Файл: Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютер- ная зависимость.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 3608

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Факторы риска развития компьютерной зависимости у подростков 

шенной самооценке респондента. На рис. 4.4. четко видно, что 

больший процент «экспертов» и хорошо ориентирующихся в ин-

формационном мире составляют лицеисты группы риска (начало 

формирования компьютерной зависимости). 

Фиксация на аддиктивном агенте сопровождается эмоцио­

нальным подъемом (эйфория, психическая релаксация, 

ощущение «взлета», беззаботности, свободы, усиления вообра­

жения). Как это видно из табл. 4.3., потенциальные аддикты 

испытывают хорошее настроение, удовольствие и азарт, нахо­

дясь за компьютером. Любопытство и заинтересованность 

испытывают все лицеисты в равной степени. 60% из 3 групп 

чувствуют счастье за компьютером часто или очень часто, тогда 

как 77,28% из 1-й группы — никогда или редко. При корреля­

ционном анализе степени заинтересованности ПК и рядом 

получаемых ощущений найдена связь (г =0,42). 

Таблица 4.3. Распределение респондентов выделенных групп в зави­

симости от субъективных ощущений за компьютером 

Субъективные 

ощущения 

Группа,% 

Всего, 

Субъективные 

ощущения 

1-я 

2-я 

3-я 

Всего, 

Решительность 

2,12 

5,77 

10,94* 

4,99 

Удовольствие 

9,52 

10,58 

20,31** 

11,50 

Хорошее настроение 

12,70 

17,31 

25,00** 

16,49 

Всесилие 

4,23 

10,58 

17,19* 

8,89 

Азарт 

1,56** 

0,22 

Восторг 

2,65 

5,29 

7,81 

4,56 

Заи нтересован ность 

23,81 

19,23 

28,13 

22,34 

Любопытство 

17,99 

14,42 

18,75 

16,49 

Взволнованность 

3,70 

2,88 

4,69 

3,47 

Радость 

4,23 

6,73 

10,94 

6,29 

Безразличие 

1,06 

1,92 

4,69 

1,95 

Отдых и другое 

6,89 

6,72 

3,12 

6,3 

Неудовлетворение 

1,59 

0,96 

3,13 

1,52 

Примечания: 

1. * — достоверность отличий от показателей 1-й группы более 

99% (с2

 =

 8,3; 11,2, р<0,01). 

2. ** — достоверность отличий от показателей 1-й группы более 

95% (с2 = 5,8; 5,4; 6,2, р<0,05). 

71 


background image

Глава 4 

Находясь вне компьютера, компьютерные аддикты чувству­

ют скуку, подавленность, депрессию, раздраженность. В нашем 

исследовании видно, что почти 40% из группы риска уже 

чувствуют дискомфорт в реальном мире. Подавленность исче­

зает, как только они возвращаются назад к компьютеру. 

Адциктивная реализация создает иллюзию возможности легко 

изменить свое психическое состояние посредством компью­

терной игры или Интернета, лишиться неприятных эмоций и 

ощущений. Развитие аддикции требует все большего времени 

проведения за компьютером, чтобы достичь желаемого эффек­

та. 

Обязательной частью аддиктивной реализации является 

«присутствие» аддикции и вне последней, а именно это мысли о 

деятельности за компьютером, возможность и средство вопло­

щения этого действия. Как видно на рис. 4.5., респонденты 

предчувствуют то, чем они будут заниматься за ПК, в Интерне­

те или фантазируют о сети (рис. 4.6.). То есть, в реальном мире 

имеются мысли пойти в виртуальный мир, желая изменить свое 

психическое состояние на другое. 

Предчувствие следующего сеанса в сети или следующей ра­

боты за компьютером часто ощущают 7,94% в первой группе, 

30,55% и 70,76% во второй и третьей группах соответственно. 

При корреляционном анализе предчувствия работы за ПК и 

подавленностью вне ПК, неудовлетворением, когда запрещают 

пользоваться компьютером, найдена связь (г=0,32; г =0,34 со­

ответственно). 

1-я 2-я Зи 
группа группа группа 

Рис. 4.5. Распределение респондентов выделенных групп по резуль­

татам ответа на вопрос: «Как часто вы предчувству­

ете пребывание за компьютером ?» 

Фантазируют и думают о том, чем они будут заниматься за 

компьютером, 32,3% респондентов группы риска, 16,7% и 2,1% 

72 


background image

Факторы риска развития компьютерной зависимости у подростков 

во второй и первой группах соответственно (р<0,001) (рис. 4.6.). 

При корреляционном анализе предчувствия пребывания за ПК 

и проведением за ПК больше времени, чем планировалось, на­

йдена связь (г=0,45). 

1-я 2-я 3-й 
группа группа группа 

Рис. 4.6. Распределение респондентов выделенных групп по 

результатам ответа на вопрос: «Как часто вы фанта­

зируете и думаете о компьютере?» 

Новые, волнующие и многообещающие взаимоотношения в 

Интернете являются для аддикта более привлекательными, чем 

общение с людьми в реальной жизни. Интернет-зависимые ли­

ца часто заводят новые знакомства с другими пользователями, а 

Интернет-независимые — предпочитают поддерживать в сети 

уже существующие отношения. Данные нашего исследования 

показывают, что лица, входящие в группу риска, еще не получа­

ют большего удовольствия от общения в сети, чем от личного 

общения в реальном мире (р<0,001). При проведении корреля­

ционного анализа выявлена связь между параметрами 

заведения новых знакомств в сети и анонимным общением и 

возможностью найти и быстро изменить партнера (г=0,35, 

г=0,38 соответственно). 

Интернет как средство аддиктивной реализации достаточно 

уникально, но лишь этим фактом нельзя объяснить появление 

Интернет-аддикции. Доказано, что развитие аддиктивного по­

ведения зависит от определенных личностных особенностей. 

«Комплекс недостаточности» (низкая самооценка, недовольство 

собой), склонность к фантазиям, стыдливость, наличие соци­

альной фобии, осознание недостатка социального статуса или 

внимания к своей персоне — это черты личности, которые могут 

приводить к возникновению компьютерной зависимости. 

Обращает на себя внимание тот факт, что в первой группе 

лицеисты работают в Интернете в связи с необходимостью, 

73 


background image

Глава 4 

более того, работа им даже не нравится. Лицеисты 3-й группы, 

на этапе формирования компьютерной зависимости, отмечают, 

что они испытывают потребность ухода от реальных проблем в 

Интернет (16,92%) (р<0,01) (рис. 4.7.). 

Рис. 4.7. Распределение респондентов выделенных групп согласно 

доминирующим причинам, побуждающим к работе 

в Интернете. 

В сети имеется возможность анонимных социальных интер­

акций. При этом особое значение имеет ощущение безопаснос­

ти при их осуществлении, включая использование 

электронной почты, CHAT, ICQ и т.п. В Интернете существует 

возможность создавать новые образы «Я», варианты самопре­

зентации; воплощения представлений, и/или фантазий, не 

возможных для реализации в обычном мире, например, кибер-

секс, ролевые игры в чатах и т. д.; разные варианты 

представления идентичности и социальных ролей. 

В Интернете существует эксклюзивная возможность поиска 

нового собеседника, что отвечает практически любым критери­

ям. При этом нет необходимости удерживать внимание одного 

собеседника, поскольку в любой момент можно найти нового. 

С получением доступа в Интернет распространяется возмож­

ность включения человека в разные виртуальные социальные 

звенья, и, как следствие, возможность получения какого-либо 

социального статуса (поиск самоутверждения). Этот фактор 

имеет особенное значение для тех, к m не достиг желаемого со­

циального статуса в реальной жизни. 

74 


background image

Факторы риска развития компьютерной зависимости у подростков 

Не последнюю роль играет и неограниченный доступ к ин­

формации («информационный вампиризм»), поскольку в 

основном опасность стать зависимым от Интернета подстерегает 

тех, для кого компьютерные сети оказываются иногда 

единственным средством общения. 90,9% и 81,2% пользователей 

из 1-й и 2-й групп соответственно устраивает реальный мир. Но 

все-таки больший процент (63,1%) в 3-й группе часто предпочи­

тают оставаться в сети, чем общаться в реальном мире. 

Таким образом, социальные контакты в виртуальном содру­

жестве имеют специфическую природу, соединяя такие 

качества, как выборочность, анонимность и доступность. По­

добное поведение отвечает критериям аддикции: аддиктивная 

реализация продолжается, несмотря на социальные, учебные 

проблемы с родителями. В процессе формирования компью­

терной аддикции происходит централизация использования 

компьютера за счет другой деятельности, в том числе домашней 

работы (рис. 4.8.). 

Большая часть обследованных отмечала влияние компью­

терной деятельности на домашние дела, обучение, 

'производственную деятельность. Проводя много времени за 

компьютером, у аддиктов не остается времени на что-то другое. 

Пренебрежения домашних дел часто отмечают 53,8% респон­

дентов 3-й группы, 22,1% и 4,8% во второй и первой группах 

(р<0,001). При корреляционном анализе между снижением 

успехов в обучении и расходованием денег на ПК, невозмож­

ностью самостоятельно остановить деятельность за ПК 

найдена связь (г=0,37, г=0,39 соответственно). 

1-я группа 2-я 3-я 

группа группа 

Рис. 4.8. Распределение респондентов выделенных групп по резуль­

татам в зависимости от ответа на вопрос: «Как 

часто вы пренебрегаете домашними делами в связи с 

деятельностью за компьютером ?» 

75