ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 4264

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел четвертый. Криминалистическая методика расследования

Глава 26. Общие положения криминалистической методики расследования

§ 1. Понятие и содержание криминалистической методики расследования

§ 2. Основания и принципы формирования криминалистических методик расследования

§ 3. Структура и содержание криминалистических методик расследования

Глава 27. Организационно-управленческие основы расследования преступлений

§ 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее правовые основы

§ 2. Основы тактики взаимодействия следственных, оперативных органов и криминалистических подразделений

§ 3. Взаимодействие следователя и оперативно-розыскных органов с общественностью при расследовании преступлений

§ 4. Основы криминалистической профилактики

Глава 28. Методика расследования убийств

§ 1. Криминалистическая характеристика убийств

§ 2. Первоначальный этап расследования убийства при наличии трупа

§ 3. Последующий этап расследования убийства при наличии трупа

§ 4. Особенности расследования убийств "без трупа"

Глава 29. Особенности расследования умышленных убийств, совершаемых наемниками

§ 1. Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании умышленных убийств, совершенных по найму

§ 2. Первоначальный этап расследования умышленных убийств, совершенных наемниками

§ 3. Особенности производства первоначальных следственных действий

Глава 30. Методика расследования преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности

§ 1. Криминалистическая характеристика изнасилований и иных насильственных действий сексуального характера

§ 2. Выдвижение следственных версий и планирование начала расследования

§ 3. Особенности тактики отдельных следственных действий

Глава 31. Расследование краж, грабежей и разбойных нападений

§ 1. Криминалистическая характеристика краж, грабежей и разбоев

§ 2. Первоначальные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по получении сообщения о преступлении

§ 3. Некоторые особенности тактики следственных действий

Глава 32. Методика расследования контрабанды

§ 1. Криминалистическая характеристика контрабанды

§ 2. Типовые следственные ситуации, версии и планирование расследования

§ 3. Взаимодействие при расследовании дел о контрабанде

§ 4. Тактика проведения отдельных следственных действий по делам о контрабанде

Глава 33. Методика расследования налоговых преступлений

§ 1. Обстоятельства, подлежащие доказыванию

§ 2. Выявление налоговых преступлений

§ 3. Методика расследования уклонений от уплаты налогов с организаций

§ 4. Методика расследования налоговых преступлений, совершаемых гражданами

Глава 34. Методика расследования поджогов и преступных нарушений правил пожарной безопасности

§ 1. Криминалистическая характеристика поджогов и нарушений правил пожарной безопасности

§ 2. Тактика осмотра места происшествия по делам о пожарах

§ 3. Особенности тактики отдельных следственных действий

Глава 35. Методика расследования преступного наркобизнеса

§ 1. Характерные особенности преступного наркобизнеса

§ 2. Особенности следственных ситуаций, отработки версий и планирования расследования

§ 3. Первоначальный этап расследования дел о преступном наркобизнесе

Глава 36. Методика расследования экологических преступлений

§ 1. Криминалистическая характеристика экологических правонарушений

§ 2. Типичные следственные ситуации и действия следователя на первоначальном этапе расследования

Глава 37. Методика расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

§ 1. Обстоятельства совершения транспортных преступлений

§ 2. Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций

§ 3. Первоначальный этап расследования

§ 4. Последующий этап расследования

Глава 38. Методика расследования преступлений в сфере компьютерной информации

§ 1. Расследование фактов неправомерного доступа к компьютерной информации

§ 2. Расследование создания, использования и распространения вредоносных программ для ЭВМ

§ 3. Расследование нарушения правил эксплуатации ЭВМ, их системы или сети

Сверхнормативные сбросы случаются и по причине преступной халатности обслуживающего персонала. Кроме того, многие ведомства сокращают ассигнования на охрану природы, а налагаемые контролирующими инспекциями денежные штрафы выплачиваются не из заработной платы виновников, а из государственных средств.

Способ преступления может быть отражен в письменных (устных) приказах, распоряжениях руководителей предприятий, организаций и в действиях лиц, связанных с выполнением конкретных производственных функций.

Типичными следами преступления бывают последствия загрязнения, засорения, истощения поверхностных или подземных вод, а также вредных выбросов в атмосферу. В результате ухудшается качество вод и атмосферного воздуха, что наносит вред животному и растительному миру, рыбным запасам, лесному и сельскому хозяйству, жизни и здоровью людей.

Должна быть установлена причинная связь между действиями (бездействием) конкретных лиц, виновных в загрязнении, засорении, истощении, ином изменении природных свойств вод, загрязнении атмосферы, и наступившими экологически вредными последствиями.

§ 2. Типичные следственные ситуации и действия следователя на первоначальном этапе расследования

Первая ситуация. Поступает заявление или сообщение в правоохранительные органы о вредных экологических последствиях, причиной которых, вероятно, послужило нарушение экологических норм. Эта информация может поступать: от органов государственного экологического контроля, администраций предприятий, должностных лиц, из выступлений по телевидению и радио, писем отдельных граждан, публикаций прессы. Как правило, в таких случаях сообщается о конкретных последствиях, например о гибели рыбы в водоемах, злаковых растений на определенных полях, массовой гибели животных, болезненном состоянии людей. При этом данных об источнике, причине и характере загрязнения в полученной информации зачастую не содержится.

Вторая ситуация. Следователь или прокурор получил от органа экологического контроля материалы, устанавливающие факт и виновника загрязнения. Задокументировав данное происшествие, орган считает необходимым поставить вопрос об уголовной ответственности виновных в силу серьезности вредных последствий.

В первой ситуации следователь или орган дознания проводит следующие проверочные действия: берет объяснения от должностных лиц и отдельных граждан; проверяет достоверность поступившей информации; устанавливает источник, характер загрязнения и наступившие вредные последствия; истребует дополнительные документы от органа экологического контроля *(3), а именно:

сообщение о нарушении природоохранного законодательства;

протокол по факту нарушения природоохранного законодательства;

объяснения причастных к событию лиц и его очевидцев;


заключение специалистов, содержащее характеристику нарушения, расчет ущерба, причины и условия, способствовавшие наступлению этого события;

протоколы ранее проведенных проверок, копии ведомственных инструкций, приказов или выписок из них, касающиеся допущенного нарушения;

акты анализа лабораторных исследований проб воды, воздуха, почв и других экологических объектов.

Решая вопрос о возбуждении уголовного дела, следователь или орган дознания знакомится и с документами, регламентирующими деятельность по охране окружающей среды на хозяйственных объектах, в частности с экологическим паспортом предприятия; актами контроля за газоочистными и пылеулавливающими установками; инструкцией по составлению отчетов об охране воздуха и воды и соответствующими ГОСТами, определяющими объем и состав производственных отходов и регламентирующими фоновую концентрацию загрязняющих веществ.

Изучив вышеуказанные документы и убедившись в том, что информация об экологическом нарушении достоверна, следователь с учетом местных условий, особенностей происшедшего и на основе типовых версий выдвигает версии конкретные. Применительно к загрязнению вод можно привести следующие типовые версии:

неблагоприятные изменения гидрологических условий (содержание кислорода в воде, температура, расход воды);

попадание в водоем ядохимикатов с полей;

возникновение инфекционных заболеваний рыбы, вызвавших ее гибель;

загрязнение водоема необезвреженными сточными водами хозяйственных объектов;

загрязнение токсичными веществами, попавшими в воду при погрузочно-разгрузочных работах и при транспортировке.

Практикой подтверждается, что непосредственной причиной загрязнения вод и гибели их обитателей является одна из перечисленных версий. По мере получения криминалистически значимой информации круг версий сужается. При любой из названных ситуаций следователем на первоначальном этапе расследования проводятся следующие следственные действия и меры организационного характера:

1) обеспечение охраны места происшествия сотрудниками патрульно-постовой службы милиции, ГИБДД, участковыми инспекторами, экологической милицией, а при необходимости силами и средствами других служб органов внутренних дел;

2) обеспечение постоянного взаимного обмена информацией с органом дознания по расследуемому преступлению;

3) направление конкретных поручений органам дознания;

4) использование информации, полученной оперативно-розыскным путем, при проведении неотложных следственных действий;

5) обеспечение связей с общественностью;

6) использование в случае необходимости возможностей телевидения, радио и газет.

Практика расследования уголовных дел данной категории свидетельствует, что в любой ситуации неотложными следственными действиями являются осмотр места происшествия и допросы очевидцев.


На первоначальном этапе расследования следователь не должен перекладывать свои функциональные обязанности и задачи на сотрудников санитарно-эпидемиологических служб или инспекции рыбоохраны, пассивно ожидая результатов их служебного расследования. Личное восприятие, дополнительное выявление и фиксация последствий преступного нарушения правил охраны окружающей среды, сбор доказательств на месте происшествия основная задача следователя и определяющее условие полного и быстрого раскрытия преступления.

Осмотр места происшествия по факту загрязнения воды, почвы, воздуха действие сложное и трудоемкое. Сохранить его обстановку в условиях постоянного изменения погоды и производственной деятельности предприятий практически невозможно, поэтому успех выявления и закрепления доказательств во многом зависит от кропотливой подготовки, своевременного осмотра и хорошей организации работы на месте происшествия.

Для проведения осмотра места экологического происшествия обязательно привлекаются соответствующие специалисты. Это могут быть работники санитарно-эпидемиологических учреждений, врачи-ветеринары и ихтиологи, инспекторы госрыбнадзора, специалисты по эксплуатации водоочистных и канализационных устройств, а также представители местных природоохранных органов.

Как правило, осматриваемая территория бывает довольно обширной: лесные массивы, водные участки, пашни, предприятия, территории, где непосредственно находится источник загрязнения, и пр. С учетом этого обстоятельства необходимо предусмотреть и подготовить крупномасштабные карты или схемы осматриваемой территории, различные транспортные (вертолеты, автомобили, вездеходы, лодки, катера и т.д.), технические и криминалистические средства, в том числе средства, предназначенные для осуществления экспресс-анализа и забора проб воздуха, воды, грунта, хранения отдельных экземпляров погибших животных (зверей, птиц, рыб, насекомых) и растительности.

При подготовке к осмотру места происшествия следователь принимает все необходимые меры по оказанию помощи пострадавшим, устранению причин и последствий загрязнения, пресечению его дальнейшего распространения.

Если источник заражения неизвестен, а территория достаточно большая, осмотр от периферии к центру осуществляют несколько следственно-оперативных групп. В данном случае число участников осмотра (понятые, специалисты, обслуживающий персонал), количество транспортных, технических и криминалистических средств увеличивается соответственно числу работающих следственно-оперативных групп.

Перед выездом следователь руководитель осмотра собирает всех участников предстоящего следственного действия и обсуждает задачу данного мероприятия, порядок предстоящих действий и по топографическим картам распределяет участки (территорию) для работы каждой группы.


Общей задачей осмотра обычно является: установление и фиксация территории загрязнения, его источника и наступивших последствий, а также полное и качественное изъятие необходимых проб воздуха, воды, грунта, отдельных экземпляров погибшей флоры и фауны.

По прибытии на место происшествия специалисты исследуют место осмотра на предмет опасности нахождения там оперативно-следственной группы и безотлагательно оказывают помощь пострадавшим. Если по государственным стандартам степень зараженности воздуха и территории допустима для нахождения там людей, члены следственно-оперативной группы (групп) приступают к осмотру под руководством следователя.

По ходу осмотра следователь и оперативные работники ведут опрос и фиксацию объяснений очевидцев, наблюдавших развитие и последствия экологического происшествия, а возможно и процесс вредных выбросов. Очевидцы, которые сообщают криминалистически важные для следствия данные, затем допрашиваются в качестве свидетелей.

На стадии общего осмотра особое внимание обращается на притоки, впадающие в водоем, выходы сточных коллекторов, подводные и надземные нефте-, газопроводы, транспортные средства, перевозящие химически опасные грузы, склады таких веществ.

На этой стадии определяются: признаки экологического преступления, источник загрязнения, границы его распространения. Принимаются меры к охране места происшествия, следов и объектов, содержащих криминалистически значимую информацию.

Эффективность поиска источника загрязнения значительно повысится, если специалисты будут в ходе общего осмотра осуществлять экспресс-анализы воды, воздуха или грунта, а также учитывать метеорологические данные (температуру воздуха, характер и интенсивность осадков, силу и направление ветра и др.), характер рельефа местности и места нахождения нефте-, газопроводов, канализационных коллекторов, складов ядохимикатов и т.п.

На стадии детального осмотра тщательно осматриваются и фиксируются: источник загрязнения и наступившие вредные последствия (концентрация отходов производства, места скопления погибших экземпляров флоры и фауны).

На этой стадии осмотра, независимо от того, осуществлялся экспресс-анализ или нет, обязательно отбираются пробы воздуха, воды и грунта для производства соответствующей экспертизы в целях определения характера, степени поражения загрязнением территории и установления его источника. Полученные пробы и отдельные экземпляры флоры и фауны направляются на исследование в лаборатории органов, контролирующих состояние окружающей среды.

Результаты осмотра места происшествия фиксируются в протоколе, на схемах, планах и топографических картах, а также с помощью фотосъемки и видеозаписи. Процессуальное закрепление результатов этого следственного действия является залогом успешного раскрытия и расследования преступлений данной категории.


Выемка и исследование документов. Следующее за осмотром и опросом очевидцев неотложное действие выемка и исследование документов, которые подразделяются на 4 основные группы, а именно:

1) документы, содержащие сведения о факте загрязнения водоема или атмосферы, причинения вреда здоровью людей, фауне или флоре. К их числу относятся акты органов государственного контроля, бассейновых инспекций рыбоохраны, справки гидрохимических лабораторий о фактах загрязнений и результатах проводимых ими лабораторных анализов, акты ветеринарных, ихтиологических и биологических анализов состояния животных, рыбы, птицы, растительности, сельскохозяйственной продукции;

2) документы, содержащие сведения о технологическом режиме работы предприятий потенциальных загрязнителей, функциональных обязанностях администрации, действиях непосредственных исполнителей. Это планы размещения объектов производства, схемы водных бассейнов, схемы канализационных трубопроводов, балансовые схемы водопотребления, акты санитарного обследования предприятий, приказы о назначении на должность и возложении функциональных обязанностей, связанных с экологией, инструкции для персонала, служебные характеристики сотрудников;

3) документы, содержащие сведения об эффективности работы очистных сооружений, их проектной и фактической мощности, времени и регламенте профилактических мероприятий, их фактическом выполнении. Это акты приемки-сдачи сооружений, журналы учета ремонтных работ, расчетные данные эффективности очистных сооружений и др.;

4) документы, содержащие сведения о принятии мер к ликвидации последствий нарушений правил охраны окружающей среды. Это приказы вышестоящих организаций, распоряжения руководства данного предприятия, протоколы заседаний комиссии по ликвидации последствий аварий, загрязнивших окружающую среду.

На основе материалов, полученных при осмотре места происшествия, и изъятых документов в неотложном порядке назначаются следующие судебные экспертизы: судебно-медицинская, судебно-ветеринарная, ихтиологическая и судебно-химическая. Затем, по мере получения необходимых материалов, могут быть назначены: токсикологическая, радиологическая, техническая, технологическая, гидротехническая, строительно-техническая, агротехническая, зоотехническая, гидрометеорологическая, рыбохозяйственная, судебно-биологическая и экологическая экспертизы.

Судебно-медицинская экспертиза проводится для установления причин смерти в случаях отравления людей с летальным исходом водой, пищей, воздухом. На ее разрешение могут быть поставлены следующие вопросы:

а) когда наступила смерть потерпевшего и какова ее причина;

б) является ли причиной смерти отравление;

в) каким веществом оно вызвано;

г) каким путем ядовитые отравляющие вещества попали в организм человека;