Файл: Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютер- ная зависимость.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 3609
Скачиваний: 13
Глава 4
2-я группа
— стадия увлечения (16-22 балла) — 209 (45,14%);
3-я группа
— стадия риска развития компьютерной зависи
мости (начальный этап формирования компьютерной
зависимости) (23-37 баллов) — 65 (14,04%).
Учеников с компьютерной зависимостью (38 и более бал
лов) выявлено не было. Лица мужского пола составили 295
(63,7%), женского пола — 168 (36,3%). В группе риска мальчи
ков в 6 раз больше, чем девочек — 86,15% и 13,85%
соответственно (х
2
=22,23) (р<0,001). Распределение учеников
по возрасту и полу по группам представлено втабл. 4.1., 4.2.
Таблица
4.1. Распределение респондентов по возрасту согласно
выделенным группам (в %)
Возраст,
годы
Группы респондентов
Всего
п=463
Возраст,
годы
1
п=189
2
п=209
3
п=65
Всего
п=463
1
2
3
4
5
13
1,59
1,44
0
1,30
14
26,98
24,40
20,00
24,84
15
35,45
31,10
33,85
33,26
16
24,87
35,89
38,46
31,75
17
11,11
6,70
7,69
8,64
Всего
100
100
100
100
Таблица
4.2. Гендерное распределение респондентов согласно
выделенным группам (в %)
Группа
Мужчины
Женщины
1
53,97
46,03
2
65,55
34,45
3
86,15
13,85
Всего
63,71
36,29
4.1. Компьютерная деятельность
и
ее влияние
на психоэмоциональное состояние лицеистов
Первое знакомство лицеистов с компьютером происходило
преимущественно в возрасте 7-Юлет (50,98
%)
(в среднем 9,0 ±
2,7 лет) и не отличалось по группам исследования. Параметр
66
Факторы риска развития компьютерной зависимости у подростков
длительности действия аддиктивного агента занимает важное
место и изображен на рис. 4.1. Большая часть респондентов
группы риска пользуется компьютером более трех лет (6 лет и
больше — 33,85 %). В среднем, опыт работы за персональным
компьютером (ПК) составляет 4,8 ± 2,6, что помогает диффе
ренцировать проявления компьютерной аддикции от
интенсивного изучения возможностей компьютерных техноло
гий, которые открылись новому пользователю. В рамках
данного исследования не отслеживался такой параметр, как
длительность наличия симптомов компьютерной зависимости.
• До 3 лет
Рис.
4.1. Распределение респондентов по стажу использования
компьютеров согласно выделенным группам
Известно, что научными работниками на сегодняшний день
выделены 5 типов компьютерной аддикции: навязчивый сер
финг (путешествие в сети), страсть к онлайновым биржевым
торгам и азартным играм, виртуальные знакомства, киберсекс
(увлечение порносайтами) и компьютерные игры, поэтому уче
никам было предложено выбрать преимущественный вид
деятельности за компьютером. Первое место занимают игры
(26,5%), на втором — Интернет (12,4%) и на третьем — поиск
информации на WEB-сайтах (7,8%). Существует прямая корре
ляция между риском развития компьютерной зависимости и
беседами в CHAT и поиском информации в сети (р<0,05). Сле
дует вспомнить о возможном «эффекте дрейфа цели» и
«эффекте азарта», то есть привлечение в сам процесс поиска
информации, во вред ее изучению, анализу и переработке; воз
никает смещение акцента с аналитической деятельности на
поисковую активность, которая является генетически древней
и менее энергоемкой. В 3-й группе лицеисты отдавали преиму
щество играм и беседам в CHAT (35,4% и 13,8%) соот
ветственно (%2=6,46) (р<0,05) (рис. 4.2).
67
Глава 4
Рис 4.2. Распределение лицеистов по доминирующему виду дея
тельности за компьютером согласно выделенным груп
пам (в %)
Около половины (52,13%) пользователей, которые вошли в
первую группу, работают за компьютером еженедельно (2-3
раза в неделю), в отличие от второй и группы риска (р<0,001),
где подавляющее большинство используют ПК ежедневно —
65,07% и 82,81% соответственно.
Длительность аддиктивной реализации дольше ожидаемого
времени является одним из ее характерных признаков.
Лддикты часто занимают оборонительную позицию и скрыва
ют от окружающих, и прежде всего от родителей, время
проведения за ПК, а также то, чем они занимаются.
Как показало исследование, одним из факторов, характер
ных для обследуемых, является проведение за компьютером
большего времени, чем планировалось (р<0,001). Это происхо
дит часто у респондентов третьей группы — 84,61%; 56,46% и
37,03% во второй и первой группах соответственно. При корре
ляционном анализе проведения большего времени за ПК, чем
планировалось, и уходом с головой в компьютерные игры
(мысли о ПК, пренебрежение другими делами, невозможнос
тью самостоятельно остановиться) найдена связь (г=0,32;
г=0,35; г=0,39; г =0,44 соответственно).
Неправда работодателям и членам семьи о количестве вре
мени, проведенном за компьютером, является неотъемлемой
составной частью любого аддиктивного процесса. Около 40%
лиц из группы риска делают это часто или очень часто.
В группе риска работают за ПК по 10-20 часов (38,46%) и по
20-40 часов (35,38%) в неделю, что достоверно чаще, чем в 1-й и
2-й группах (р<0,001). При корреляционном анализе длитель
ности работы за ПК и пренебрежением сном, приемом еды
найдена связь (г=0,43; г=0,35 соответственно).
68
Факторы риска развития компьютерной зависимости у подростков
Почти 90% компьютерных аддиктов проявляют негативное
отношение к попыткам окружающих прервать пребывание за
компьютером — аддиктивную реализацию. Как правило, пер
выми обращают внимание на избыточное времяпровождение
за ПК окружающие (родители, учителя). У самого человека
критика к своему поведению сниженная или отсутствует. Зави
симые считают, что контролируют время и могут остановиться
в любое мгновение. Но много респондентов сознаются, что «да
ют себе еще минутку, пять минут и так продолжается в течение
часа и больше» (со слов обследуемых). Попытки ограничить
время проведения за компьютером являются неуспешными, в
43% респондентов 3-й группы против 6,8% и 13,2% из 1-й и 2-й
групп соответственно (рис. 4.3.).
Рис. 4.3. Распределение респондентов выделенных групп по
результатам ответа на вопрос: «Как часто вам не уда
ется прекратить деятельность за компьютером?»
Увлечение компьютерными технологиями приводит к изме
нению режима сон/бодрствование, постепенно время работы
становится как дневным, так и ночным. Потенциальные ком
пьютерные аддикты используют ПК днем и ночью (72,31%).
Лицеисты, которые вошли в группу риска (3-я группа), преиму
щественно пользуются компьютером дома (р<0,001) или в
компьютерном клубе (р<0,05). При корреляционном анализе
длительности работы за ПК и наличием компьютера дома най
дена связь (г=0,46).
Количество респондентов, использующих ПК в лицее, рав
номерно распределено по 3 группам. Обращает на себя
внимание, что чаще всего потенциальные компьютерные ад
дикты используют ПК при первой удобной возможности.
Несмотря на вышеизложенное, на вопрос о роли компьютеров
69
Глава 4
в жизни человека большинство респондентов трех групп отве
тили, что можно прожить без них (73,38% из числа тех, кто
ответил). Неадекватность ответа респондентов из группы риска
можно объяснить тем, что аддикт боится осуждения в связи с
его аддиктивной реализацией.
Трата денег и невозможность контролировать свои расходы
являются одним из признаков аддиктивного поведения. Полу
ченные данные свидетельствуют о том, что потенциальные
компьютерные аддикты тратят много денег на компьютер, а
именно 40% обследованных в 3-й группе, 8,6% — во 2-й и толь
ко 3,2% — в 1-й группе (р<0,001). Решение финансового
вопроса по поводу оплаты пользования ПК приблизительно
одинаково решается в трех группах — ученики либо просят
деньги у родителей, либо пользуются ПК бесплатно. Потенци
альные аддикты пытаются найти деньги различными путями
(одалживают, воруют, берут, не спрашивая) (р<0,05). При кор
реляционном анализе посещения компьютерного клуба и
вымоганием денег у родителей найдена связь (г=0,41).
Да, я эксперт Хорошо знаю ПК Только пользуюсь
Рис. 4.4. Распределение респондентов выделенных групп согласно
субъективно определенному ими уровню профессиона
лизма в области компьютерных технологий
Специалистами в области информационных технологий счи
тают себя 3,72% участников первой группы и 9,52%
потенциальных алдиктоп. Хотя, поданным ряда исследователей,
среди компьютсрозанисимых лиц в большей степени преоблада-
юг гумпмигарии, и сравнении со специалистами в области
информационных технологий. Необходимо уточнить, что субъек-
гинная мысльоспоей квалификации может не отвечать реальному
положению пещей, а свидетельствовать лишь о неадекватно завы-
70