знакомых, о друзьях и приятелях ее, о характеристиках лиц из этих кругов и их взаимоотношениях с жертвой убийства.

4. Необеспеченный программой под расследуемое убийство сбор необходимой следствию информации путем опросов и допросов жителей по месту убийства, месту жительства, месту работы жертвы об образе ее жизни, круге ее близких, друзей, приятелей, о характеристиках этих лиц и жертвы и о ее взаимоотношенях с этими лицами.

5. Несоблюдение элементарных требований по сохранению следственной тайны членами оперативно-следственной группы при общении с посторонними лицами, в результате чего лицо или лица, совершившие убийство могут направить следствие по ложному пути.

6. Неумение на основе данных, собранных путем допросов свидетелей и опросов жителей, вычислять конкретных подозреваемых, используя данные о лицах ПОСЛЕДНЕГО КОНТАКТА с жертвой, о лицах допустивших ПРОГОВОРКИ, о лицах допустивших УЛИКИ ПОВЕДЕНИЯ.

7. Поверхностная проверка выдвинутых версий о подозреваемых как по кругу лиц, так и в отношении конкретных лиц, о совершении расследуемого убийства, заключающаяся в непродуманном и нерациональном использование собранных по делу доказательств в изобличении на допросах подозреваемых и в неиспользовании при исследованиях вещественных доказательств, собранных по расследуемому мому убийству всех научных достижений и возможностей экспертных учреждений.


8. Необеспечение проверки смежных версий, возникающих спонтанно на основе собранной по делу информации, с целью полного исключения спонтанных версий из дела, как необоснованных. Такие версии могут возникать в отношении лиц из круга близких жертвам родственников, их соседей или друзей, отличающихся набором отрицательных характеристик и имеющих конфликтные отношения с жертвами. Не будучи полностью исключенными из дела материалами следствия, такие версии могут быть использованы подлинными убийцами и их защитниками во время судебного разбирательства как своеобразное алиби.



9. Некритическое отношение к фактическим данным расследуемого убийства, которое по своему содержанию является инсценировкой убийства с целью сокрытия иного преступления, связанного с насильственной смертью потерпевшего.


10. Одной из причин, в результате которой часто убийства совершенные без очевидцев остаются не раскрытыми, яыляется синдром «шерлока». Его суть заключается в том, что оперативный работник уголовного розыска, выполняя поручение следователя или плановое мероприятие по розыску или установлению лиц, которые могут быть подозреваемыми по расследуемому убийству, лично сам, без проверки выявленного лица как подозреваемого следователем с привлечением доказательств, по своему личному впечатлению от беседы с этим лицом снимает с этого лица подозрение и не включает его ни в справку, ни в рапорт в качестве лица, подлежащего проверке следователем. В результате данного синдрома убийца остается неразоблаченным и не наказанным.


11. В качестве одной из причин, в результате которой убийство может остаться нераскрытым, является неполнота и некачественность проверки смежных версий в ситуациях, когда по обстоятельствам дела необходимо полностью и до конца отработать две или три версии, но в связи с тем, что одна из них нашла подтверждение, и преступник был установлен, а проверка одной или двух оставшихся не была доведена до полного завершения. В суде, иногда и до судебного разбирательства, когда уже утрачены возможности доказать несостоятельность оставшихся версий, чем и воспользовались подлинный убийца и его защитник. Непроверенные версии они выдвинули основными, а сам убийца отказался от ранее данных показаний. Суд вернул дело на дополнительное расследование. Поскольку проверить эти версии не представилось возможным, дело против подлинного убийцы было прекращено. Он остался не наказанным, а убийство не раскрытым.


Проявление данных причин можно рассмотреть на конкретных случаях из следственной практики.


1. В крупном районе областного центра в первых числах октября вечером в кустах бульвара прохожие обнаружили мертвого мужчину в возрасте 55 лет. Выехавший на место происшествия следователь прокуратуры с оперативными работниками милиции и судебномедицинским экспертом установили, что смерть неизвестного является насильственной и наступила часа два назад, то есть в 17 часов. Пр мнению судебномедицинского эксперта, который осмотрел труп на месте происшествия, смерть наступила от множественных ударов тупым предметом, нанесенных в разные части тела. У потерпевшего было до неузнаваемости разбито лицо. Один из карманов его брюк был вывернут. При трупе никаких документов не оказалось.

Опрос жителей близлежащих к месту происшествия домов никакой полезной информации для следствия не дал. Никто ничего не видел и не слышал. Прошло три дня, но подвижек в установлении истины у следствия не было.


Рассмотрение элементов следственной ситуации по делу об убийстве данного потерпевшего, в частности, места убийства, возраста убитого и криминалистической характеристики телесных повреждений, показал, что следственная ситуация по делу об убийстве неизвестного мужчины в возрасте 54 – 55 лет полностью соответствует типовой следственной ситуации № 13 общего вида. В соответствии с данными о ее элементах и взаимосвязях между ними, наряду с убийцами из взрослой группы, потерпевшего в сквере могли убить подростки и молодые люди в возрасте от 13 до 23 лет. Эту версию сразу же подсказывала множественность нанесенных потерпевшему ударов тупым предметом, а множественность ударов в соответствии с таблицей 2 § 2 главы 5 характерна для подростков и молодых парней. На основе данного анализа была выдвинута версия об убийстве мужчины в сквере подростками и молодыми ребятами.

Под эту версию была составлена программа сбора необходимой для следствия информации. Опрашивать по этой программе оперативные работники милиции – инспектора отдела по делам несовершеннолетних – должны были впервую очередь девочек школьниц, проживающих в домах возле места происшествия. Основными вопросами этой программы были: кого из подростков школьников они видели в сквере в 16 часов и позднее в день убийства неизвестного мужчины. Если видели, то кто эти ребята, в какой школе учатся и каковы их приметы, если личности их неизвестны. Одновременно опрашивались и женщины.

В тот же день опрос девочек дал результаты. Одна из девочек рассказала, что в тот день в сквере она видела группу мальчишек. Одного из них она знала и назвала его имя, школу и класс, в котором он учится. Остальных ребят она не знала и рассказала только об их приметах.

После этого установить всю группу не представляло большого труда. На допросах ребята рассказали об убийстве мужчины в сквере. После убийства они взяли у него кулек с мармеладом и какую-то сумму разменной монеты. На следующий день с заявлением о пропаже мужа обратилась женщина. Ее муж злоупотреблял спиртными напитками и иногда не приходил домой по два дня, но в этот раз он не появлялся дома уже четверо суток. Убитым оказался ее муж.

У ребят была изъята обувь, в которой они били потерпевшего. Криминалистической и биологической экспертизой на носках их обуви были обнаружены волокна ткани от одежды потерпевшего и клетки тканей кожи человека, которые по групповой и половой принадлежности совпадали с группой крови и полом убитого.


2. В один из дней января учащиеся профессионально-технического училища в промышленном городе области, придя в здание училища в коридоре обнаружили в луже крови уборщицу, 53-летнюю Ш. О случившемся тут же сообщили в горотдел милиции и прокурору. Убийство Ш. оставалось нераскрытым в течении десяти дней и в связи с этим обстоятельством для оказания помощи в его раскрытии из прокуратуры области был направлен прокурор-криминалист.


Изучение им материалов дела об убийстве Ш. показало, что следователь прокуратуры города и оперативные работники местного уголовного розыска проделали значительную работу по раскрытию данного преступления. Ими было проверено ряд версий в отношении двух мужчин и в отношении нескольких учащихся данного ПТУ, но проделанная работа не принесла успеха.

Расследованием по делу было установлено, что смерть Ш. наступила от множественных телесных повреждений головы, нанесенных тупым предметом. У потерпешей полностью разбита голова, и хотя кости черепа раздроблены не были, от нанесенных ударов были обширные кровоизлияния в мозг. Лицо повреждено не было, но зато полностью была разбита на небольшие лохмотья вся волосистая часть головы.

После изучения материалов дела прокурор-криминалист проанализировал данные, характеризовавшие элементы следственной ситуации убийства Ш., и данные, характеризующие элементы криминалистической характеристики способа убийства с целью выдвижения версий о подозреваемых с учетом взаимосвязей между этими элементами.

а) Убитой Ш. 53 года.

б) Ее смерть наступила от множественности ударов в область волосистой части головы. Несмотря на множественность нанесенных ударов по волосистой части головы, превративших кожу в лохмотья, сама черепная коробка не была раздроблена.

в) Ш. была убита внутри помещения на своем рабочем месте.

г) После убийства у Ш. ничего не взято. Не было ограбления и в училище.

д) У Ш. не было ни мужа, ни сожителя. Она проживала с сыном 18 лет, который год назад привел в дом 16-летнюю девушку и стал с ней жить без регистрации, несколько несяцев назад она родила ребенка, но Ш. добилась того, чтобы сын выгнал ее из дома. 17-летняя Ц. вынуждена была с ребенком уйти жить к своим родителям. Родители были недовольны ее возвращением домой. Допрошенная по делу в качестве свидетеля Ц. показала, что вечером в ночь убийства Ш. она из дома не выходила. Это же подтвердили и ее родители.

Такава была информация по делу об убийстве Ш. на момент изучения его материалов прокурором-криминалистом.

Bсe эти данные прокурор-криминалист ввел в типовую следственную ситуацию № 9 общего вида, поскольку элементы следственной ситуации по деду об убийстве Ш. полностью соответствовали элементам указанной ситуации.

По данным этой ситуации в 2% случаев убийцами женщин в возрасте от 20 до 55 лет на рабочих местах являются молодые женщины в возрасте от 18 до 22 лет. Убийства женщин по месту их работы, согласно данным типовой следственной ситуации № 9 общего вида, совершают и мужчины, но внимание прокурора-криминалиста привлекла множественность нанесенных потерпевшей ударов. Причем удары, хотя и были сильными, но они не проломили костей черепа. Такие удары и в таком количестве с большой степенью вероятности могла нанести женщина. Именно эта криминалистическая характеристика связана, как отмечено в таблице № 2 § 2 главы 5, с убийствами совершаемыми женщинами.