Файл: Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютер- ная зависимость.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 3612

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава 4 

Исследование связи между успехами в обучении и компью­

терной зависимостью показало, что у лиц 1-й и 2-й групп их 

компьютерная деятельность мешала обучению. Это влияло на 

результат только в 4,7% и 9,5% случаях, а в 3-й группе этот пока­

затель составил 41,5% (р<0,001). Пренебрежения труда часто 

выявляют 49,2 % обследованных третьей группы, 16,3% — вто­

рой группы и лишь 3,7% первой группы соответственно 

(р<0,001). 

Развитие аддиктивного поведения постепенно приводит к 

нарушению режимов сон-бодрствование и отдых-нагрузка. В 

результате, это отражается на физическом здоровье. Специфи­

ческая нагрузка на глаза, позвоночник, мышцы рук, особенно 

на правой верхней конечности, пренебрежение регулярностью 

питания, ночным отдыхом, адекватными физическими упраж­

нениями — все это негативно отражается на физическом 

состоянии. В результате нарушения психофизиологических 

нормативов и эргономичных требований к деятельности за 

компьютером появляется риск возникновения головной боли 

потипу мигрени, боли в позвоночнике, сухость в глазах, онеме­

ние и боль в пальцах кисти (синдром карпального канала). 

Человек пренебрегает личной гигиеной, употреблением еды, 

сном, а со временем даже нормальный сон изменяется (часто 

просыпается ночью, не может долго заснуть, видит кошмары). 

Результаты исследования указывают на то, что 50,8% в груп­

пе риска (8,9% — в первой группе и 27,3% — во второй) 

пренебрегают употреблением пищи, когда пользуются ком­

пьютером. Лишь 7,9% и 8,6% респондентов в первой и второй 

группах соответственно отмечают влияние работы ПК на сон, 

что намного отличается от результатов в группе риска — 64,6% 

учеников пренебрегают сном в связи с работой за ПК. 

Все большую распространенность в обществе, по данным мно­

гих авторов, приобретают компьютерные игры среди всех 

возрастных групп. Среди обследованных 23,9% лицеистов полнос­

тью «погружаются» в компьютерные игры, значительная часть из 

них приходится на группу риска — 55,4% (рис. 4.9.). Обследуемые 

не находились на учете у психиатра и/или невропатолога. Форми­

рование личностной неполноценности потенцирует ее 

аддиктивное развитие. Аддикция может стать временной точкой 

кристаллизации, вокруг которой человек пытается собрать себя, 

как бы консолидируя «Я» (self) вокруг этой точки. 

Восприятие и мироощущение аддиктивной личности вклю­

чает себя, других, систему ценностей, преимуществ, 

одобряемые решения, мышление, эмоции, мечты (в том числе 

addictive dream — «предчувствие»). 

76 


background image

Факторы риска развития компьютерной зависимости у подростков 

1-я 2-я 3-я 
группа группа группа 

Рис. 4.9. Распределение респондентов выделенных групп по 

результатам ответа на вопрос «Как часто вы погру­

жаетесь в компьютерные игры ?» 

В отличие от поиска острых ощущений, риск при Интер-

нет-аддикции не биологический. Аутодеструктивный драйв, 

будучи замаскированным, оказывается уходом от биологичес­

кой стороны жизни. Зависимые пренебрегают сном, личной 

гигиеной, питанием, а также домашними делами и рабо­

той/обучением. Драйв самосохранения оказывается 

подавленным, возникают депрессивные эпизоды разного ре­

гистра, суицидальные мысли. 

По нашим данным, не выявлено достоверной корреляции 

между группой риска и признанием суицидальных мыслей, как 

это видно на табл. 4.4. Возможно, такая тенденция больше ха­

рактерна для полностью сформированных аддиктов, что 

подтверждает предположение об активации у Интернет-зави­

симых аутодеструктивного драйва, вплоть до суицидальных 

тенденций. 

Таблица 4.4. Распределение респондентов выделенных групп по 

результатам ответа на вопрос «Бывают ли у вас 

суицидальные мысли ?» 

Ответ 

Группа, % 

Ответ 

1-я 

2-я 

3-я 

Никогда 

81,48 

71,77 

64,62 

Редко 

16,93 

25,36 

27,69 

Часто 

1,59 

2,87 

6,26 

Всего 

100 

100 

100 

77 


background image

Глава 4 

Во время развития у человека компьютерной зависимости 

существует еще одна опасность, о которой необходимо пом­

нить: когда первично формируется аддиктивная личность, уже 

не так важно, с чего все началось — с Интернета, азартных игр, 

шопинга или какой-либо химической аддикции. На опреде­

ленном этапе возникает ситуация, когда человек пытается 

лишиться одной аддиктивной реализации, но попадает в дру­

гую. Отмечали в своей жизни периоды злоупотребления 

алкоголем, наркотиками или другими психоактивными ве­

ществами, 6,2% опрошенных из группы риска (1-я группа — 

2,7%, 2-я группа — 2,4%). Это подтверждает предположение о 

наличии полиаддиктивных проявлений (вданном вопросе идет 

речь о химических аддиктивных реализациях) у компьютероза-

висимых (р<0,001) (табл. 4.5.). Выявлено сочетание 

компьютерной аддикции с другими формами аддиктивного по­

ведения: компьютерным гемблингом, сексуальной аддикцией, 

работоголизмом. 

Таблица 4.5. Распределение респондентов выделенных групп по 

результатам ответа на вопрос: «Как часто вы зло -

употребляли алкоголем, наркотиками или любыми 

другими веществами, что изменяют состояние 

сознания, в прошлом ?» 

Ответ 

Группа,% 

Ответ 

1-я 

2-я 

3-я 

Никогда 

87,23 

81,25 

60 

Редко 

10,11 

16,35 

32,31 

Часто 

2,66 

2,4 

6,16 

Всего 

100 

100 

100 

Анализ полученных сравнительных данных позволяет выде­

лить ряд

 факторов

 риска формирования компьютерной 

зависимости: 

• мужской пол (р<0,001); 

• длительность работы за компьютером (20-40 часов в 

неделю и/или больше) (р<0,001); 

• эмоциональная депривация (неполные семьи, воспита­

ние по типу гипоопеки, родительская депривация) 

(р<0,01); 

• склонность к аддиктивному поведению (р<0,001). 

78 


background image

Факторы риска развития компьютерной зависимости у подростков 

4.2. Психологические особенности учащихся на этапе риска 

формирования компьютерной зависимости 

Данные, полученные в результате экспериментально-пси­

хологического исследования, позволили выявить ряд 

психологических особенностей учащихся на этапе риска фор­

мирования компьютерной зависимости. Посредством 

психодиагностического инструментария было обследовано 63 

лицеиста (основная группа), которые вошли в группу риска 

(два ученика из группы риска не принимали участие в психоло­

гическом исследовании в связи с переходом в другое учебное 

заведение). Их психологические показатели сравнивались с 

аналогичными характеристиками учеников контрольной груп­

пы (63 лица). По основным демографическим характеристикам 

группы были идентичными. В связи с тем, что все лицеисты бы­

ли в подростковом возрасте, который обычно характеризуется 

как переломный, переходный, критический, вданном исследо­

вании были учтены психологические особенности этого 

периода [28, 29]. 

Известно, что подростковый возраст насыщен стрессами и 

конфликтами, в нем доминируют нестабильность, энтузиазм, 

потребность в понимании, при отсутствии которого наблюда­

ется контрастность в поведении. Избыточная активность 

может привести к истощению, безумная веселость сменяется 

печалью, уверенность в себе переходит в стыдливость и недо­

верчивость, эгоизм соединяется с альтруизмом, страсть к 

общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность 

переходит в апатию, а живая любознательность — в однообраз­

ную деятельность [38, 195]. 

Классик отечественной психологии Л. С. Выготский (1988) 

детально рассматривал проблему интересов в переходном воз­

расте и называл ее «ключом ко всей проблеме 

психологического развития подростка». Он писал, что все пси­

хологические функции человека на каждой степени развития, в 

том числе и в подростковом возрасте, действуют не стихийно, 

не автоматически, не случайно, а в определенной системе и на­

правляются конкретными стремлениями, влечениями и 

интересами, что сформировались в личности. В подростковом 

возрасте, подчеркивал Л. С. Выготский, имеет место период 

разрушения и отмирания старых интересов, а также и период 

дозревания новой биологической основы, на которой в даль­

нейшем развиваются новые интересы. Он писал: «Если в 

начале фаза развития интересов стоит под знаком романтичес­

ких стремлений, то конец фазы знаменуется реалистичным и 

79 


background image

Глава 4 

практическим выбором одного самого стойкого интереса, пре­

имущественно непосредственно связанного с основной 

жизненной линией, которая выбирается подростком» [267]. 

Л. С. Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание обра­

щал на развитие мышления в подростковом возрасте [267]. 

Главное в развитии мышления - овладение подростком процес­

сов образования понятий, которое ведет к высшей форме 

интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. 

По словам Л. С. Выготского, функция образования понятий 

лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом воз­

расте. «Понимание действительности, понимание других и 

понимание себя — вот что приносит с собой мышление в поня­

тиях», — писал он. 

В результате учебной деятельности происходит «поворот» от 

направленности на мир к направленности на самого себя. Ре­

шение вопроса: «Что я такое?» может быть найдено только 

путем столкновения с действительностью. Особенности разви­

тия подростка в этом возрасте определяются в следующих 

симптомах: возникают трудности в отношениях со взрослыми 

(негативизм, упрямство и т.п.); поиски друга или того, кто мо­

жет его заменить; поиск свободного пристанища, где никто и 

ничто его не утруждает, а вообразимый самому себе подросток 

свободно и независимо выражает и реализует свои пережива­

ния. Все перечисленное свидетельствует об обращении к 

самому себе и поиске ответа на вопрос: «Кто Я?» и «Какой Я?». 

В данном исследовании при анализе ответов на эти вопросы 

и изучении свойств темперамента подростков установлено, что 

в контрольной группе и в группе риска показатели экстравер­

сии (общительности) и нейротизма (нервозности, 

эмоциональной нестабильности) находятся в пределах статис­

тической нормы, соответствующей подростковому возрасту. 

Если средняя экстраверсия в контрольной группе равняется 

16 баллам (макс. 24 балла), то в группе риска — 15,7 балла. При 

этом уровень нейротизма равняется соответственно 10 и 12 бал­

лам (макс. 24 балла). Высокий уровень экстраверсии (более 15 

баллов) зафиксирован в 69,8 % обследованных лицеистов кон­

трольной группы и в 65,1% подростков — группы риска. 

Повышенная интраверсия (замкнутость, сдержанность, 

осторожность) отмечена у 11,1% лицеистов контрольной груп­

пы и у 9,5% школьников группы риска. При изучении 

нейротизма повышенный его уровень (более 15 баллов) выяв­

лен у 19% лицеистов контрольной группы и у 38,1% подростков 

группы риска. Этот показатель имеет достоверное отличие от 

аналогичного в контрольной группе (р<0,05). Кроме того, сле-

80