Файл: Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютер- ная зависимость.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 3611

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Факторы риска развития компьютерной зависимости у подростков 

дует также отметить достоверное отличие этой характеристики 

и по диапазону средних оценок (9-14 баллов). В контрольной 

группе выявлено 42,2% обследованных с такими показателями, 

тогда как в группе риска — 28,6% (р<0,05). При корреляцион­

ном анализе уровня экстраверсии и общением в CHAT 

выявлена связь (коэффициент корреляции Чупрова, г=0,32). 

Изучение личностных акцентуаций подростков по тесту 

Шмишека в обеих группах показало, что наиболее яркое прояв­

ление среди них имеют следующие (рис. 4.10, табл. 4.6): 

В Гипертимный

 £3

 Экзальтированный 

(Я Возбудимый В Циклотимный 
В Эмотивный 

Рис. 4.10. Распределение лицеистов по типам личностных 

акцентуаций (тест Шмишека) 

Таблица 4.6. Распределение акцентуаций по количеству баллов 

по группам 

Акцентуация 

Группа, баллы 

Акцентуация 

контрольная 

риска 

Гипертимный тип (ак­

тивность, самостоя­

тельность) 

16,5 

16,6 

Эмотивный тип (эмо­

циональная чувстви­

тельность, чуткость, 

впечатлительность) 

13,8 

16,0 

Возбудимый тип (им­

пульсивность, гнев­

ливость) 

14,2 

15,0 

81 


background image

Глава 4 

Окончание таблицы 4.6. 

Акцентуация 

Группа, баллы 

Акцентуация 

контрольная 

риска 

Циклотимный тип 

(частые изменения 

настроения) 

14,2 

15,0 

Экзальтированный 

тип (увлеченность, 

потребность в пози­

тивных эмоциях) 

15 

17,3 

Таким образом, лицеисты группы риска (начало развития 

компьютерной зависимости) имеют более выраженные по эмо­

циональной расцветке указанные типы личностных 

акцентуаций. 

Если учитывать степень проявления каждой акцентуации в 

обеих группах, исходя из того, что 1-я степень отвечает 13-15 

баллам, 2-я — 16-18 баллам, 3-я — 19-21 баллу, а 4-я — 22-24 

баллам, то заметна разница по каждому типу акцентуации. 

Особенно значимыми оказались характеристики по эмотив-

ному типу личностной акцентуации в обеих группах. Так, 1-я 

степень этой акцентуации зафиксирована у каждого второго ли­

цеиста контрольной группы (50,8%), тогда как в группе риска 

аналогичная характеристика установлена у каждого четвертого 

подростка (25,4%) (р<0,05). При этом в группе риска 4-я степень 

эмотивности отмечена у 6,3% обследованных, а в контрольной 

группе наивысшая степень проявления этой характеристики не 

наблюдается ни у одного человека (р<0,05). Кроме того, 3-я сте­

пень возбудимости выявлена у 14,3% школьников группы риска 

и у 3,2% лицеистов контрольной группы (р<0,05). 

При корреляционном анализе демонстративной акцентуа­

ции и заинтересованности компьютером найдена связь 

(коэффициент корреляции Чупрова, г=0,33). 

Анализ интеллектуальных показателей подростков показал, 

что уровень общего развития школьников в обеих группах хо­

роший и составляет в среднем 94,8 балла в контрольной и 89,4 

балла в группе риска. 

Если оценивать интеллектуальные характеристики лицеис­

тов по шкальным оценкам, где 70-79 баллов отвечают среднему 

уровню, 80-99 баллов — хорошему, а 100 и более баллов — высо­

кому, то в этом случае имеются достоверные отличия в уровнях 

интеллектуального развития подростков обеих групп. 

82 


background image

Факторы риска развития компьютерной зависимости у подростков 

Хороший (более 90) результат интеллекта выявлен у каждого 

третьего ученика (35%) контрольной группы и каждого второго 

(54%) из группы риска (р<0,05). Но удельный вес исследуемых с 

высоким интеллектом составляет 48% у подростков контроль­

ной группы и 25,4% у учеников из группы риска (р<0,05). 

Аналогичная картина наблюдается и по такому показателю 

как концентрация внимания. 38% исследуемых группы риска 

имеют хороший уровень развития концентрации внимания. 

Этот показатель достовернее отличается от результата кон­

трольной группы, где такой же уровень развития концентрации 

внимания показали 14% учеников (р<0,05). Что касается высо­

кого уровня развития этой характеристики, то ее имеют 41,3% 

лицеистов контрольной группы и 22,2% исследуемых из группы 

риска (р<0,05). При корреляционном анализе концентрации 

внимания и общением в сети найдена связь (коэффициент кор­

реляции Чупрова, г=0,38). 

При изучении социально-психологических характеристик 

подростков и, в частности, такой как тип межличностных отно­

шений, авторитарный стиль отношений ярче проявляется у 

подростков контрольной группы. 

Высокая степень властности, стремление отдавать приказы 

другим (по самооценкам респондентов) присущи 16% исследу­

емых из группы риска и около 5% из контрольной группы 

(р<0,05). 

В межличностных отношениях ученики группы риска чаще 

пытаются быть независимыми, чем ученики контрольной 

(20,7% и 12,7% соответственно). У них в 2 раза чаще проявляет­

ся агрессивность и стремление обвинять других в своих 

проблемах и неудачах (14,3% и 7,9% соответственно). Кроме то­

го, у них ярче проявляется тенденция к подозрительности, 

вражде, обману (17,5%), чем у учеников контрольной группы 

(6,3%). Вместе с тем эти ученики более податливы (11,1%; в 

контрольной группе — 4,8%); более старательны (11,1% — в 

группе риска и 6,3% в контрольной группе); и более велико­

душны (25,4% в группе риска и 12,7% — в контрольной группе). 

При корреляционном анализе подозрительности в отношениях 

и ощущением счастья за ПК найдена связь (коэффициент кор­

реляции Чупрова, г=0,31). 

И в своих характеристиках «идеального» человека ученики 

группы риска в большей степени ориентированы на образ чело­

века очень послушного (10,3% в группе риска и 0% в 

контрольной), дружелюбного (18,0% и 5,1% соответственно) и 

великодушного (17,4% и 7,7% соответственно). Самооценка 

респондентов в большинстве случаев адекватна по всем шкалам 

83 


background image

Глава 4 

(счастье, здоровье, удовлетворенность собой, удовлетворен­

ность отношениями с людьми). 

В группе риска респонденты (72%) имеют еще телесно-ма­

нуальные (занятие спортом, управление авто), интеллек­

туально-эстетические (занятие музыкой, написание стихотво­

рений) и азартные (игровые автоматы) увлечения. 

Таким образом, лицеисты группы риска развития компью­

терной зависимости имеют хороший уровень результата по 

интеллекту и высокий уровень нейротизма. Около 2/3 учеников 

имеют высокий уровень экстраверсии. У учеников группы рис­

ка преобладают гипертимный, возбудимый, циклотимный, 

экзальтированный и эмотивный типы акцентуации; особенно 

нужно отметить большую эмотивность исследуемых (р<0,05). 

Отмечается также хороший уровень концентрации внимания. 

В межличностных отношениях для них характерна высокая 

степень собственности, стремление доминировать над другими 

(по самооценкам респондентов) (р<0,05). В межличностных 

отношениях ученики группы риска чаще пытаются быть неза­

висимыми, и у них в 2 раза чаще проявляется агрессивность и 

стремление обвинять других в своих проблемах и неудачах. 

Определяется тенденция к подозрительности, враждебности, 

обману. Вместе с этим, эти ученики более послушны, доброже­

лательны, исполнительны и великодушны по сравнению с 

контрольной группой. Самооценка в группе риска в боль­

шинстве случаев адекватна, имеет место сочетание 

заинтересованности компьютерными технологиями с другими 

увлечениями. 

Клинико-психопатологическими признаками в начале фор­

мирования зависимости от компьютера (группа риска) 

выступают эмоционально-волевые нарушения: потеря ощуще­

ния времени, фиксация на аддиктивном агенте, которая 

сопровождается эмоциональным подъемом (эйфория, психи­

ческая релаксация, ощущение «взлета», беззаботности, 

свободы, усиления воображения), предчувствия, фантазии и 

мечты о пребывании за компьютером, получение позитивных 

ощущений, эмоций и удовольствия от деятельности за ПК и ис­

пытание психоэмоционального напряжения (скука, 

подавленность, раздраженность) вне работы за ПК; расходова­

ние денег на компьютерное оборудование. 

На первичном этапе адциктивного процесса наблюдаются 

первые признаки

 дезактуализации базовых потребностей

 —

 сна, 

отдыха, употребления пищи, личной гигиены. «Увлечение» 

компьютерными технологиями приводит к изменению образа 

жизни, нарушению режимов сон-бодрствование и от-

84 


background image

Факторы риска развития компьютерной зависимости у подростков 

дых-нагрузка, постепенно время работы становится как 

дневным, так и ночным (р<0,001). Определяется снижение мо­

тивации относительно целеустремленного использования 

компьютера по назначению. В процессе формирования ком­

пьютерной аддикции происходит централизация работы за 

компьютером за счет другой деятельности, в том числе обуче­

ния, домашней работы, социальных взаимоотношений, но это 

не приводит к социальной дезадаптации. Отмечаются первые 

признаки ухудшения успеваемости при обучении (р<0,001), на­

рушается обычный стереотип взаимоотношений с ребятами 

такого же возраста. Следует считать, что деятельность за ком­

пьютером позволяет реализовать неосознанные потребности 

в

 принятии роли

 и

 уходе от реальности

 (механизмы формирова­

ния компьютерной зависимости). На данном этапе отсутствуют 

физические симптомы (головная боль по типу мигрени, боль в 

позвоночнике, сухость в глазах, онемение и боль в пальцах кис­

ти (синдром карпального канала), общение в сети еще не 

полностью вытесняет личные взаимоотношения в реальном 

мире(р<0,001). 

Приведенные данные свидетельствуют о необходимости 

разработки программ первичной профилактики, направленной 

на улучшение психической адаптации учеников, межличнос­

тных отношений, ознакомление с особенностями развития 

компьютерной зависимости и возможными ее последствиями. 

85