Файл: Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютер- ная зависимость.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 3612
Скачиваний: 13
Глава 4
Исследование связи между успехами в обучении и компью
терной зависимостью показало, что у лиц 1-й и 2-й групп их
компьютерная деятельность мешала обучению. Это влияло на
результат только в 4,7% и 9,5% случаях, а в 3-й группе этот пока
затель составил 41,5% (р<0,001). Пренебрежения труда часто
выявляют 49,2 % обследованных третьей группы, 16,3% — вто
рой группы и лишь 3,7% первой группы соответственно
(р<0,001).
Развитие аддиктивного поведения постепенно приводит к
нарушению режимов сон-бодрствование и отдых-нагрузка. В
результате, это отражается на физическом здоровье. Специфи
ческая нагрузка на глаза, позвоночник, мышцы рук, особенно
на правой верхней конечности, пренебрежение регулярностью
питания, ночным отдыхом, адекватными физическими упраж
нениями — все это негативно отражается на физическом
состоянии. В результате нарушения психофизиологических
нормативов и эргономичных требований к деятельности за
компьютером появляется риск возникновения головной боли
потипу мигрени, боли в позвоночнике, сухость в глазах, онеме
ние и боль в пальцах кисти (синдром карпального канала).
Человек пренебрегает личной гигиеной, употреблением еды,
сном, а со временем даже нормальный сон изменяется (часто
просыпается ночью, не может долго заснуть, видит кошмары).
Результаты исследования указывают на то, что 50,8% в груп
пе риска (8,9% — в первой группе и 27,3% — во второй)
пренебрегают употреблением пищи, когда пользуются ком
пьютером. Лишь 7,9% и 8,6% респондентов в первой и второй
группах соответственно отмечают влияние работы ПК на сон,
что намного отличается от результатов в группе риска — 64,6%
учеников пренебрегают сном в связи с работой за ПК.
Все большую распространенность в обществе, по данным мно
гих авторов, приобретают компьютерные игры среди всех
возрастных групп. Среди обследованных 23,9% лицеистов полнос
тью «погружаются» в компьютерные игры, значительная часть из
них приходится на группу риска — 55,4% (рис. 4.9.). Обследуемые
не находились на учете у психиатра и/или невропатолога. Форми
рование личностной неполноценности потенцирует ее
аддиктивное развитие. Аддикция может стать временной точкой
кристаллизации, вокруг которой человек пытается собрать себя,
как бы консолидируя «Я» (self) вокруг этой точки.
Восприятие и мироощущение аддиктивной личности вклю
чает себя, других, систему ценностей, преимуществ,
одобряемые решения, мышление, эмоции, мечты (в том числе
addictive dream — «предчувствие»).
76
Факторы риска развития компьютерной зависимости у подростков
1-я 2-я 3-я
группа группа группа
Рис. 4.9. Распределение респондентов выделенных групп по
результатам ответа на вопрос «Как часто вы погру
жаетесь в компьютерные игры ?»
В отличие от поиска острых ощущений, риск при Интер-
нет-аддикции не биологический. Аутодеструктивный драйв,
будучи замаскированным, оказывается уходом от биологичес
кой стороны жизни. Зависимые пренебрегают сном, личной
гигиеной, питанием, а также домашними делами и рабо
той/обучением. Драйв самосохранения оказывается
подавленным, возникают депрессивные эпизоды разного ре
гистра, суицидальные мысли.
По нашим данным, не выявлено достоверной корреляции
между группой риска и признанием суицидальных мыслей, как
это видно на табл. 4.4. Возможно, такая тенденция больше ха
рактерна для полностью сформированных аддиктов, что
подтверждает предположение об активации у Интернет-зави
симых аутодеструктивного драйва, вплоть до суицидальных
тенденций.
Таблица 4.4. Распределение респондентов выделенных групп по
результатам ответа на вопрос «Бывают ли у вас
суицидальные мысли ?»
Ответ
Группа, %
Ответ
1-я
2-я
3-я
Никогда
81,48
71,77
64,62
Редко
16,93
25,36
27,69
Часто
1,59
2,87
6,26
Всего
100
100
100
77
Глава 4
Во время развития у человека компьютерной зависимости
существует еще одна опасность, о которой необходимо пом
нить: когда первично формируется аддиктивная личность, уже
не так важно, с чего все началось — с Интернета, азартных игр,
шопинга или какой-либо химической аддикции. На опреде
ленном этапе возникает ситуация, когда человек пытается
лишиться одной аддиктивной реализации, но попадает в дру
гую. Отмечали в своей жизни периоды злоупотребления
алкоголем, наркотиками или другими психоактивными ве
ществами, 6,2% опрошенных из группы риска (1-я группа —
2,7%, 2-я группа — 2,4%). Это подтверждает предположение о
наличии полиаддиктивных проявлений (вданном вопросе идет
речь о химических аддиктивных реализациях) у компьютероза-
висимых (р<0,001) (табл. 4.5.). Выявлено сочетание
компьютерной аддикции с другими формами аддиктивного по
ведения: компьютерным гемблингом, сексуальной аддикцией,
работоголизмом.
Таблица 4.5. Распределение респондентов выделенных групп по
результатам ответа на вопрос: «Как часто вы зло -
употребляли алкоголем, наркотиками или любыми
другими веществами, что изменяют состояние
сознания, в прошлом ?»
Ответ
Группа,%
Ответ
1-я
2-я
3-я
Никогда
87,23
81,25
60
Редко
10,11
16,35
32,31
Часто
2,66
2,4
6,16
Всего
100
100
100
Анализ полученных сравнительных данных позволяет выде
лить ряд
факторов
риска формирования компьютерной
зависимости:
• мужской пол (р<0,001);
• длительность работы за компьютером (20-40 часов в
неделю и/или больше) (р<0,001);
• эмоциональная депривация (неполные семьи, воспита
ние по типу гипоопеки, родительская депривация)
(р<0,01);
• склонность к аддиктивному поведению (р<0,001).
78
Факторы риска развития компьютерной зависимости у подростков
4.2. Психологические особенности учащихся на этапе риска
формирования компьютерной зависимости
Данные, полученные в результате экспериментально-пси
хологического исследования, позволили выявить ряд
психологических особенностей учащихся на этапе риска фор
мирования компьютерной зависимости. Посредством
психодиагностического инструментария было обследовано 63
лицеиста (основная группа), которые вошли в группу риска
(два ученика из группы риска не принимали участие в психоло
гическом исследовании в связи с переходом в другое учебное
заведение). Их психологические показатели сравнивались с
аналогичными характеристиками учеников контрольной груп
пы (63 лица). По основным демографическим характеристикам
группы были идентичными. В связи с тем, что все лицеисты бы
ли в подростковом возрасте, который обычно характеризуется
как переломный, переходный, критический, вданном исследо
вании были учтены психологические особенности этого
периода [28, 29].
Известно, что подростковый возраст насыщен стрессами и
конфликтами, в нем доминируют нестабильность, энтузиазм,
потребность в понимании, при отсутствии которого наблюда
ется контрастность в поведении. Избыточная активность
может привести к истощению, безумная веселость сменяется
печалью, уверенность в себе переходит в стыдливость и недо
верчивость, эгоизм соединяется с альтруизмом, страсть к
общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность
переходит в апатию, а живая любознательность — в однообраз
ную деятельность [38, 195].
Классик отечественной психологии Л. С. Выготский (1988)
детально рассматривал проблему интересов в переходном воз
расте и называл ее «ключом ко всей проблеме
психологического развития подростка». Он писал, что все пси
хологические функции человека на каждой степени развития, в
том числе и в подростковом возрасте, действуют не стихийно,
не автоматически, не случайно, а в определенной системе и на
правляются конкретными стремлениями, влечениями и
интересами, что сформировались в личности. В подростковом
возрасте, подчеркивал Л. С. Выготский, имеет место период
разрушения и отмирания старых интересов, а также и период
дозревания новой биологической основы, на которой в даль
нейшем развиваются новые интересы. Он писал: «Если в
начале фаза развития интересов стоит под знаком романтичес
ких стремлений, то конец фазы знаменуется реалистичным и
79
Глава 4
практическим выбором одного самого стойкого интереса, пре
имущественно непосредственно связанного с основной
жизненной линией, которая выбирается подростком» [267].
Л. С. Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание обра
щал на развитие мышления в подростковом возрасте [267].
Главное в развитии мышления - овладение подростком процес
сов образования понятий, которое ведет к высшей форме
интеллектуальной деятельности, новым способам поведения.
По словам Л. С. Выготского, функция образования понятий
лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом воз
расте. «Понимание действительности, понимание других и
понимание себя — вот что приносит с собой мышление в поня
тиях», — писал он.
В результате учебной деятельности происходит «поворот» от
направленности на мир к направленности на самого себя. Ре
шение вопроса: «Что я такое?» может быть найдено только
путем столкновения с действительностью. Особенности разви
тия подростка в этом возрасте определяются в следующих
симптомах: возникают трудности в отношениях со взрослыми
(негативизм, упрямство и т.п.); поиски друга или того, кто мо
жет его заменить; поиск свободного пристанища, где никто и
ничто его не утруждает, а вообразимый самому себе подросток
свободно и независимо выражает и реализует свои пережива
ния. Все перечисленное свидетельствует об обращении к
самому себе и поиске ответа на вопрос: «Кто Я?» и «Какой Я?».
В данном исследовании при анализе ответов на эти вопросы
и изучении свойств темперамента подростков установлено, что
в контрольной группе и в группе риска показатели экстравер
сии (общительности) и нейротизма (нервозности,
эмоциональной нестабильности) находятся в пределах статис
тической нормы, соответствующей подростковому возрасту.
Если средняя экстраверсия в контрольной группе равняется
16 баллам (макс. 24 балла), то в группе риска — 15,7 балла. При
этом уровень нейротизма равняется соответственно 10 и 12 бал
лам (макс. 24 балла). Высокий уровень экстраверсии (более 15
баллов) зафиксирован в 69,8 % обследованных лицеистов кон
трольной группы и в 65,1% подростков — группы риска.
Повышенная интраверсия (замкнутость, сдержанность,
осторожность) отмечена у 11,1% лицеистов контрольной груп
пы и у 9,5% школьников группы риска. При изучении
нейротизма повышенный его уровень (более 15 баллов) выяв
лен у 19% лицеистов контрольной группы и у 38,1% подростков
группы риска. Этот показатель имеет достоверное отличие от
аналогичного в контрольной группе (р<0,05). Кроме того, сле-
80