Файл: Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютер- ная зависимость.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 3609

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава 4 

2-я группа

 — стадия увлечения (16-22 балла) — 209 (45,14%); 

3-я группа

 — стадия риска развития компьютерной зависи­

мости (начальный этап формирования компьютерной 

зависимости) (23-37 баллов) — 65 (14,04%). 

Учеников с компьютерной зависимостью (38 и более бал­

лов) выявлено не было. Лица мужского пола составили 295 

(63,7%), женского пола — 168 (36,3%). В группе риска мальчи­

ков в 6 раз больше, чем девочек — 86,15% и 13,85% 

соответственно (х

2

=22,23) (р<0,001). Распределение учеников 

по возрасту и полу по группам представлено втабл. 4.1., 4.2. 

Таблица

 4.1. Распределение респондентов по возрасту согласно 

выделенным группам (в %) 

Возраст, 

годы 

Группы респондентов 

Всего 

п=463 

Возраст, 

годы 

п=189 

п=209 

п=65 

Всего 

п=463 

13 

1,59 

1,44 

1,30 

14 

26,98 

24,40 

20,00 

24,84 

15 

35,45 

31,10 

33,85 

33,26 

16 

24,87 

35,89 

38,46 

31,75 

17 

11,11 

6,70 

7,69 

8,64 

Всего 

100 

100 

100 

100 

Таблица

 4.2. Гендерное распределение респондентов согласно 

выделенным группам (в %) 

Группа 

Мужчины 

Женщины 

53,97 

46,03 

65,55 

34,45 

86,15 

13,85 

Всего 

63,71 

36,29 

4.1. Компьютерная деятельность

 и

 ее влияние 

на психоэмоциональное состояние лицеистов 

Первое знакомство лицеистов с компьютером происходило 

преимущественно в возрасте 7-Юлет (50,98

 %)

 (в среднем 9,0 ± 

2,7 лет) и не отличалось по группам исследования. Параметр 

66 


background image

Факторы риска развития компьютерной зависимости у подростков 

длительности действия аддиктивного агента занимает важное 

место и изображен на рис. 4.1. Большая часть респондентов 

группы риска пользуется компьютером более трех лет (6 лет и 

больше — 33,85 %). В среднем, опыт работы за персональным 

компьютером (ПК) составляет 4,8 ± 2,6, что помогает диффе­

ренцировать проявления компьютерной аддикции от 

интенсивного изучения возможностей компьютерных техноло­

гий, которые открылись новому пользователю. В рамках 

данного исследования не отслеживался такой параметр, как 

длительность наличия симптомов компьютерной зависимости. 

• До 3 лет 

Рис.

 4.1. Распределение респондентов по стажу использования 

компьютеров согласно выделенным группам 

Известно, что научными работниками на сегодняшний день 

выделены 5 типов компьютерной аддикции: навязчивый сер­

финг (путешествие в сети), страсть к онлайновым биржевым 

торгам и азартным играм, виртуальные знакомства, киберсекс 

(увлечение порносайтами) и компьютерные игры, поэтому уче­

никам было предложено выбрать преимущественный вид 

деятельности за компьютером. Первое место занимают игры 

(26,5%), на втором — Интернет (12,4%) и на третьем — поиск 

информации на WEB-сайтах (7,8%). Существует прямая корре­

ляция между риском развития компьютерной зависимости и 

беседами в CHAT и поиском информации в сети (р<0,05). Сле­

дует вспомнить о возможном «эффекте дрейфа цели» и 

«эффекте азарта», то есть привлечение в сам процесс поиска 

информации, во вред ее изучению, анализу и переработке; воз­

никает смещение акцента с аналитической деятельности на 

поисковую активность, которая является генетически древней 

и менее энергоемкой. В 3-й группе лицеисты отдавали преиму­

щество играм и беседам в CHAT (35,4% и 13,8%) соот­

ветственно (%2=6,46) (р<0,05) (рис. 4.2). 

67 


background image

Глава 4 

Рис 4.2. Распределение лицеистов по доминирующему виду дея­

тельности за компьютером согласно выделенным груп­

пам (в %) 

Около половины (52,13%) пользователей, которые вошли в 

первую группу, работают за компьютером еженедельно (2-3 

раза в неделю), в отличие от второй и группы риска (р<0,001), 

где подавляющее большинство используют ПК ежедневно — 

65,07% и 82,81% соответственно. 

Длительность аддиктивной реализации дольше ожидаемого 

времени является одним из ее характерных признаков. 

Лддикты часто занимают оборонительную позицию и скрыва­

ют от окружающих, и прежде всего от родителей, время 

проведения за ПК, а также то, чем они занимаются. 

Как показало исследование, одним из факторов, характер­

ных для обследуемых, является проведение за компьютером 

большего времени, чем планировалось (р<0,001). Это происхо­

дит часто у респондентов третьей группы — 84,61%; 56,46% и 

37,03% во второй и первой группах соответственно. При корре­

ляционном анализе проведения большего времени за ПК, чем 

планировалось, и уходом с головой в компьютерные игры 

(мысли о ПК, пренебрежение другими делами, невозможнос­

тью самостоятельно остановиться) найдена связь (г=0,32; 

г=0,35; г=0,39; г =0,44 соответственно). 

Неправда работодателям и членам семьи о количестве вре­

мени, проведенном за компьютером, является неотъемлемой 

составной частью любого аддиктивного процесса. Около 40% 

лиц из группы риска делают это часто или очень часто. 

В группе риска работают за ПК по 10-20 часов (38,46%) и по 

20-40 часов (35,38%) в неделю, что достоверно чаще, чем в 1-й и 

2-й группах (р<0,001). При корреляционном анализе длитель­

ности работы за ПК и пренебрежением сном, приемом еды 

найдена связь (г=0,43; г=0,35 соответственно). 

68 


background image

Факторы риска развития компьютерной зависимости у подростков 

Почти 90% компьютерных аддиктов проявляют негативное 

отношение к попыткам окружающих прервать пребывание за 

компьютером — аддиктивную реализацию. Как правило, пер­

выми обращают внимание на избыточное времяпровождение 

за ПК окружающие (родители, учителя). У самого человека 

критика к своему поведению сниженная или отсутствует. Зави­

симые считают, что контролируют время и могут остановиться 

в любое мгновение. Но много респондентов сознаются, что «да­

ют себе еще минутку, пять минут и так продолжается в течение 

часа и больше» (со слов обследуемых). Попытки ограничить 

время проведения за компьютером являются неуспешными, в 

43% респондентов 3-й группы против 6,8% и 13,2% из 1-й и 2-й 

групп соответственно (рис. 4.3.). 

Рис. 4.3. Распределение респондентов выделенных групп по 

результатам ответа на вопрос: «Как часто вам не уда­

ется прекратить деятельность за компьютером?» 

Увлечение компьютерными технологиями приводит к изме­

нению режима сон/бодрствование, постепенно время работы 

становится как дневным, так и ночным. Потенциальные ком­

пьютерные аддикты используют ПК днем и ночью (72,31%). 

Лицеисты, которые вошли в группу риска (3-я группа), преиму­

щественно пользуются компьютером дома (р<0,001) или в 

компьютерном клубе (р<0,05). При корреляционном анализе 

длительности работы за ПК и наличием компьютера дома най­

дена связь (г=0,46). 

Количество респондентов, использующих ПК в лицее, рав­

номерно распределено по 3 группам. Обращает на себя 

внимание, что чаще всего потенциальные компьютерные ад­

дикты используют ПК при первой удобной возможности. 

Несмотря на вышеизложенное, на вопрос о роли компьютеров 

69 


background image

Глава 4 

в жизни человека большинство респондентов трех групп отве­

тили, что можно прожить без них (73,38% из числа тех, кто 

ответил). Неадекватность ответа респондентов из группы риска 

можно объяснить тем, что аддикт боится осуждения в связи с 

его аддиктивной реализацией. 

Трата денег и невозможность контролировать свои расходы 

являются одним из признаков аддиктивного поведения. Полу­

ченные данные свидетельствуют о том, что потенциальные 

компьютерные аддикты тратят много денег на компьютер, а 

именно 40% обследованных в 3-й группе, 8,6% — во 2-й и толь­

ко 3,2% — в 1-й группе (р<0,001). Решение финансового 

вопроса по поводу оплаты пользования ПК приблизительно 

одинаково решается в трех группах — ученики либо просят 

деньги у родителей, либо пользуются ПК бесплатно. Потенци­

альные аддикты пытаются найти деньги различными путями 

(одалживают, воруют, берут, не спрашивая) (р<0,05). При кор­

реляционном анализе посещения компьютерного клуба и 

вымоганием денег у родителей найдена связь (г=0,41). 

Да, я эксперт Хорошо знаю ПК Только пользуюсь 

Рис. 4.4. Распределение респондентов выделенных групп согласно 

субъективно определенному ими уровню профессиона­

лизма в области компьютерных технологий 

Специалистами в области информационных технологий счи­

тают себя 3,72% участников первой группы и 9,52% 

потенциальных алдиктоп. Хотя, поданным ряда исследователей, 

среди компьютсрозанисимых лиц в большей степени преоблада-

юг гумпмигарии, и сравнении со специалистами в области 

информационных технологий. Необходимо уточнить, что субъек-

гинная мысльоспоей квалификации может не отвечать реальному 

положению пещей, а свидетельствовать лишь о неадекватно завы-

70