Файл: Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютер- ная зависимость.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 3611
Скачиваний: 13
Факторы риска развития компьютерной зависимости у подростков
дует также отметить достоверное отличие этой характеристики
и по диапазону средних оценок (9-14 баллов). В контрольной
группе выявлено 42,2% обследованных с такими показателями,
тогда как в группе риска — 28,6% (р<0,05). При корреляцион
ном анализе уровня экстраверсии и общением в CHAT
выявлена связь (коэффициент корреляции Чупрова, г=0,32).
Изучение личностных акцентуаций подростков по тесту
Шмишека в обеих группах показало, что наиболее яркое прояв
ление среди них имеют следующие (рис. 4.10, табл. 4.6):
В Гипертимный
£3
Экзальтированный
(Я Возбудимый В Циклотимный
В Эмотивный
Рис. 4.10. Распределение лицеистов по типам личностных
акцентуаций (тест Шмишека)
Таблица 4.6. Распределение акцентуаций по количеству баллов
по группам
Акцентуация
Группа, баллы
Акцентуация
контрольная
риска
Гипертимный тип (ак
тивность, самостоя
тельность)
16,5
16,6
Эмотивный тип (эмо
циональная чувстви
тельность, чуткость,
впечатлительность)
13,8
16,0
Возбудимый тип (им
пульсивность, гнев
ливость)
14,2
15,0
81
Глава 4
Окончание таблицы 4.6.
Акцентуация
Группа, баллы
Акцентуация
контрольная
риска
Циклотимный тип
(частые изменения
настроения)
14,2
15,0
Экзальтированный
тип (увлеченность,
потребность в пози
тивных эмоциях)
15
17,3
Таким образом, лицеисты группы риска (начало развития
компьютерной зависимости) имеют более выраженные по эмо
циональной расцветке указанные типы личностных
акцентуаций.
Если учитывать степень проявления каждой акцентуации в
обеих группах, исходя из того, что 1-я степень отвечает 13-15
баллам, 2-я — 16-18 баллам, 3-я — 19-21 баллу, а 4-я — 22-24
баллам, то заметна разница по каждому типу акцентуации.
Особенно значимыми оказались характеристики по эмотив-
ному типу личностной акцентуации в обеих группах. Так, 1-я
степень этой акцентуации зафиксирована у каждого второго ли
цеиста контрольной группы (50,8%), тогда как в группе риска
аналогичная характеристика установлена у каждого четвертого
подростка (25,4%) (р<0,05). При этом в группе риска 4-я степень
эмотивности отмечена у 6,3% обследованных, а в контрольной
группе наивысшая степень проявления этой характеристики не
наблюдается ни у одного человека (р<0,05). Кроме того, 3-я сте
пень возбудимости выявлена у 14,3% школьников группы риска
и у 3,2% лицеистов контрольной группы (р<0,05).
При корреляционном анализе демонстративной акцентуа
ции и заинтересованности компьютером найдена связь
(коэффициент корреляции Чупрова, г=0,33).
Анализ интеллектуальных показателей подростков показал,
что уровень общего развития школьников в обеих группах хо
роший и составляет в среднем 94,8 балла в контрольной и 89,4
балла в группе риска.
Если оценивать интеллектуальные характеристики лицеис
тов по шкальным оценкам, где 70-79 баллов отвечают среднему
уровню, 80-99 баллов — хорошему, а 100 и более баллов — высо
кому, то в этом случае имеются достоверные отличия в уровнях
интеллектуального развития подростков обеих групп.
82
Факторы риска развития компьютерной зависимости у подростков
Хороший (более 90) результат интеллекта выявлен у каждого
третьего ученика (35%) контрольной группы и каждого второго
(54%) из группы риска (р<0,05). Но удельный вес исследуемых с
высоким интеллектом составляет 48% у подростков контроль
ной группы и 25,4% у учеников из группы риска (р<0,05).
Аналогичная картина наблюдается и по такому показателю
как концентрация внимания. 38% исследуемых группы риска
имеют хороший уровень развития концентрации внимания.
Этот показатель достовернее отличается от результата кон
трольной группы, где такой же уровень развития концентрации
внимания показали 14% учеников (р<0,05). Что касается высо
кого уровня развития этой характеристики, то ее имеют 41,3%
лицеистов контрольной группы и 22,2% исследуемых из группы
риска (р<0,05). При корреляционном анализе концентрации
внимания и общением в сети найдена связь (коэффициент кор
реляции Чупрова, г=0,38).
При изучении социально-психологических характеристик
подростков и, в частности, такой как тип межличностных отно
шений, авторитарный стиль отношений ярче проявляется у
подростков контрольной группы.
Высокая степень властности, стремление отдавать приказы
другим (по самооценкам респондентов) присущи 16% исследу
емых из группы риска и около 5% из контрольной группы
(р<0,05).
В межличностных отношениях ученики группы риска чаще
пытаются быть независимыми, чем ученики контрольной
(20,7% и 12,7% соответственно). У них в 2 раза чаще проявляет
ся агрессивность и стремление обвинять других в своих
проблемах и неудачах (14,3% и 7,9% соответственно). Кроме то
го, у них ярче проявляется тенденция к подозрительности,
вражде, обману (17,5%), чем у учеников контрольной группы
(6,3%). Вместе с тем эти ученики более податливы (11,1%; в
контрольной группе — 4,8%); более старательны (11,1% — в
группе риска и 6,3% в контрольной группе); и более велико
душны (25,4% в группе риска и 12,7% — в контрольной группе).
При корреляционном анализе подозрительности в отношениях
и ощущением счастья за ПК найдена связь (коэффициент кор
реляции Чупрова, г=0,31).
И в своих характеристиках «идеального» человека ученики
группы риска в большей степени ориентированы на образ чело
века очень послушного (10,3% в группе риска и 0% в
контрольной), дружелюбного (18,0% и 5,1% соответственно) и
великодушного (17,4% и 7,7% соответственно). Самооценка
респондентов в большинстве случаев адекватна по всем шкалам
83
Глава 4
(счастье, здоровье, удовлетворенность собой, удовлетворен
ность отношениями с людьми).
В группе риска респонденты (72%) имеют еще телесно-ма
нуальные (занятие спортом, управление авто), интеллек
туально-эстетические (занятие музыкой, написание стихотво
рений) и азартные (игровые автоматы) увлечения.
Таким образом, лицеисты группы риска развития компью
терной зависимости имеют хороший уровень результата по
интеллекту и высокий уровень нейротизма. Около 2/3 учеников
имеют высокий уровень экстраверсии. У учеников группы рис
ка преобладают гипертимный, возбудимый, циклотимный,
экзальтированный и эмотивный типы акцентуации; особенно
нужно отметить большую эмотивность исследуемых (р<0,05).
Отмечается также хороший уровень концентрации внимания.
В межличностных отношениях для них характерна высокая
степень собственности, стремление доминировать над другими
(по самооценкам респондентов) (р<0,05). В межличностных
отношениях ученики группы риска чаще пытаются быть неза
висимыми, и у них в 2 раза чаще проявляется агрессивность и
стремление обвинять других в своих проблемах и неудачах.
Определяется тенденция к подозрительности, враждебности,
обману. Вместе с этим, эти ученики более послушны, доброже
лательны, исполнительны и великодушны по сравнению с
контрольной группой. Самооценка в группе риска в боль
шинстве случаев адекватна, имеет место сочетание
заинтересованности компьютерными технологиями с другими
увлечениями.
Клинико-психопатологическими признаками в начале фор
мирования зависимости от компьютера (группа риска)
выступают эмоционально-волевые нарушения: потеря ощуще
ния времени, фиксация на аддиктивном агенте, которая
сопровождается эмоциональным подъемом (эйфория, психи
ческая релаксация, ощущение «взлета», беззаботности,
свободы, усиления воображения), предчувствия, фантазии и
мечты о пребывании за компьютером, получение позитивных
ощущений, эмоций и удовольствия от деятельности за ПК и ис
пытание психоэмоционального напряжения (скука,
подавленность, раздраженность) вне работы за ПК; расходова
ние денег на компьютерное оборудование.
На первичном этапе адциктивного процесса наблюдаются
первые признаки
дезактуализации базовых потребностей
—
сна,
отдыха, употребления пищи, личной гигиены. «Увлечение»
компьютерными технологиями приводит к изменению образа
жизни, нарушению режимов сон-бодрствование и от-
84
Факторы риска развития компьютерной зависимости у подростков
дых-нагрузка, постепенно время работы становится как
дневным, так и ночным (р<0,001). Определяется снижение мо
тивации относительно целеустремленного использования
компьютера по назначению. В процессе формирования ком
пьютерной аддикции происходит централизация работы за
компьютером за счет другой деятельности, в том числе обуче
ния, домашней работы, социальных взаимоотношений, но это
не приводит к социальной дезадаптации. Отмечаются первые
признаки ухудшения успеваемости при обучении (р<0,001), на
рушается обычный стереотип взаимоотношений с ребятами
такого же возраста. Следует считать, что деятельность за ком
пьютером позволяет реализовать неосознанные потребности
в
принятии роли
и
уходе от реальности
(механизмы формирова
ния компьютерной зависимости). На данном этапе отсутствуют
физические симптомы (головная боль по типу мигрени, боль в
позвоночнике, сухость в глазах, онемение и боль в пальцах кис
ти (синдром карпального канала), общение в сети еще не
полностью вытесняет личные взаимоотношения в реальном
мире(р<0,001).
Приведенные данные свидетельствуют о необходимости
разработки программ первичной профилактики, направленной
на улучшение психической адаптации учеников, межличнос
тных отношений, ознакомление с особенностями развития
компьютерной зависимости и возможными ее последствиями.
85