ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 1164

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Некоторые исследователи занимались изучением отдельных категорий сексуальных убийц. Так, В. Майерс (Myers W.) провел анализ сексуальных убийств (покушений на убийства), совершенных молодыми преступниками. Его исследование охватывало 16 человек, приговоренных к тюремному заключению в штате Флорида США. Эта работа предпринималась для получения сведений о созданной ФБР дихотомии — организованный/неорганизованный преступник. 38% идентифицировались как организованные, 31% — как неорганизованные, 31% — как смешанные.75% преступников знали своих жертв.

В работе другого автора М. Сафарика (Safarik M.) проводилось специализированное исследование сексуальных убийств в отношении пожилых женщин на основе данных, полученных при изучении материалов 110 преступников из США. Основываясь на типологии ФБР как методе классификации, было определено, что в подавляющем большинстве случаев прослеживались характеристики неорганизованной категории.

Изучение психологических и психопатологических черт личности сексуальных убийц проводилось в работе П. Файрстоуна (Firestone P.), который протестировал 48 сексуальных убийц штата Онтарио (Канада). У данных лиц были выявлены психопатологические особенности, у ряда преступников констатировано наличие психоза, антисоциального расстройства личности, парафилий (в частности сексуального садизма), злоупотребления алкоголем.

Исследование другого канадского ученого Р. Лангевина (Langevin R.), проводимое в Торонто на материале по 38 сексуальным серийным убийцам, также выявило психопатизацию данных лиц, наличие нарушений половой идентичности и парафилий. В 25% случаев у преступников были выявлены психотические нарушения, у большинства диагностировано антисоциальное расстройство личности, а также алкоголизм и наркомания.

В работе С. Портера (Porter S.), изучавшего заключенных канадских федеральных тюрем, также был подтвержден факт наличия психопатологических особенностей личности у сексуальных преступников. По его данным почти половина убийц (47,7%) имела диагноз психопатия.

Группа психиатров во главе с П. Брикеном (Briken P.), созданная в Гамбурге (Германия), собрала данные на 166 преступников, совершивших как единичные, так и серийные сексуальные убийства. Работа этого исследователя примечательна тем, что она приводит редкие физиологические исследования сексуальных преступников. 31% данных лиц имел нарушения функций головного мозга. У большинства были выявлены парафилии. По результатам хромосомных анализов был установлен следующий факт — у сексуальных убийц значимо чаще выявлялось нарушение XXY хромосом, чем у несексуальных убийц и представителей общей популяции.

В резюмирующей части обзора дается оценка научным достижениям в области изучения феномена сексуального убийства и указывается на наименее разработанную проблему, связанную с спецификой лечения и рецидивами среди преступников-сексуальных убийц.


 

 

Neubacher F. Serienmorder: Überblick über den wissenschatlichen Erkentnisstand / Kriminalistik, 2003, № 1, s. 43—48.

 

Нойбахер Ф. Серийные убийцы: обзор научных достижений / Криминалистик, ФРГ, 2003 г., № 1, с. 43—48.

 

Ключевые слова: типологии серийных убийц; организованный-неорганизованный тип преступника; личностные и поведенческие нарушения серийных убийц.

 

В работе дается описание понятия серийного убийства и основных его отличий от других видов множественных убийств, приводятся примеры известных серийных убийств, совершенных в различных странах.

Автором обсуждается вопрос теоретической и практической ценности типологии серийных убийц. С одной стороны, типологии проблематичны, так как они, подчеркивая отдельные аспекты феномена, игнорируют другие, поэтому не отражают всю реальность. Кроме того, типологии редко бывают исчерпывающими — со временем находится группа случаев, которую нельзя включить в существующую объяснительную схему. Наконец, типология статична и мало учитывает возможность изменения поведения преступника в течение серии. С другой стороны, ученые не могут отказаться от типологии, так как они при правильном применении способствуют лучшему познанию феномена серийного убийства.

В статье рассматриваются наиболее известные типологии личности серийного преступника. Первая типология, основанная на практике расследования преступлений специалистами ФБР, на основании картины следов на месте преступления различает«организованный» и «неорганизованный» тип преступника. Организованный преступник среднего уровня развития интеллекта, социально хорошо адаптирован, красноречив и внешне скорее выглядит неприметно. Он планирует преступления за длительное время и выбирает свою жертву, с которой он преднамеренно начинает общаться, по определенным критериям — пол человека, внешний вид, возраст, профессия, образ жизни или одежды. Преступлению зачастую предшествует серьезный стресс в форме финансовых, профессиональных, партнерских (супружеских) проблем. В своем супружестве преступник не находит сексуального удовлетворения. Для него значимы его агрессивные и сексуальные фантазии, которые он реализует в виде ритуала при преступлении. Его побуждением (мотивом) является желание тотального доминирования (власти) над жертвой. Для этого нужно прибегнуть к пыткам и связыванию. Преступление совершается в заранее определенном преступником месте, в котором жертва потом легко устраняется.

В противоположность этому, неорганизованный преступник, как правило, низкого интеллектуального уровня развития, социально неприспособленный, живущий один и малоконтактный. Он совершает преступления спонтанно, иногда под влиянием иллюзорных (бредовых) представлений. Нападение совершается молниеносно, жертва быстро убивается. Если он вообще допускает общение, то только минимальное вербальное взаимодействие. Этот тип преступника наносит посмертные увечья и/или сексуальные действия над телом жертвы, особенно над половыми органами. В ряде случаев он разделяет тело на части и забирает их с собой. Они имеют значение трофея или фетиша, которые позднее дают возможность вновь пережить преступление. Труп и следы преступления оставляются на месте преступления.


Другая классификация, разработанная также американскими исследователями, ориентируется на географическую мобильность преступников (Holmes R. M., Holmes S. T., 1998). Она выделяет преступников, привязанных к местности, которые убивают в непосредственной близости от местожительства и там же оставляют своих жертв, и мобильных преступников, которые далеко путешествуют и проявляют активность в различных местностях.

Против этих типологий справедливо возражали, так как они слишком поверхностные и малодифференцированные. Кроме того, вызывала сомнение возможность переноса американского опыта на реалии других стран. Так, при анализе 61 серийного убийцы, совершившего преступления в Германии (Harbort S., 1999), только 22 человека можно было проклассифицировать по критерию географической мобильности. Более чем в 2/3 случаях места преступлений располагались не далее чем 30 км друг от друга.

В англоязычной литературе, предпочтение отдается типологии, которая выделяет 4 типа серийного убийцы на основе преобладающей у него мотивации: 1  — киллер-визионер — у него часто возникают галлюцинации и бредовые представления, которые подталкивают его к убийству определенных жертв. Этот тип следует классифицировать как психотичный и невменяемый, среди серийных убийц количественно представляет исключение; 2  — киллер-миссионер — решает таким воинственным способом преследовать и наказывать представителей определенных социальных групп, которых он ненавидит; 3  — киллер-гедонист — представители этой категории неоднородны и включают три подгруппы: сладострастные убийцы, которым сам акт убийства доставляет сексуальное удовольствие; киллеры-искатели приключений, которые убивают не из-за сексуальных мотивов, а из-за любопытства и интереса к экстремальному опыту совершения убийства. В обоих вариантах могут происходить садистские действия, включая уродование и расчленение жертв. Представители третьей подгруппы — киллеры, ориентированные на комфорт, не интересуются процессом убийства. Они убивают жертву с тем, чтобы достичь других целей — для собственной безопасности, для присвоения личного имущества. Выбор ими средств и обстоятельств преступления определяется только прагматическими соображениями; 4  — киллеры-стремящиеся к власти и контролю — эти убийцы стремятся к тотальному контролю над жертвой и доминированию над чьей-то жизнью или смертью. На переднем плане стоит не сексуальное удовлетворение, а возможность прибегнуть к сексуальным действиям (Holmes R. M., 2000).

Базируясь на своей оценке раскрытых серийных преступлений, совершенных в Германии 61 убийцей, Харборт (Harbort S., 2000), предложил типизацию по мотивам, которая систематизировала известные группы случаев, но так же обозначала новые, которые — во всяком случае среди «серийных убийств» — до сих пор мало принимались во внимание. (Harbort S., 1999). Ранжируя их в порядке выраженности количественных значений (частоты встречаемости), Харборт выделил среди серийных убийц: сексуальных убийц (22 человека); убийц-грабителей (22 человека); убийц по отношениям (6 человек); убийц по убеждениям (6 человек); убийц по склонностям (6 человек); заказного убийцу (1 человек).


При этом под убийцей по отношению он понимал человека, который выбирал своих жертв в кругу семьи, родственников и знакомых, с тем, чтобы обогатиться и избавиться от тягостных отношений. Убийца по убеждению, соответствующий киллеру-миссионеру из англоязычной классификации, мотивируется политическими, религиозными, этическими, идеологическими мотивами. Убийцу по склонности Харборт вводит как дублирующую категорию, которая связывает неясные смешанные формы.

Данный тип в противоположность другим, не руководствуется единственным мотивом, а мотивируется и внутренне (как сексуальный убийца, убийца по отношению), и внешне (грабитель и заказной убийца). Эта типология имеет свои недостатки. В частности, группы преступлений, совершаемых заказными убийцами и убийцами, имеющими отношения с жертвами, относятся к преступлениям, которые до недавнего времени едва ли считались серийными убийствами.

Однако, его подход имеет преимущества, так как характеристики отдельных групп преступлений представлены более четко, чем раньше. Интерес также представляют его данные, что только сексуальные убийцы почти всегда являются одиночками, что они реже варьируют свои способ поведения, и что только они находятся под влиянием своих сексуальных фантазий — предпочитают способ преступления с тесным «физическим контактом».

Серийный преступник-грабитель, напротив, применяет огнестрельное оружие и одного или нескольких сообщников. Подтверждается предположение, что серийный убийца зачастую проявляет личностные и поведенческие нарушения. У почти 90% обследованных преступников в заключении диагностировались такие признаки диссоциальной личности, как эмоциональная лабильность, аффективность, безответственность, эгоистическая личностная позиция, ограниченный контроль импульсов, а также чувство неполноценности. Более 40% серийных убийц проявляют множественные аномальные сексуальные отклонения, многочисленные комбинации садизма и фетишизма. Почти без исключения они страдают нарушениями сексуальных отношений, так как они либо не в состоянии иметь контакт, либо не могут найти в существующих отношениях сексуального удовлетворения.

 

 

Kohler D. Pie Personlichkeit von Serienmordern / Kriminalistik, BRD, 2002, № 2, S. 92—95.

 

Келер Д. Личность серийного убийцы / Криминалистика, ФРГ, 2002, № 2, с. 92—95.

 

Ключевые слова: антисоциальное расстройство личности; расстройство личности, связанное с нарциссизмом; парафилии.

 

В статье обобщаются данные эмпирических исследований относительно специфических психических расстройств, выявленных у серийных убийц. К числу данных расстройств относится шизофрения и бредовые расстройства, расстройства личности, различные виды парафилий, фантазии и диссоциативные состояния. Только 5% серийных убийц имеют психические расстройства. Большинство серийных убийц, по мнению ряда исследователей — В. Геберта (Geberth V.), С. Харборта (Harbort S.), О. Кернберга (Kernberg O.), С. Джианнаджело (Giannangelo S.) — имеют психопатии, антисоциальные расстройства личности, расстройства личности, связанные с нарциссизмом. Среди сексуальных отклонений данной категории преступников, по данным В. Геберта (Ceberth V.), С. Харборта (Harbort S.), чаще всего встречаются сексуальный садизм, фетишизм, педофилия, некрофилия. Наличие у серийных убийц сексуальных и/или насильственных отклоняющихся от нормы фантазий подтверждается исследованиями С. Харборта (Harbort S.).


 

 

Arndt W., Hietras T., Kim J. Critical characteristics of male serial murderes. American journal of criminal Justice, Vol. 29, № 1, 2004, p. 117—131.

 

Арндт В., Хайэтрас ТЮ. Ким Ю. Критические характеристики серийных убийц. Американский журнал уголовной юстиции, 2004, выпуск 29, № 1, с. 117—131.

 

Ключевые слова: модель «управления травмой»; факторы формирования криминального поведения серийного убийцы.

 

Данная статья является обзорным исследованием, в котором описательная информация о характеристиках серийных убийц, преступлений, жертв и отношений между ними оценивается в рамках модели управления травмой Е. Хиккея (Hickey E., 2002), рассматривающая динамику формирования криминального поведения серийного убийцы.

Модель Е. Хиккея считается наилучшей для изучения поведения сексуально-мотивированных убийц.

Данный специалист выделяет факторы предрасположенности, которые могут бытьбиологическими (генетика, злоупотребление алкоголем или препаратами, травмы головы и патология мозга), психологическими и социальными. Во время своего личностного формирования убийцы травматизируются такими факторами, как физическое и сексуальное негативное воздействие, проблемы с родителями, развод, смерть родителей. Следствие этих проблем — отвержение от общества, бесполезность, неспособность преодолевать стресс. Это чувство неадекватности прячется за необходимостью сохранения фасада самоуважения и самоконтроля. Эти двойственные дестабилизирующие влияния расщепления (раздвоения души) вызывают фантазии, чьи компенсаторные темы связаны с угрозой, управлением и доминированием над жертвой. Эти фантазии сексуальной агрессии — «критический характерный фактор для серийных убийц». Они являются ритуальными проявлениями первоначальной детской травмы и способствуют балансу противоположных свойств личности.

Различные содействующие факторы, такие как порнография и избыточное использование наркотиков и алкоголя в дальнейшем влияют на процесс формирования поведения, вызывая намерение убить. Фантазии становятся привычными, но даже с возрастающим жестоким содержанием, они периодически теряют свою потенцию. В дальнейшем такие фантазии могут стать предшественниками первых убийств. Следующим этапом является вовлечение в новый опыт. Преступники начинают вырабатывать новые фантазии, как, например, преследование, взламывание и проникновение в жилище жертв, что является катализатором для наступления первых преступлений. Со временем фантазии по своей интенсивности постепенно теряют степень воздействия на преступника.

В следующей фазе фантазии становятся реальностью. Так как убийства не в полной мере или только на короткий срок облегчают отрицательные чувства, процесс криминального поведения становится циклическим, бесконечным преследованием чувства облегчения и пустоты за счет разрушения других.